Урок-соревнование по экономике на тему Деньги

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

министерство образования и науки Амурской области


государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по теме «Деньги»










Разработала Козьминых Наталья Владимировна

преподаватель экономики высшей категории









Благовещенск 2016

Пояснительная записка


Дисциплина «экономика» способна оказать решающее влияние на формирование экономической грамотности личности, социальную позицию обучающегося. Будущий продавец должен уметь исследовать факторы, имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг, а для этого ему необходимы базовые знания в области экономических отношений. Методическая разработка занятия по теме «Деньги» раздела «Деньги и банки» дисциплины «Экономика» разработана для обучающихся первого курса, по профессии продавец, контроллер-кассир.

Данное занятие активизируют мыслительную деятельность обучающихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Оно направлено на проверку знаний, умений и навыков, по изученному материалу.

В данную методическую разработку входят: презентация, видеофрагменты, дидактический материал.

Цель создания методической разработки: в занимательной форме повторить материал, развить познавательную активность и творчество обучающихся, расширить их кругозор, смекалку, наблюдательность и чувство юмора, осуществить репродуктивную деятельность обучающихся с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

Методическая разработка может быть использована по дисциплинам «история», «обществознание», данная тема интересна для обучающихся по профессиям повар, кондитер, пекарь. Материалы данного занятия можно взять за основу для проведения внеклассных мероприятий. Допустимо частичное изменение структуры мероприятия с учётом меньшего числа команд и участников.

Краткое описание: занятие проходит в форме соревнования, каждый этап включает в себя тематический конкурс. За каждое выполненное задание начисляются баллы. Группа делится на 4 команды, формируется жюри. У каждой команды цветные флажки определенного цвета. Самое большое количество за правильный ответ «4» балла. В конце занятия подводятся командные и индивидуальные итоги.

Мероприятие рассчитано по времени на 45 минут.














Занятие-соревнование в группе первого курса.


Тема занятия: «Деньги».


Тип занятия: повторительно-обобщающее занятие - соревнование.

Оборудование и оснащение занятия: компьютер, мультимедиа, ноутбуки, калькуляторы,

фильм о Китае, учебная литература, раздаточный и иллюстративный материал.


Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

Липцис И.В. Экономика 1,2 части. Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений. Москва:Вита-Пресс, 2010.

Гомола А.И. Экономика. Учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля «Академия» - 2012.

finogid.ru/personalinvestments/333-otkuda-ljudi-berut-dengi

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E2%E5%F0%F1

yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%

cbr.ru

Цели занятия:

Обучающая: повторить учебный материал, обобщить знания и умения по теме «Деньги».

Развивающая: развитие умения анализировать полученную информацию; развитие познавательной деятельности, смысловой памяти, внимания.

Воспитательная: развитие у обучающихся коммуникативных компетенций, формирование умений коллективного обсуждения информации и принятия решений, воспитание терпимого отношения к мнению других, воспитание сознательной экономической грамотности и интереса к предмету, потребности к самообразованию.

Эпиграф:

"То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем,- бесконечно".

(французский ученый Пьер-Симо́н, маркиз де Лапла́с)


План занятия:

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателя.

III. Ход соревнования.

Выполнение обучающимися индивидуальных и коллективных, различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе фактов и явлений.

1. визитная карточка команды; разминка (использование интернета);

2. конкурсы:

1-й конкурс «Факты истории» - устный опрос, работа в команде;

2-й конкурс «Капитанов» - рисунки;

3-й конкурс «Заочное путешествие в Китай», работа с интернетом (видеофильм о Китае город Хэйхэ);

4-й конкурс «Виртуальные гости» - ответы на видео вопросы;

5-й конкурс «Пазлы» - работа в команде;

6-й конкурс «Пословицы о деньгах», работа с интернетом.

IV. Рефлексия, подведение итогов соревнования, награждение победителей.


Ход занятия.


I. Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателя, задаётся рабочее настроение, предлагается план проведения занятия, озвучиваются цели.

Объяснение обучающимся правил проведения занятия - соревнования, деление группы на 4 команды, формирование жюри, название команды, выбор капитана. За каждое выполненное задание начисляются баллы. У каждой команды цветные флажки определенного цвета. Самое большое количество за правильный ответ «4» балла.

Жюри распределяет баллы за решение и оппонирование каждого задания. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит преподаватель или член жюри.

В конце занятия подводятся командные и индивидуальные итоги. При неправильном выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов.


III. Ход занятия-соревнования.

Вступительное слово преподавателя.

Деньги это самый знакомый экономический механизм, известный нам с детства. Некогда один мудрец сказал, что деньги - это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли. И оба они были правы. Деньги были придуманы человечеством прежде всего для облегчения торговли.

Деньги служат универсальным языком, с помощью которого легко договариваются между собой все продавцы и покупатели. Первоначальную роль денег играли различные блага, и лишь потом появились современные формы денег.

На прошедших занятиях мы с вами узнали много интересного о денежном мире и сегодня вам надо показать свои знания.

Занятие будет проходить в форме соревнования и ваша цель - победить, для этого надо приложить максимум усилий, показать, что вы одна команда и цель у вас общая - победа.

Задание: придумать визитную карточку команды (название, девиз, выбрать капитана).

Слово преподавателя.

Деньги... Их проклинают и прославляют, им радуются и без них плачут, их воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят...

О них пишут стихи и слагают песни.

Их используют в пословицах и поговорках.

Ими проверяют надежность и порядочность, достоинство и честность человека.

Как они появились на земле.

Этот ряд можно продолжать бесконечно.

Сегодня в ходе занятия вы должны ответить на эти вопросы.

Кроме командного первенства, которое будет оценивать жюри, я буду учитывать и оценивать участие каждого из вас.

Разминка. (Психологический настрой на игру).

1. Как говорят о больших деньгах?

Куры не клюют, мыши не грызут, глаза не смотрят.

2. Какой эпитет часто употребляется при описании новой денежной купюры?

Скрипящая, хрустящая, шипящая.

3. Каким из этих слов не характеризуют деньги?

Лимон, капуста, ботва.

4. Как в шутливой форме говорят о деньгах?

Презренный металл, ненавистная бумага, жалкий пластик.

5.Что делает с рублём копейка?

Стережёт, бережёт, воспитывает.

6. Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?

Водяные, воздушные, астрономические.

7. Как называется сумма денег, поставленная на кон в игре?

Ломбард, банк, магазин.

8. Какие деньги родители выделяют своим детям?

Домашние, карманные, декоративные.

9. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

На високосный год, на золотой век, на чёрный день.

10. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

Сто долларов, сто друзей, сто лет одиночества.

11. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

Горевали рублики, плакали денежки, повесились банкноты.

12. Чем должен обладать денежный знак?

Гордостью, достоинством, мужеством.


1-й конкурс «Факты истории» - формирование навыков работы в команде.

Вступительное слово преподавателя.

На самом деле большинство людей знают о денежном мире крайне мало. И это не удивительно: мир этот представляет собой один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Все эти законы ведомы только профессионалам - ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.

Устный опрос. Повторить экономические термины:

Инфляция - обесценивание денег, приводящее к росту цен.

Деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Структура денежной массы - наличные (бумажные, монеты), безналичные (электронные и счета в банке).

Задание. Каждой команде нужно вытянуть конверт с вопросом и дать на него правильный ответ.

Вопрос 1: первые бумажные деньги в России, которые называли женским именем.

Ответ: первые бумажные деньги в России увидели свет в 1769 году при Екатерине II. Первые ассигнации были выпущены на сумму 1 миллион рублей и носили название «Катенька». Они имели крайне низкое качество. В некоторых источниках даже говорится о том, что они печатались на царских скатертях и салфетках. Эти ассигнации имели номиналы 20, 50 и 100 рублей. Позже стали выпускать банкноты в 5 рублей и 10 рублей. С выходом первых бумажных денег в России, население познакомилось и с таким явлением, как инфляция. Урок-соревнование по экономике на тему Деньги

Вопрос 2: 1656 год, царь Алексей Михайлович (отец Петра первого) провел денежный эксперимент. Для чего он это сделал и к чему это привело?

Ответ: в 1656 году царь Алексей Михайлович, чтобы пополнить казну, повелел изъять из обращения все серебряные монеты, а вместо них начеканить монеты из меди, того же номинала. Это привело к развалу денежной системы, разрушению торговли и росту цен. Кончился денежный эксперимент царя восстанием в Москве под названием «Медный бунт». Менее чем через год обесцененные медные деньги в России были изъяты из обращения.

Вопрос 3: для чего во времена древней Руси на обороте арабских монет делался крест?

Ответ: в древней Руси не было собственной добычи металлов. Его получали в слитках, изделиях, монетах от других народов через торговлю. Наиболее широко на Руси ходили арабские денежные знаки. Если для расчетов не хватало разменной монеты, нормальным считалось разрезать монеты на части. Для этого на обороте монеты делался крест, позволяющий разделить ее на две или четыре части.

Вопрос 4: происхождение названия «монета».

Ответ: в 4 веке до нашей эры в Риме при Храме Юноны-Монеты был учрежден первый монетный двор по чеканке металлических денег, откуда и произошло это название - «монета».

Вопрос 5: сторона, на которой указан номинал монеты?Урок-соревнование по экономике на тему Деньги

Ответ: сторона, на которой указан номинал монеты называется «реверс» или «решка».

Вопрос 6: сторона, на которой изображен герб?

Ответ: Лицевая сторона с изображением герба называется «аверс» или «орел».

Вопрос 7: как называется ребро монеты?

Ответ: ребро монеты называется «гурт».

Вопрос 8: откуда пошло название «копейка»?

Ответ: название «копейка» пошло от изображенного на монете всадника с копьем.


2-й конкурс «Капитанов»: развитие смекалки, наблюдательности и чувства юмора.

Вступительное слово преподавателя.Урок-соревнование по экономике на тему ДеньгиУрок-соревнование по экономике на тему Деньги

Команда всегда и во всем полагается на своего капитана. Он с закрытыми глазами может привести команду к победе. Вот мы сейчас и проверим, так ли это на деле.Урок-соревнование по экономике на тему Деньги

Задание. Капитаны должны на скорость с закрытыми глазами написать на листе бумаги предложенные символы валюты государств. (рубль, доллар, евро, юань).


3-й конкурс «Заочное путешествие в Китай». (видеофильм, работа в интернете): формирование навыков работы в команде в сочетании с самостоятельной деятельностью обучающихся.

Вступительное слово преподавателя.

Функция мировых денег отличается от других функций денег на внутреннем рынке. Выполняя функцию мировых денег, подразумевается, что деньги служат:Урок-соревнование по экономике на тему Деньги

-всеобщим международным платежным средством;

-всеобщим международным покупательным средством.

В роли международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным сделкам.

Вопросы обучающимся к теме.

- Назовите функции денег.

- Дать определение «валюта».

- Дать определение «валютный курс».

- Дать определение «свободно конвертируемая валюта».

Предлагаю вам посетить наших соседей в городе Хэйхэ (фильм экскурсия по Хэйхэ).

Вам, конечно, понравилась наша заочная экскурсия и захотелось совершить эту поездку реально. Для этого вам потребуются определенная сумма валюты.

Задание.

- Рассчитать стоимость поездки, с целью ознакомления, в китайский город Хэйхэ на два дня.

- Перевести по курсу рубли в юани. Найдите в Интернете курс юаня по данным ЦБ России.

  1. Покупка билетов-2100 рублей;

  2. Въезд в город 50 юаней;

  3. Проживание в гостинице за двое суток 200 юаней;

  4. Питание 250 юаней.

Вопрос.

Какая сумма денег в рублях потребуется для поездки в город Хэйхэ.

Ответ. 2100 руб.+ (500 юаней по курсу ЦБ).= 2100+5500=7600 рублей


4-й конкурс «Виртуальные гости (видеофильм): применение знаний в новой ситуации; грамотное объяснение происходящего.

Вступительное слово преподавателя.Урок-соревнование по экономике на тему Деньги

Сейчас вам зададут вопросы преподаватели нашего колледжа. Вы должны подумать и дать правильный ответ (перечислить обозначенные законы, назвать функцию денег, указать примерную стоимость предмета).

  1. Вопрос.

Мир денег в России регулируется несколькими законами. Назовите три основных закона регулирующих денежное обращение в Российской Федерации.

Ответ.

1. «О денежной системе Российской Федерации»,

2. «О центральном банке России»,

3. «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Вопрос.

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, согласно ст. 186 УК РФ квалифицируется как мошенничество и согласно данной статьи, лица, совершившие данное преступление несут наказание в виде…

Ответ.

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, согласно ст. 186 УК РФ квалифицируется как мошенничество и согласно данной статьи, лица, совершившие данное преступление несут наказание в виде:

- лишение свободы на срок от 5до 8 лет и штраф в размере до одного миллиона рублей.

Те же деяния, совершенные в крупном размере:

- лишение свободы на срок от 7до 12лет и штраф в размере до одного миллиона рублей.

Те же деяния, совершенные организованной группой:

- лишение свободы на срок от 8до 15 лет и штраф в размере до одного миллиона рублей.

3. Вопрос.

Этот предмет вам всем хорошо знаком, им вы пользуетесь на уроках физкультуру. Вопрос: назовите предполагаемую цену баскетбольного мяча (100руб, 300 руб., 400 руб.) и какую функцию выполняют деньги в данном примере.

Ответ.

Баскетбольный мяч стоит 400 рублей. Функция денег в данном примере - мера стоимости.

5-й конкурс «Пазлы»: развитие познавательной активности и творчества обучающихся.

Вступительное слово преподавателя.

Деньги были созданы прежде всего для облегчения обмена. А поскольку обмен - одно из самых древних занятий человечества, в ту далекую старину уходят корни и денежной системы. Хотя человечество изначально придумало деньги лишь для облегчения и обмена, со временем деньги начали выполнять и другие функции.Урок-соревнование по экономике на тему Деньги

Вопрос. Назовите функции денег?

Ответ. Средства обмена, средство платежа, средства накопления, мера стоимости, мировые деньги.

Следующее задание будет связано с определенной функцией денег. Вы должны показать умение работать в команде, умение производить расчеты, показать знание материала.

Каждая команда вытягивает конверт, знакомится с заданием.

Задание: собрать пазл из денежной купюры, на обратной стороне найти задание и выполнить его. Победит тот, кто ответит первым и назовет правильный ответ.

1. Что вы можете рассказать о данной купюре, что на ней изображено.

2. Условие задачи.

Гражданин Соловьев:

- получил заработную плату в размере 30 тыс рублей;

- купил велосипед за 7 тыс рублей;

- сделал вклад в банке на 10 тыс. рублей;

- купил за 3,5 тыс. рублей сотовый телефон;

- получил долг от друга в размере 500 рублей;

- купил флэшку за 600 рублей.

Вопрос. На какую сумму деньги выполнили функцию средства обращения?

Ответ: (7000руб.+3500руб.+600руб.=11000руб.)

6-ой конкурс «Пословицы о деньгах» (работа с интернетом).

Вступительное слово преподавателя.

В процессе проведения этого конкурса команды задают поочередно вопросы друг другу.

Задание. Назовите пословицы и поговорки на тему «деньги».

Победу одержит команда, назвавшая большее количество поговорок.

Пример:

Деньги делают деньги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Копейка рубль бережет.

С копейки начинается миллион.

Время - деньги.

Разменяться на мелкие монеты.

Подбивать бабки.

Отплатить той же монетой.

Пропадать ни за грош.

Принимать за чистую монету.

Посмотрел, как рублем одарил.

Отец накопил, а сын раструсил.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

Легче прожить деньги, чем нажить.

Хлебу мера, а деньгам счет.

IV. Подведение итогов занятия

Вступительное слово преподавателя.

Вот и наступило время подведения итогов нашего соревнования. Эпиграфом нашего занятия были слова: "То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем,- бесконечно". Эти слова еще раз подтверждают, что мы коснулись только маленькой частицы мира денег. Хочется надеяться, что сегодняшнее занятие разбудит у вас стремление к новым знаниям об этом мире, ведь «то, чего мы не знаем,- бесконечно».

Мир денег - удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. Человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Пока жюри определяет победителя, проводится рефлексия с обучающимися.
Целью этапа рефлексии на занятиях является осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.
Слово жюри: подведение итогов, награждение победителей.

Урок-соревнование по экономике на тему Деньги


© 2010-2022