КТП по литературе для 6 класса по программе Свиридовой

Календарно-тематическое планирование для 6 класса по программе В. Ю. Свиридовой (68 часов). Задача курса литературы авторской программы В.Ю. Свиридовой : на материале фольклорных, литературных и исторических текстов  - формировать у учащихся начальное представление о литературном процессе,  - ознакомить с процессом укорененности каждого произведения в историческом времени и культурном контексте,  -рассмотреть развитие трех родов литературы (эпос, лирика, драма) и становление жанров авторской лит...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа В. Ю. Свиридовой

Литература. 5 класс

2011-2012 уч.г

Учебник-хрестоматия для 5 класса в 2-х частях «Литература»,

рабочая тетрадь в 2-х частях

Издательство «Учебная литература», Самара, 2010г.

Задачи курса: на материале фольклорных, литературных и исторических текстов

- формировать у учащихся начальное представление о литературном процессе,

- ознакомить с процессом укорененности каждого произведения в историческом времени и культурном контексте,

-рассмотреть развитие трех родов литературы (эпос, лирика, драма) и становление жанров авторской литературы.

Количество часов по программе - 68 ч.

Региональный компонент - 7 ч.

Внеклассное чтение - 8 ч.

Контрольное сочинение - 4 (3/1)











Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Р.Р.

(сочин.)

Вн.чт.

Рег.к.

1. Назад в прошлое (от мифа к эпосу)


10 ч.

3 (1)

1

1

2. Волшебница - красота ( от народной волшебной сказки к авторской)

16 ч.

2 (1)

2

2

3.Творцы красоты. Мастерская художника (авторское начало в сказе и рассказе)

9 ч.

2 (1)

1

1

4. Истоки красоты. На перекрестке детства (особенности жанра рассказа)

7 ч.

1

1

1

5. В поисках красоты. Сокровище души (черты сказки в рассказе и повести)

17 ч.

3 (1)

1

1

6. Мечтая о будущем (автор в эпосе, лирике, драме)

9 ч.

1

1

1

Итого

68 ч.

12 ч.

8 ч.

7 ч.



темы

Тема (изучаемое произведение)

Кол.

урок

Литературный теоретический материал

Формы работы на уроке

Особенности темы

Домашнее

задание

1

Глава 1 Назад в прошлое ( от мифа к эпосу).

Введение. Литература и ее истоки. Малые фольклорные формы.

10 ч.

1ч.

Литература, автор, фольклор, малые фольклорные жанры (считалка, пословица, загадка, потешка, закличка, прибаутка, поговорка, заговор) ,мифологи-ческое мышление

Беседа, исследование;

работа с иллюстрация-ми, рабочей тетрадью (зад.1,2), словарем

Выявить особенности литературы, фольклора;

Знакомство с двоемирием(«чужой мир» и «свой мир»)

2

Сказка как мифологическое представление древних о мире. Русская народная сказка «Кот - золотой хвост».

1ч.

Миф, фольклорная сказка, сказочные мотивы, достовер-ное знание, вымысел, сюжет сказки

Чтение с остановками, беседа, исследование сюжета, языка сказки

Стр.14 ?

Поиск сказочных черт (зачин, концовка сказки, повтор, постоянный эпитет, магия числа, цвета, сказочный помощник), двоемирие, сюжетные особенности сказки

Пересказать

Миф Древней Греции и Геракле

3

Северные варианты русских народных сказок. «Три царства - медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка».

1ч.

Рег. компонент.

Внеклассное чтение

Сопоставление текстов сказок, включенных в хрестоматию, с текстами северных сказок; сказы-вание сказок; создание сборника иллюстраций к сказкам.

Сопоставление текстов сказок, определение особенностей северных сказок.

Иллюстрирование сказок, создание книжки-раскла-душки.

4

Греческая и славянская мифология

1 ч.

Внеклассное чтение

Миф, мифология, летопись

Беседа, лекция, сопоставление,исследование, работа с иллюст-рациями, рабочей тет-радью (зад 4,5), словар-ная работа, пересказ, работа со статьей учеб-ника

Рассмотреть особенности славянских языческих мифов; сопоставить греческую и славянскую мифологию (стр.18)

5

Древнегреческий эпос. Гомер. «Одиссея»

1 ч.

Эпос как род литературы, эпос как героическая песнь, миф, рапсод, историческая память народа

Работа со статьей учебника, словарная работа, работа с зада-ниями и вопросами учебника, рабочая тетрадь (зад .6), работа с «картинной галереей»

Знакомство с творчеством Гомера. Анализ произве-дений Гомера как эпичес-кого произведения (стр.23).

6

Древнерусский героический эпос. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

1ч.

Былина, сказочные и реальные детали, язык былины (постоянные эпитеты, повторы),

образ богатыря

Беседа, сопоставление произведений, словар-ная работа, комменти-рованное чтение, работа с заданиями и вопросами учебника,

работа с «картинной галереей»

Сопоставить сказку и былину, миф и былину. Определить основные черты былины (эпичес-кого стиля).

Сформулировать опреде-ление былины.

Сопоставить образы героев былины.

7

1.Р.Р. Поэтическая страничка. Отличие лирики от эпоса. Николоз Бараташвили «Цвет небесный, синий цвет…»

1ч.

Лирика, эпос, поэтический язык (анафора, эпитет, метафора), символика цвета, двустишие (дистих), историческая, публицистическая, лирическая цели, литературный процесс.

Выразительное чтение стихотворений, анализ поэтических произведе-ний, исследование в рабочей тетради (зад. 7,8), работа с заданиями и вопросами учебника.

Анализ языка лирических произведений; сопоставление лирики и эпоса;

Познакомить с процессом укорененности каждого произведения в своем историческом времени.

8

Своеобразие лирического произведения. Н.Заболоцкий «Сентябрь», М.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка».

1ч.

Лирическое произведение, образ, метафора, поэтические средства, настроение произведения; художник слова, кисти, звука; лирический герой, виды рифмы.

Выразительное чтение и анализ стихотворе-ний, работа с задания-ми и вопросами учебни-ка, работа с «картинной галереей», прослушать концерт Вивальди «Осень» и «Осеннюю песню Чайковского».

Работа над выразитель-ность и правильностью чтения стихотворений;

знакомство с этапами анализа стихотворения; сопоставление произ-ведений литературы, живописи и музыки.

Наизусть стихотворе-ние

9

2.Р.Р. Путь от фольклора к литературе.

1ч.

Лента времени. Литературный процесс. Род литературы. Фольклорные жанры.

Обобщающий урок:

Работа по вопросам и заданиям учебника, исследование, работа с картинной галереей.

Обобщить материал по теме « Назад в прошлое ( от мифа к эпосу)».

Соотнести изученные произведения с лентой времени.

10

3.Р.Р.Контрольное классное сочинение. Творческая работа.

1ч.

Рабочая тетрадь (зад. 11 или стр. 27-28)


11

Глава II. «Волшебница - красота ( от народной волшебной сказки к автор-ской)

Чудесный мир волшебной сказки. И.Никитин «Детство веселое, дет-ские грезы…», русская народная сказка «Финист - ясный сокол».

16 ч.

2 ч.

Народная сказка, авторская сказка, виды сказок, волшебная сказка, образ лирического героя, мотив, двоемирие волшебной сказки, волшебные помощники и предметы,

Работа с поэтическим и прозаическим текстом, работа по вопросам и заданиям учебника, вопросами - предполо-жениями; чтение сказки с остановками; наблюдение; рабочая тетрадь (зад .12); работа с картинной галереей.

Воздействие сказок на детей; определить роль сказки в жизни человека;

анализ волшебной сказки; сопоставление сказки и карт ины Васнецова «Царевна-лягушка»


Пересказ сказки

12

Своеобразие авторской сказки. Волшебная сила любви. С. Аксаков «Аленький цветочек»

2 ч.

Авторская сказка. Особенности композиционные, сюжетные, языковые. Индивидуальная особенность автора.

Комментированное чтение сказки с останов-ками; наблюдение за особенностями автор-ской сказки; рабочая тетрадь (зад .14,15); работа с картинной галереей; работа с био-графическим мате-риалом.

Сопоставление авторской и народной сказок, выразительное чтение сказки (стр. 77); знакомство со страница-ми биографии Аксакова

13

Северная сказочница, песенница М.Д. Кривополенова. «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть», «Небылицы», «Вавило и скоморохи».

1ч.

Рег. компонент.

Внеклассное чтение

Лекция , чтение сказок, беседа-анализ сказок, инсценировка сказок.

Слово о М.Д. Кривополеновой.

Инсценирование сказок.

14

Творчество народа - источник вдохновения поэта.

Своеобразие пушкинской сказки.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекра-сной Царевне Лебеди»

2ч.

Мотив, сюжет, композиция, языковые средства, художественные детали, способы рифмовки, стихотворные размеры (хорей); время и пространство

Чтение сказки с останов-ками; наблюдение за особенностями автор-ской сказки; работа с картинной галереей; работа с биографии-ческим материалом; исследование языка сказки; словарная работа; работа над вопросами и заданиями учебника, рабочей тетради (зад.17)

Всесторонний анализ сказки для выявления особенностей авторской сказки;

знакомство со страница-ми биографии Пушкина;

поиск источников вдохновения Пушкина;

работа над выразитель-ность речи(яркость автор-ских описаний, определе-ний,детализация, характ-еры главных героев.

2)Наизусть отрывок сказки.

3) составить таблицу «Особеннос-ти авторской сказки»; прочитать самостоятельно сказку на с.101-104.

15

4.Р.Р.Сопоставление сказки Пушкина и русской народной « По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре».

1ч.

Использование терминологии из двух изученных глав.

Сопоставление по плану сюжета, композиции, языка авторской и наро-дной сказки.

Составление письменного ответа по составленному коллективно плану сопоставления двух произведений.

Сопоставить сказки

16

Поэтическая страничка. Лирика - страна чудес. К.Бальмонт «Оттуда», А.Блок «Сны».

1ч.

Лирика, жанры лирики, поэтическая цель, колыбельная, монолог, поэтические приемы.

Работа над выразитель-ным чтением; работа над вопросами и зада-нииями учебника, рабо-чей тетради (зад.18,19); работа с картинной галереей; наблюдение, исследование

Способы передачи состояния, создания образа лирического героя;

Сравнение средств передачи состояний человека и природы поэтом и художником.

Наизусть сти-хотворение

17

Сказочник с сердцем ребенка (1 часть).

Своеобразие сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (2 часть).

Законы авторской волшебной сказки(3 часть).

П. Ершов «Конек - горбунок»

3 ч.

Отзыв, план простой и сложный, устаревшая лексика, просторечная лексика, сюжетная линия , волшебная сказка, жизненные реалии (детали), рифмовка, жанры фольклора, крылатые слова и выражения.

Работа со статьей учебника; пересказ лингвистической статьи;

работа над вопросами и заданиями учебника по частям сказки; работа над планом; словарная работа; наблюдение, сопоставление

Знакомство со страницами биографии П. Ершова; составление простого плана сказки;

наблюдение за сюжетной линией, за созданием автором образов главных героев; определение нравственной ценности сказки Ершова.

2)Наизусть отрывок

3) инсцени-рование эпизода

18

5.Р.Р.Контрольное классное сочинение. Отзыв о сказке П. Ершова «Конек - горбунок»

1ч.

План отзыва. Использование терминов изученных в данной главе.

Работа с планом, редактирование собственного текста

Написать отзыв об авторской сказке П.Ершова «Конек-горбунок».

Написать от-зыв; прочи-тать «Жар-птица и Васи-лиса-царев-на», ответить на вопросы с.153.

19

Сопоставление сказки П.Ершова и русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна»

1ч.

Использование терминов изученных в данной главе.

Наблюдение , анализ, исследование.

Сопоставление сюжета, образов главных героев, языка сказок.

Формулирование основных компонентов отличающих авторскую и народную сказку.

Создать собственную сказку.

20

Оригинальность сказок С.Г. Писахова. Сказки «Не любо - не слушай», «Северное сияние», «Сахарна редька».

1ч.

Рег. компонент.

Внеклассное чтение

Рассказ учителя, выразительное чтение сказок, беседа-анализ сказок.

Жизнь и творчество. Близость сказок С.Г. Писахова к народным сказкам. Оригинальность сюжетов. Особенности языка и стиля.

21

Храм сказочной волшебницы - красоты.

Н.Рубцов «Сапоги мои - скрип да скрип…»

1ч.

Авторская сказка, народная сказка, средства индивидуаль-ности автора, фольклорные жанры, художественные средства текста, рифмовка, размер стихотворный, двоемирие.

Обобщающий урок:

Работа по вопросам и заданиям учебника, рабочей тетради (зад.21), исследование, работа с картинной галереей.

Выразительное чтение и анализ стихотворения Рубцова.

Познакомить с процессом становления сказки как литературного жанра. Определения места сказки в историческом пространстве.


22

Глава III. «Творцы красоты. Мастреская художника (авторское начало в сказе и рассказе)»

Поэтическая страничка. Автор произведения.

Двустишия Пабло Неруды. Юнна Мориц «Песня о волшебнике»

9 ч.

1ч.

Автор. Рассказ. Сказ. Лириче-ское произведение. Двустишие. Ритм. Прием олицетворения, контраст, метафора, эпитет. Способы создания образа

Работа теоретическим материалом учебника; исследование материа-ла из рабочей тетради; работа по вопросам и заданиям учебника, исследование, работа с рабочей тетрадью

Формулирование опреде-ления стихотворного ритма.

Анализ двустиший Пабло Неруды и стихотворения Мориц.

Сочинение двустишия.

Выполнить задание 25 из рабочей тетради

23

Павел Петрович Бажов - уральский самоцвет.

Сказ как особый жанр эпоса.

«Медной горы Хозяйка».

1ч.

Эпиграф, сказ, рассказчик, сказочная природа повествова-ния, реалистичная сторона ска-за, язык сказа, авторские неологизмы; фразеологизмы.

Работа с биографичес-ким материалом ; словарная работа; чтение сказа, работа над вопросами и заданиями учебника; рабочая тетрадь (зад. 26); наблюдение.

Формирование представ-ления о сказе как об эпи-ческом произведении.

Наблюдение за языком сказа.

24

Своеобразие сказа Бажова.

Образ Данилы Недокормыша.

«Каменный цветок» П.Бажов.

2ч.

Особенные черты сказа; исторические детали, фон повествования.

Словарная работа; чтение сказа с после-дующим анализом по вопросам учебника; рабочая тетрадь (зад. 27)

Сопоставление сказа и народной сказки;

исследование сказа ( поиск особенностей сказа); характеристика образ Данилы, рассказчика.

25

Художественное своеобразие сказок Б.В. Шергина. Сказки о Шише.

1ч.

Рег. компонент.

Внеклассное чтение

Рассказ учителя. Чтение сказок. Игра в рифмы. Сопоставление сказок Шергина и Писахова.

Жизнь и творчество. Сказки о Шише. «Шиш московский» - скомо-рошья эпопея о проказах над богатыми и сильны-ми» (Б. Шергин). Фольклорная основа сказок.

26

6.Р.Р.Поэтическая страничка. Создание образа в лирике.

А.Ахматова «Мужество», Н.Рубцов «Зеленые цветы»

1ч.

Лирика, лирический образ, контраст, повтор, символ, лирический герой

Чтение и анализ стихо-творений, наблюдение, сопоставление, работа над вопросами учебни-ка; работа в картинной галерее

Поиск способов создания образа художником слова и автором картины «Букет цветов»;

Обучение выразитель-ному чтению поэтических текстов.

Наизусть стихотво-рение

27

Внимательное отношение человека к миру.

Ю.Нагибин «Зимний дуб»

1ч.

Рассказ, сюжет эпического произведения, герой рассказа.

Анализ рассказа, работа над вопросами и заданиями учебника, рабочая тетрадь (зад. 28),сравнение.

Сопоставить рассказ и сказку;

Оценить нравственную сторону произведения;

Подвести к выводу, что способность к необыч-ному переживанию рож-дает художника.

Выполнить

Задание №28

Из рабочей тетради.

28

Удивительный мир рассказа.

Ю.Коваль «Вода с закрытыми глаза-ми»

1ч.

Парцелляция, название рассказа,

Работа с названием рассказа, работа над вопросами и заданиями учебника; рабочая тетрадь (зад. 29,30).

Определить своеобразие рассказа, смысл его наз-вания;

Сравнить рассказ и сказ, выявить сходство и различие.

29

7.Р.Р.Творцы красоты. Трепетное отношение художника к миру.

Домашнее сочинение

1ч.

Использование терминов изученных в данной главе.

Обобщающий урок:

Работа по вопросам и заданиям учебника, рабочей тетради (зад31-34), исследование, соз-дание таблицы, работа с временной лентой..

Дать характеристику изученным эпическим жанрам (сказке, сказу, рассказу).

Определить основные отличия лирического про-изведения от эпического.

Определить место изу-ченных произведений на ленте времени и в лите-ратурном процессе.

Творческая работа (рабочая тетрадь , стр.71-73)

Домашнее сочинение

30

Глава IV. «Истоки красоты. На пере-крестке детства (особенности жанра рассказа)»

Волшебный мир детства.

Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихой…»

Автобиографический рассказ А.Чехова «Мальчики»

7 ч.

1ч.

Эпиграф, лирический герой, автобиографический, повтор, синтаксис стихотворения, удвоенные слова, манера речи.

Рассказ, сюжет, повествователь, портрет героя, композиция рассказа, юмор, вид рассказа.

Наблюдение, рассужде-ние, эвристическая бе-седа, выразительное чте ние стихотворения, работа над вопросами и заданиями учебника, рабочая тетрадь (зад.1-6), работа со словарем.

Чтение рассказа, слова-рная работа, сопостав-ление.

Определить особенности детской речи.

Рассуждение о счастли-вой поре - детство.

Поиск ответа на вопрос: зачем писатели обраща-ются к теме детства.

Определить композицию рассказа, выделить соста-вные части.

Сопоставить портрет героев и их поступки.

31

8.Р.Р.Поэтическая страничка. Роль описания в лирическом произведении.

М.Цветаева «декабрь и январь», Н.Матвеева «Есть и у капусты верхние листы…»

1ч.

Противопоставление, антони-мы, синтаксический паралле-лизм, портрет в лирическом произведении, проблематика произведения.

Работа над выразитель-ным чтением стихотво-рения; анализ, наблю-дение, сопоставление.

Анализ стихотворения с целью обнаружения его своеобразия.

Определить роль описа-ния в лирическом произ-ведении.

Наизусть стихотворе-ние

32

Отношение человека к животным.

Л.Андреев «Кусака», Д.Кедрин «Мышо-нок»

1 ч.

Название рассказа. Сюжетная линия. Образ героя. Главные и второстепенные герои. Поступок. Повтор как способ выражения авторской позиции.

Риторическое обращение.

Работа с названием. Чтение с остановками. Работа с гипотезой. работа над вопросами и заданиями учебника; работа над анализом стихотворения.

Определение смысла названия рассказа.

Определение компози-ционного членения рас-сказа.

Формулирование автор-ской позиции.

Определение цели поэтического и эпичес-кого произведения.

33

Влюбленный в море человек.

Своеобразие рассказа Б.Житкова «Пудя».

Нравственный потенциал произведения Житкова.

2 ч.

Эпитет, псевдоним, художест-венная деталь, рассказчик, описание, контекст, характеристика, поступки и речь героев, индивидуальность автора.

Работа с биографичес-кой статьей учебника.

Чтение с остановками. Работа над вопросами и заданиями учебника; рабочая тетрадь (зад.8); наблюдение за языком; исследование на сход-ство и различие произ-ведений; работа с картинной галереей.

Знакомство со страница-ми биографии Житкова.

Своеобразие рассказа Житкова.

Наблюдение за языком произведения. Речь рассказчика.

Определения вида рассказа.

Сопоставление рассказов Чехова и Житкова.

Пересказ от третьего лица.

34

Волшебный мир детства.

И.Бунин «В стороне далекой от родного края…»

1ч.

Использование терминов изученных в данной главе.

Обобщающий урок:

Работа по вопросам и заданиям учебника, рабочей тетради (зад.9 -12), исследование, сло-варная работа; работа с временной лентой.

Анализ стихотворения И.Бунина.

Изображение мира дет-ства разными авторами.

Способы создания образа в рассказе.

Цель автора - возвраще-ние к истокам своего вну-треннего мира.

35

Отношение автора к герою и природе Севера. Ю.П. Казаков «Никишкины тайны».

1ч.

Рег. компонент.

Внеклассное чтение

Рассказ учителя о Казакове, беседа-анализ рассказа, чтение рассказа.

Краткие биографические сведения. Ю.П. Казаков и Север.«Никишкины тайны».Отношение автора к герою и природе Севера.


36

Глава V. «В поисках красоты. Сокрови-ща души (черты сказки в рассказе и повести)»

Поэтическая страничка. Кладовая красоты.

М.Цветаева «Книги в красном переплете», Н. Рубцов «Тихая моя родина»

17 ч.

1ч.

Читатель, образ лирической героини; ностальгия, пейзаж, картины природы, символ Ро-дины, непреодолимая стихия; эпитет, сравнение, ритори-ческое восклицание, одноко-ренные слова, повтор; синонимы

Работа со словарем; ра-бота над вопросами и заданиями учебника; рабочая тетрадь (зад. 13); работа с названием произведений,

Как стать гениальным читателем.

Анализ стихотворений Цветаевой, Рубцова.

Тема Родины в стихотворении Рубцова.


Наизусть стихотворе-ние

37

Нерасторжимая связь человека и окружающего его мира.

К.Паустовский «Теплый хлеб»

1ч.

Признаки сказки, признаки рассказа, зачин, концовка, вступление, детали описания, характер персонажей, центр повествования, образ повество-вателя, олицетворение, кульминация

Чтение с остановками; сравнение, исследова-ние, работа с предполо-жением; работа над вопросами и заданиями учебника; рабочая тет-радь (зад.14-16); работа с картинной галереей; работа со словарем

Поиск признаков рассказа в сказке Паустовского.

Сопоставление сказки и рассказа.

Анализ композиции и сюжета сказки.

Определение нравствен-ной ценности сказки.

Создание ощущения об-щей жизни мира в гармо-нии.

38

Певец природы.

Б.Пастернак «За поворотом», М.Пришвин «Кладовая солнца»

1ч.

Образы двух миров. Сказка-быль.

Работа с поэтическим текстом, с биографии-ческим текстом; комментированное чтение сказки-были.

Анализ стихотворения.

Знакомство с биографией Пришвина.

Формирование представ-ления о сказке-были как эпическом жанре.

39

Основные признаки сказки - были (сказки-повести)(1-2ч.).

Волшебное путешествие в Блудово бо-лото (3-4).

Травка и Серый Помещик (5-7).

Тяжкие испытания (8-10).

Правда Антипыча (11-12).

М.Пришвин «Кладовая солнца»

5ч.

Сказка-быль. Сказка-повесть. Характеристика главных персо-нажей. Образ рассказчика. Этапы волшебной сказки. Новелла. Линии действия. Способы создания яркого образа (сравнение, олицетво-рение, метафора). Виды пере-сказа. Основные признаки по-вести (сюжетные линии, дейст-вующие лица второго плана, пейзажные зарисовки, встав-ные новеллы). Оценочная лексика (нейтральные, положительные синонимы).

Составление простого плана. Трансформация простого плана в сложный. Исследование текста произведения. Чтение и анализ текста по частям. Словарная работа. Работа в раб. тетради

(Зад.18,19,20,21)

Исследование текста. Сопоставление. Срав-нение частей.

Поиск основных призна-ков сказки-были и сказки - повести.

Сопоставление волшеб-ной сказки и повести-ска-зки с. 74.

Выполнение творческой работы.

Поиск способов создания яркого образа. Сравнительная характе-ристика героев.

Обучение сжатому пересказу по сложному плану.

Формирование представ-ления о повести и ее при-знаках (сюжетные линии, действующие лица второ-го плана, пейзажные за-рисовки, вставные новел-лы)

Наизусть эпический отрывок.

Пересказ подробный и сжатый.

40

9.Р.Р.Лесная книга

М.Пришвин «Лесная книга», Н.Матвеева «Под прошлогоднею листвой…»

1ч.

Лирическая зарисовка, поэма, повесть, жанр картины (пейзаж, сюжетное полотно, натюрморт), крылатые выражения, строфа, однородные выражения

Работа над вопросами и заданиями учебника; рабочая тетрадь (зад.22-26); работа с картинной галереей; исследование; работа с временной лентой

Анализ произведения Пришвина ;

Сопоставление произве-дений разных жанров, на-блюдение за литератур-ным процессом ;

анализ стихотворения Н. Матвеевой

41

10.Р.Р.Сочинение (рабочая тетрадь на с.48-50)

1ч.

Выбор одной из тем и написание сочинения

42

Ответственность человека за судьбу «тех, кого он приручил». Ф.А. Абрамов «Про Василия Ивановича», «Несмышленыши».

1ч.

Рег. компонент.

Внеклассное чтение

Рассказ учителя, беседа-анализ рассказа.

Ф.А. Абрамов. Детские годы писателя.

Человек и природа в рассказах, ответствен-ность человека за судьбу «тех, кого он приручил»

43

Сказочник страны подземных жителей (до с.129).

Спасение Чернушки и ее благодарность (до с.147).

Алеша и конопляное зернышко (до с.156).

Нравственная ценность сказки Погоре-льского.

Антоний Погорельский «Черная кури-ца, или Подземные жители»

4ч.

Сказочная повесть, сюжетная линия, композиционные элементы, проблема

Работа со статьей учеб-ника; чтение сказки с ос-тановками; словарная работа; работа над вопросами и заданиями учебника; рабочая тетрадь (зад.27-29); сопоставление, исследо-вание сюжета, компози-ции, языка;

Знакомство с биографи-ческими сведениями.

Анализ сказки с элемен-тами исследования на определение жанровой принадлежности.

Обучение формулирова-нию проблемы.

Определение нравствен-ной ценностью сказки.

44

Особые приметы рассказа.

А.Куприн «Белый пудель»

1ч.

Рассказ, повесть, эпизод

Чтение и анализ текста; самостоятельная работа с текстом и вопросами учебника. Исследова-ние. Картинная галерея.

Самостоятельное чтение и первичный анализ тек-ста.

Диагностика первичного восприятия текста.

Написание творческой исследовательской рабо-ты.

45

11.Р.Р.Рассказ и повесть - эпические жанры.

1ч.

Рассказ, повесть, сказка, эпос, система образов, конфликт, сюжетная линия, проблема

Обобщающий урок:

Работа по вопросам и заданиям учебника, рабочей тетради (зад.31 -33), исследование, сло-варная работа; работа с временной лентой.

Определение основных признаков эпических жанров (рассказа, повес-ти).

Написание творческой исследовательской рабо-ты.

Сравнение центральных образов.

Актуализация проблем, поднятых авторами.

46

Глава VI. «Мечтая о будущем (автор в эпосе, лирике, драме)»

Пьеса-сказка - драматическое произ-ведение (1 действие).

Сравнительная характеристика эпиче-ской и драматической сказки (2 дейст-вие).

Движение литературы во времени (3 действие).

Ев.Шварц «Красная шапочка»

9 ч

3ч.

Пьеса-сказка, драма, пьеса,ре-марка, афиша, действие, карти-на, драматический конфликт, индивидуальные особенности речи, авторская оценка, обра-щение, литературный процесс

Чтение пьесы, инсцени-рование эпизодов сказ-ки, сопоставление, работа со словарем, работа с вопросами учебника,рабочая тетрадь ( зад.34-36)

Знакомство с особен-ностями драматического произведения.

Обучение выразитель-ному чтению драмы, ее инсценирование.

Сопоставление сказки и пьесы.

Анализ сказки на предмет осовременивания произ-ведения.

47

Смысл названия баллады. К.М. Симонов

«Сын артиллериста».

1ч.

Рег. компонент.

Внеклассное чтение

Рассказ учителя об авторе, истории создания произведения, чтение баллады, беседа

История создания, жизненный материм и художественный сюжет.

Смысл названия баллады.

48

Вековая мечта человека о полете.

Рей Брэдбери «Дядюшка Эйнар»

1ч.

Фантастика, рассказ, образ автора, рассказчика, современ-ные интонации, народная сказ-ка, миф

Самостоятельное чтение рассказа; работа со сло-варем, работа с вопро-сами учебника, с кар-тинной галереей

Связь литературы с живо-писью и скульптурой.

Жанровое разнообразие современной литературы.

Процесс соврешенство-вания авторской концеп-ции.

49

Поэтическая страничка. Эпос и лирика - тонкая грань.

Лев Друскин «Невеста Икара»

1ч.

Лирика, эпос, ракурс, двусти-шие, ассоциация

Работа со словарем, с рабочей тетрадью (зад. 37), чтение и анализ стихотворений

Сопоставление эпоса и лирики.

Развитие темы «мечта человека о полете».

Выполнить задания на с.232

50

Путь к вдохновению.

А.Ахматова «И мальчик, что играет на волынке…», В.Шефнер «Не привыкайте к чудесам»

1ч.

Лирический герой, признаки лирического произведения

Чтение и анализ стихо-ворений, работа в кар-тинной галерее, с рабо-чей тетрадью (зад.38-40)

Анализ стихотворений Ахматовой и Шефнера.

Образность в литературе и живописи.

Творческая работа

51

12.Р.Р.Автор в эпосе, драме и лирике (Мини-проект).

1ч.

Использование терминов изученных в течение года.

Самостоятельное вы-полнение работы. Создание мини-проекта.

Написание творческой исследовательской работы

52

Волшебный мир литературы

1ч.

Использование терминов изученных в течение года.

Обобщающий урок:

Работа по вопросам и заданиям учебника, исследование, сло-варная работа; работа с временной лентой; итоговый тест.

Подведение итогов.

Определение литерату-рного процесса,

развития трех родов литературы (эпос, лирика, драма) и становления жанров авторской лите-ратуры.



Содержание программы (региональный компонент)

5 класс (7 часов)

Русский Север - сокровищница фольклора.

Северные варианты русских народных сказок. «Три царства - медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка».

Для самостоятельного чтения - сборник «Архангельские сказки».

Северные пословицы, поговорки, частушки, загадки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл.

Северная сказочница, песенница М.Д. Кривополенова. Слово о М.Д. Кривополеновой. Сказки. «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть», «Небылицы», «Ва-вило и скоморохи».

С.Г. Писахов Сказки «Не любо - не слушай», «Северное сияние», «Сахарна редька» и др. по выбору учителя и учащихся. Жизнь и творчество. Близость сказок С.Г. Писахова к народным сказкам. Оригинальность сюжетов. Особенности языка и стиля.

Б.В. Шергин. Жизнь и творчество. Сказки о Шише. «Шиш московский» - скоморошья эпопея о проказах над богатыми и сильными» (Б. Шергин). Фольклорная основа сказок. Художественное своеобразие сказок.

Ф.А. Абрамов. Детские годы писателя. Из рассказов Олены Даниловны: «Про Василия Ивановича», «Несмышленыши». Человек и природа в рассказах, ответственность человека за судьбу «тех, кого он приручил».

Ю.П. Казаков. Краткие биографические сведения. Ю.П. Казаков и Север. «Никишкины тайны». Отношение автора к герою и природе Севера.

К.М. Симонов «Сын артиллериста». История создания, жизненный материм и художественный сюжет. Смысл названия баллады.

Дата по плану

Коррек-

ция

Тема урока

Примеча-

ние


Глава 1. Назад в прошлое (от мифа к эпосу)

(10 часов)

1

.

Введение. Литература и ее истоки. Малые фольклорные формы.

2

Сказка как мифологическое представление древних о мире. Русская народная сказка «Кот - золотой хвост».

3

Северные варианты русских народных сказок. «Три царства - медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка».

Вн.чт№1 Рег.к..№1

4

Греческая и славянская мифология

Вн.чт№2

5

.

Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея»

6

Древнерусский героический эпос. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

7

Отличие лирики от эпоса. Николоз Бараташвили «Цвет небесный, синий цвет…»

Р.Р.№ 1

8

Своеобразие лирического произведения. Н.Заболоцкий «Сентябрь», М.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка».

9

Путь от фольклора к литературе.

Р.Р.№ 2

10

Р.Р. Контрольное классное сочинение.

Р.Р.№ 3

К.С.№ 1


Глава II. Волшебница - красота (от народной волшебной сказки к авторской)

(16 часов)

11

Роль сказки в жизни человека. И.Никитин «Детство весе-лое, детские грезы…»

12

Чудесный мир волшебной сказки. Русская народная сказка «Финист - ясный сокол».

13

Своеобразие авторской сказки. С. Аксаков «Аленький цветочек»

14

Волшебная сила любви.

15

Северная сказочница, песенница М.Д. Кривополенова. «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть», «Небылицы», «Вавило и скоморохи».

Вн.чт№3

Рег.к.№2

16

А.С.Пушкин. Творчество народа - источник вдохновения поэта.

17

Своеобразие пушкинской сказки. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салта-новиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

18

Сопоставление сказки Пушкина и русской народной « По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре».

Р.Р.№ 4

19

Лирика - страна чудес. К.Бальмонт «Оттуда», А.Блок «Сны».

20

Петр Ершов - сказочник с сердцем ребенка

21

Своеобразие сказки П.Ершова «Конек-горбунок»

22

Законы авторской волшебной сказки П. Ершова

23

Р.Р. Контрольное классное сочинение. Отзыв о сказке П. Ер-шова «Конек - горбунок»

Р.Р.№ 5

К.С.№ 2

24

Сопоставление сказки П.Ершова и русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна»

25

Оригинальность сказок С.Г. Писахова. «Не любо - не слу-шай», «Северное сияние», «Сахарна редька».

Вн.чт.№4

Рег.к..№3

26

Храм сказочной волшебницы - красоты. Н.Рубцов «Сапоги мои - скрип да скрип…»


Глава III. Творцы красоты. Мастерская художника (авторское начало в сказе и рассказе)

(9 часов)

27

Автор произведения. Двустишия Пабло Неруды. Юнна Мориц «Песня о волшебнике»

28

Павел Бажов - уральский самоцвет. Сказ как особый жанр эпоса «Медной горы Хозяйка»

29

Своеобразие сказа Бажова «Каменный цветок»

30

Образ Данилы Недокормыша

31

Художественное своеобразие сказок Б.В. Шергина. Сказки о Шише

Вн.чт.№5

Рег.к..№4

32

Создание образа в лирике. А.Ахматова «Мужество», Н.Руб-цов «Зеленые цветы»

Р.Р.№ 6

33

Внимательное отношение человека к миру. Ю.Нагибин «Зимний дуб»

34

Удивительный мир рассказа. Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами»

35

Творцы красоты. Трепетное отношение художника к миру. Домашнее контрольное сочинение

К.С.№3

Р.Р.№ 7


Глава IV. Истоки красоты. На перекрестке детства (особенности жанра рассказа)

(7 часов)

36

Волшебный мир детства.Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихой…» Автобиографический рассказ А.Чехова «Мальчики»

37

Роль описания в лирическом произведении. М.Цветаева «Декабрь и январь», Н.Матвеева «Есть и у капусты верхние листы…»

Р.Р.№ 8

38

Отношение человека к животным. Л.Андреев «Кусака», Д. Кедрин «Мышонок»

39

Влюбленный в море человек. Своеобразие рассказа Б.Жит-кова «Пудя»

40

Нравственный потенциал произведения Житкова

41

Волшебный мир детства. И.Бунин «В стороне далекой от родного края…»

42

Отношение автора к герою и природе Севера. Ю.П. Казаков «Никишкины тайны».

Вн.чт.№6

Рег.к..№5


Глава V. В поисках красоты. Сокровища души

(черты сказки в рассказе и повести)

(17 часов)

43

Кладовая красоты. М.Цветаева «Книги в красном перепле-те», Н. Рубцов «Тихая моя родина»

44

Нерасторжимая связь человека и окружающего его мира.

К.Паустовский «Теплый хлеб»

45

Певец природы.Б.Пастернак «За поворотом», М.Пришвин «Кладовая солнца»

46

Основные признаки сказки - были (сказки-повести) М.Пришвин «Кладовая солнца»

47

Волшебное путешествие в Блудово болото

48

Травка и Серый Помещик

49

Тяжкие испытания

50

Правда Антипыча

51

Лесная книга. М.Пришвин «Лесная книга», Н.Матвеева «Под прошлогоднею листвой…»

Р.Р.№ 9

52

Р.Р. Контрольное классное сочинение.

Р.Р.№ 10

К.С.№ 4

53

Ответственность человека за судьбу «тех, кого он приручил». Ф.А. Абрамов «Несмышленыши»

Вн.чт.№7

Рег.к..№6

54

Сказочник страны подземных жителей. Антоний Пого-рельский «Черная курица, или Подземные жители»

55

Спасение Чернушки и ее благодарность

56

Алеша и конопляное зернышко

57

Нравственная ценность сказки Погорельского

58

Особые приметы рассказа. А.Куприн «Белый пудель»

59

Рассказ и повесть - эпические жанры

Р.Р.№11


Глава VI. Мечтая о будущем

(автор в эпосе, лирике, драме)

(9 часов)

60

Пьеса-сказка - драматическое произведение. Евг. Шварц «Красная шапочка»

61

Сравнительная характеристика эпической и драматической сказки

62

Движение литературы во времени

63

Смысл названия баллады К.М. Симонова «Сын артиллериста».

Вн.чт.№8

Рег.к..№7

64

Вековая мечта человека о полете. Рей Брэдбери «Дядюшка Эйнар»

65

Эпос и лирика - тонкая грань. Лев Друскин «Невеста Икара»

66

Путь к вдохновению.А.Ахматова «И мальчик, что играет на волынке…», В.Шефнер «Не привыкайте к чудесам»

67

Автор в эпосе, драме и лирике

Р.Р.№ 12

Мини-проект

68

Волшебный мир литературы







© 2010-2022