- Преподавателю
- Обществознание
- Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира
Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ЧЕХОВА Т.Н. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира
Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ - это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности наших ребят.
Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса..
Основа любознательности и исследование чего-то нового, у ребенка закладывается еще в раннем детстве и при правильной организации учебной деятельности, плодотворно прорастает и дает свои удивительные плоды в начальной школе.
Уникальность работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук - математики, русского языка, литературы, биологии, географии, а сейчас время требует от нас и прочных знаний ИКТ, так как учитель начальных классов закладывает прочную основу компьютерной грамотности и сформировать УУД у современного ученика. Это не простая задача, тем более ели речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в нашей школе, учителя начальных классов подходят творчески, сочетая здоровьесберегающие технологии с деятельностными подходами в воспитании и к преподаванию предметов.
В своей статье, хочу рассказать о формировании познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
Еще в свое время заметил В.А.Сухомлинский «Ребенок только в том случае полюбит школу, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше».
Поэтому невозможно организовать учебный процесс младшего школьника не используя элементы игровой деятельности, а в современной школе большую помощь учителю оказывает умение использовать занимательный материал с элементами ИКТ, что благотворно влияет на развитие всех психических процессов ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Активное применение ИКТ
На уроках окружающего мира начиная с первого класса, мне как учителю, ИКТ помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, речь, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.
Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, поэтому, необходимо четко планировал, где, как и с какой целью, сколько времени, следует привлечь средства занимательности на уроке.
На уроках окружающего мира, чаще всего использую такой занимательный материал:
Пятиминутки, фенологические приметы, познавательные викторины, блиц-опросы, игры- путешествия, экологические сказки, кроссворды и ребусы, мини-сообщения от лица героя.
На каждом уроке обязательно пятиминутка «В мире интересного», несколько учащихся самостоятельно находят интересные вопросы по темам для своих одноклассников. Ребята на следующий урок дают ответ в виде мини-сообщения на 5 минут.
Например, по теме «Дикие животные»
Вопрос: Как отличить хищника, от травоядного животного по глазам?
По теме «Птицы»
Вопрос: Какие птицы могут спать в полете?
По теме «Мир глазами астронома»
Вопрос: «Какой естественный объект на Земле горячее, чем поверхность Солнца»
Такие задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, где учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить, изучать интересные научные факты и доносят их до аудитории.
Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает экологические сказки придуманные самими учениками. Разговор между растениями, насекомыми, птицами, зверями.
Например по теме: «Комнатные растения», ребята сочиняли сказку «Кактус и Роза», где цветы были наделены человеческими качествами.
Один из примеров:
Разговор удивительно красивой розы и скромного неприхотливого Кактуса.
Как то ночью я вышел на кухню, попить воды. Вдруг слышу, чей-то разговор. Я прислушался.
- Я, Роза, давай знакомиться.
А ты кто?
Я, Кактус.
Роза была такая нежная, все насекомые: бабочки, пчелы, стрекозы подлетали к ней и восхищались ее ароматом и красотой.
-У тебя столько друзей, Роза.
Тобой любуются влюбленные, дарят тебя друг другу. Ты приносишь всем радость.
А я, такой некрасивый, незаметный и совсем одинок.
Что ты! Что ты!- закричала Роза.
Люди тебя тоже очень любят.
Ты комнатный, живешь на светлом подоконнике, они ухаживают за тобой.
А ты благодаришь людей за их заботу, не замечая ничего.
Помогаешь очищать воздух в квартире и поглощать электромагнитные излучения.
Например, идет урок на тему «Звери зимой»:
- Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?
Синица и белка
-
Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?
-
Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
-
А чем же ты кормишься?
-
А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь!
-
Как зимует белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?
Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие растения являются комнатными и какую пользу приносят человеку, какие звери зимой спят, какие - запасают корм, какие - ведут активный образ жизни.
В формировании учебно-познавательного интереса велика роль также познавательных викторин. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими фактами, умеет ли он думать. Например: «Сто вопросов о природе»; «Это интересно»; «Природная тропа» (презентации прилагаются). Несколько фрагментов из познавательных викторин.
«Не уставай удивляться»
1.-Дышит ли цыпленок в яйце?
Да, через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить или замазать клеем, то цыпленок задохнется.
2.Зачем кузнечику сабля?
Сабля есть только у самки - это яйцеклад.
3.Все ли зайцы зимой становятся белыми?
Нет, русак не меняет шубку, он всегда серый.
Такого рода мероприятия, как познавательные викторины, организуют ребенка к самостоятельной, познавательной активности.
Нельзя не рассказать о увлекательной творческой деятельности для учащихся - это проекты.
Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно - поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются учителями начальных классов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Наш проект «Кошки - тоже звери» рассчитан на один учебный год.
Сообщение подготовила: ученица4 класса ГБОУ СКОШИ№17 Горяченкова О
«Самые - самые!!!»
- Самый жаркий материк на нашей планете (Африка).
- Самое глубокое озеро (Байкал).
- Самое большое по площади озеро (Каспийское).
- Самая маленькая птица (Колибри).
- Самый большой океан (Тихий).
- Самое огромное животное обитаемое на нашей планете (синий кит)…
Сообщение подготовила: ученица 3 класса Комарова М.
«Знаете ли вы?»
…Новорожденный синий китенок весит 2 тонны и имеет длину 7 м.
…Молнии, как правило, наблюдаются летом. Однако в странах с жарким климатом и теплыми зимами можно видеть молнии и в зимние месяцы. Изредка молнии зимой наблюдались и в нашей стране. При Иване Грозном молнией был сожжен его дворец в Александровской слободе.
…Комнатная муха взмахивает своими крылышками 352 раза в секунду, шмель - 220 раз, пчела - 440, а комар - все 550!
…Личинки некоторых насекомых съедают за сутки пищи в 200 раз больше, чем весят сами.
Сообщение подготовил: ученик 3 класса Реутов Е.
В своей работе, я часто использую загадки. Они характеризуют главные признаки предметов или явлений. Таким образом, помогают детям легче усвоить учебный материал.
Предлагаю загадки по теме: «Полезные ископаемые».
Без нее не побежит,
ни такси, ни мотоцикл,
не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Нефть)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный - друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)
По доске он бегает,
Нужное дело делает.
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал.
(Мел)
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи…
(Железная руда)
Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.
(Торф)
На уроках часто использую кроссворды, так как они расширяют кругозор учащихся и обогащают знания по предмету.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Живая оболочка планеты Земля (биосфера).
2. Видоизмененные листья (хвоя).
3. Все что нас окружает, не созданное руками человека (природа).
4. С чего начинаются цепи питания (растения).
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
5. Наука, изучающая взаимосвязь между живыми организмами и окружающей средой (экология).
6. Источник света и тепла (солнце).
7. Мельчайший организм, необходимый в круговороте, веществ в природе (микроб).
Кроссворд по теме «Птицы»
1. Маленькая птичка,
На полях, лугах живет.
«Пип - пилю» поёт!
Всех спать зовет
4.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика
2.Он по рабочему одет -
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет
И пестрая спецовка
5. Угадайте, что за птичка,
Темненькая невеличка?
Беленькая с животика,
Хвост раздвинут в два хвоста.
3.Живет в лесу,
ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
а он людей боится
Шарады и ребусы развивают логическое мышление и детскую фантазию:
(Берег) (Газ)
(Запад)
(Восток)
Эти задания способствуют повышению уровня качества знаний учащихся, вызывают у них интерес, помогают усваивать учебный материал в более доступной форме. При выполнении заданий, учащиеся проявляют свою индивидуальность, формируются как личности, перестают бояться трудности, освобождаются от комплексов и неуверенности в собственных силах.
Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему, методику обучения.
В основу практической работы по развитию познавательного интереса взята концепция Г.И. Щукиной. В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:
-
привлечение учащихся к целям и задачам урока;
-
возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
-
включение учащихся в интересную для них форму работы.
Как показывает опыт, реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:
- у детей развивается умение работать с информацией;
-
формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
-
повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету;
-
увеличивается число «хорошистов».
Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.