Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Формирование познавательного ин­тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира Формирование познавательного ин­тереса учащихся с ОВЗ  -  это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учеб­ной деятельности наших ребят. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способ­ствует развитию познавательного интереса..    Основа любознательности и исследование чего-то нового, у  ребенка закладывается еще в раннем детстве и при правильной организации учебной деятель...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мираФормирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мираФормирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ - это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности наших ребят.

Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса..

Основа любознательности и исследование чего-то нового, у ребенка закладывается еще в раннем детстве и при правильной организации учебной деятельности, плодотворно прорастает и дает свои удивительные плоды в начальной школе.

Уникальность работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук - математики, русского языка, литературы, биологии, географии, а сейчас время требует от нас и прочных знаний ИКТ, так как учитель начальных классов закладывает прочную основу компьютерной грамотности и сформировать УУД у современного ученика. Это не простая задача, тем более ели речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в нашей школе, учителя начальных классов подходят творчески, сочетая здоровьесберегающие технологии с деятельностными подходами в воспитании и к преподаванию предметов.

В своей статье, хочу рассказать о формировании познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.

Еще в свое время заметил В.А.Сухомлинский «Ребенок только в том случае полюбит школу, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше».

Поэтому невозможно организовать учебный процесс младшего школьника не используя элементы игровой деятельности, а в современной школе большую помощь учителю оказывает умение использовать занимательный материал с элементами ИКТ, что благотворно влияет на развитие всех психических процессов ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Активное применение ИКТ

На уроках окружающего мира начиная с первого класса, мне как учителю, ИКТ помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, речь, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.

Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, поэтому, необходимо четко планировал, где, как и с какой целью, сколько времени, следует привлечь средства занимательности на уроке.

На уроках окружающего мира, чаще всего использую такой занимательный материал:

Пятиминутки, фенологические приметы, познавательные викторины, блиц-опросы, игры- путешествия, экологические сказки, кроссворды и ребусы, мини-сообщения от лица героя.

На каждом уроке обязательно пятиминутка «В мире интересного», несколько учащихся самостоятельно находят интересные вопросы по темам для своих одноклассников. Ребята на следующий урок дают ответ в виде мини-сообщения на 5 минут.

Например, по теме «Дикие животные»

Вопрос: Как отличить хищника, от травоядного животного по глазам?

По теме «Птицы»

Вопрос: Какие птицы могут спать в полете?

По теме «Мир глазами астронома»

Вопрос: «Какой естественный объект на Земле горячее, чем поверхность Солнца»

Такие задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, где учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить, изучать интересные научные факты и доносят их до аудитории.

Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает экологические сказки придуманные самими учениками. Разговор между растениями, насекомыми, птицами, зверями.

Например по теме: «Комнатные растения», ребята сочиняли сказку «Кактус и Роза», где цветы были наделены человеческими качествами.

Один из примеров:

Разговор удивительно красивой розы и скромного неприхотливого Кактуса.

Как то ночью я вышел на кухню, попить воды. Вдруг слышу, чей-то разговор. Я прислушался.

- Я, Роза, давай знакомиться.

А ты кто?

Я, Кактус.

Роза была такая нежная, все насекомые: бабочки, пчелы, стрекозы подлетали к ней и восхищались ее ароматом и красотой.

-У тебя столько друзей, Роза.

Тобой любуются влюбленные, дарят тебя друг другу. Ты приносишь всем радость.

А я, такой некрасивый, незаметный и совсем одинок.

Что ты! Что ты!- закричала Роза.

Люди тебя тоже очень любят.

Ты комнатный, живешь на светлом подоконнике, они ухаживают за тобой.

А ты благодаришь людей за их заботу, не замечая ничего.

Помогаешь очищать воздух в квартире и поглощать электромагнитные излучения.

Например, идет урок на тему «Звери зимой»:

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?

Синица и белка


  • Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?

  • Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.

  • А чем же ты кормишься?

  • А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь!

  • Как зимует белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?

Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие растения являются комнатными и какую пользу приносят человеку, какие звери зимой спят, какие - запасают корм, какие - ведут активный образ жизни.

В формировании учебно-познавательного интереса велика роль также познавательных викторин. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими фактами, умеет ли он думать. Например: «Сто вопросов о природе»; «Это интересно»; «Природная тропа» (презентации прилагаются). Несколько фрагментов из познавательных викторин.

«Не уставай удивляться»

1.-Дышит ли цыпленок в яйце?

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Да, через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить или замазать клеем, то цыпленок задохнется.

2.Зачем кузнечику сабля?

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Сабля есть только у самки - это яйцеклад.

3.Все ли зайцы зимой становятся белыми?


Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Нет, русак не меняет шубку, он всегда серый.

Такого рода мероприятия, как познавательные викторины, организуют ребенка к самостоятельной, познавательной активности.

Нельзя не рассказать о увлекательной творческой деятельности для учащихся - это проекты.

Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно - поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются учителями начальных классов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Наш проект «Кошки - тоже звери» рассчитан на один учебный год.

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Сообщение подготовила: ученица4 класса ГБОУ СКОШИ№17 Горяченкова О

«Самые - самые!!!»

- Самый жаркий материк на нашей планете (Африка).

- Самое глубокое озеро (Байкал).

- Самое большое по площади озеро (Каспийское).

- Самая маленькая птица (Колибри).

- Самый большой океан (Тихий).

- Самое огромное животное обитаемое на нашей планете (синий кит)…

Сообщение подготовила: ученица 3 класса Комарова М.


«Знаете ли вы?»

…Новорожденный синий китенок весит 2 тонны и имеет длину 7 м.

…Молнии, как правило, наблюдаются летом. Однако в странах с жарким климатом и теплыми зимами можно видеть молнии и в зимние месяцы. Изредка молнии зимой наблюдались и в нашей стране. При Иване Грозном молнией был сожжен его дворец в Александровской слободе.

…Комнатная муха взмахивает своими крылышками 352 раза в секунду, шмель - 220 раз, пчела - 440, а комар - все 550!

…Личинки некоторых насекомых съедают за сутки пищи в 200 раз больше, чем весят сами.

Сообщение подготовил: ученик 3 класса Реутов Е.

В своей работе, я часто использую загадки. Они характеризуют главные признаки предметов или явлений. Таким образом, помогают детям легче усвоить учебный материал.

Предлагаю загадки по теме: «Полезные ископаемые».

Без нее не побежит,

ни такси, ни мотоцикл,

не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже.

(Песок)

Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный - друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Гранит)

По доске он бегает,

Нужное дело делает.

Порешал, пописал,

Раскрошился и пропал.

(Мел)

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи…

(Железная руда)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение.

(Торф)

На уроках часто использую кроссворды, так как они расширяют кругозор учащихся и обогащают знания по предмету.

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Живая оболочка планеты Земля (биосфера).

2. Видоизмененные листья (хвоя).

3. Все что нас окружает, не созданное руками человека (природа).

4. С чего начинаются цепи питания (растения).

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

5. Наука, изучающая взаимосвязь между живыми организмами и окружающей средой (экология).

6. Источник света и тепла (солнце).

7. Мельчайший организм, необходимый в круговороте, веществ в природе (микроб).

Кроссворд по теме «Птицы»


Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

1. Маленькая птичка,
На полях, лугах живет.
«Пип - пилю» поёт!
Всех спать зовет


4.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика

2.Он по рабочему одет -
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет
И пестрая спецовка


5. Угадайте, что за птичка,
Темненькая невеличка?
Беленькая с животика,
Хвост раздвинут в два хвоста.


3.Живет в лесу,

ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
а он людей боится


Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

Шарады и ребусы развивают логическое мышление и детскую фантазию:

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мираФормирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

(Берег) (Газ)

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

(Запад)

Формирование познавательного ин¬тереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира

(Восток)

Эти задания способствуют повышению уровня качества знаний учащихся, вызывают у них интерес, помогают усваивать учебный материал в более доступной форме. При выполнении заданий, учащиеся проявляют свою индивидуальность, формируются как личности, перестают бояться трудности, освобождаются от комплексов и неуверенности в собственных силах.

Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему, методику обучения.

В основу практической работы по развитию познавательного интереса взята концепция Г.И. Щукиной. В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:

  • привлечение учащихся к целям и задачам урока;

  • возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

  • включение учащихся в интересную для них форму работы.

Как показывает опыт, реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:

- у детей развивается умение работать с информацией;

  • формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

  • повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету;

  • увеличивается число «хорошистов».

Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.


© 2010-2022