РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС (ПРОФЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Куйбышевский район, с. Куйбышево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы


Приказ от_______.08.2015 №_____ОД


Подпись ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015-2016 учебный год



по обществознанию

Уровень общего образования (класс)

среднее общее образование, 10 «А», 10 «Б»

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов: 100

Учитель: Мирошниченко Ирина Николаевна

Программа разработана на основе: примерной программы среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень) Москва «Просвещение», 2008 год

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- примерной программы среднего общего образования по обществознанию, (профильный уровень) М., Просвещение , 2008 г.

- учебника «Обществознание» для 10-х классов Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Ходорковского. «Просвещение» 2012 г.

- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А., в соответствии с Положением о рабочей программе.

Изучение обществознания на профильном уровне направлено на достижение следующей цели:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Задачи:


  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  • ориентация обучающихся на гуманистические и демократические ценности.

Общая характеристика учебного курса

Содержание среднего обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Место учебного курса

Учебный предмет обществознание в 10 классе (профильный уровень) изучается за счет часов федерального компонента учебного плана школы. Общее количество часов в год - 105, по рабочей программе - 100, количество часов в неделю - 3. Классы - 10 А,10 Б.

Содержание тем учебного материала

10 класса (100 час)

Раздел I Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

(16 часов)

Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Особенности мифологического сознания. Древнекитайская и древнеиндийская философия. Буддизм. Первые философы. Платон и Аристотель. Кризис средневековых представлений на человека и общество. Политика и государство: Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье. Философия Просвещения. А.Смит, О. Конт, Г. Спенсер. Р. Оуэн, Сен-Симон, Фурье, марксизм Технократизм, экзистенциализм, социал-демократизм. Становление русской философии в 11-17 вв. Илларион, Прокопович, Татищев, Кантемир, Ломоносов. Чаадаев, западники и славянофилы, В. Соловьев. Толстой и Достоевский Бердяев, Флоренский, Булгаков, евразийская концепция. Общественные потребности и мир профессий, Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Политолог, психолог, преподаватель, социальный педагог. Профессиональные образовательные учреждения. Сущность человеческой деятельности. Структура и мотивы деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра.

Раздел II Общество и человек (25 часов)

Науки о происхождении человека. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Человек. Индивид. Личность. Личность и индивидуальность Учения о человеке. Человек - биосоциальное существо. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа». Общественные отношения.

Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Изменчивость и стабильность. Понятие об отношениях. Виды общественных отношений. Особенности развития традиционного общества. Особенности развития индустриального общества. Особенности развития современного общества. Основные типы обществ. Теория цивилизаций. Локальные и социальные цивилизации. Формационная теория Маркса, Способ производства, производительные силы и производственные отношения. Основные теории постиндустриального общества Белла, Тоффлера, Ростоу. Роль народа в историческом процессе. Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития. Почему невозможна абсолютная свобода. Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора

Раздел III Деятельность, как способ существования людей (11 часов)

Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. Виды деятельности. Природа творческой деятельности. Основные виды деятельности людей. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовный мир человека и жизнь общества Особенности трудовой деятельности. Содержание труда. Характер труда. Трудовой фактор производства. Социальное партнёрство и перспективы развития России. Особенности трудовой деятельности, Содержание труда, характер труда. Человеческий фактор производства. Политика, как деятельность. Структура политической деятельности. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти. Основные формы политической деятельности. Политика.

Раздел IV. Сознание и познание (17 часов)

Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Чувственное и рациональное познание. Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Понятие об истине и заблуждении. Мифологический способ познания мира. Практическая деятельность. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука. Познание средствами искусства. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции. Научное мышление и современный человек. Основные формы научного и ненаучного познания. Социальное познание и его особенности. Научное познание природы и общества. Идеальный тип - инструмент научного и социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Что такое сознание. Споры вокруг сознания. Свойства сознания. Понятие об индивидуальном, общественном, теоретическом и обыденном сознании. Самопознание и самосознание. Роль самооценки в развитии личности. Понятие и основные принципы. Я-концепции. Роль самопознания в развитии личности.

Раздел V. Личность и межличностные отношения (31 час)

Понятие и основные характеристики личности. Понятие об индивидуальности человека. Физическая, социальная и духовная личность. Основные периодизации развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Социальное поведение. Структура направленности личности. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Основные этапы становления личности. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Основные средства общения между людьми. Особенности общения в современном мире. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Стратегия взаимодействия в процессе общения. Основные стратегии взаимодействия в процессе общения. Общение в юношеском возрасте. Формы юношеского общения. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Роль понимания в процессе общения. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Положение личности в группе. Социометрия. Что такое лидерство, лидерские роли и стили. Взаимоотношения в ученических группах. Особенности семьи как малой группы, типы семьи, функции. Психология семейных взаимоотношений. Особенности поведения полов, гендерные роли. Личностные ресурсы, диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Криминальные группы, антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп. Неформальные группы, молодежная субкультура. Внутриличностный конфликт. Межличностный, межгрупповой конфликты. Структура, функции, динамика конфликта. Поведение личности в конфликте. Пути разрешения конфликта

Повторение

Контрольные работы

Контрольная работа № 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

Контрольная работа №2 «Общество и человек».

Контрольная работа №3 «Деятельность как способ существования людей».

Контрольная работа №4 «Сознание и познание».

Промежуточная аттестация в форме тестирования.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел. Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Требования к результату

Основные виды

учебной деятельности

Виды контроля

Дом. задание

1-3

Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (16 ч.) Наука и философия

1. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.

2. Классифи­кация социально-гуманитарных наук.

3. Социология, политология, социальная психология как обще­ственные науки.

4. Специфика философского знания.

5. Как философия помогает постигать общество.

3

01.09

02.09

07.09

Знать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естест­венных наук.

Уметь классифицировать группы социально-гуманитарных наук. Рационально решать познавательные и проблемные задачи, работать с документами

Решать проблемные задания. Работать с текстом учебника с. 7-8. Укажите сходство и различия естественно-научных и социально-гуманитарных знаний. (По ходу обсуждения на доске и в тетрадях учеников выстраивается схема.) Работать по группам. Группа 1 - презентация науки социологии. Группа 2 - презентация науки политологии. Группа 3 - презентация науки социальной психологии. Работать с источником стр.16-17учебника.

Тест


§1,

с. 7-17; выполнить

задания,

с. 15.

Проверьте себя

4-6

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

1. Мифологическое сознание древне­го человека.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».

4. Философия Древней Греции: 3рациональные начала постижения природы и общества.

3

08.09

09.09

14.09

Знать особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализиро­вать древнеиндийскую и древнегреческую

философию; какую роль в развитии общества Платон отводил образованию. Рационально решать познавательные и проблемные задачи, работать с документами

Решать проблемные задания. Работать с источником стр. 25-26 учебника. Заполнять таблицу «Развитие знаний об обществе». Дискуссия по теме «Можно ли познать общество, в котором живешь?» Работать со словарем.

Устный контроль

Тест


§2,

с. 17-26; выполнить

задания,

с. 24.

Проверьте себя

7-9

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

2 Политика и государство: новый взгляд.

3. Просвещение: вера в разум и прогресс.

4. Становление общественных наук.

5. Справедливое общество и пути к нему.

6. Марксистское учение об обществе.

7. Социально-философская мысль XX века.

3


15.09

16.09

21.09

Знать, характеризовать и анализировать средне­вековые представления о человеке и обществе; проследить изменения во взглядах на общество и человека в Новое и Новейшее время.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философ­ских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов. Рационально решать познавательные и проблемные задачи.

Работать в творческих группах, каждая из которых работает над определенным периодом философской мысли,

анализирует средневековые представления о человеке и обществе, используя рабочий материал и § 3. Заполнить таблицу «Развитие знаний об обществе.

Работать с документом.

Тест

Устный контроль

§3,

с. 26-38; выполнить задания,

с. 36.

10-12

Из истории русской философской мысли

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

2. Философские искания XIX в.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

3

22.09

23.09

28.09

Знать и характеризовать общественную мысль России, анализировать философские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по

теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии; работать с документами

Работать с документами разных исторических эпох. Решать проблемные задания. Составить таблицу «Русская философская мысль XIX-XX вв.» Работать с источником (с. 47 учебника).

Тест

Устный

контроль


§4,

с. 38-17;

выполнить задания,

с.45.

Эссе.

13-15

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

1. Общественные потребности и мир профессий.

2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.

3. Мотивы выбора профессии.

4. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

5. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог.

3

29.09

30.09

05.10

Знать особенности

профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля, характеризовать и анализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам:

«профессия», «должность»,

«профессия социально-гуманитарн. профиля», «профессиограмма»

Заполнять схему «Что позволит выиграть в конкурентной борьбе на рынке труда» Работать с источником стр. 66-67 учебника. Выполнять тест «Профессиональная ориентация». Групповая работа. Составлять профессиограммы профессиям .1 гр. - политолог, 2 -социолог,3 - психолог, 4 - преподаватель, 5 -социальный педагог

Устный контроль

Тест


§5-6,

с. 48-66;

составить

профес-

сиограмму

Презентации профессий

(по группам)

16

К/р. № 1по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

1

06.10

Закрепление, углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы

Тестовый

контроль

17-19

Тема 2. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК(25ч.) Происхождение человека и становление общества 1. Наука о происхождении человека. 2. Становление общества. 3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. 4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

3

07.10

12.10

13.10

Знать и характеризовать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результат биологической и социальной эволюции. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

Работать с текстом учебника п. 1 § 7. Составлять таблицу «Взгляды философов на человечество» Работать с источником стр.79-80 учебника.

Решать проблемные задания

Устный контроль

Тест


§7,с.70-80; задания, с. 78-79. Проверьте себя.

20-21

Сущность человека как проблема философии

1. Великая тайна - человек.

2. Человек - биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность.

5. Мышление и язык.

2

14.10

19.10

Знать и характеризовать сущность человека как проблему философии; анализировать социальную сущность деятельности человека, выяснить роль и значение мышления в жизни человека, соотносить меж­ду собой такие понятия, как мышление и язык; характеризовать историю возникновения и развития философской антропологии. Уметь сравнивать философ. учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между су­щественными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы

Составлять схему «Философская антропология»

Решать проблемные задания. Работать с источником стр.89-90 учебника

Устный контроль

Тест


§8,

с. 80-90;

задания,

с. 88.

22-24

Общество и общест­венные от­ношения

1. Что отличает общество от социума.

2. Уровни социально-философского анализа общества.

3. Общество и природа.

4. «Вторая природа» человека.

5. Общественные отношения.

3

20.10

21.10

26.10

Знать и характеризовать общество, социальные взаимодействия и общественные отношения; разбираться в отличиях общества от социума. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Создать схему «Общество»,

Заполнить таблицы «Уровни соц.- философского анализа общества»,

таблицы «Виды общественных отношений»

Решать проблемные задания. Работать с источником стр.89-90 учебника

Тест

Устный контроль

§9,

с. 90-99; выполнить задания,

с. 97.

Проверь себя

25-26

Общество как разви­вающаяся система

1. Системный подход к обществу.

2. Системное строение общества.

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества.

4. Изменчивость и стабильность.

2

27.10

28.10

Знать и характеризовать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанали­зировать процессы изменчивости и стабиль­ности общества. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между су­щественными чертами и признаками социаль­ных явлений и обществоведческими термина­ми и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы

Заполнять и анализировать схемы: «Сферы общественной жизни»

«Общество как система»

Решать проблемные задания

Устный контроль




§10, с. 99-108; задание №3, с. 107, письменно

27-29

Типология обществ

1. Традиционное (аграрное) общество.

2. Становление индустриального общества.

3. Индустриальное общество как техно­генная цивилизация.

4. Современный мир в зер­кале цивилизационного опыта.

5. Восток и Запад в диалоге культур.

3

09.11

10.11

11.11

Уметь раскрывать на примерах важнейшие

теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами

Работать в группах

(проект). Заполнять таблицу «Восток и Запад»

Решать проблемные задания

Устный контроль,

тест

§11-12, с.109-126;вы­полнить задания, с. 126.

30-32

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

1. Теория локальных цивилизаций.

2. Теория общественно-экономических формаций.

3. Теория постиндустриального общества.

4. Две ветви стадиального подхода к истории:

общее и различия.

3

16.11

17.11

18.11

Знать и характеризовать два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций.

Уметь работать в группе, выступать публично,

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Работать с текстом учебника в группах.

Составлять таблицу «Сравнительная характеристика подходов в изучении истории»

Решать проблемные задания

Устный контроль,

тест

§13,

с. 126-

136;

задание

№3,

с. 134,

письменно

33-35

Исторический процесс

1. Типы социальной динамики.

2. Факторы изменения социума.

3. Роль народа в историческом процессе.

4. Социальные группы и общественные объединения.

5. Исторические личности.

3

23.11

24.11

25.11

Знать и характеризовать смысл и направленность исторического процесса, роли его участников, выяснить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума.

Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы; рас­крывать на примерах важнейшие теоретиче­ские положения и понятия философских наук

Заполнять таблицу «Факторы изменения социума»

Решать проблемные задачи.

Работать с источником стр.146

Устный контроль,

тест

§ 14,

с. 136-

146;

задания

рубрики

«Пора-ботайте

с источ-

никами»

36-38

Проблема общественного прогресса

1. Прогресс и регресс.

2. Противоречивость прогресса.

3. Критерии прогресса.

4. Многообразие путей и форм общественного развития.

3

30.11

01.12

02.12

Знать и характеризовать особенности общественного прогресса, анализировать его кри­терии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и про­блемные задания

Работать с текстом учебника.

Заполнять таблицы: «Мыслители прошлого и настоящего о прогрессе и регрессе», «Мыслители о критериях прогресса»

Решать проблемные задания

Устный контроль,

тест

§15,

с. 147-

156;

за­дания, с. 154. Про­верьте себя

39-40

Свобода в деятельно­сти чело­века

1. Почему невозможна абсолютная свобода?

2. Свобода как познанная необходи­мость.

3. Свобода и ответственность.

4. «Свобода от» или «свобода для».

5. Свободное общество.

2

07.12

08.12

Знать и характеризовать роль свободы и не­обходимости в человеческой деятельности, соотносить понятия: «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора. Уметь участвовать в дискуссии; работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулиро­вать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Групповая работа. Решать проблемные задания.

Составлять схему-конспект

Работать с источником стр.165

Устный контроль

Тест

§16,

с. 157-163; выполнить задания, с. 163.

Проверьте себя

41

Контрольная работа « Общество и человек»

1

09.12

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Тестирование

42-44

Тема 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ(12 ч)Деятель­ность людей и ее многообразие

1. Сущность и структура деятельности.

2. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности.

3. Виды деятельности.

4. Творческая деятельность

3

14.12

15.12

16.12

Знать и характеризо­вать социальную сущность деятельности человека, потребности и мотивы; разбираться в типологии деятельности.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философ­ских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных

объектов

Заполнять схемы: «Деятельность»,

«Структура деятельности»,

«Что движет человеческой деятельностью»

Сообщения о видах деятельности. Обсуждать проблему «Как можно в школе улучшить подготовку к творческой деятельности»

Устный контроль

тест


§17, с. 168-179;

выполнить задания,

с. 177.

Проверь себя

45-46

Содержание и формы духовной деятельности

1. Создание и освоение духовных ценностей.

2. Духовная жизнь общества.

3. Духовный мир человека.

2

21.12

22.12

Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространения и освоения духов­ных ценностей. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Составлять развернутый план ответа на вопрос: «Как создаются, сохраняются и по­требляются духовные ценности»?

Устный контроль,

тест,


§18,

с. 179-

187;

выполнить задания, с. 186-187. Проверьте себя

47-49

Трудовая деятельность

1. Труд как вид человеческой деятельности.

2. Человеческий фактор производства.

3. Социальное партнерство.

3

23.12

28.12

29.12

Знать и характеризовать сущность и особенности трудовой деятельности людей, познако­миться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства.

Работать в группах.

Представлять проекты

Устный контроль,

тест,


§19,

с. 192- 203;

за­дания, с. 201. Про­верьте себя

50-51

Политиче­ская дея­тельность

1. Поли­тика как деятельность.

2. Цели и средства политической деятель­ности.

3. Политические действия.

4. Власть и властная деятельность.

5. Легитимная власть.

2

11.01

12.01


Знать и характеризо­вать политическую дея­тельность, сопоставлять понятия «власть» и «по­литика», анализировать типологию властных отношений.

Уметь участвовать, в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приобре­тенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по опреде­ленным проблемам

Работать с учебником.

Заполнять схемы:

«Политика как деятельность»,

«Цели и средства полит. деятельности»,

«Политические действия».

Решать проблемные задания

Тест,

устный контроль

§20, с. 203-

211; выпол­нить за­дания, с.211. Про­верьте себя

52

Контрольная работа «Деятельность как способ существования людей

1

13.01

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Тестирование

53-

54

Тема 4. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ(17ч.) Проблема познаваемости мира

1. Онтология и теория познания.

2. Бытие и познание.

3. Познаваемость мира как философская проблема.

4. Познание как деятельность.

5. Чувственное познание: его возможности

и границы.

6. Сущность и формы рационального познания.

2

18.01

19.01

Знать и характеризовать познавательную

деятельность, обсудить проблему познаваемости

мира.

Уметь сравнивать философские учения, вы-

являя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами

и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы

Заполнять таблицы «Мыслители прошлого о сущности бытия», «Познавательная деятельность».

Работа в группах.

Решать проблемные задания. Работать с источником стр.225-226

Тест


§21,

с. 216-

224;

выполнить задания,

с. 224-

226.

Про-

верьте

себя

55-56

Истина и ее критерии

1. Объективность истины.

2. Критерии истины.

3. Абсолютная и относительная истина.

4. Истина и заблуждение.

2

20.01

25.01

Знать и характеризовать основные подходы к пониманию истины

и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и

заблуждение. Уметь раскрывать на примерах основные теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

Заполнять таблицу

«Философы об истине». Решать проблемные задания

Работать с источником стр.235-236

Устный контроль,

тест


§22,

с. 227-

236;

выполнить задания,

с. 234.

Про-

верьте

себя

57-59

Многообразие путей познания мира

1. Миф и познание мира.

2. Жизненная практика, опыт повседневной жизни.

3. Народная мудрость и здравый смысл.

4. Познание средствами искусства.

5. Там, где кончается наука.

3

26.01

27.01

01.02

Знать, характеризовать

и анализировать виды и уровни человеческих знаний.

Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы

Работать в группах.

Представлять презентации.

Тест

Устный контроль


§23,

с. 236-

246;

задания,

с. 247-

248, рубрики

«Пора-

ботайте

с источ-

никами»

60-62

Научное познание

1. Особенности научного познания.

2. Уровни научного знания.

3. Методы научного познания.

4. Дифференциация и интеграция научного знания.

5. Как происходят научные революции.

6. Научное мышление и современный человек


3

02.02

03.02

08.02

Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться

с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.

Уметь осуществлять комплексный поиск,

систематизацию социальной информации

Заполнять

схему «Научное познание». Решать проблемные задания

Работать с источником стр.257

Устный контроль,

тест

§24,

с. 248-

258;

выполнить задания,

с. 256.

Проверьте

себя

63-64

Социальное познание

1. Научное познание природы и общества.

2. Основные принципы научного социального познания.

3. Идеальный тип - инструмент научного социального познания.

4. Обыденное и научное социальное знание.

5. Социальные науки и гуманитарное знание.

2

09.02

10.02

Знать и характеризовать сущность и особенности социального познания, раскрывать проблемы социальных и гуманитарных наук.

Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы

Заполнять таблицу «Основные принципы научного и социального познания».

Решать проблемные задания

Устный контроль,

тест


§25,

с. 258-

268;

выполнить задания,

с. 267.

Проверьте

себя

65-66

Знание и сознание

1. Что такое сознание.

2. Сознание индивидуальное и общественное.

3. Сущность и особенности общественного со

знания.

4. Теоретическое и обыденное сознание.

2

15.02

16.02

Знать и понимать сущность категорий «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденное.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Заполнять схему «Сознание»,

таблицу «Виды и формы сознания».

Решать проблемные задания

Устный контроль,

тест

§26,

с.269-

278;

выполнить задания,

с. 277.

Проверьте

себя

67-68

Самопо­знание и развитие личности

1. Самосознание и самопознание.

2. Роль самооценки в формировании личности.

3. Развитие само­сознания и формирование лич­ности.

2

17.02

24.02

Знать и характеризовать процесс самопозна­ния, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя. Уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формули­ровать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Заполнять схему «Три основных момента самооценки».

Участвовать в игре «Я сам и взгляд со стороны»

Устный контроль,

тест

§27, с. 279-286; выпол­нить задания, с. 286. Про­верьте себя

69

Контрольная работа «Сознание и познание»



1

29.02

Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Тестирование

70-72

Раздел 5.Личность. Межличностные отношения. Индивид, индивидуальность, личность (31 ч.)

1. Кого можно считать личностью.

2. Индивид, индивидуаль­ность.

3. Структура личности.

3

01.03

02.03

09.03

Знать и характеризовать сущностные черты индивида, индивидуальности, личности, объяс­нять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности.

Заполнять таблицу «Три подхода к трактовке понятия личность»,

схему «Личность»,

модель «Структура личности».

Решать проблемные задания

Устный контроль,

тест

§28, с. 290-300; выпол­нить задания,

с. 299.

73-74

Возраст и становление личности

1. Периодизация развития личности.

2. Возраст и становление внутреннего мира.

2

14.03

15.03

Знать и характеризовать периоды развития личности, анализировать

процесс становления личности.

Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и общест­воведческими терминами и понятиями

Заполнять таблицу» Периодизация развития личности».

Моделировать и анализировать ситуации по теме

Устный контроль,

тест


§29,

с. 301-

310;

выполнить задания,

с. 308. Про­верьте себя

75-77

Направленность личности

1. Социальное поведение.

2. Структура направленности личности.

3. Жизненные цели.

4. Социальная установка.

3

16.03

21.03

22.03

Знать основные виды

направленности личности, характеризовать социальное поведение личности, объяснять

мотивы поведения личности, выяснить особенность жизненных целей человека, его социальные установки.
Уметь различать факты и мнения, аргументы и выводы; раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия философских наук

Работать с текстом.

Заполнять схемы: «Типы мировоззрений», «Функции установок». Решать проблемные задания

Устный контроль,

тест

§30,

с.311-

320;

выполнить задания,

с. 318.

78-80

Общение как обмен информацией

1. Коммуникация или общение.

2. Сред­ства общения.

3. Невербальное обще­ние.

4. Особенности общения в со­временном мире.

3

23.03

04.04

05.04

Знать и объяснять процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и процесс коммуникации, характеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе комму­никации, описать вербальное и невербальное общение.

Уметь осуществлять комплексный поиск; работать с документами; работать в группе, выступать публично, уча­ствовать в дискуссии, формулировать на осно­ве приобретенных соци­ально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным про­блемам

Работать по группам.

Представлять проекты. Решать проблемные задания

Устный контроль,

тест

§31,

с. 320-

329;

выполнить задания,

с. 327-

329, рубрики

«Пора-

ботайте

с источ-

никами»

81-82

Общение как взаимодействие

1. Две стороны взаимодействия.

2. Стратегия взаимодействия в процессе общения.

3. Общение в юношеском возрасте.

4. Формы юношеского общения.

2

06.04

11.04

Знать и характеризовать процесс общения как межличностное взаимодействие, описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте.

Заполнять схему «Взаимодействие во время общения».

Групповая работа.

Устный контроль,

тест

§32, с. 329-340; выпол­нить за­дания, с. 338-340

83-

84

Общение как понимание

1. Восприятие. Как происходит восприятие.

2. Стереотипы и эффекты восприятия.

2

12.04

13.04

Знать и характеризовать процесс общения как процесс взаимопонимания, объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами

Работать в группах -

Анализ процесса восприятия.

Решать проблемные задания

Тест

§33, с. 340-349; выпол­нить за­дания, с. 348.

85-86

Малые группы

1. Малая группа.

2. Какими бывают группы.

3. Референтные группы.

4. Межличностные отношения в группах.

5. Интеграция в группах разного уровня развития.

2

18.04

19.04

Знать и характеризовать отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности меж­личностных отношений в малых группах. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследо­вания по социальной проблематике; приме­нять гуманитарные зна­ния в процессе решения познавательных и прак­тических задач

Групповая работа.

Работать над проектом «Мой класс»

Устный опрос,

тест

§34,

с. 349-360; выпол­нить за­дания, с. 359.

87-88

Групповая сплоченность и конформное поведение

1. Межличностная совместимость.

2. В чем выражается групповая сплоченность.

3. Конформность.

2

20.04

25.04

Знать и характеризовать межличностную совместимость, групповую сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе.

Работать со схемами.

Решать проблемные задания. Работать с документом стр.399-400 Создать мини-проект «Наше полезное дело»

Тест


§35,

с. 361-

370;

задания, с. 368.

89-90

Групповая дифференциация и лидерство

1. Положение личности в группе.

2. Ли­дерство.

3. Лидерские роли.

4. Стили лидерства.

5. Взаимоотношения в ученических группах.

2

26.04

27.04

Знать и характеризовать сущность групповой дифференциации, описать стили лидерства, задуматься над природой и сущностными чертами лидера. Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объ­екты; применять гуманитарные знания в про­цессе решения познавательных и практических задач

Заполнять таблицу

«Лидерство и руководство».

Работать по группам.

Устный опрос,

тест


§36, с. 370-380; выпол­нить за­дания, с. 376. Про­верьте себя

91-92

Семья как малая группа

1. Особенности семьи как малой группы.

2. Психология семейных взаимоотношений.

3. Гендерное поведение.

4. Воспитание в семье.

2

03.05

04.05

Знать и характеризо­вать семью как малую группу, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать про­блемы семейного воспи­тания, описать особенности тендерного поведения. Уметь осуществлять комплексный поиск,

систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и про­блемные задания

Работать по группам.

.

Устный опрос,

тест


§37, с. 380-390; выпол­нить за­дания, с. 389

93-94

Антисоциальные и криминальные молодежные группы

1. Неформальные молодежные группы.

2. Криминализация в асоциальных группах.

3. Антисоциальная субкультура.

4. Криминальные группы.

2

10.05

11.05

Знать и характеризовать антисоциальные группы, проанализировать явление «дедовщины», задуматься над опасностью криминальных групп. Уметь осуществлять индивидуальные и груп­повые учебные исследования по социальной проблематике; характеризовать с научных по­зиций основные социальные объекты

Групповая работа. Решать проблемные задания

Тест

§38,

с. 390-

400;

выполнить задания,

с. 399. Про­верьте себя

95-96

Конфликт в межличностных отношениях

1. Структура и динамика межличностного конфликта.

2. Поведение личности в конфликте.

3. Как успешно разрешать конфликты

2

16.05 17.05

Знать и характеризовать сущность и приро­ду конфликта, рассмотреть проблемы межлич­ностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Работать с таблицами.

«Структура конфликта»,
«Участники конфликта»,
«Основные стратегии взаимодействий в конфликте» Составлять памятку «Поведение с учителями»

Тест

§39,

с. 400-410; за­дания, с. 410-415.

97

Конфликты и межличностные отношения

1

18.05

Уметь осуществлять индивидуальные и груп­повые учебные исследования по социальной проблематике

Групповая работа. Решение проблемных заданий

Практ.

98

Повторительно-обобщающий урок «Личность. Межличностные отношения»

1

23.05

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

99

Тестирование


1

24.05

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

100

Итоговое повторение за курс 10 класса

1

25.05

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение:

1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /[Л. Н. Бого­любов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2012.

2. Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. Т.П. Бегенеева - М.: ВАКО, 2010.

3. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст.кл. и поступающих в вузы/ А.В.Клименко, В.В.Румынина.-4-е изд., М.: Дрофа, 2009.

4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. /Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин; под ред. Л.Н.Боголюбова - М.: Просвещение, 2009.

5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Старшая школа./ Кишенкова О.В., Лискова Т.Е., под ред. Татура А.О. - М.: «Интеллект-Центр», 2009.: репетитор. - М.: Эксмо, 2011.

Материально-техническое обеспечение:

1. Аудиоколонки.

2. Мультимедиапроектор.

3. Компьютер.

4. Принтер.

5. Сканер.

Результаты и система их оценки


В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;

• основные социальные институты и процессы;

• различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

• особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

• анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

• объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

• формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

• подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

• осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

• нравственной оценки социального поведения людей;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.

Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы по обществознанию предполагает оценивание письменных работ (контрольных, самостоятельных), устных ответов, а также проверку тестовых заданий в соответствии со следующими критериями:

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценивание тестов на уроках обществознания в 10 классе.

Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.

Отметка «5» выставляется за 100% - 85% выполнения работы,

Отметка «4» выставляется за 84% - 68% выполнения работы,

Отметка «3» выставляется за 67% - 51% выполнения работы,

Отметка «2» выставляется за 50% и менее.

Результатом освоения образовательной программы является промежуточная аттестации, которая проводится в форме тестирования.









СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания по УВР Заместитель директора

методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ им. А.А. Гречко ___________________ФИО

от «__»________20__г. №___ (подпись)

_________ ______________

(подпись руководителя МС, ФИО)



© 2010-2022