Конспект урока «конфликты в обществе»

Конспект урока «Конфликты в обществе» - 8 классЦель  урока: 1.      сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения. 2.      Развитие умения работы с текстом, работы в группах, развитие умения анализировать информацию и делать выводы, находить компромиссы и разрешать разные конфликтные ситуации. 3.      воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания; воспитание гражданской ответственности
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Конфликты в обществе

(Тема урока)

ФИО (полностью): Казённова Наталья Геннадьевна

Место работы: МБОУ»Алексеевская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Должность: учитель

Предмет: обществознание

Класс: 8

Тема урока: «Конфликты в обществе»

Базовый учебник: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. -10-е издание.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009, -192 с. (§ 23).


  1. Цель урока:

  1. сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.

  2. Развитие умения работы с текстом, работы в группах, развитие умения анализировать информацию и делать выводы, находить компромиссы и разрешать разные конфликтные ситуации.

  3. воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания; воспитание гражданской ответственности

  1. Тип урока: комбинированный

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

  3. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тексты, иллюстрации, тетради










План - конспект урока

  1. Организационный момент (1мин.)

Здравствуйте, мои юные обществоведы.

(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся).

  1. Актуализация знаний

  2. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам:

- Давайте дадим определения межнациональным отношениям (особый тип социальных отношений, в которые вступают народы и племена за право преобладания)

- Какие разновидности межнациональных отношений мы знаем? (отношения между разными национальностями одного государства и между разными нациями-государствами)

- Что такое этнические конфликты и приведём их примеры. (межплеменные войны за территорию, обладание средой обитания)

- Насколько вам знакомы традиции и обычаи другого народа? Пользуетесь вы в быту предметами, пищей, одеждой, созданной представителями другой национальности?

- что такое этноцентризм, приведите примеры проявления этноцентризма (уверенность в правоте собственной культуры)

Учитель: Дома вы должны были сделать подбор материала по следующим вопросам:

- Какие нации проживают в нашей области, районе, селе?

- Были ли случаи конфликтов на межнациональной почве в нашей области, районе, селе?

- Поднимите руки те ребята, в чьих жилах течет кровь нескольких народов.

2. Просмотр видеосюжета «Арабо-израильский конфликт. 6-дневная война»

(Использование данного видеофрагмента позволит учащимся воспроизвести изученный ранее материал и подведёт их к усвоению темы урока «Конфликты в обществе»)

  • о чём данный видеосюжет?
    что лежит в основе арабо-израильского конфликта?

  • можно ли разрешить конфликт такого рода? Каким образом?


Исходя из просмотренного сюжета, подумайте, о чём будет наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему и цель урока.




Итак, тема урока «Конфликты в обществе». Сегодня на уроке вы узнаете, что такое конфликт, рассмотрите разновидности конфликта и способы разрешения конфликта. (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).
Эпиграф: «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».

Прежде чем сказать - посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть - посчитай до ста,

Прежде чем ударить - посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Учитель: Попробуйте объяснить смысл этой мудрости.



Учитель: Что же такое конфликт?

1 вариант: «Я рисую конфликт»

«Мозговой штурм»

Группе предлагается в течение 3 минут поработать и определить, что они вкладывают в понятие «конфликт» (необходимо подобрать 5-6 ассоциаций и записать их).

2 вариант: «Я рисую конфликт»

Учащимся предлагается отразить саму идею конфликта в рисунке, а затем объяснить свой рисунок (это делается по желанию). Время на работу - 3 минуты. Впоследствии все рисунки вывешиваются на доске.

3 вариант «Синквейн»



  1. Динамическая пауза

Давайте поиграем в игру под название «Поздороваемся»

Вам предлагается разделиться на три части: «европейцы», «японцы», и «африканцы». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: европейцы - пожимают руку, японцы - кланяются, а африканцы - трутся носами. Цель упражнения - поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.


Конфликт - это спор, столкновение двух человек или социальной группы за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.



Изучением этой проблемы занимались такие известные люди, как Вебер, Спенсер, Козер, Миллс, Дарендорф. Наука, которая изучает конфликты, называется конфликтология.


Учитель: Какие мы можем выделить конфликты? Что может лежать в основе их классификации? Слайд 8.

(Ответы учащихся: число участников конфликта, причина конфликта и др.)

Учитель и учащиеся совместно выделяют виды конфликтов и записывают их.

Запись на слайде и в тетради:

Типы конфликтов (по числу участников):

  • внутриличностные (один участник);

  • межличностные (два участника);

  • социальные (много участников, государства). Слайд 9.

Типы конфликтов (по причинам):

  • экономические;

  • политические;

  • этнические;

  • культурные и религиозные;

  • профессиональные. Слайд 10.

Просмотр фрагментов картинок и определение конфликтов (исторические и бытовые примеры конфликтов). Слайд 11-13.

Учитель: Давайте попробуем назвать участников межличностных и социальных конфликтов. Слайд 11-13.

(Ответы учащихся).

Учитель: Конфликты делятся по способу протекания.

Работа со схемой в учебнике на странице 154 и слайдом. Комментирование вместе с учащимися способов протекания и объяснение конфликтов

Запись на слайде и в тетради:

Слайд 14.

  • Конфронтация - пассивное противостояние групп.

  • Компромисс - взаимные уступки.

  • Конкуренция - получение выгоды.

  • Сотрудничество - совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон.

  • Соперничество - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Учитель:

  • Какова же цель конфликтов?

(Ответы учащихся)

Разрешение конфликта - это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Для того чтобы разрешить конфликт, необходимо знать следующие способы решения конфликта. Слайд 15. (Работа со схемой).

V. Подведение итогов, закрепление (10 мин.)

Ролевая игра.

  1. Ученик опоздал на урок. Учащимся нужно показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика).

  2. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь(сына) сходить в магазин. Но у той(го) скоро начало занятий в спортивной секции, и он(а) не хочет опаздывать. Учащимся нужно показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика).

  3. Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она - единственно правая в споре. Задача каждого участника - сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована. Ситуация: До Вас дошли слухи о Вас явно искажённого содержания. Как Вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга (друг)? (участники: 2-3 ученика).



Учитель: Итак, ребята, оказывается все просто: если мы научимся принимать, понимать, уважать других людей независимо от цвета их кожи, разреза глаз, языка, на котором они говорят, в нашу жизнь придет мир и покой.

А если мы сможем полюбить, то будет продолжаться сама жизнь.

Учитель: Как вы думаете, у конфликта могут быть положительные стороны?

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)





Прочитайте документ и выполните задания:
1. Ответьте на вопросы «Что такое конфликт?».
2. Каковы основные черты конфликта?
3. Приведите примеры причин конфликтов.

Что такое конфликт

Э. А. Уткин - современный российский конфликтолог. Разъяснение учащимся понятий «конфликтология» и «конфликтолог»: наука, которая изучает конфликты, называется конфликтологией. Учёные, занимающиеся конфликтологией, называются конфликтологами.
Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Достаточно незначительного повода - и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме: Конфликтная ситуация + Повод = Конфликт.
Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения своих целей у них различны. Характерными чертами конфликта являются: неопределенность исхода, т. е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как не совпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон.
Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. - М., 1998. - С. 50.

Учащиеся дают возможное определение понятию «конфликт». Учитель корректирует их формулировки, и учащиеся записывают определение понятия «конфликт» в тетрадь.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Учитель: Какие мы можем выделить конфликты? Что может лежать в основе их классификации?

Можно выделить по числу участников конфликта, по причине конфликта, по тому, как конфликт разрешиться.

в) Самостоятельная работа учащихся в группах

1 группа

Типы конфликтов (по числу участников):

  • внутриличностные (один участник);

  • межличностные (два участника);

  • социальные (много участников, государства).

2 группа Работа с учебником стр. 153-154

Типы конфликтов (по причинам, по предмету спора):

  • экономические (по поводу денег или ресурсов);

  • политические (из-за территории или престижа);

  • этнические (между народами за территории или лучшие условия проживания);

  • культурные и религиозные (по поводу разделения дефицита духовных длаг);

  • профессиональные (по поводу экономических или социальных ценностей).


Типы конфликтов (по способу протекания):

  • конфронтация - пассивное противостояние групп;

  • соперничество - борьба за признание своих интересов;

  • конкуренция - получение выгоды

Просмотр фрагментов картинок и определение конфликтов (исторические и бытовые примеры конфликтов).

  1. Динамическая пауза

Давайте поиграем в игру под название «Поздороваемся»

Вам предлагается разделиться на три части: «европейцы», «японцы», и «африканцы». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: европейцы - пожимают руку, японцы - кланяются, а африканцы - трутся носами. Цель упражнения - поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

ЭОР. Работа со схемой в учебнике на странице 157 и слайдом. Комментирование вместе с учащимися способов протекания и объяснение конфликтов

Запись на слайде и в тетради:

По К.Томасу

  • Подавление - борьба за свои права.

  • Компромисс - взаимные уступки.

  • Приспособление - отказ от своих интересов.

  • Сотрудничество - совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон.

  • Уход - уклонение от конфликта.

В случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;

в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс;

только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Учитель:

Какова же цель конфликтов?

(Ответы учащихся)

Разрешение конфликта - это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Для того чтобы разрешить конфликт, необходимо знать следующие способы решения конфликта. (Работа со схемой). Стр 156-157

Компромисс - взаимные уступки

Переговоры - мирная беседа

Посредничество - использование третьей стороны

Арбитраж - обращение в суд

Применение силы - одностороннее применение силы.

Вернемся к сценке с опаздавшим учеником. Предложите свои выходы из сложившейся ситуации.

Игра «если бы, я стал бы…» Где мы и применим изученные тактики поведения и решения конфликта

Упражнения происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу».

Причем, следует отметить, что как конфликтные ситуации, так и выходы из нее могут повторяться.

VI. Подведение итогов.

б) Что же мы узнали сегодня на уроке?

в) вернемся к эпиграфу нашего урока. Подумайте теперь и скажите, зачем я начала урок этими словами.

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1) Полезная информация (упражнения) на уроке. 2) Ненужная информация 3) Какие вопросы требуют дополнительной проработки.

(Ответы ребят размещаются на большом ватмане, где нарисованы: 1) Чемодан 2) Мусорная корзина 3) Мясорубка

VII.Выставление оценок

Давайте попробуем дать оценку ответам друг друга.

VIII. Домашнее задание

§23, стр. 151-157, практикум

Творческое задание: - конфликты в литературе

- пословицы и поговорки о конфликтах

Итак, в завершении сегодняшнего урока я хочу убедиться в том, что каждый из вас понял, что из конфликтных ситуаций всегда есть выход. Я надеюсь, что вы никогда не будете источником конфликта, для этого вам нужно научиться владеть собой, быть доброжелательными, терпимыми и стараться понять других людей. Желаю вам удачи!!!

На планете Земля неспокойно. Как Земли неразумные дети,
Да и было ль спокойно на ней? Рубим сук, на котором сидим.
Прекращались раздоры и войны, Не спасет ни утроба отсека,
Только снова седлали коней. Ни глубинное в недрах жильё.
Вот и космос уже на примете: Человек, полюби человека,
Став над пропастью, в бездну глядим. Только в этом спасенье твоё!

в) выполнение задания на соответствие понятия и определений:


1. Компромисс


А. Обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы


2. Переговоры


Б. Одностороннее использование власти или силы той стороны, которая считает себя сильнее.


3. Посредничество


В. Мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.


4. Арбитраж


Г. Использование третьей стороны в заочном решении проблемы.


5. Применение силы


Д. Решение проблемы через взаимные уступки сторон.


© 2010-2022