Урок по обществознанию Правовое государство

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I . Оргмомент.

II . Активизация опорных знаний. Работа по индивидуальным карточкам :

№1. Заполните схему «Признаки государства»;

№2.Заполните схему «Формы государства»;

№43 Заполните схему «Функции государства»

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государство1. Признаки государства

Урок по обществознанию Правовое государство

нУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствонн

Урок по обществознанию Правовое государство

№2 Формы государства.

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государство

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государство

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государство

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государство

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государство

Урок по обществознанию Правовое государство

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государство3 Функции государства


• Учащиеся сдают карточки, проверка у доски (ученики выходят к доске и заполняют схемы, все проверяют правильность заполнения, групповое обсуждение ошибок).

•Учитель говорит, что за карточки оценки объявит на следующий урок.

III. Сообщение темы и цели урока:

- На сегодняшнем уроке мы разберём понятие и основные признаки правового государства «Правовое государство» (запись темы в тетради)

IV. Изучение нового материала :

Учитель: Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

• Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

V. Работа с текстом Конституции: На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право. Но давайте прочитаем ст.2 Конституции РФ

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Итак, что является высшей ценностью правового государства? Ответ: обеспечить права человека и гражданина.

Какова должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека? Ответ: признавать, соблюдать и защищать права человека.

Но выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве, т.е. следует необходимость поставить её в рамки закона.

-Прочитайте ст. 15. Конституции РФ

- В каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Ответ: 2,4)

VI. Работа с учебником.

Откройте стр.30 учебника и прочтите внимательно документ и постарайтесь ответить на вопрос.

В. А. Кистяковский (1868-1920):

«Характеризуя правовое государство... надо признать, что основной (его) признак... заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна... Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер».

Вопрос: Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Ответ: право, закон ограничивают произвол власти.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

«Соединение силы и справедливости», стр. 30-31., прочитайте и ответьте на вопросы:

Учитель: - какова точка зрения Платона о государстве и законе? Ответ: государство погибнет, если закон не имеет силы, а если закон - владыка над правителями, то государство ожидает спасение и процветание.

Учитель: - какова точка зрения Аристотеля о государстве и законе? Ответ: его точка зрения наиболее категорична, если власть закона отсутствует, то в государстве нет места какой- либо форме государства.

Учитель: - как соотнёс право и власть римский мыслитель Цицерон? Ответ: Право выше власти (запись в тетради).

Учитель: Правильно, право должно возвышаться над властью. Только это и будет воплощением великой идеи соединения силы и справедливости, т.е. тогда, когда право поддерживается и защищается самим государством.

В конце XIX - начале XX века сложилась целая плеяда правоведов, которые связали будущее своей страны с идеей господства права: Б. Н. Чичерин (1828-1904), Б. А. Кистяковский (1868-1920), П. И. Новгородцев (1866-1924) С. А. Котляревского (1873-1939). (Показ портретов)

VIII . Работа в группах. Класс делится на 4 группы по принципу: зима, весна, лето, осень. Группам даётся общее задание . Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве. С какими высказываниями вы согласились бы, а какие оспорили? Почему?

Группа «Зима»- «Итак, если сообщество свободных направлено правителем к общему благу, то будет правление праведно и справедливо. Если же не к общему благу многих, то есть к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено».

Фома Аквинский философ-теолог

Группа «Весна»- «Правовое государство предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношении граждан к государственной власти».

К И. Павлиенко, русский юрист

Группа «Лето» - «Коренное начало правового государства состоит в том, чтобы свято охранять всякое право - и особенно не отдельных лиц, а совокупности. Свобода гражданина есть основание правового государства».

Роберт фон Моль, немецкий правовед

Группа «Осень» - «Суть правового государства в том, чтобы государственная власть признавала издаваемые ею нормы обязательными и для самой себя».

Роберт Иеринг, немецкий правовед

- Обсуждение изречений.

IX. Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом - значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет нам по крайней мере три таких принципа (запись в тетради).

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоОсновные признаки правового государства:

А) верховенство права Б)незыблемость прав и свобод человека В) разделение властей.

Учитель: но это лишь основные признаки. Я вам раздам карточки, а вы группой обсудите, что ещё добавилось в схеме №2 (на каждую группу выдаётся по 2 карточки со схемами).

Схема №1

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствоПризнаки правового государства.

Обеспечение подлинного Само право должно опираться на

верховенства закона ценности демократии , отражать интересы

личности, гражданина, воплощать в себе

гражданские права и свободы и устанавливать

взаимную ответственность государственной власти

перед гражданами и граждан перед властью

Реализация принципа

Разделения власти на законодательную,

исполнительную, судебную ветви и

независимость этих ветвей друг от друга.

Схема №2

Разделение власти на

Широкие и реальные исполнительную и судебную

ПУрок по обществознанию Правовое государстворава и свободы

личности во всех сферах Связанность законом

жУрок по обществознанию Правовое государствоизни государства и его органов

Урок по обществознанию Правовое государство



Исполнение закона

Признаки Верховенство права и

всеми гражданами, пУрок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государстворавового закона во всех сферах жизни

независимо от должности государства общества

Урок по обществознанию Правовое государствоУрок по обществознанию Правовое государствои заслуг

Эффективный контроль за

соблюдением законности Взаимность прав, обязанностей и ответственности

государства, общества и индивида.

Учащиеся называют остальные признаки правового государства.

X. Учитель акцентрирует внимание на третьем основном признаке правового государства «Разделение власти на три ветви». На доске схема №3:

Урок по обществознанию Правовое государство

1. Законодательная власть или представительная власть - парламент.

Как называется парламент в нашем государстве? Ответ : Федеральное Собрание.

Схема №4

Урок по обществознанию Правовое государство

2. Исполнительная власть.- Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции обладает правом внесения законопроектов в Государственную думу). Главная задача исполнительной власти проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Главным органом является _ Правительство.

3. Судебная власть - самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия - защищать право путем осуществления правосудия .

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов - конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, и также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Вывод: Главная задача разделения властей - исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках - какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1)

XI . Работа с учебником. Прочтите 2 последних абзаца (стр.35-36). Ответьте на вопросы:

1. Какие необходимые преобразования требуются в общественных отношениях для построения правового государства? 2. Сформировано ли в России правовое государство? (на группу выдаётся по одной карточке)

Ответы:

1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства (необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида).

2. Режим демократии, парламентаризма и конституционализма, суверенитет народа, предотвращение попыток злоупотребления власти. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства.

3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

4. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

XII. Внимательно прочитайте условия формирования правового государства в современной России:

1. Длительное время сохраняется правовой нигилизм народа и властей, неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры.

2. Сложности нынешнего исторического этапа в жизни страны (расслоение общества, недовольство зарплатой, рост отрешенности народа от политической активности, участия во власти).

3. Несоответствие западных представлений о правовом государстве устоям России.

4. Необходимость создания своей модели правового государства.

Учащиеся называют признаки несформированности правового государства : неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры; необходимость создания своей модели правового государства.

XIII. Закрепление.

  1. Устное тестирование:

•Парламентом Российской Федерации являет

1) Государственная дума 2) Конституционное Собрание З) Совет Федерации 4) Федеральное Собрание Российской Федерации.

• Обязательным признаком правового государства является:

I) наличие должности президента 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

3) наличие планового регулирования экономики 4) наличие государственной символики

• Главная цель, преследуемая разделением властей в демократическом государстве, это:

1) создание рабочих мест для государственных чиновников 2) контроль жизни гражданского общества

З) недопущение чрезмерной концентрации власти одним человеком или одним органом

4) суверенитет, независимость в осуществлении внутренней и внешней политики

• В правовом государстве являются естественными возможностями индивида, обеспечивающими его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни:

1) Нормы права 2) экономические права З) нормы морали 4) политические прав

• Концепции правового государства соответствует суждение:

1) Разрешено только то, что разрешено законом. 2) Государство не может быть ограничено законом.

З) Государство должно контролироваться гражданским обществом. 4) Мнение государства важнее мнения общества.

2 .Задание: Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми вы познакомились) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясните, как вы понимаете: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чем состоит ответственность гражданина перед государством? (ответ: государство гарантирует защиту прав человека, а он в свою очередь соблюдает нормы права, установленные государством)

XIV. Обобщение: Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.

XV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

XVI. Домашнее задание: § 4, стр.37. зад.№1,2., написать эссе на одно изречение из рубрики «Говорят мудрые».

© 2010-2022