Урок по обществознанию на тему Формы культуры (9 класс)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме: «Что такое культура?»


Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №65» г. Перми

Старкова Татьяна Викторовна


Цель урока: Знакомство учащихся с понятиями «культура», «культурное наследие», «культурные универсалии» и осознание ими места данных составляющих в духовной сфере общества.

Задачи:

Личностные:

- формирование чувства патриотизма, социальной компетентности у учащихся.

- воспитание толерантности, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения.

Предметные:

- раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры;

- объяснить, какие элементы включает в себя элитарная культура;

- выявить влияние массовой культуры на современное общество;

- развивать навыки групповой работы, публичного выступления;

Метапредметные:

-формирование познавательного интереса к предмету через использование интерактивных приемов, путем развития у учащихся исследовательских умений: анализа, сравнения, синтеза, обобщения;

Основные понятия: элитарная, народная и массовая культура.

Тип урока: открытие нового

Форма урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока:

  1. В кабинете присутствуют два учителя: Старкова Т.В. - учитель истории и обществознания и Селькова О.Ю. - учитель истории и МХК.

Беседа, направленная на определение темы урока:

  1. Перед вами два учителя, давайте определим, зачем мы здесь находимся? Какая тема может объединять нас сегодня - Культура.

И так, тема нашего урока «Культура» - записывается в тетради (слайд №1)

  1. Какие науки дают нам образцы человеческой деятельности? (история, литература, мировая художественная культура)

  2. Какой предмет показывает необходимость приобщения к культуре и раскрывает возможности конкретной личности в культурной деятельности? (обществознание)

Определяются цели и задачи урока. (слайд №2)

  1. Что такое "культура". Каждый предлагает, выписывает свое определение понятия

"культура". Фронтальная работа - учащиеся предлагают свои определения «культуры». Определений понятия «культуры» - более 200. Без культуры невозможно существования общества и его развитие. В общественной жизни культура будет представлять целую сферу. Какая это сфера? - Духовная. (слайд №3-4)

Кластер , что включает духовная сфера.(Работа ученика у доски, остальные в тетради)

  • Искусство

  • Религия

  • Образование

  • Мораль

  • Наука

  • Ценности и нормы

(Слайд №5)

Очень часто взаимозаменяют понятия культура и искусство. Давайте разберемся.

Назовите признаки культуры?

1) Жизненные ценности
2) Нормы поведения
3) Артефакты (материальные произведения)

Урок по обществознанию на тему Формы культуры (9 класс)Урок по обществознанию на тему Формы культуры (9 класс)Урок по обществознанию на тему Формы культуры (9 класс)
Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.
Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.
Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.
Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, а социальные антропологи сосредотачиваются на символической культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом. Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными.

В масштабах всего общества, искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат - художественное произведение.

Признаки искусства:

1) эмоциональное воздействие на человека
2) субъективное объяснение сущности явлений и событий
3) Эстетическое освоение окружающего мира

(Слайд № 6)

Работа по группам . Перед вами картинки, разделите их по группам. К одной группе будут относиться картинки характеризующие культуру, а к другой - искусство. (Слайд № 4)

Урок по обществознанию на тему Формы культуры (9 класс)Урок по обществознанию на тему Формы культуры (9 класс)Урок по обществознанию на тему Формы культуры (9 класс)

Таким образом, культуру можно разделить на два вида. Назовите эти виды. Материальная и духовная. (Слайд № 5).

Среди огромного населения планеты нет двух людей, которые были бы совершенно одинаковы. Так и в культуре присутствует многообразие. Культуру не только делят на виды, но и выделяют формы.

  1. По формам культура делится на (слайд № 6)

- Элитарную

- Народную

- Массовую

Показываются клипы. Ученикам, нужно определить к какой форме относится данный клип, и объяснить почему.

Элитарная - совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Народная- признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской

Массовая (общедоступная) - представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику.

(Слайд № 7,8,9)

Может ли существовать синтез разных форм культуры? И где из представленных моментов мы можем увидеть? (приведите свои примеры - Д/З).

IV.Рефлексия (в тетради) (Слайд № 10)

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Мне было интересно…

Я понял…








Выступление.

Особенности ФГОС второго поколения.

  1. Вычленение новой системы универсальных учебных действий (личностных, учебно-воспитательных, регулятивных, коммуникативных), т. е. ключевых компетентностей, необходимых всем независимо от рода их будущих занятий и карьеры, составляющими которых являются знания, умения, навыки, жизненный и профессиональный опыт, ценностно-смысловые ориентации.

  2. Системно-деятельностный подход. Концептуальный уровень содержания предполагает осознание каждым учителем-предметников концепции своего предмета, образовательной области. Вычленение в учебной дисциплине сущностных, структурных системообразующих компонентов изучаемой науки (законы, закономерности, теоретические положения преподаваемого учебного предмета). Высокий уровень обобщения, перевод содержания с информационного уровня (детализация знаний) на понятийный, смысловой, методологический.

  3. Метапредметность - одно из средств реализации компетентностного подхода в образовании, а метапредметный урок - разновидность и высшая форма компетентностно-ориентированного учебного занятия. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребенка.


© 2010-2022