Рабочая программа элективного курса Право10 класс

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

Рассмотрено на заседании ШМО

Согласовано

Утверждено

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ №11

__________ Чувасова С.В.

_____________ _________

__________ Т.В. Нестерова

подпись ФИО

Протокол № ___

Приказ № ___

от «___»__________201___ г.

от «___»__________201__ г.

от «___»__________201__ г.




Рабочая программа учебного курса

ПРАВО

10 класс

(профильный уровень)








Образовательная область: обществознание

Дисциплина: право

Класс: 10а


Программу разработал:

Тетюев В.В.












г. Биробиджан

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • приказ Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»; ( для 10 класса)

  • информационное письмо комитета образования Еврейской автономной области от 10.04.2015 № 1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году».

  • Приказ МБОУ СОШ № 11 № 78 от 19.06.2015 г. «Об утверждении учебного плана школы на 2015-2016 учебный год».


Рабочая программа учебного курса права для 10 класса составлена на основе федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по праву, Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень), программы курса «Право. Основы правовой культуры» Певцовой Е.А., Козленко И.В. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (2006 г.).

По содержанию Рабочая учебная программа является общеобразовательной, по структуре - концентрической (правовой блок изучается в составе курса обществознания в основной школе). Учебная программа предназначена для изучения курса права в 10 классе социально-экономического профиля на базовом уровне. Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. При этом предусмотрено 2 часа резервного времени, 2 часа отводится на повторение и обобщение учебного материала.

Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях. Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям программы курса права для 10 класса относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений;

  • система права

  • законотворческий процесс;

  • гражданство, основные права и обязанности граждан;

  • участие граждан в управлении государством.

Цель программы обучения:

  • формирование правовой компетентности, правосознания и правовой культуры десятиклассников посредством овладения основами теории государства и права.

Задачи программы обучения:

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • осмысление собственной деятельности в контексте правовой действительности, формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению не только и не столько правовых знаний, а в первую очередь формированию функциональной грамотности. Такой подход адаптирован к потребностям личностно-ориентированного образования, соответствующего концепции курса и образовательной программе ОУ, учитывает профессиональную направленность учащихся.

УМК:

  • Учебник Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006-10.

  • Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006-10.

  • Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

Используемый в преподавании курса УМК наиболее адекватен целям и принципам современного правового образования, закрепленным в Концепции школьного правового образования.

Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии обучения. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы (круглый стол, дебаты, дискуссии, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении социально-правовыми компетенциями.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты различного типа, эссе, диктанты, практикумы и проч.) и устный опрос (собеседование). Рабочей программой предусмотрена итоговая контрольная работа за курс 10 класса в тестовой форме.


Учебно-тематический план.

Глава

Название

Часы

Глава 1

Роль права в жизни человека и общества

4

Глава 2

Теоретические основы права как системы

7

Глава 3

Правоотношения и правовая культура

8

Глава 4

Государство и право

9

Глава 5

Правосудие и правоохранительные органы

2

Глава 6

Повторение.

4

Итого

34


















































Основное содержание Программы (34 часа).


Раздел 1 Роль права в жизни общества. (4 часа)

Юриспруденция как важная сфера человеческих знаний. Система юридических наук. Юридические профессии. Теории происхождения права, закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Право Древнего Востока, Греции,Рима. Позитивное и естественное право. Принципы, аксиомы,презумпции права.

Раздел 2 Теоретические основы права как системы. (7 часов)

Право и основные теории его понимания. Система права. Нормы права. Источники (формы) права. Правотворчество. Формы права. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Закон и подзаконный акт. Этапы и особенности применения права. Сущность, назначение, способы и виды толкования права. Основные отрасли права.

Раздел 3. Правоотношения и правовая культура (8 часов)

  1. Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт. Правонарушения и юридическая ответственность.

Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Основные правовые системы современности. Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права.

Раздел 4 Государство и право (9 часов)

Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Организация власти и управления в стране. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков. Федеративное устройство Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права. Система и структура права Право и основные теории его понимания. Нормы права.

  1. Раздел 5 Правосудие и правоохранительные органы.( 2 часа)

Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Правоохранительные органы Р.Ф.

Повторение. 4 часа






Календарно-тематический план

сроки

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Раздел 1. Роль права в жизни человека и общества

4

сентябрь

1.

Юриспруденция - важная область человеческих знаний.

1

2

Возникновение права. Теории происхождения государства и права.

1

Таблица «Теории происхождения государства и права»

3

Исторические особенности происхождения права у различных народов.

1

4

Принципы, аксиомы и презумпции права.

1

Эссе

Раздел 2.Теоретические основы права как системы.


7

октябрь

5

Система права.

1

6

Правовая норма.

1

Практикум

7

Формы права.

1

8

Нормативно-правовой акт

1

Тест по темам 7-8

ноябрь

9

Правотворчество и процесс формирования права.

1

Деловая игра

10

Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1

Практикум

11

Повторительно-обобщающий урок

1

Тест по теме раздела

Раздел 3. Правоотношения и правовая культура.

8

декабрь

12

Правоотношения: понятие, структура.

1

13

Виды правоотношений.

1

Текст с лакунами

14-15

Правонарушения и их характеристика

1

Практикум. Решение юридических задач

январь

16-17

Юридическая ответственность: понятие и виды.

1

Практикум. Решение юридических задач

18

Правосознание и правовая культура.

1

Эссе

февраль

19

Правовые системы современности.

1

Тест по темам 12-18

Раздел 4. Государство и право.

9

20

Государство: понятие, признаки, функции.

1

21-22

Форма государства.

2

Терминологический диктант

март

23

Организация власти и управления в стране.

1

Деловая игра

24

Правовое государство.

1

Тест

25

Конституция РФ - основной закон страны.

1

Текст с лакунами

26

Основы конституционного строя РФ.

1

Анализ содержания 1 гл. Конституции РФ, таблица «Принципы конституционного строя РФ»

апрель

27

Гражданство как правовая категория.

1

Решение юридических задач

28

Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

1

Терминологический диктант

Раздел 5. Правосудие и правоохранительные органы.

2

29

Защита прав человека в государстве.

1

30

Правоохранительные органы, их виды и полномочия.

1

Тест по темам 29-30

май

31-32

Повторительно-обобщающий урок.

2

33-34

Контрольная работа

2

Тест

Всего часов

34






































Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

В результате изучения курса права 10 класса ученик должен

знать/понимать

  • основы теории государства и права;

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;

  • механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (право, юриспруденция, правовая норма, система права, санкция, институт права, отрасль права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность, частное право, публичное право, материальное право, процессуальное право, юридические факты, субъект правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, правовая культура, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство, конституция и др.);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, правовой статус человека и гражданина в РФ;

  • объяснять: взаимосвязь и различия права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства;

  • различать: полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач, осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях, представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее обучение в вузе.


Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса


  1. Певцова Е.А. «Право. Основы правовой культуры». Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2-х част. - М., 2006-10.

  2. Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006-10.

  3. Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

  4. Образовательный комплекс «1С:Школа. Экономика и право, 9-11 кл. Практикум»;

  5. Компьютерная программа «Домашняя правовая энциклопедия»;

  6. Разработанные учителем презентации уроков Microsoft PowerPoint;

  7. Коллекция видео- и аудиофрагментов, электронных схем, таблиц, диаграмм, иллюстраций (из личной коллекции учителя);

  8. Персональный сайт учителя, где размещена дополнительная информация к урокам, ссылки на правовые ресурсы Интернет, обзорные мультимедиа презентации и презентации к отдельным урокам, тестовые задания и проч. (innvik.ucoz.ru/ );

  9. Проверочные и тестовые материалы, в том числе разработанные учителем на основе требований содержательной линии «Право» КИМов ЕГЭ и сориентированные на образовательные стандарты.


Источники:

  1. Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года).

  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года).

  3. Конвенция о правах ребенка (от 19 ноября 1989 года).

  4. Конституция РФ.

  5. Гражданский кодекс РФ.

  6. Кодекс об административных правонарушениях РФ.

  7. Семейный кодекс РФ.

  8. Трудовой кодекс РФ.

  9. Уголовный кодекс РФ.

  10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

  11. Закон об образовании РФ.

  12. Закон о защите прав потребителей РФ.

  13. ФЗ №131«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».



© 2010-2022