Рассказ о конституции, конкурсная работа

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Родионово-Несветайская средняя общеобразовательная школа №7»

Ростовская область, Родионово-Несветайский район.

Адрес: сл.Родионово-Несветайская, ул. Кирова 14.- тел. 88634030956.



Муниципальный этап всероссийского конкурса, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации

Номинация «Рассказ» по теме:

«Конституция РФ: права и обязанности граждан РФ»



Работу выполнила:

Ученица 7 класса

Бельман Анастасия.

Учитель: Кулешова Т.С.







2013



В одном российском городе, на одной широкой улице, в большом многоэтажном доме, живет мальчик, зовут его Витя. Он ходит в обычную школу, хорошо учится, слушается родителей и делает все, что делал бы обычный ребенок.

Однажды, Витя допоздна делал уроки. На часах уже десять вечера, он почти все сделал. Оставалось обществознание. Витя знал, что это очень важный предмет, но так как было поздно, мальчик не стал его учить. Он лишь прочитал название параграфа: «Конституция РФ: права и обязанности граждан Российской Федерации».

- Одно только название говорит само за себя, что Конституция - это нечто такое важное, что я просто обязан знать, - подумал про себя Витя.

Но сил больше не было, и он уснул…

Невесомость, ощущение полета, легкость… Все это вдруг пропадает, рассеивается. Мальчик начинает понимать, где он находится. Это была школа, кабинет истории и обществознания. У Вити пересохло в горле, сердце начало учащенно биться.

- Ведь я же не выучил, ведь я же не знаю,- подумал он. - Но, делать нечего, нужно идти.

Мальчик вошел в кабинет и сел на свое место. Прозвенел звонок, в класс вошел учитель.

- Здравствуйте, ребята! Какой прекрасный сегодня день! Откройте тетради и запишите тему урока: Конституция РФ, права и обязанности граждан РФ».

Витя прошептал: «Так, ничего не понимаю. Как то странно все…»

Учитель продолжил:

- Итак, ребята, начнем. Слово «Конституция» происходит от латинского слова constitutio - устройство, установление. Конституция - это основной закон государства, она определяет основы конституционного строя, государственное устройство. Также, она регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных и судебных органов власти, устанавливает избирательную систему. Конституция - защитник прав и свобод граждан, символов государства.

В один момент, голос учителя понизился и стал строго-поучительным:

- Запомните: роль Конституции как юридического документа очень велика. Она - основа всего законодательства страны, наделенная высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с конституционными положениями. Нарушения этих положений являются очень серьезными правонарушениями. Вопросами правовых актов Конституции, соответствиями тех или иных действий, рассматривает Конституционный Суд РФ.

Все пространство в один миг изменилось. Окружение напоминало Россию XVIII века. Так оно и было.

«Чудеса, - подумал Витя, - никогда со мной такого не случалось!».

Учитель продолжил уже обычным голосом:

- В России первая попытка создать сословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть с помощью представительного органа и дающую дворянству сословные права, была предпринята в 1730 году в движении, возбуждённом верховниками. Ряд конституционных функций должно было выполнять планировавшееся Уложение, для разработки которого Екатерина II созвала Уложенную комиссию.

Только Витя начал вглядываться в окрестности как снова все изменилось. Теперь это была Россия начала XX века.

- Впоследствии конституционные проекты разрабатывались окружением Александра I и декабристами, известен также проект конституционного характера М. Т. Лорис-Меликова, подписанный Александром II в день его гибели, но так и не вступивший в силу. В 1905-1906 годах были приняты Основные государственные законы Российской империи, фактически ставшие первой конституцией России», - продолжал учитель. «Однако развитие конституционного процесса было прервано Февральской революцией 1917 года. После свержения самодержавия предполагалось, что новую конституцию разработает Учредительное собрание, которое, однако, было разогнано большевиками.

«Наверно, я попал в сказку!», - мальчик не успевал и глазом моргнуть, как мир снова и снова менялся. Появились советские улицы и здания.

- В Российской Федерации некоторое время действовала Конституция РСФСР 1978 года с внесёнными в неё Съездом народных депутатов многочисленными поправками, - продолжал вести урок учитель.

И вот, наконец, все вернулись в наше время.

- Через 2 года после краха Советского союза, 12 декабря 1993 года на референдуме была принята современная конституция РФ. Она упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Президент вступает в свои полномочия только после принесения присяги на Конституции Российской Федерации.

«Как же это все интересно!», - восторгался в душе Витя.

И вот все появляются в свою школу, в свой класс.

- Ребята, если вы все внимательно слушали, то скажите, какое же главное назначение Конституции?

В классе воцарилось молчание. С задних парт донесся робкий голос:

- Права человека…

- Да, именно. Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами. Вот список прав, которыми обладает гражданин:

  1. Личные права. Большинство из этих прав естественные, то есть, не связаны с принадлежностью человека к государству. Это:

- право на жизнь;

- право на неприкосновенность личности;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на неприкосновенность переписки;

- право на неприкосновенность собственности;

- право на свободу передвижения и выбора места жительства;

- запрет наказуемости вне суда;

- запрет принудительного труда.

  1. Политические права. Эти права преимущественно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. К политическим правам относят:

- свобода совести;

- свобода слова и печати;

- свобода собраний;

- свобода союзов;

- равенство перед законом;

- право избирать и быть избранным;

- право обращения в государственные органы.

  1. Экономические права. Это:

- свобода труда;

- свобода промышленности и торговли;

- свобода приобретения собственности и распоряжения ею;

- право наследования;

- право на владение, пользование и распоряжение землёй.

  1. Социальные права. Они определяют возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических потребностей и человека. К социально-экономическим правам относятся:

- право на труд и свободу труда;

- право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;

- право на социальное обеспечение;

- право на жилище;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.

  1. Культурные права. Эти права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

- право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях;

- право на образование;

- свобода наук и искусств;

- свобода преподавания.

  1. Экологические права. Это:

- право на благоприятную окружающую среду;

- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

- право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

- Ух, ты, сколько прав мы имеем, - воскликнули ученики.

- Да, все верно. Но помимо прав, граждане имеют и обязанности, - сказал учитель.

«А так все хорошо начиналось…», - грустно подумал Витя.

- Продолжим. Мы с вами имеем такие обязанности, как:

- соблюдение законов;

- не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод;

- забота о своих детях, их воспитании;

- по достижении 18 лет забота о своих нетрудоспособных родителях;

- основное общее образование обязательно;

- родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

- охрана исторических и культурных памятников;

- уплата налогов;

- охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам;

- защита Отечества.

«Хм, по сравнению с правами, обязанностей у нас немного», - подумал Витя.

- Ну что ж, подошел к концу наш урок, - произнес учитель, - что вы запомнили, что важного вынесли из этого? Витя, ответь, пожалуйста.

И с гордостью в голосе, Витя отвечает:

- Конституция - это основной закон государства. Она - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения. Конституция основана на демократии. Все граждане Российской Федерации имеют права и обязанности. Для себя я решил, что буду делать все, чтобы эта страна процветала, развивалась и была благополучна. Я несу ответственность за свою Родину перед прошлыми, нынешними и будущими поколениями. Осознавая, что я полноправный гражданин этого государства, заявляю: Я принимаю КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ!

… «Витя, сынок, просыпайся, в школу надо собираться», - послышался голос Витиной мамы.

«Что, что такое… А где же класс, учитель… Где я?»

И Витя понимает, что он дома, что он в своей кровати, и что это сон, всего лишь сон.

«Да, никогда не думал, что мне приснится школьный урок. Но, как бы то ни было, сон мне на руку, и все сегодня будет хорошо!»- подумал мальчик и с легкостью в душе пошел пить теплое молоко с печеньем.





© 2010-2022