Рабочая программа Основы правовых знаний 9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного образования и программы по праву (автор Э. Д. Днепров) и Закона Российской Федерации "Об образовании" № 273ФЗ от 29.12.2012г.;

Факутальтивный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Право как учебный предмет базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Правовое образование в школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования, направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.

Право, как учебный предмет, обеспечивает изучение основ юриспруденции, знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения.

Учебный предмет Право позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. Право как предмет способствует более качественному показателю результатов в условиях изменившейся системы оценивания знаний учащихся (ЕГЭ)

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, со­циально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплиниро­ванности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

- освоение знаний об основных принципах, Нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обя­занностей, правомерной реализации гражданской позиции;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятель­ности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных за­дач в образовательном процессе;

- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной ин­формации по заданной теме в источниках права. Извлечение необходимой информации из источни­ков, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, переда­ча содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать сужде­ния, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоя­тельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведе­ния, черт своей личности. Учет мнения других людей при определении собственной позиции и само­оценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, опре­деление собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою граждан­скую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Особенности преподавания.

Используемые педагогические технологии:

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров - схем,

- составление планов ответа.

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- эссе.

- ключевые термины.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ - технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем

через работу в парах, дискуссии, дебаты.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического здоровья обучающихся.

1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм и видов деятельности обучающихся

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда,

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей.

6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске.

Используемые формы и методы:

Цель

Формы и методы

Формирование понятийного аппарата учащихся

Изучение логики составления определения.

Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.

Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.)

Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника)

Содержание курса.

Теория государства и права. Право и государство (2 часа)

Происхождение нрава и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления. Формы государственного устройства, политический режим, Государственный суверенитет, Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.

Система и структура права (4 часа).

Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени и пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права. Правотворчество. Система права. Частное и публичное право. Правой статус личности. Понятие прав и свобод человека.

ОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное право (4 часа)

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Систем: конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.

Гражданское право (3 часа)

Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Имущественные и неимущественные права. I1раво собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и завещанию.

Семейное право (2 часа)

Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Права и обязанности и ответственность членов семьи.

Трудовое право(.3 часа)

Трудоустройство и занятость. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.

Административное право (2 часа)

Административные правоотношения. Административные Правонарушения. Административная ответственность, се основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.

Уголовное право (4 часа)

Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

Экологическое право (3 часа)

Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения, юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. Глобальные проблемы человечества.

Международное право (2 часа)

Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.

ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правосудие (2 Часа)

Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в конституционный суд. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Принципы гражданского процесса .

Профессия и право (1 час)

Юридическая деятельность, профессиональное образование. Профессиональная этика.

Конкурс знатоков по правовым вопросам (2 часа)

Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы правовых знаний»

Разделы, темы уроков

Основное содержание тем

Кол-во часов

сроки

1

Происхождение права и государства

История происхождение права и государства. Формы государства. Функции государства. Понятие гражданского общества.

1

2

Формы государства

Формы государственного устройства. Функции государства.

1

3

Право и мораль

Правовые и моральные нормы, их общие черты и отличие.

1

4

Нормы права. Источники права.

Система права. Частное и публичное право.

1

5

Права человека.

Гражданские, политические, экономические, социальные культурные права.

1

6

Правовой статус личности.

Элементы правового статуса. Механизм защиты прав человека в РФ

1

7

Основы конституционного строя РФ.

Принцип разделения властей. Система органов государства.

1

8

Гражданство РФ

Закон о гражданстве РФ. Условия приобретения гражданства.

1

9

Избирательное право.

Сущность избирательного права. Избирательная система.

1

10

Избирательный процесс.

Основные стадии избирательного процесса.

1

11

Гражданское право.

Понятие гражданского права. Гражданско-правовая ответственность.

1

12

Гражданско-правовой договор.

Сделки. Формы сделок.

1

13

Предпринимательская деятельность.

Правовой статус предпринимательства. Организационные формы предпринимательства.

1

14

Семейное право.

Брак. Брачный контракт. Условия заключения и расторжения брака.

1

15

Права, обязанности, ответственность членов семьи.

Права и обязанности родителей и детей.

1

16

Трудовые правоотношения.

Правовое регулирование трудовых отношений. Трудоустройство и занятость.

1

17

Трудовой договор

Рабочее время и время отдыха.

1

18

Правовые основы социальной защиты и обеспечения.

Понятие прав социальной защиты. Пенсия, пособие. Понятие и виды трудового стажа

1

19

Административное право

Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.

1

20

Административные правонарушения.

Понятие Административных правонарушений. Административные наказания. Виды штрафов и взысканий.

1

21

Уголовное право.

Понятие и принципы уголовного права. Преступления. Виды преступлений.

1

22

Уголовная ответственность.

Понятие и цели наказания. Виды уголовного наказания.

1

23

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды исправительных учреждений для несовершеннолетних.

1

24

Урок-конференция: «Подросток и закон»

Правонарушения и преступления. Соучастие в преступлениях.

1

25

Экологическое право.

Понятие экологического права. Право охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения.

1

26

27

Глобальные проблемы человечества. Презентации по проблеме.

Загрязнение окружающей среды. Демографическая проблема. Угрозы военных конфликтов, терроризм.

2

28

Международное право

Субъекты международного права. Международный договор.

1

29

Международная защита прав человека.

Международный суд по правам человека. Трибуналы для наказания военных преступников.

1

30

Процессуальное право.

Гражданский процесс. Арбитражный процесс.

1

31

Судебное производство.

Прохождение дела в суде. Исполнение судебных решений.

1

32

Профессия - юрист.

Основы профессии. Профессиональное юридическое образование. Профессиональная этика.

1

33

34

ПОУ «Конкурс знатоков по правовым вопросам»

2

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения права ученик должен

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,

  • работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Список литературы:

1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс- М.,1993

2. Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека. Пособие для учителя. М, 1995

3. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей (9-11). М., 1998.

4. Алексеев С. С. Философия права. М., 1998.

5. Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.

6 Воскресенская Н. К. Давлетшина Н. В. Граждановедение. Демократия: государство, общество. М., 1997.

7. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. СП6., 1997.

8. Исаев И. А. История государства и права России. м., 1994.

9. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М., 1997.

10. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика. Учебник для 10-11 классов. М.: Вита, 2000.

11. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004

12. Коваленко А. И. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М.: АСТ - Олимп, 1998.

13. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник, 10- 11 классы. М.: Русское слово, 2000.

14. Основы российского права. М.: Инфра - М----Норма, 1997.

15. Общая теория государства и права/ Под ред. В.В. Лазарева.- М.,1996.

16. Мицкевич А. В. (ред.). Основы права. Учебник для системы среднего профессионального образования.

М., 1998.

17. Морозова С. А. Обществознание. Учебное пособие для старшеклассников. СП6.. 2001.

18. Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1994.

19. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.,1997

20.Никитин А.Ф.Конституционное право

21.Никитин А.Ф.Уголовное право

22. Никитин А.Ф. Налоги

23. Никитин А.Ф Права человека

24. Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»

25. Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь. М.: дрофа, 1998.

26. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2006.-240 с.

27. Права человека. История, теория, практика. М., 1995

28. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1966.

29. Шилобод М.И. Политика и право. Учебное пособие для старшеклассников. М., Дрофа,1995.

30. Юридическая энциклопедия. М.,


© 2010-2022