Методическая разработка Социальное окружение человека

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У р о к и 16 - 17

Тема урока

ОДНОКЛАССНИКИ, СВЕРСТНИКИ, ДРУЗЬЯ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования представлений об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности,
без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения

Образовательные

ресурсы

Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : uchportal.ru/load/143-1-0-21913

План урока

1. Ты и другие ребята.

2. Слово не воробей.

3. Какой ты, друг?

Личностно

значимая проблема

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного
света» (Цицерон)

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Друг, дружба, товарищ

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели
и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе
во внутреннем плане

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

1. Прочтение рассказов «Школа моей мечты.

2. Беседа

1. Организует проверку домашнего задания.

2. Организует беседу по вопросам:

- Кто такие одноклассники, друзья, товарищи? Все ли одноклассники являются твоими друзьями? Кого можно назвать другом? Какие книги о дружбе и товариществе вы читали? Объясните поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

1. Читают и обсуждают рассказы.

2. Аргументированно отвечают на поставленные вопросы

1. Индивидуальная и фронтальная работа.

2. Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

1. Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья».

2. Игра «Паровозик дружбы»

(Приложение 1).

3. Работа в тетради.

4. Работа с рубрикой «Жил на свете человек» и иллюстрацией на с. 67.

5. Тестирование «Дружба
или плен?»
(Приложение 2)

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2. Организует игровую деятельность, объясняет
условия игры: Вы с одноклассниками едете путешествовать. Разместите всех ребят по вагонам, чтобы им было комфортно. В каждый вагон можно посадить не более 6 человек.

3. Организует работу по самостоятельному выполнению задания:

- Нарисуйте в тетради ромашку, в центре изобразите себя, а на лепестках запишите дела, которыми вы любите заниматься с друзьями.

4. Организует самостоятельное прочтение и обсуждение рубрики и картины А. С. Епишина «Спорщики».

5. Проводит тестирование, обобщает результаты

1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Участвуют в игре, выполняют ее условия, объясняют свой выбор (должны объяснить, почему они разместили учеников именно так).

3. Выполняют задания, обсуждают получившиеся результаты.

4. Читают текст, обсуждают его по вопросам учебника, рассматривают картину, обсуждают поведение героев картины.

5. Отвечают
на вопросы теста, подводят
итоги

1. Фронтальная работа.

2. Фронтальная работа.

3. Индивидуальная, фронтальная работа.

4. Фронтальная работа.

5. Индивидуальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения
и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Устные

ответы.


Устное задание


Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задания в рабочей тетради,
№ 3, 4, с. 41-42

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

1.Индивидуальная работа.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

-

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 8.

Конкретизирует домашнее задание

Задания в рабочей тетради, № 6, 7, 8,
с. 43-45

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Приложение 1

Схема игры «Паровозик дружбы»

Методическая разработка Социальное окружение человека

Приложение 2

Тест для подростков «Дружба или плен?»

1. Большую часть времени ты проводишь в своей компании. (да - 1, нет - 0.)

2. Ты носишь ту одежду, которая принята в вашей компании, как бы нелепо она ни выглядела. (да - 1, нет - 0.)

3. Когда твоих друзей нет рядом, ты продолжаешь заниматься тем, чем занимаешься вместе с ними. (да - 1, нет - 0.)

4. Находясь вдали от друзей, ты предпочитаешь говорить и действовать так, как действуют и говорят они. (да - 1, нет - 0.)

5. Есть ли у тебя увлечение, не относящееся к общению с друзьями? (да - 0, нет - 1.)

6. Ты с негодованием и агрессивностью относишься к тем, кто позволил выразить иную точку зрения, чем та, которая принята в твоей компании. (да - 1, нет - 0.)

7. Можешь ли ты самостоятельно, без участия друзей принимать какие-либо решения? (да - 0, нет - 1.)

8. Можешь ли ты отказаться от встречи с компанией, если на то есть причина? (да - 0, нет - 1.)

9. Ты можешь настоять на своей точке зрения, находясь в компании? (да - 0, нет - 1.)

считаем баллы:

• от 9 до 6 баллов - ты крайне зависим от своей компании. Может быть, стоит проявлять побольше индивидуальности и чаще высказывать свое мнение, а то так и себя потерять недолго;

• от 5 до 3 баллов - ты проводишь время в компании, но мнение твоих друзей не играет решающей роли для принятия решений. Поздравляем, самостоятельность - первый шаг к взрослой жизни;

• менее 3 баллов - мнение компании для тебя не главное. Ты встречаешься с друзьями, поддерживаешь с ними отношения, но независим от их решений и не идешь на поводу у компании. Ты остаешься личностью в любых обстоятельствах.



Продолжение урока

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I. Моти-вация
к учеб-ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются

самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

7

Обсуждение проектов «Экономия семейных ресурсов» и индивидуальных памяток «Это должен уметь каждый хозяин дома»

Организует работу по проверке домашнего задания

Презентуют свои мини-проекты, проводят обсуждение памяток

Индивидуальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III. Обобщение
и систематизация знаний

24

1. Задание в рабочей тетради, № 6, с. 22.

2. Игра «Чудо-дерево»

(Приложение).

1. Организует самостоятельную работу по выполнению задания в рабочей тетради, проводит проверку.

2. Делит учащихся на группы, знакомит с правилами игры, организует деятельность групп, подводит итоги игры.

1. Выполняют задание.

2. Выполняют задания по условию игры, обсуждают итоги.

1. Индивидуальная работа.

2. Групповая работа.

Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

1. Письменные задания.

2. Уст-
ные ответы.


3. Творческие задания в парах. Рабочая тетрадь, № 3, с. 25

3. Нацеливает учащихся на творческую работу, организует конкурс рекламы

3. Самостоятельно выполняют творческие работы

3. Индивидуальная, фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

3. Уст-
ные ответы

IV. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Организует экспресс-выставку творческих работ
и их обсуждение

Оформляют экспресс-выставку, обсуждают работы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

Придумать или подобрать познавательную игру-развлечение

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа

Приложение

Игра «Чудо-дерево»

Правила игры.

Для игры понадобятся:

1) нарисованный на большом листе бумаги ствол дерева с ветвями и контуром кроны; по этому контуру слева от ствола должно быть написано слово «Знаем», справа - «Умеем»;

2) клеящие карандаши (2-3 шт.);

3) вырезанные из зеленой бумаги листочки, по форме напоминающие листья дуба, березы или липы (количество листочков должно быть в 2 раза больше числа учащихся класса; размер приблизительно 7-8 кв. см).

Условия игры: все учащиеся - участники игры. Ряд - одна команда.

Ход игры

Команда выбирает капитана. Каждый участник получает по два зеленых бумажных листочка. По команде учителя ребята начинают выполнение задания: разборчиво пишут на каждом листочке свое имя.

Вопросы (заранее написанные на доске):

1. Чему ты мог бы научить своих одноклассников?

2. Какими знаниями мог бы с ними поделиться?

На одном листочке - ответ на первый вопрос, на другом - на второй. На выполнение задания дается 5 минут.

По истечении времени все заполненные листочки сдаются капитану команды. Учитель дает время капитанам на подведение итогов, объявив, что максимальный балл, который может набрать команда, равен количеству выданных листочков (количество членов команды умножается на два). В то время, пока капитаны подводят итоги игры, класс может выполнять другие задания (на усмотрение учителя).

Подведение итогов.

Капитаны действуют на основе данной им инструкции. Она содержит следующие этапы работы:

1) вместе подсчитать количество листочков от каждой команды, исключая «недействительные» - не содержащие конкретных ответов;

2) зафиксировать баллы;

3) наклеить листочки своей команды на соответствующую часть кроны дерева: ответ на первый вопрос - справа («Умения»), на второй - слева («Знания»).

Когда дерево «выращено», то есть капитаны выполнили свои задания, начинается объявление итогов.

© 2010-2022