• Преподавателю
  • Обществознание
  • Конкурсная работа «Развитие местного самоуправления на территории моего муниципального образования: история и современность»

Конкурсная работа «Развитие местного самоуправления на территории моего муниципального образования: история и современность»

Конкурсная работа "Развитие местного самоуправления на территории моего муниципального образования: история и современность". Данная работа была представлена на VIII областной конкурс "Взгляд молодых" на проблемы местного самоуправления".Целью данной работы является историко- правовое исследование формирования системы органов местного самоуправления. С учетом цели, основными задачами работы являются:- рассмотреть дореволюционный этап местного самоуправления в России;- изучить местное самоуправле...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грибановский муниципальный район Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа








VIII областной конкурс «Взгляд молодых»

на проблемы местного самоуправления»


Конкурсная работа

« Развитие местного самоуправления на территории моего муниципального образования: история и современность».





Выполнила: Задорожная Алина

ученица 10 класса

МКОУ Алексеевской СОШ

Научный руководитель:

Челяпина Н. И.

учитель русского языка и литературы

e-mail: [email protected]

тел.: 8(473248) -4-43-35


2015год

Введение

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.

Целью данной работы является историко-правовое исследование формирования системы органов местного самоуправления

С учетом цели, основными задачами работы являются:

- рассмотреть дореволюционный этап местного самоуправления в России;

-изучить местное самоуправление в советский период;

-развитие местного самоуправления в современной России.


Дореволюционный этап местного самоуправления

Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом.

Большинство историков считают, что опыт местного самоуправления фактически был начат во время правления Ивана IV. До этого времени при управлениимосковским государством не было четких нормативных актов, которые бы регулировали этот процесс. На местах власть представлял княжеский наместник - кормленщик, который выполняя поручения князя по сборам податей и организации рекрутов, заботился в первую очередь о собственных интересах и очень мало интересовался благосостоянием местного населения.

Указ Ивана IV от 1556 года, который назывался «Приговор царской о кормлениях и о службах», можно считать началом земской реформы. По этому указу отменили понятное и привычное кормление и начали формировать учреждения земских властей.
Если в уезде или волости не было помещичьего землевладения, потому что обычно помещик, землевладелец стоял во главе управления, то посадские люди и черносошные крестьяне имели право выбирать старост и земских судей, целовальников. Все эти выборные были свои, местные и опирались на верхушку местной крестьянской общины.
В царствование Петра I реформированию подверглась вся административно- территориальная структура России. Самым важным в этих реформах было создание губерний, которые были сформированы после Указа «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».

Начиная с 1708 года, в России появляются первые губернии, что было продиктовано как экономическими, так и военно-политическими причинами.

Губернии состояли из административного центра, которым являлся губернский город и уездов. Немного позднее, была создана такая административная единица как провинция, которая объединяла несколько уездов.

Одновременно проводилась и реформа управления городами. В Москве таким новым органом самоуправления стала Бурмистерская палата, а в других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами, которые ведали всей социальной сферой. Интересная деталь - суды были независимы от административных органов.
В царствование Екатерины II развитие местного самоуправления продолжалось. Губерниями стали управлять губернаторы, которых назначал Сенат, опираясь на губернские правления.


Выборы в Общую городскую думу осуществлялись один раз за три года. Председателем ее был городской голова. Представлены были все разряды с правом голоса. Непосредственно работой всех учреждений социальной сферы руководила Шестигласная дума. Был еще один орган - собрание «общества градского», при голосовании в котором имелся возрастной и имущественный ценз. На этом собрании выбирался городской голова и руководители всех основных структур. Собиралось такое собрание с позволения генерал-губернатора один раз в три года и только зимой. Значительными реформами по вопросам местного самоуправления отмечено царствование царя-освободителя Александра II.

В январе 1864 года им было подписано Положение о земских учреждениях, которое явилось следствием Реформы 1861 года об отмене крепостного права.
Была подготовлена и проведена земская реформа в 1864 году, а в 1870 - городская реформа.Их суть сводилась к децентрализации управления и развитию местного самоуправления, что выражалось в выборности местной власти. Кроме того, эта выборность подкреплялась финансовой независимостью. В результате этой реформы 60% собранных с территории платежей оставались в казне земства, и только 20% уходило в государственную казну.Вновь организованные Земства являлись сторонниками государственной власти и обеспечивали стабильность и правопорядок в обществе.
Земские учреждения состояли из земского собрания и земской управы, которые занимались управлением внутри губерний.

В числе первых губерний, где земства сразу после принятия «Положения» начали свою деятельность, были Самарская, Пензенская, Костромская, Новгородская, Херсонская, Псковская, Курская, Ярославская, Полтавская, Московская, Казанская, Санкт-Петербургская, Рязанская, Воронежская, Калужская, Нижегородская и Тамбовская.

Советский период

После революции 1917 года большевики упразднили земские управления как не отвечающие современному моменту. Дореволюционные органы местного самоуправления имели характерные черты. В них учитывались культурно-национальные и религиозные традиции, что было очень важно для многонационального состава российской империи.
Органы местного самоуправления не имели права заниматься политической деятельностью. Органы местного самоуправления имели широкие права в экономической и хозяйственной сфере, что было несомненным благом, для российской империи при ее огромных территориях. Все это дало возможность дальнейшему развитию образования, здравоохранения и культуры не только в центре страны, но и в провинции.

После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения.

От местных органов требовалось быстрое реагирование на острые жизненные вопросы и действия.

Выборы проводились по пропорциональной системе. На места были разосланы постановления правительства, разъясняющие порядок их проведения. Избирательный округ в городе мог делиться на участки, создавали избирательные комиссии под председательством городского головы, а также трех членов, приглашенных председателем из числа избирателей. Избирательные списки составлялась городской управой. Жалобы и протесты на нарушения выборного производства подавались в окружной суд, решения которого могли быть обжалованы в Правительствующий Сенат.

Списки избирателей в окончательном виде готовились комиссиями под общим руководством комиссаров губернии и областей. Списки составлялись не по алфавиту, а в порядке их выдвижения. Номер списку присваивался комиссией в порядке поступления его для регистрации. Своих кандидатов могла выдвинуть любая группа жителей города или общественное движение, политические партии. Однако требовалось, чтобы число лиц, заявлявших список своих кандидатов, было не менее половины числа гласных в данном городе, подлежащих избранию согласно предписанию правительства: Городские управы принимали жалобы от граждан на неправильное заполнение списков или отсутствие их в таковых. Разъяснялся порядок проведения выборов устно и в печати. В городах региона вывешивались листки «Техника выборов в городскую думу».

Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.

Местные советы первое время после революции были достаточно независимыми от центральной власти, однако такая ситуация сохранялась не долго. После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в основу организации местного самоуправления был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти. Таким образом, в первые годы советской власти существовала не система местного самоуправления, а система государственного управления на местах. Согласно Конституции РСФСР 1918 г. система местных органов государственной власти включала следующие органы:

• областные съезды советов;

• губернские (окружные) съезды советов;

• уездные (районные) съезды советов;

• волостные съезды советов;

• городские и сельские советы.

Городские и сельские советы, а также вышестоящие съезды советов избирали из своего состава соответствующие исполнительные комитеты (исполкомы). Данная система была упразднена после принятия Конституции РСФСР 1937 года. Все представительные органы государственной власти, в том числе - на местах, стали именоваться советами.

В 1930 году председателем Алексеевского сельского совета В.Е. Проскрянов.

Затем в 1933году председателем сельского совета стал Н.И. Коняев

В 30 -е годы на территории нашего сельского совета был организован первый колхоз «Красная Украина».

С 1945года председателями Алексеевского сельского совета были Жданкин Алекандр Семенович, Лыков…, Пучков Борис Валентинович, Москвитин Василий Васильевич, Ишков…, Окунев Петр Петрович ( с 01.04.1969 по 01.04.1974г), Окунев Вячеслав Андреевич, Окунев Василий Александрович.

В пределах своих полномочий местные Советы должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координировать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового иного обслуживания населения.

Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти.

В 80- е годы возглавляли Алексеевский сельский совет Голенко Иван Павлович (с16.03.1982 по 01.04.1986г.), Гребенников Александр Николаевич (с 01.03.1989 по 22.04.1992г)

С реформой 24 мая 1991 г. на смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам

В это трудное время председателем местной администрации с 1992 по 2005г. была Окунева Татьяна Михайловна.

Местное самоуправление - современность

Местное самоуправление - это возможность на местах самостоятельно решать вопросы собственного жизнеобеспечения, ключевые проблемы хозяйствования с полной ответственностью за принимаемые решения.

XXI век информационных технологий, новых, феерических научных открытий и прогресса в целом. Но, не смотря на эти достижения в целом по стране, в отдельных уголках нашей Родины, в глубинках, лежат сёла и хутора, куда не всегда в полном объеме доходят блага цивилизации. И вот как раз эту проблему и решает местное самоуправление.

Алексеевский сельский совет образован в 1918 году постановлением ВЦИК РСФСР. Законом Воронежской области он наделен статусам сельского поселения. Администрация Алексеевского сельского поселения осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным законом №131 «Об общих принципах, организации местного самоуправления Российской Федерации», Уставом Алексеевского сельского поселения и Регламентом работы администрации сельского поселения.

Местное самоуправление в Алексеевском сельском поселении осуществляется на основе следующих принципов:

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

  2. государственных гарантий осуществления местного самоуправления;

  3. законности;

  4. гласности;

  5. самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

  6. выборности органов и должностных лиц местного самоуправления;

  7. Ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением Алексеевского сельского поселения.

Территорию Алексеевского сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли поселения, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования Алексеевского сельского поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ Алексеевского поселения, в том числе населенные пункты:

- село Алексеевка

- поселок Межевихино

- поселок Симкино, не являющися поселением

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Алексеевского сельского поселения обладают следующими полномочиями: принятие устава Алексеевского сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; Организация и материально - техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, главы Алексеевского сельского поселения, голосования по вопросам изменения границ Алексеевского сельского поселения, преобразование Алексеевского сельского поселения, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития Алексеевского сельского поселения, а так же организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы Алексеевского сельского поселения и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Администрация местного самоуправления обладает иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом.

По решению Совета депутатов Алексеевского сельского поселения население может привлекаться к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ.

С 2005 года главой Алексеевского сельского поселения является Фомина Надежда Алексеевна. Это замечательный человек, который пользуется уважением жителей моего родного села.

Большое внимание администрация уделяет вопросам благоустройства территории поселения, наведению санитарного порядка на улицах, вывозу мусора и бытовых отходов. Проводятся субботники, на которых силами жителей и администрации выполняются работы по благоустройству кладбищ, уборка территории поселения.

Я считаю, что наша глава поселения, Надежда Алексеевна прикладывает все силы для лучшего благосостояния жителей, но недостаточно финансовых средств. Несмотря на имеющиеся трудности, хочется надеяться, что в нашем селе появятся рабочие места, люди смогут трудоустроиться, а значит, появится уверенность в завтрашнем дне.

О многом еще можно говорить, размышляя о развитии местного самоуправления в России. Тема эта неисчерпаема, как неисчерпаема сама жизнь с ее все новыми и новыми проблемами, которые надо решать. Ясно одно: местное самоуправление - это самый массовый институт гражданского общества в каждом цивилизованном государстве. Так что всем нам - и гражданам, и депутатам, и чиновникам нужно учиться местному самоуправлению, осваивать реальные практики гражданского осознанного действия в локальном месте - поселке, городе, районе, где ты живешь. Иначе ничего в нашей жизни не изменится.


Литература

1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. - М., 1997. - №1.

2. Адукова А. Н., кандидат экономических наук, статья «Местное самоуправление на селе: состояние, проблемы и пути развития» журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», № 9 за 2007 год

3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

4. Клименко А.В. Обществознание: Учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с.

5. Устав Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района


© 2010-2022