- Преподавателю
- Обществознание
- Пояснительная записка к рабочей пограмме по обществознанию, 10 класс
Пояснительная записка к рабочей пограмме по обществознанию, 10 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Высочева Л.Е. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089);
-
Программы курса обществознания для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Кравченко А.И., Хромова И.С.
-
Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зазерской средней общеобразовательной школы на 2015-2016 учебный год.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Изменения в содержании программного материала
В связи с тем, что ежегодно учащиеся 11 класса выбирают обществознание в качестве ЕГЭ по выбору, расширено содержание учебного материала, введены темы, направленные на подготовку к ЕГЭ, но не предусмотренные обязательным минимумом содержания образования. Данные темы в рабочей программе выделены курсивом.
Во исполнение решения комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области от 05.06.2012г №2 и на основании информационного письма Отдела образования администрации Тацинского района от 16.08.2012г №1565 в программе предусмотрено время для модульного курса «Противодействие коррупции», разработанного учителем обществознания МБОУ Тацинской СОШ №1 Хлякиным Ю.Н. в количестве 5 часов в 10 классе.
С целью формирования основ бюджетной грамотности в курс «Обществознание» 10 класса включены следующие темы:
«Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования»;
«Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение»;
«Формирование местного бюджета. Возможности участия граждан в этом процессе»;
«Кредитование: его роль в современной экономике. Плюсы и минусы кредитования граждан»;
«Потребительское кредитование. Ипотечные кредиты».
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
-
пояснительная записка;
-
содержание учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки учащихся 10 класса;
-
система оценки индивидуальных достижений обучающихся;
-
календарно-тематическое планирование;
-
место регионального компонента в учебном предмете;
-
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по учебному предмету «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.
Рабочая программа на ступени среднего (полного) общего образования направлена на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Место учебного предмета
Количество часов на предмет «Обществознание» в старшей ступени предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. По учебному плану школы на 2015-2016 учебный год на изучение обществознания в 10 классе отведено по 3 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
-
Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 Допущено Министерством образования РФ
Учебники:
-
Кравченко А.И., Обществознание. Учебник для 10 класса.,3-е издание, ООО ТИД «Русское слово», 2013.
Пособия для учащихся:
-
Задачник по обществознанию 10-11 классы/ Кравченко А.И. - М.: ТИД «Русское слово-РС», 2012.
-
Схемы по обществознанию. 10 и 11 классы к учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание»/ Агафонов С.В. - М.: ООО ТИД «Русское слово-РС», 2005.
-
Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 10-11 классы/ И.С. Хромова. - 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.
Пособия для учителя:
-
Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 10 кл.» М.: ТИД «Русское слово - РС», 2014.
Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию, который отражается в календарно-тематическом планировании настоящей программы.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать- понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определение личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
формулирование полученных результатов;
-
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
-
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Распределение учебного материала в 10 классе
№
Наименование раздела
Количество часов
1
Эволюционный базис человечества.
15
2
Цивилизация и культура.
17
3
Системное строение общества. Социальный прогресс
14
4
Социализация
8
5
Социальная стратификация и мобильность
4
6
Общественные отношения и социальное поведение
8
7
Личность и её духовная сфера
8
8
Противодействие коррупции.
5
9
Основы бюджетной грамотности.
8
10
Повторение и обобщение полученных знаний
5
Итого
102
Региональный компонент в учебном предмете
Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональный компонент, который позволяет учащимся изучать процессы и явления, происходящие в регионе.
В рабочей программе предусмотрено выделение времени на внедрение регионального компонента (РК), который интегрируется в содержание предмета и изучается параллельно с основным материалом. Методами изучения РК являются семинары и проблемные беседы, где учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы,
выполняемые учащимися
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Рабочая программа предполагает отведение 40% учебного времени на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
-
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
-
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
анализ современных общественных явлений и событий;
-
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
-
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
Литература:
Методические пособия для учителя
-
Бегенеева, Т.П.. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс / Т.П. Бегенеева. - М.: «ВАКО», 2008.
-
Бегенеева, Т.П.. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс / Т.П. Бегенеева. - М.: «ВАКО», 2008.
-
Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М: Дрофа, 2008. - (Сборник нормативных документов).
-
Примерные программы среднего (полного) образования. Обществознание. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учителя
-
Гражданский кодекс Российской Федерации.
-
Кодекс об административных правонарушениях.
-
Конституция Российской Федерации.
-
Семейный кодекс.
-
Трудовой кодекс.
-
Александрова, И.Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
-
Бекешев, К. А. Обществознание: учебное пособие / К. А. Бекешев. - М.: проспект, 2010.
-
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф: Айрис-Пресс, 2010.
-
Сычев, А. А. Обществознание: учебное пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.
-
Сидельникова, Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников, И. А. Шарагин. - М.: ВЛАДОС, 1999.
-
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И.Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся
-
Домашек, Е.В.Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2010.
-
Краюшкина, С.В. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С / С.В. Краюшкина. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
-
Лазебникова, А. Ю. ЕГЭ 2012. Обществознание. Типовые тестовые задания / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, Е. С. Королькова. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
Лазебникова, А. Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ/ А. Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова, Е. Л. Рутковская. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
Лазебникова, А. Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ А. Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова, Е. Л. Рутковская. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
-
Сазонова, Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.