Методическая разработка урока 12 класс

                              Методическое обоснование занятия. Тема урока: «Понятие денег в экономике. Свойства и функции денег» Цель урока: формирование знаний  о деньгах. Задачи урока:  Обучающие: получить представление о деньгах, их роли в жизни человека. Сформировать у учащихся представление о сущности денег. Выявить отличия между деньгами и денежным товаром.  Познакомится  с элементами защиты денег, валютой разных стран, узнать новые определения (бонистика, нумизматика и т. д.).           ...
Раздел Обществознание
Класс 12 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Назарбаев Интеллектуальная Школа

Физико-математического направления г.Актобе



Урок в 12 классе

«Понятие денег в экономике.

Свойства и функции денег»



Подготовила:

учитель экономики

Арстанова А.О.




2015г.

Методическое обоснование занятия.

Цель урока: формирование знаний о деньгах.

Цель - развитие личности и обучающейся, познания и освоения мира.

Задачи урока:

Обучающие: получить представление о деньгах, их роли в жизни человека. Сформировать у учащихся представление о сущности денег. Выявить отличия между деньгами и денежным товаром. Познакомится с элементами защиты денег, валютой разных стран, узнать новые определения (бонистика, нумизматика и т. д.).

Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха, продолжить работу над повышением культуры общения; с помощью наглядных пособий, творческих заданий вызвать у учащихся интерес к предмету.

Развивающие: продолжить развитие учебных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развитие логического мышления), умение обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, проводить мини- исследования. С помощью продуктивных заданий, дискуссии, опроса, частично- поисковой беседы, проблемного исследования, которые способствуют активизации учения, научить творчески мыслить.

В ходе урока формировать: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Оборудование, средства обучения:

1. Учебники «Экономика» Липсиц, «Экономика» Иванов 1 часть.

2. Карточки.

3. Презентация.

4. Интерактивная доска.

5. Бумажные купюры (настоящие и поддельные) по одной на каждую группу.

6. Раздаточный материал: деньги разных стран, царские деньги- «простыни»). Из личной коллекции.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методика учебной деятельности: 7 модулей по кембриджской системе.

Методы и образовательные технологии, применяемые на уроке:

Образовательные техологии, применяемые на уроке:

  • технология проблемного диалога;

  • проектная деятельность;

  • использование ИКТ-технологии;

  • технология ситуативного обучения;

Виды заданий на данном уроке:

  • творческие задания;

  • участие в исследовании, мини-проекте;

  • подведение итогов урока;

  • самооценка события, происшествия;

Этапы занятия:

1 этап. Введение, постановка целей урока.

2 этап. Сущность денег. Денежный товар

3 этап. Золото как денежный товар.

4 этап. Свойства современных денег

5 этап. Элементы защиты денег.

6 этап. Науки, изучающие деньги.

7 этап. История названий денег, валюта стран мира.

8 этап. Первичное закрепление.

9 этап. Подведение итогов

Дифференцированное домашнее задание.




Этап урока

Ход урока

Используемые технологии, виды заданий, методы, средства обучения

Реализация требований

1.






2.


3.





4.







5.







6.




7.






8.










9.

Однажды я прочитала очень интересную фразу:

«Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег».

Ее произнес премьер-министр Великобритании У. Гладстон (Эпиграф написан на доске). (Учебник Липсица).

Что он имел в виду? (ответы обучающихся).

Что же такое деньги? Почему они обладают такой силой? Какую роль они играют в нашем обществе? На все эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответ.

Тема урока: «Понятие денег в экономике. Свойства и функции денег»

Каждый из нас с детства знает, что такое деньги. Мы привыкли говорить о деньгах как о само собой разумеющейся вещи. Но на самом деле мы знаем о мире денег очень мало.

Давайте попробуем определить, что такое деньги. Какие ассоциации у вас связаны с этим словом?

Ученики предлагают свои варианты, заполняя таблицу «ЗУХ». (Золото, богатство и т. д.)

А теперь посмотрим, совпало ли наше интуитивное определение с тем, что нам дает научная литература.

Деньги - это особый товар, который применяется всеми в обмен на другие товары и услуги.

Это эквивалент, заменитель, служащий для соизмерения различных видов товара.

А теперь подумаем, всегда ли были деньги (Ответ: нет).

Что же выполняло роль денег до их появления? (ответ: раковины, скот, меха, золото и т. д.)

Правильно. Жители Монголии и Китая и использовали вместо денег чай и соль, жители Скандинавского пол -ва -меха .шкуры, древние римляне, славяне -скот ,а жители африканского побережья даже человеческие черепа .

Но все это не деньги. Это - денежный товар. Денежный товар выполняет функцию денег.

Постепенно, со временем, роль денег стали выполнять золото и серебро. Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа подумает над заданием на карточке. (Карточка. Объясните смысл фразы: « Золото и серебро не деньги по своей сути, но деньги по своей сути золото и серебро». (ответ: с одной стороны -это не деньги Денежный товар ,это товар - драг. металл .но с другой стороны -это денежный товар ,т.к. выполняет функцию денег).

Почему именно за золотом и серебром закрепилась роль денег? Какие свойства золота позволили ему выделиться среди других товаров? (Обсуждение в группах).

Ответ:

1.Легко делится (золотой песок)

2.Количество в природе ограничено

3.Удобно в транспортировке

Согласитесь, что в качестве денежного товара лошади гораздо менее удобны, чем золотой песок.

А теперь, исходя из жизненного опыта, назовите

свойства современных денег.

(Работа в группах).

Ответ:

1.Общепризнанность

2.Износостойкость

3.Разменность

4.Неподдельность

(Обсуждение).

Ученик из группы подводит итог.

Одно из очень важных свойств денег - неподдельность. К сожалению, мы иногда сталкиваемся с тем, что это свойство нарушается. Любое государство стремится защитить свои деньги. Какие же признаки подлинности денег существуют? Сейчас вы проведете одно небольшое исследование. Каждая группа получит по 2 купюры, одна настоящая, другая поддельная. Через 5 минут вы должны определить настоящую. И рассказать, какие элементы защиты денег существуют.

(Выдаются купюры, идет обсуждение.)

Ответ:

1.Ныряющая металлизированная нить

2.Скрытые радужные полоски

3. Водяные знаки

4.Особая бумага. (Защитные цветные микроволокна, расположенные хаотично)

и т. д.

Хочу обратить ваше внимание на то, что преступления, связанные с подделкой денег, относятся к категории особо тяжких и караются лишением свободы.

История подделки денег уходит корнями в прошлое. Жители древней Мексики - ацтеки в качестве денег использовали зерна какао - бобов. Так 50 зерен стоила рабыня, мужчина-раб ценился в 2 раза дороже. Интересно, что уже тогда были свои « шоколадные фальшивомонетчики». Они извлекали содержимое зерен какао-бобов, заполняли пустоты землей, склеивали и пускали в оборот.

Итак, мы узнали какими свойствами обладают деньги; элементы защиты денег. (Повторяем).

Есть ли у нас наука, изучающая деньги?

Учащиеся: нумизматика.

Нумизматы-люди, которые увлекаются собиранием монет.

Если нумизматика изучает монеты во всех их взаимосвязях с экономикой, политикой , историей, то бонистика - это наука, изучающая бумажные деньги. Первые бумажные деньги появились в Китае в 680 году . А первые деньги в России появились при Екатерине Второй в 1769 году.

В современных условиях роль посредников выполняют именно бумажные деньги. И нумизматика, и бонистика изучают и названия денег.

Представьте себя в роли ученых, которые изучают названия денег. Каждая группа получает карточки с заданием Попробуйте определить, от каких слов произошли названия денег.

Карточка:

1. Копейка

2. Полтина

3.Злотники

4. Гривна

Ответ 1.Копейка. От слова копье. При Иване Третьем на монете изображен всадник с копьем.

2.Полтина. Тин- на Руси - рубль. Пол рубля - пол тина.

3.Злотники. От слова «злато» - золото. Злотники-первые деньги на Руси

4.Гривна. Прародительница русских денег. Так называли длинные полоски серебра, которые носили на шее (грива). Когда надо было что-то купить их снимали, рубили, вешали обратно.

Теперь я называю страну, а вы - валюту этих стран.

Россия-рубль

Япония - йена

США - амер. Доллар

Китай- юань

Австралия - австрал. Доллар

Индия-рупия

Аргентина, Мексика-песо

Страны ЕС-евро

Сейчас мы рассмотрим деньги разных стран. (Рассматриваем особенности. Например,2 портрет Аль - Фараби и изображения разных исторических мест и памятников. 10 мин.

Таким образом, мы познакомились с науками, изучающими деньги, рассмотрели денежные ед. разных стран (Ученик делает вывод).

Теперь посмотрим как вы усвоили материал. Вам будет дано несколько утверждений. Если вы согласны, то ставите «+», если нет «- «.

1.Нумизматика-наука, изучающая бумажные деньги.

2.Слово «копейка» произошло от слова «копить»

3.Первые бумажные деньги появились в России при Екатерине Первой

4.Юань - денежная единица Японии.

5.Чай-денежный товар у жителей Др.Рима

6.Денежный товар выполнял функцию денег.

7.Мальчик бросил монетку в копилку. Это пример функции денег как средства накопления.

8.Назовите свойства современных денег.

Ответы: 1.-2.-3.-4.-5.-6.+7.+8:

1.Общепризнанность

2.Износостойкость

3.Неподдельность

4.Разменность. 10 мин.

Проверим себя. Если все ответы правильные поставьте себе «5»,если 1 непр. Ответ-«4»,если 2-3 непр.ответа -«3».Поднимите руки, кто усвоил материал на «4» и «5».

Итак, я очень надеюсь, что наше знакомство с миром денег состоялось (ученик подводит итог урока).

Домашнее задание по выбору.

(дифференцированное обучение)

1.Сочинение-рассуждение «Можно ли назвать экономику с электронными деньгами - экономикой без денег?»

2.Сочинение « Роль денег в жизни человека».

3.Мини-проект, исследование. Составить свою классификацию денег. Представить через неделю. Варианты: а) биметаллизм- монометаллизм, б) металлические по толщине, количеству граней(6,8,10);по форме (круглые, треугольные, с отверстием в центре) в) деньги разных исторических эпох; г) по степени защищенности и т.п.

4. Написание синквейна.


Прием маркировочной таблицы «ЗУХ» (позволяет учителю контролировать работу каждого ученика) Технология проблемного диалога.



Использование сети Интернет

презентация

«Денежный товар»-опережающее индивидуальное задание(1 ученик делал накануне)


Карточка. Работа в группе.

Технология ситуативного обучения.





Проблемное исследование, мини- исследование в группах.












Мини- исследование. Элемент ролевой игры


Работа в парах, в группах.



Интерактивная доска

Использование ИКТ-технологии.



Раздаточный материал из личной коллекции.


Прием «Верные и неверные утверждения».

Прием «Корзина знаний» (позволяет выяснить все, что ученики знают или думают по обсуждаемой теме).


Контрольный опрос по теме.


Рефлексия (вопросы на доске).

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Меня удивило…

  • Меня заинтересовал…

  • Я выполнял задания…

  • Мне захотелось…

  • Я попробую…

  • Я почувствовал, что…

  • Теперь я могу…

Домашний проект, исследование.




Формирование социальной компетенций.





Формирование коммуникативной компетенций.



Формирование ключевых компетенций (познавательной, коммуникативной)







Формирование правовой культуры обучающихся. Формирование законопослушного гражданина.

Патриотизм.


Формирование коммуникативной компетенции.


Формирование социальной компетенции.

Формирование правовой культуры обучающихся. Формирование законопослушного гражданина.



Разносторонне развитая личность.

Формирование познавательной компетенции.







Формирование познавательной компетенции.















Информационно - инструктивная карточка ученика.

Тема урока:

Задачи урока:

Маркировочная таблица «ЗУХ»

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать





Задание № 1: Объясните смысл фразы: « Золото и серебро не деньги по своей сути, но деньги по своей сути золото и серебро».

Задание № 2:

Попробуйте определить, от каких слов произошли названия денег.

Карточка:

1. Копейка

2. Полтина

3.Злотники

4. Гривна

Задание №3:

Вам дано несколько утверждений. Если вы согласны, то ставите +.,если нет-.

1.Нумизматика-наука, изучающая бумажные деньги.

2.Слово «копейка» произошло от слова «копить»

3.Первые бумажные деньги появились в России при Екатерине Первой

4.Юань -денежная единица Японии.

5.Чай-денежный товар у жителей Др.Рима

6.Денежный товар выполнял функцию денег.

7.Мальчик бросил монетку в копилку. Это пример функции денег как средства накопления.

8.Назовите свойства современных денег.

Рефлексия (дневник самооценки)

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Меня удивило…

  • Меня заинтересовал…

  • Я выполнял задания…

  • Мне захотелось…

  • Я попробую…

  • Я почувствовал, что…

  • Теперь я могу…

Оцени свою работу на уроке.

Домашнее задание по выбору.

(дифференцированное обучение)

1.Сочинение-рассуждение «Можно ли назвать экономику с электронными деньгами - экономикой без денег?»

2.Сочинение « Роль денег в жизни человека».

3.Мини-проект, исследование. Составить свою классификацию денег. Представить через неделю. Варианты: а) биметаллизм- монометаллизм, б) металлические по толщине, количеству граней(6,8,10);по форме (круглые, треугольные, с отверстием в центре) в) деньги разных исторических эпох; г) по степени защищенности и т.п.

4. Написание синквейна.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящихся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка- это слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

© 2010-2022