- Преподавателю
- Обществознание
- "Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию (11 класс; индивидуальное обучение)"
"Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию (11 класс; индивидуальное обучение)"
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Серова Т.В. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
истории, обществознания, географии
Руководитель МО
/Кирова Л.С./
Протокол №____
«28»августа 2015 г.
«ПРОВЕРЕНО»
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №6
____________ /_Золотовская М.А./
«___» _________ 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ 6
___________ /С.А.Кручинина/
Приказ № ___
«___» _________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
среднего (полного) общего образования
Уровень программы: базовый
Индивидуальное обучение
для 11 классов
Составитель: Серова Т.В.
Высшая квалификационная
категория
Самара
2015
Паспорт программы
Класс
11
Предмет
Обществознание
Уровень программы
Базовый
Количество часов в неделю
1 ч.
Количество часов в год
34 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.
Рабочая программа составлена на основе программы
1.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006
2. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) /
Обществознание. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н.Боголюбова/ авт-сост. С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитедь, 2010
3. Человек и общество. 10 - 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008
Учебник
1. Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2
Учебно-методические средства обучения (дополнительные)
Аннотация к рабочей программе
Класс 11
Учитель Серова Т.В.
Количество часов
всего за год 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 3 , тестов 6;
Планирование составлено на основе ГОС 2004 г
1.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006
2. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Обществознание. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н.Боголюбова/ авт-сост. С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитель, 2010
3. Человек и общество. 10 - 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008
Учебник
1. Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию для 11 класса
(базовый уровень)
Индивидуальное обучение
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. Обществознание / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.
-
Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Обществознание. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н.Боголюбова/ авт-сост. С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитель, 2010
Программа модифицирована в соответствии с учебной нагрузкой - 1 час в неделю, 34 часа в год. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания (включая право и экономику) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-
освоение системы знаний об экономической и других видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действия других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Формы организации учебного процесса:
-
коллективная;
-
групповая;
-
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
-
содержания;
-
обучающих средств;
-
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
-
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
-
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
-
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и итоговой контрольной работы.
Плановые контрольные работы - 3; тестов - 6.
Курс рассчитан на 34 часов в учебном году, из расчета 1 учебный час в неделю для учащихся, изучающих обществознание на базовом уровне. 5 час отведены на повторительно-обобщающие уроки.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с БУП -2004г.
№
Наименование раздела
Кол- во часов
Темы контрольных работ
Дата проведения
11 класс
1
Человек и экономика
11
Тест
2
Человек и экономика
2
Проблемы социально-политической и духовной жизни
8
Тест 2
Социально-политическая и духовная жизнь общества
3
Человек и закон
11
Тест 2
Правовое регулирование общественных отношений
4
Заключение
4
Годовая контрольная
Итого
34
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Человек и экономика (11 час)
Экономика и ее роль в жизни современного общества. Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности.
Многообразие форм собственности. Экономические системы.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Закон спроса и предложения. Конкуренция и монополии. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Ценные бумаги.
Предпринимательство. Фирмы в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Экономические издержки. Налоги, уплачиваемые предприятием.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Источники финансирования бизнеса. Менеджмент. Основы маркетинга.
Экономическая политика государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Проблема занятости. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной политики. Глобальные проблемы экономики.
Человек в системе экономических отношений. Экономика потребителя. Сбережение, страхование. Защита прав потребителя. Рациональное поведение потребителя и производителя.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Раздел 2. Проблемы социально-политичесой и духовной жизни (8 час)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание, политическая психология и политическое поведение. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Раздел 3. Человек и закон (11 час)
Современные подходы к пониманию права. Гражданство. Гражданин РФ. Отрасли права: гражданское, семейное, экологическое, трудовое право. Процессуальное право: гражданский, арбитражный уголовный процессы, административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
Повторительно-обобщающий урок (1час)
Итоговое повторение (1час)
Раздел 4. Заключение (3 час)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Возможности адекватного ответа на вызовы нового века. Постиндустриальное (информационное) общество. Угрозы и вызовы для России в XXI веке.
Итоговое повторение (1 час)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношении;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
* характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
* анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
* объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
* раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
* осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
* оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
* формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
* подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
* применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
* совершенствования собственной познавательной деятельности;
* критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
* решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
* ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
* предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
* оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
* реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
* осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Рабочая программа предполагает отведение 40% учебного времени на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
-
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
-
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-
анализ современных общественных явлений и событий;
-
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
-
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программы
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. Обществознание / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.
-
Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Обществознание. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н.Боголюбова/ авт-сост. С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитель, 2010
-
Человек и общество. 10 - 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008
Учебники
-
Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
-
Человек и общество. Учебник для учащихся 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
Дополнительная литература:
-
Двигалева А.А. Обществознание. Серия «Экзамен на пять». Обществознание. - СПб.: ООО «Полиграфцслуги, 2006.
-
Двигалева А.А. Тесты по обществознанию. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007
-
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М.: Просвещение, 2001.
-
Никитин А.Ф. Основы права. 10 - 11 кл.: учебник для общеобразоват. учр. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2007.
-
Нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ» и др.
-
Обществознание: ЕГЭ-учебник . / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. - М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012.
-
Обществознание: Глобальный мир в XXI веке: 11 кл.: кн. для учителя / ( Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов и др.); под ред. Л.В. Полякова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2008.
-
Обществознание: 11 кл.: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для учителя / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2007.
-
Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Л.Ф. Ивановой / авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал.
-
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2010.
-
Словарь общественных наук. / Авторы-составители Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый, В.Д. Лихвар. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
-
Фомина С.А. Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С 9 ЕГЭ по обществознанию: Учебное пособие / С.А. Фомина. - Самара: ООО «Офорт», 2012.
-
Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл. / Ю.И. Аверьянов, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2003.
-
Экономика в схемах: учебное пособие / М.В. Махотина, В.И. Симоненко - М.: Эксмо, 2011.
Список контрольно-измерительных материалов
для оценивания уровня подготовки учащихся:
-
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая тетрадь ФИПИ / А.Ю.Лазебникова, Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская. - М.: издательство «Экзамен», 2011.
-
ЕГЭ 2010. Обществознание: экзаменационные задания /сост. Е.Л.Рутковская, О.В.Кишенкова, Е.С.Королькова. - М.: Эксмо, 2009.
-
ЕГЭ. Обществознание: / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. ФИПИ. - М.: АСТ: Астрель, 2012.
-
ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты / под ред. Е.Л. Рутковской. - М.: Национальное образование, 2012.
-
ЕГЭ. Обществознание: тематические тренировочные варианты: 20 вариантов / под ред. Е.Л. Рутковской. - М.: Национальное образование, 2012.
-
ЕГЭ. Обществознание. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. - Ростов н/Д: Легион, 2012
-
Лазебникова А.Ю. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова, М.Ю. Брандт. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. «Экзамен», 2013.
-
ЕГЭ. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. - М.: Эксмо, 2010 (ЕГЭ. Федеральный банк экзаменационных материалов).
-
Тесты по обществознанию: 11 класс / С.В. Краюшкина - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебно-методический комплект»).
12