Электив «Ведение домашнего хозяйства (основы экономических знаний)»

"Описание материала: Тема предлагаемого курса: Ведение домашнего хозяйства (основы экономических знаний), 6 класс. Эта программа предназначена для самостоятельного изучения материала учениками. Каждый учащийся должен сам научится правильности ведению хозяйства, и принимать любое экономическое решение. Курс на сегодняшний день считается актуальным, так как в нем предоставлено множество умений и навыков по ведению домашнего хозяйства. Основными целями курса есть: формирование экономического мышле...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач современной школы при переходе к новому ФГОС, является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Программа элективного курса «Ведение домашнего хозяйства (основы экономических знаний)» предназначена для обучающихся 6-х классов. Она является самостоятельным курсом, позволяющим детям овладевать навыками ведения домашнего хозяйства. Любой человек должен принимать простые экономические решения, понимая при этом, что за ним стоит. Материал позволяет заполнить пробел в области реализации практических умений, необходимых для разумного ведения домашнего хозяйства.

Курс «Ведение домашнего хозяйства (основы экономических знаний)» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как набор умений и навыков грамотного потребительского поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.

Основные цели элективного курса:

- формирование экономического мышления и потребительской культуры бучающихся и

- привитие навы­ков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.

Основные задачи элективного курса:

- Сформировать у обучающихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

- Научить обучающихся принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, личного бюджетного ограничения.

- Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

- Развивать у обучающихся логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

- Воспитывать у обучающихся ответственность, организованность, культуру потребления, самостоятельность, и смелость в защите своих прав.

Особенности курса:

-Практико-ориентированный подход в изложении содержания;

-Опора на социальный опыт обучающихся

-Формирование активной потребительской позиции;

-Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности обучающихся;

Предполагаемые результаты изучения элективного курса

Обучающиеся должны знать и уметь:

- Место и роль потребителей в рыночной экономике, сущность потребностей человека.

- Специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

- Свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.

- Различать символы на этикетках, упаковках. Извлекать необходимую и важную для себя информацию.

- Защищать свои права в случае их нарушения.

- Решать ситуации, применяя закон РФ «О защите прав потребителей».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-методикой расшифровки штрихового кода.

-технологией упаковки товаров.

-технологией покупки товаров: одежды, обуви в кредит.

Формы работы:

-Деловые игры

-Самостоятельные работы

-Решение тестов

-Решение творческих задач

-Решение проблемных ситуаций

-Урок-диспут (лекция, беседа)

Элективный курс рассчитан на 34 часа в год, (1 час в неделю)

Учебно - тематический план курса

Тема занятия

Количество часов

Формы работы

Всего

Лекции

Практические занятия

1.1

Домашняя экономика

10



1

2

Введение в экономику. Я и наша семья.

2

1

1

Лекция.

игра «Кто ты, мой компаньон?».

3

Семья и бизнес.

1

1


Диагностические процедуры: «Способны ли Вы вести самостоятельное дело?».

4

Потребности семьи.

1

1


Лекция, беседа.

5

Ресурсы семьи.

1

1


Беседа.

6

Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета. Деловая игра «Бюджет семьи».

1


1

Беседа

Деловая игра «Бюджет семьи».

7

8

Расходы семейного бюджета.

2

1

1

Лекция. Рассмотрение жизненных ситуаций.

9

10

Трудовые отношения в семье.

2

1

1

Лекция. Составление таблицы семейных обязанностей членов семьи

1.2

Источники информации для потребителей

9




11

Где потребитель может найти информацию?

Виды рекламы.

1

1


Мини-лекция с элементами дискуссии

12

13

Деловая игра «Рекламный агент»

2


2

Практика

14


15

Кто несет ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу?

2

2


Мини-лекция с элементами дискуссии

16

17

18

Решение задач

3


3

Практика

19

Индекс Е

1

1


Мини-лекция с элементами практических исследований

1.3

Поведение покупателя при покупке товара.

9




20

На что следует обращать внимание при покупке товаров?

1

1


Лекция, беседа.

21

Как продаются товары.

1


1

Беседа, работа в группе

22

23

24

Как читать этикетку товара?

Какую информацию можно найти на упаковке товара?

3

1

2

Беседа, практическая работа

25


26

Если вы приобрели недоброкачественный товар

Деловая игра «Как я покупаю товар».

2

1

1


беседа, работа в группах.

практика: решение ситуаций

27

28

Практикум: Как оформить рекламацию?

2


2

Рассмотрение жизненных ситуаций.

практика

1.4

Защита прав потребителей

6




29

Государственные органы по защите прав потребителей

1

1


Лекция

30

Общественные организации по защите прав потребителей

1

1


Лекция, беседа

31

В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?

1


1


Рассмотрение жизненных ситуаций. Лекция.

32

Решение задач

1


1

практика

33

Практикум: как обжаловать решение суда?

Исковое заявление, что такое моральный вред и как он возмещается

1


1

Лекция, решение задач

Беседа.

34

Обобщающий урок

1


1

Решение тестов

Итого

34

15

19





Литература для обучающихся:

1.Закон РФ « О защите прав потребителей»

2.Публикации в местных и центральных газетах.

Литература для учителя:

  1. Гражданский кодекс Российской федерации, часть 1 и 2. М., 2010.

  2. Закон РФ « О защите прав потребителей»

  3. Закон РФ «О рекламе»

  4. Закон РФ «О сертификации»

  5. Правила бытового обслуживания населения РФ

  6. Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утверждены Постановлением правительства

  7. Александрова А.Л. «Основы потребительской культуры: Пособие для учителя». - Екатеринбург: Сред. - Урал, 1995г.

  8. Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики».- Брянск: БППУ 1995г.

  9. Симоненко В.Д., Степченко В.А. «Основы потребительской культуры». Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2005г.

  10. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Содержание курса

Раздел 1: Домашняя экономика (10ч.)

Введение в экономику. Я и наша семья (2ч.)

Понятие о домашней экономике. Роль экономики в ведении домашнего хозяйства, роль потребителя, производителя, гражданина в экономике. Цели и задачи экономики. Семья - первичная социально - экономическая ячейка общества. Состав семьи. Функции семьи. Экономические связи в семье.

практика: игра «Кто ты, мой компаньон?».

Семья и бизнес (1ч.)

Понятие о благосостоянии семьи. Предпринимательство как сфера человеческой деятельности. Факторы предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства, фирмы и домашнего хозяйства. Бизнес и его разновидности.

Практика: Диагностические процедуры: «Способны ли Вы вести самостоятельное дело?». Составление перечня товаров и услуг, которые могут производить школьники в свободное от учёбы время. Составление перечня товаров и услуг, которые можно производить в условиях семьи.

Потребности семьи (1ч.)

Понятие о потребности семьи. Структура потребностей и характеристика их видов. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу. Требования, предъявляемые к покупке. Свойства товаров и правила покупки. Советы покупателю.

Диагностические процедуры: тест «Потребности»

Ресурсы семьи (1ч.)

Понятие о ресурсах семьи. Виды ресурсов. Ресурсы семьи .Описание ресурсов семьи, выявление возможности их увеличения.

Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета (1ч.)

Понятие о бюджете семьи. Виды бюджета. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании.

Деловая игра «Бюджет семьи».

Расходы семейного бюджета (2ч.)

Постоянные, переменные и непредвиденные расходы. Экономия средств. Распределение бюджета. Подоходный налог, кредит. Расчёт потребительской корзины.

Планируемый месячный бюджет.

Трудовые отношения в семье (2ч.)

Понятие о комфортности семьи. Задачи трудовых отношений в семье. Принципы организации труда в семье. Способы организации домашнего хозяйства в семье.

Составление таблицы семейных обязанностей членов семьи.

Разрабатывание графика недельной занятости членов семьи.

Раздел 2: Источники информации для потребителей( 9ч.)

Реклама и ее регулирование (1ч.)

Понятие о рекламе. Рекламное объявление. Рекламодатель, рекламораспространитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к оформлению рекламы.

Составление рекламы товару или услуге (по выбору). Конкурс «Реклама и её обыгрывание»

Кто несет ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу?(2ч.)

Проблемы государственного регулирования рекламы. Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат. Какую информацию потребитель может получить из сертификата. Как регулируется право потребителя на информацию. Что делать, если реклама вас обманула?

Индекс Е(1ч.)

Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки. Классификация пищевых добавок.
Определение пищевых добавок в продуктах. На что следует обращать внимание при покупке товаров?

Раздел 3: Поведение покупателя при покупке товара( 9ч.)

На что следует обращать внимание при покупке товаров?(1ч.)

Почему возникает проблема потребительского выбора? Что надо знать о товаре помимо цены? Что такое риск и как его снизить?

Как продаются товары.(1ч.)

Как формируется цена товара? Какие бывают формы торговли? Что такое гарантии? Как не попадаться на торговые уловки?

Как читать этикетку товара? Какую информацию можно найти на упаковке товара?(3ч.)

Какую информацию можно найти на упаковке товара? Как читать специальные символы? Что такое штрих-код? Символы на этикетках, упаковках и вкладышах. Товарные знаки и их назначение. Стандарты качества и безопасности.

Если вы приобрели недоброкачественный товар(2ч.)

Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Замена недоброкачественного товара. Обмен товара надлежащего качества.

Деловая игра «Как я покупаю товар».

Раздел 4: Защита прав потребителей(6ч.)

Государственные органы по защите прав потребителей (1ч.)

Государственный Антимонопольный Комитет, Государственный антимонопольный комитет России. Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России, Государственный комитет по стандартизации,

Общественные организации по защите прав потребителей(1ч.)

Общественные организации потребителей: их функции и полномочия. Что такое потребительское законодательство? Каковы основные права потребителей? Изучение статей 18 - 25 закона РФ «О защите прав потребителей».

В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?(1ч.)

Правила обращения в суд.

Практикум: как обжаловать решение суда? Исковое заявление, что такое моральный вред и как он возмещается(1ч.)

Правила обращения в суд. Как обжаловать решение суда? Кассационная жалоба. Исковое заявление. Кто может определить размер морального вреда? Как возмещается моральный вред? Решение задач, тестирование.



.

Темы сообщений и рефератов:

1. Составление структуры семейного бюджета.

2.Реклама и её роль в современном мире.

3. Страхование.

4. Какие пищевые добавки запрещено использовать в России?

5.Требования к оформлению рекламы.

6.Формы торговли.

Темы проектов:

1. Проект « Права потребителей»;

2.«Бизнес-план» «Прибыльное дело».

3 Производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему.

4 «Потребности древнего человека».

5 «Что служило деньгами у разных народов»,

6 «Как изменились потребности человека за 100 лет».

7 «Пословицы и поговорки со словами «деньги», «копейка», «рубль», «цена», «торговля».



© 2010-2022