Конспект урока по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обществознание

5 класс

Тема: Загадка человека

Планируемые результаты урока:

Личностные:

-формирование понимания, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться, способность и стремление к прогрессу - это отличительная черта человека

-воспитание чувства уважения к труду.

Метапредметные:

- умение работать с учебной информацией;

-формирование умений определять цели своей деятельности

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

Предметные:

- развитие умений работать с текстом; с теориями происхождения человека

-овладение и оперирование понятиями- технический прогресс, социальный прогресс, древний человек, «человек разумный»

Основные понятия, изучаемые на уроке: человек, биологический, социальный.

ИКТ средства: компьютер, проектор, презентация.

УМК: Учебник «Обществознание» А.И. Кравченко, рабочая тетрадь

Образовательные интернет-ресурсы урока: antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

Используемые технологии: проблемный урок с элементами игрового урока и урока исследования.



Технологическая карта

Этапы урока

Длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне.

1-2


2-3

Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей.

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку.

Самоорганизация обучающихся.

Формируются знания морально -этических норм.(Л)

Умение концентрировать внимание (Р)

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществознание - новый учебный предмет. Человек - часть природы и общества».

Игра «Согласен - не согласен»

Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)

  • Обществознание - наука, изучающая человеческое общество и его законы, человека и его отношения с окружающим миром. (Да)

  • Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)

  • Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)

  • Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)

  • Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)

  • В древности человек всё делал в одиночку. (Нет)

  • Слово «общество» появилось потому, что люди всё делали коллективно, сообща. (Да)

  • Обществознание - это естественная наука, изучающая строение человека. (Нет)

  • Животные могут образовывать общество

(нет)

Дети поднимают карточку «Согласен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

Строят высказывания;

формируют выводы, аргументируют свою точку зрения(К).

Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению;

дают определения понятиям;

строят логические рассуждения включающие установление причинно- следственных связей.(П)

Формируется умение взаимодействовать с учителем и всем классом.

(К)

II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи.

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

3-4

- А кто может образовать общество?

-

-А чтобы хорошо изучить общество с чего же мы должны начать?

-А что же вы знаете о человеке?

- Вы считаете, что вы все знаете о человеке?

-А хотите узнать больше?

- Так какая тема нашего

сегодняшнего урока?

- На сегодняшнем уроке мы поговорим о процессе происхождения человека и его движущих силах, познакомиться с различными теориями происхождения человека. Понять его биосоциальную природу. Следовательно, будем оперировать новыми понятиями.

- Наш главный вопрос: «Что делает человека Человеком?»

-Люди, человек

-Мы должны хорошо знать человека

-дети отвечают

-нет

-Дети утверждают утвердительно

-«Человек»






Понимать и выделять основные отличия человека от животного (П).

Установление целевых приоритетов(Р).




Владение устной речью, оперировать новыми понятиями(К).

III.Практикум

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

2-3





3-4



5-6






2-3




2-3


3-4






1-2

План изучения новой темы:

  1. Как появились первые люди на Земле.

  2. Что такое «биологический этап становления человека».

  3. Что такое «социальный этап становления человека».

  4. Человек - это….?

-Как вы считаете, откуда взялся человек на Земле?

-Правильно, ребята, а более полно об этом нам расскажут наши «эксперты»1.

Вниманию учащихся предлагается три версии происхождения человека подготовленные самими учащимися.


- Самой распространенной теорией является естественная теория, основанная на биологическом развитии человека.

- В науке человек считается существом биологическим, а что это значит?

-Найдите на странице 10 основные биологические признаки человека.

- Эти признаки не сразу были даны человеку, они развивались в течение многих лет.

Посмотрите на схему стр.10. Как назывался первый этап становления человека, сколько лет он длился?

- А теперь станьте на время учеными и сделайте научный вывод:

1 ряд - «Человек похож на животного…»

2 ряд - « Человек отличается от животного…»

-сверьте свои ответы с таблицей.2

-Как назывались первые люди на Земле?


-Вот с таким первобытным человеком мы сейчас и познакомимся.







- Из -за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчён первобытный человек?



- Сколько лет длился этот этап и как он назывался?

-А кто помнит, как стал называться человек 40 тыс. лет назад и почему его так называли?

- А что это значит прочитаем в учебнике на стр.10-11





Физминутка

-Учитель читает пословицы и поговорки. На «биологическое» в человеке дети сидят, на «социальное» - дети встают.

Обучающиеся знакомятся с планом и записывают его в тетрадь



- произошел от обезьяны, создал Бог, прилетел из космоса.

- Рассказы учащихся.




- человек дышит, ему нужна еда, вода, защита от холода

- обучающиеся читают


- дети работают со схемой

-биологический 2,5 млн. лет


- Дети работают в тетрадях



- Первобытные


2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек»3.

- Первобытный человек был расстроен тем, что у него не было удобной одежды, еду он добывает с угрозой жизни, у него нет оружия, он хочет жить как мы сейчас, но путь его к этому долгий.

- работа со схемой стр.10

- Человек разумный

- дети читают статью учебника стр.10-11, записывают термины биологическое и социальное существо.




Смысловое чтение и анализ прочитанного;

работа с текстом учебника, понятиями; (П)

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли;

Учет разных мнений(К)

Формировать личное отношение каждого к теориям происхождения человека(Л)

Сверять результаты своей деятельности с образцом (Р)











Проводить сравнительный анализ отличия человека от животного.(П)





IV.Проверка полученных результатов. Коррекция.

Цель:

Проговаривание и закрепление нового знания

3

Предлагается выполнить дух уровневое задание в рабочей тетради:

базовый уровень №3

продвинутый уровень №2

На основании задания №2 формируем представление о роли социальной среды.

- Ребята, социальная среда не только делает человека человеком, но и воспитывает его. А об этом мы поговорим на следующем уроке. А кто хочет, может дополнительно выполнить задание №4.

-Обучающиеся работают в рабочих тетрадях.

- дети выполняют практикум повышенного уровня №3, читают «Интересные факты».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, как составление целого из частей;

Оценивание изучаемого содержания (Л).

V. Подведение итогов урока

Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Домашнее задание

Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

2

-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке?

-С какими понятиями познакомились, изучая новую тему?

-Могут ли они нам пригодиться на последующих уроках и вашей повседневной жизни?

-Как вы оцениваете свое понимание изученной темы?

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

-Дают ответы на вопросы

Анализируют деятельность свою и всего класса.

Оценивают себя и своих одноклассников.

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка результатов деятельности(П)

Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно;

Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К)

2-3

Объясняет домашнее задание. прочитать п.1 учебника, вопросы к нему 1,2,3; Доп. - выполнить задания в рабочей тетради № 1, вопрос 4 к§, начать выполнять тренинг на диске

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование и координация деятельности учеников (Р)

-








Приложение 1

Учащийся 1. Первая версия - библейская. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину - Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.

Учащийся 2. Вначале было только холодное море и небеса, и молчание. Тогда Созидательница и Творец решили создать мир. Сначала сотворили Землю, затем из вод появились горы. Потом создали животных. Из земли и глины создали человека. Но он не был крепким, тогда создали человека из дерева, но они не имели души и разума. Затем Великая Мать и Великий Отец решили создать человека из кукурузы. Это было удачное творение. Первых людей было четверо.Учащийся 3. 10-12 млн.лет назад была засуха и обезьяны жили близко к воде. Они добывали пищу в воде. Вскоре эти обезьяны потеряли часть волосяного покрова, некоторые из них вернулись к сухопутному образу жизни. Другие остались в море и превратились в дельфинов.

Приложение №2


ЧЕЛОВЕК

ЖИВОТНОЕ

Общее

1. Является представителем живой природы.

2. Имеет потребности в пище, воде, тепле.

1. Является представителем живой природы.

2. Имеет потребности в пище, воде, тепле.

Различное

1. Поведение человека является целенаправленным.

2. Имеет членораздельную речь.

3. Имеет мышление.

4. Может изготавливать и применять орудия руда.

5. Активно воздействует на природу, преобразует окружающий мир.

1. Поведением животных руководит инстинкт.

2. Не имеет членораздельной речи.

3. Не имеет мышления.

4. Не изготовляет и не использует орудия труда.

5. Потребляет все из природы в готовом виде.




Приложение №3

1-й ученик: - Первобытный человек на свете жил. Человек тот очень-очень грустным был.

2-й ученик: - Ну а вы бы разве грустными не ходили, если б тоже первобытным очень были?

1-й ученик: - Отчего же ты горюешь и грустишь? Может, всё же грусть свою нам объяснишь?

2-й ученик:

- В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я её не нахожу!

И еду мне в магазине не купить-

На охоте должен я еду добыть!

А оружие моё - ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1-й ученик: - Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придёт.

2-й ученик:

-Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперёд,

«Хомо сапиенсам» чтоб пришёл черёд.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

1 См. Приложение №1

2 См. приложение №2

3 См. Приложение №3

© 2010-2022