Мастер-класс Листы погружения

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-классе по теме «Листы погружения».


Задачи:

1) показать роль рабочих листов в процессе организации познавательной деятельности школьников на уроках по предметам школьной программы;

2) рассказать о технологии создания рабочих листов учащихся;

Достижения древнегреч общества бесспорны. Они являются эталоном, образцом для подражания. И во многом это заслуга древнегреческой школы. Достаточно назвать вслух имена хотя бы 2 ее учеников: Платон, Аристотель, чтобы понять, насколько высоко было качество образования в Древней Греции. Как и любая школа древнегреческая школа выполняла прежде всего запросы общества. А общество нуждалось в военных, государственных деятелях. И нужно сказать, что со своей задачей древнегреческая школа вполне справлялась.Каким образом удавалось древнегреческой школе выпускать человека не только образованного, но и способного применить знания на практике?

Очевидно, дело не в деньгах и не в техническом оснащении школы. ( В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальное и основывалось на активных формах учебной деятельности).

Опыт малокомплектных школ показывает, что на качество образования количество учащихся не влияет.

Значит, дело в таких педагогических системах, которые могут обеспечить индивидуализацию, когда учащиеся получают реальную возможность обучаться ПО способностям, работать своим темпом.

РВО такую возможность предоставляет.

На практике при реализации РВО пришлось столкнуться с целым рядом проблем.

Во-первых, нужно было продумать как эффективно организовать образовательный процесс когда реализуется блочная подача материала, когда основной дидактической единицей является не урок, а дневное погружение по 5-6 часов?

Во-вторых, правильно организовать коллективное обучение. Сложность заключается в том, что при коллективном обучении обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;

Часть учебного материала ученик должен освоить за счет индивидуальной самостоятельной работы, часть - обучая другого, а чему-то обучиться, в том числе и у учителя.

Таким образом, разрушается «единый фронт» продвижения вперед.

Решить данные проблемы мне помогает использование листов погружений. Своим опытом по разработке листов погружений я хочу с вами поделиться на данном мастер-классе. Итак, тема мастер-класса: «Листы погружений».

Виды ЛП: маршрутный лист, БРК, рабочий лист

Остановимся на маршрутном листе. Что он из себя представляет? На ваших столах представлен вариант маршрутного листа по обществознанию.

Он представляет собой план работы на неделю- это погружение.

Содержание недельного погружения очень объёмно, т.к. за 1 погружение мы даем материал 1 четверти. Поэтому обучение производится в определённой последовательности.

1 день на лекцию

2,3- на работу в группах и парах

Четверг-ролевая игра

5 день-обощение темы

6- контроль

Что дает маршрутный лист учащимся?

Учащиеся знают заранее, какие темы будут изучаться, в каких видах деятельности они будут задействованы, в какой форме. Учащиеся получают возможность осваивать материал в индивидуальном режиме. (маршрутный лист помогает детям, часто выезжающим на соревнования, или пропускающим уроки по болезни).

С помощью маршрутного листа учащиеся учатся планировать и организовывать свою учебную деятельность т.е. развивается регулятивная компетенция.

К маршрутному листу я прилагаю таблицу для того, чтобы облегчить работу учащихся по подготовке к зачету. В нее включены основные требования по теме.

Следующий вид листов погружений. БРК. БРК используется на лекциях.

I В БРК выделены основные понятия, задачи, план изучения темы , чтобы учащийся понимал целесообразность изучения темы, видел важные моменты темы, глоссарий.

IIЛекционный материал достаточно объемный, поэтому учащееся могут не успевать или уставать. С целью экономии учебного времени, экономии сил учащихся материал подается в виде шаблона. По ходу лекции заполняются информацией пропуски. В качестве примера можно привести часть бланка рацион конспектирования по теме «Северная война».

III При блочной подаче материала объединяются темы с однородным историческим содержанием (это однотипные социально-экономические процессы, войны, революции). На первый план выдвигается существенное в предмете.

Например, по обществознанию по теме «Социальные связи» мы можем это увидеть.

Содержание лекции представлено виде схемы (можно материал представлять в виде опорных конспектов), потому учащийся имеет возможность обзорно представить всю тему. т.е. реализуется принцип от общего к частному. С целью рационального использования рабочего времени, экономии сил учащихся материал практически подается в готовом виде, только следует правильно заполнить пропуски по ходу лекции.

Главная функция школьника, которая способствует качественному изучению всего учебного материала, становится ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ, а обучая других школьников он учится сам и при этом интенсивно развивается. Организовать парную работу помогает использование

рабочих листов. Он включает перечень литературы, которая потребуется учащимся при самостоятельной работе. План. Основные термины. Задания. Обучающее тестирование - для проверки правильности выполнения заданий.

Главное предназначение раб листов помочь учащимся освоить тему для того чтобы они могли обучить других. Поэтому они должны (по моему наблюдению)составляться так, чтобы:

1.чтобы учащийся мог выполнить задания не после того, как понял тему, а наоборот, сам ход выполнения заданий должен приводить к пониманию темы , т.е. задания должны быть посильными, понятными. И по возможности содержать подсказки , алгоритм действий (здесь большую помощь оказывает методич пособие для учащихся)

2.Вопросы и задания рабочего листа должны :

а) обращать внимание на новые понятия, термины;

б) ориентировать работу учащихся на разные формы деятельности (работа с текстом; со схемами; с атласом; с контурными картами и т.д);

в) быть объединены проблемной задачей ;

г) подаваться в символической форме (по возможности)

3. Задания обучающего контроля должны быть разного уровня сложности- А, В, С

Что дают листы погружений?

  1. Помогают организовать процесс понимания новой темы.

  2. Обеспечивает возможность учащимся самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

  3. Обеспечивают возможность учащимся ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.

  4. Самим учащимся контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.


© 2010-2022