Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 11 класса

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева





«Рассмотрена»:

На заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол №____

«____» _________ 2015г

_____________А.В. Лунева


«Согласована»

Зам директора по УВР


_______С.В. Ракосеева

«____» _________ 2015г


«Утверждена»

приказ № ______от________2015

Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева

__________О.Н. Щербина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Обществознание»

для 11 класса

2 часа в неделю

Базовый уровень

Срок реализации программы 2015-2016 учебный год







Учитель: Лунева Анастасия Вячеславовна











Серышево, 2015


Структура программы:

1.Пояснительная записка

2. Содержание рабочей программы

3. Учебно-тематический план

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

5. Литература и средства обучения

6. Календарно-тематический план учителя


  1. Пояснительная записка

Цели и задачи:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Содержание среднего обществоведческого образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: экономики, социологии, политологии, права.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Статус документа

Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе:

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Положение орабочей программы учебных предметов МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

- На основе Авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова "Обществознание.10-11 классы. Базовый уровень." (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы».- М.: Просвещение, 2010 г.);

Учебно-методический комплект:

Учебник: Л.Н.Боголюбов, «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2009г

Дополнительная литература:

  1. Л.С.Бахмутова «Методика преподавания обществознания», М.2001г

  2. Е.Л.Рутковская Сборник заданий. ЕГЭ 2009 Обществознание.М.2009г.

  3. Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, М.2006 г.

4) Т.А.Корнева «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2007г.

Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни - религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.

В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваютсяпрежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Формы организации учебного процесса:

При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • школьная лекция;

  • семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

  • объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;

  • написание сочинений-эссе;

  • заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Преобладающие виды работ:

  • с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

В 11 классе раздел «Экономика»позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития. Раздел «Проблемы социально-политического развития общества»дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений»характеризует основные отрасли права.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности





2.Содержание рабочей программы

68 часов (2 раза в неделю)


РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (24ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (16ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ Ш. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (24ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Зашита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

3.Учебно-тематический план


темы

Название темы

Количество

учебных часов


Количество часов

Контрольные работы

1

Глава I. Человек и экономика

22



Повторительно - обобщающий урок: «Человек и экономика»

1



Повторительно - обобщающий урок: «Человек и экономика»


1

2

Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни общества

14



Повторительно - обобщающий урок:

«Социально-политическая и духовная жизнь»

1



Контрольно-проверочная работа

«Проблемы социально-политической и духовной жизни»


1

3

Глава 3. Человек и закон

20



Повторительно - обобщающий урок: «Человек и закон»

1



Контрольно-проверочная работа «Человек и закон»


1


Взгляд в будущее

2


4

Промежуточная аттестация

1


5

Итоговое повторение

2 (+1)


ИТОГО

68

3


4.Требования к уровню подготовкиобучающихся


В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.
    Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
    объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
    общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
    общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



5.Литература и средства обучения

1.Обществознание. Пособие-репетитор.- Ростов -на -Дону, 2012

2. Справочник школьника. Обществознание - Москва, 2010

3. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 класса в 2 частях- Москва, 2012

4. Обществознание в таблицах 10-11 класс- Москва, 2010

5. Словарь исторических и общественно-политических терминов- Москва,2012

6.Захарова Е.Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество» - Москва, 2012

7. Варывдин А.А. Основы права. Альбом схем, таблиц, определений.- Москва,2013

8. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя.-

Москва,2013

9.Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь.- Москва,2014

10. Обществознание : базовый уровень : учеб.для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.

11. Обществознание: профил. уровень: учеб.для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.

12. Л.С.Бахмутова «Методика преподавания обществознания», М.2007г

17. Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М.: Экзамен, 2014.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Нормативные документы:

* Всеобщая декларация прав человека;

* Декларация прав ребенка;

* Конвенция о правах ребенка;

* Конституция РФ.

2. Кравченко А.И. Обществознание: учебники для 10-11кл.:-М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007

3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь.-М., 2010

4. Никитин А.Ф. Основы права.10-11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2007

5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации

gov.ru

Президент России: официальный сайт

president.kremlin.ru

Президент России - гражданам школьного возраста

uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

duma.gov.ru

Экономика:базовый уровень: учеб. Для 10кл общеобразовательных учреждений /И.В.Липсиц/-М.: ВИТА, 2009

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2009.

Школьный словарь но обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. -М.: Просвещение, 2001.

Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М.: Экзамен, 2005.

Тесты, Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2009.

Единый государственный экзамен 2010. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2010.

Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ-2011. Обществознание. - М.: ФИПИ














6. Календарно-тематический план.

2 часа в неделю

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли-чество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата

Цель темы раздела: сформировать представления о взаимосвязи человека и экономики

1











Человек и экономика (24ч)




























Экономика, наука и хозяйство.

2

Урок открытия нового знания

Понятие экономика. Экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Понятие ВВП.

Знать определения экономика и экономическая наука; уметь различать части экономической науки; давать характеристику ресурсам экономики; узнать, что такое ВВП. Уметь делать выводы, анализировать.

Работа с текстом, документами.

Заполнение таблицы «Разделы экономической науки»

Экономика, Конституция РФ, ant-m.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/prezentacija/politicheskoe_soznanie_i_politicheskoe_povedenie/5-1-0-66








ant-m.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/prezentacija/politicheskoe_soznanie_i_politicheskoe_povedenie/5-1-0-66



П. 1

Экономический рост и развитие

2

Урок общеметодологической направленности

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Знать, как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от экономического развития? Выделять факторы экономического роста; уметь различать экстенсивный и интенсивный рост. Знать экономические циклы.

Работа с документами,

работа по таблице

П. 2

Рыночные отношения в экономике

2

Урок общеметодологической направленности

Рынок. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Творческая работа, работа с документами

П. 3

Фирмы в экономике

2

Урок общеметодологической направленности

Фирма. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Знать от чего зависит успех деятельности предприятий? Какие доходы можно получить, владея факторами производства? Знать обществоведческие термины урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Задания учебника с. 54

П.4

Правовые основы предпринимательской деятельности

2

Урок открытия нового знания

Бизнес. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Как открыть свое дело.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Работа с документами, составление таблицы

П. 5

Слагаемые успеха в бизнесе

2

Урок общеметодологической направленности

Источники финансирование бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

Знать основные термины урока. Уметь различать принципы менеджмента. Развивать умение работать с документами.

Творческая работа

П. 6

Экономика и государство

2

Урок общеметодологической направленности

Экономические системы. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Уметь различать экономические системы. Различать механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

Тестирование

П. 7

Финансы в экономике

2

Урок общеметодологической направленности

Банки. Роль центрального банка. Основные операции

коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Написание эссе, синквейн

П. 8

Занятость и безработица

2

Урок общеметодологической направленности

Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Работа с документами

П.9

Мировая экономики

2

Урок общеметодологической направленности

Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Знать, что такое мировая экономика, международное разделение труда. Уметь работать с документами, высказывать свое мнение

Сообщения учащихся, тестирование

П. 10

Человек в системе экономических отношений

2

Урок общеметодологической направленности

Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами

Решение проблемных задач

П. 11,

Повторительно-обобщающий урок «Человек и экономика»

1

Урок развивающего контроля

Обобщающий урок

Систематизация знаний учащихся по данному разделу

Тестирование

Параграф 1-11

Контрольно-проверочная работа «Человек и экономика»

1

Урок рефлексии

Обобщающий урок

Контроль знаний учащихся по данному разделу

Итоговый

Параграф 1-11

Цель раздела:сформировать представление о социально-политической и духовной жизни общества

2




Проблемы социально-политической и духовной жизни общества (16ч)






Свобода деятельности человека.

2

Урок открытия нового знания

Свобода. Свобода выбора. Деятельность человека. Выбор. Ответственность. Свободное общество. Свобода и ответственность.

Знать, что свободное общество- одна из основных ценностей современного мира. Анализировать различные трактовки свободного общества. Уметь работать с учебником и дополнительной литературой.

Синквейн, эссе.

Работа с документами

lesson-history.narod.ru/ob1011.htm




buhancev.ru/load/presentation/obshhestvoznanie/politicheskaja_ehlita_i_politicheskoe_liderstvo/16-1-0-82

П.12

Общественное е сознание

2

Урок общеметодологической направленности

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание.

Знать основные положения урока. Уметь оперировать понятиями. Работать с учебником.

Тестирование, документ

П. 13

Политическое сознание.

3

Урок общеметодологической направленности

Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.

Знать основные положения урока. Уметь оперировать понятиями. Уметь различать два уровня политического сознания. Характеризовать политические идеологии. Определять место СМИ в современной политической жизни.

Задания учебника, презентация, работа с документами, эссе

П. 14

Политическая поведение

2

Урок общеметодологической направленности

Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения

Знать, что такое политическое поведение. Чем различаются его формы. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение.

Задания учебника.

П. 15

Политическая элита

1

Урок общеметодологической направленности

Политическая элита

Знать, что такое политическая элита. Как она формируется. Уметь приводить примеры элиты 90 - х гг.

Тестирование, синквейн

П 16

Политическая элита и политическое лидерство

1

Урок общеметодологической направленности

Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.

Знать основные положения урока. Перечислять основные функции политического лидерства. Уметь сравнивать виды лидерства.

Составление сравнительной таблицы.

П. 16

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

1

Урок общеметодологической направленности

Демографическая ситуация РФ. Неполная семья.

Знать, что такое неполная семья. Уметь характеризовать современную демографическую ситуацию в России. Уметь работать с дополнительной литературой.

Документы, составление таблиц

П. 17

Религиозные объединения и организации в РФ

2

Урок общеметодологической направленности

Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблемы поддержания межрелигиозного мира

Знать, основные положения урока. Уметь работать с юридической литературой.

Документы

П. 18

Повторительно-обобщающий урок «Социально- политическая и духовная жизнь»

1

Урок развивающего контроля

Обобщающий урок

Систематизация знаний учащихся по данному разделу

Тестирование

Параграф 12-18

Контрольно-проверочная работа «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

1

Урок рефлексии

Обобщающий урок

Умение работать в группах и индивидуально

Итоговый

Параграф 12-18

Цель раздела: сформировать представление о законах РФ

3

Человек и закон (24 ч)

Современные подходы к пониманию права.

2

Урок открытия нового знания

Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права

Выборочное оценивание

Работа со статьями правовых документов:

Конституция РФ,

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,

Налоговый кодекс РФ

П. 19

Гражданин РФ

2

Урок открытия нового материала

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданок, служба. Права и обязанности налогоплательщика

Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба,

Ответы на вопросы

П. 20




































































Экологическое право

2

Урок открытия нового материала

Общая характеристик экологического права Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения, какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.

Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений;

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан

Выборочное оценивание учащихся

Анализ документа из экологической доктрины, Работа со статьями документов:

Конституции РФ,

Гражданский кодекс.

Работа со статьями документов:

Конституции РФ,

Трудовой кодекс.

Анализ образцов трудовых договоров.























Анализ документа из экологической доктрины, Работа со статьями документов:

Конституции РФ,

Гражданский кодекс.

Работа со статьями документов:

Конституции РФ,

Трудовой кодекс.

Анализ образцов трудовых договоров.














































П. 21

Гражданское право

2

Урок открытия нового материала

Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений

Ответы учащихся

П. 22

Семейное право

2

Урок общеметодологической направленности

Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак.

Знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом, каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа с документами

П. 23

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

2

Урок общеметодологической направленности

Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование

Знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу, каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения

Тестирование, индивидуальное задание

П. 24

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

2

Урок открытия нового материала

Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений

Знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора, каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение

суда

Выборочное оценивание учащихся

П. 25

Процессуальное право: уголовный процесс

2

Урок общеметодологической направленности

Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей

Знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи

Выборочное оценивание учащихся

П. 26

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство.

2

Урок общеметодологической направленности

Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания. Конституционное судопроизводство.

Знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила, каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта

Выборочное оценивание учащихся

П. 27, подготовиться к промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация

1

Урок рефлексии

Умение работать индивидуально

Промежуточный

П.27

Международная защита прав человека

2

Урок общеметодологической направленности

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда

Текущий

П. 28

Повторительно-обобщающий урок «Человек и закон»

1

Урок развивающего контроля

Обобщающий урок

Систематизация знаний учащихся по данному разделу

Тестирование

Параграф 19-28

Контрольно-проверочная работа «Человек и закон»

1

Урок рефлексии

Обобщающий урок

Контроль знаний учащихся по данному разделу

Итоговый

Параграф 19-28

Взгляды в будущее

2

Урок открытия нового знания

Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное (информационное) общество

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, называть и характеризовать основные проблемы XXI в., объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе

Задания по карточкам

П. 29

Итоговое повторение (3ч)

Итоговое повторение

3

Урок развивающего контроля

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Тестирование












© 2010-2022