Рабочая программа по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/Ю.В.Бойкова/

ФИО

Протокол № ___

от «__»___________201___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Средняя школа № 6 »

____________/И.А. Французенко/

ФИО

«__»____________201___г.


«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя школа № 6»

_____________/Ю. А. Скопец /

ФИО

Приказ №___ от«__»____201___г.


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Корниенко Алёны Васильевны, 9 разряд

Ф.И.О., категория



по обществознанию 9 класс

Предмет, класс





2015 - 2016 учебный год

Г. АЧИНСК

Рабочая программа

по обществознанию

предмет

Классы 9 А, Б, В, Г.

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе:

Примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание», издательство «Русское слово», 2011 г.;

программа

Учебник: Обществознание. Авторы: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. М: «Русское слово», 2011г.

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература:

1.Поурочные планы. Автор: А.Кравченко. Волгоград, « Учитель», 2010 г.

2. Контрольно - измерительные материалы. Обществознание. Автор: А.В.Поздеев. М.: ВАКО»,2015г.

3. Нормативные документы:

а) Декларация прав ребенка;

б) Конвенция о правах ребенка;

в) Конституция РФ.

название, автор, издательство, год издания







Пояснительная записка

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

- овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

- освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.


Учебно-тематический план 9 класса


В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

разделы по программе

разделы по планированию

количество часов по программе

количество часов по планированию

пояснения к изменениям

1

Политическая власть

Политическая власть

13

13


2

Человек и его права

Человек и его права

12

12


3

Духовная сфера общества

Духовная сфера общества

9

9


4

Итого

34

34







Содержание тем учебного курса 9 класса


Политическая сфера (13 часов)

Политика, ее роль в жизни общества. Власть и ее виды. Политическая власть.

Государство - элемент политической системы общества; причины возникновения государства, признаки и функции государства. Государство, его формы. Признаки государства. Суверенитет. Монопольное право государства. Гражданин, гражданство и государство.

Форма правления.

Национально - государственное устройство. Сепаратизм. Федеративное устройство РФ. Местное самоуправление.

Политические режимы: Демократия. Тоталитаризм. Авторитаризм.

Понятие «гражданское общество». Пути становления гражданского общества. Институт гражданства. « Правовое государство» и его основные признаки. Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ. Становление правового государства в РФ.

Основные формы участия граждан в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов. Референдум в общественной жизни страны. Участие граждан в политике и управлении.

Политические организации. Многопартийность. Политическая деятельность; политические партии. Политическая система современной России.

Политическая культура гражданина.

Человек и его права (12 часов)

Право, его сущность и особенности. Власть и право. Право выше власти.

Роль права в жизни человека, общества, государства. Потребность людей в порядке и справедливости. Право - особый регулятор общественных отношений. Право - мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.

Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы.

Конституция Российской Федерации.

На пути к Конституции.

Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ закрепление общепринятых международных стандартов прав человека.

Гражданин - человек свободный и ответственный. Гражданин - человек, имеющий права и

ответственный за свои поступки. Человек и его права. Права человека - мера его свободы. Виды прав. Гражданские и политические права. Социально-экономические и культурные права. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.

Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.

Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы.

«Всеобщая декларация прав человека» как идеал современного права. Международное гуманитарное право. Задачи Международного комитета Красного Креста. «Женевские конвенции о защите жертв войны». Основные нормы и значение международного гуманитарного права. «Конвенция прав ребенка». Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.

Частная жизнь гражданина. Публичная жизнь. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.

Семья и семейные отношения. Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы брачных отношений. Домашнее строительство. Личное и семейное потребление.

Личный и семейный бюджет.

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.

Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Потребитель и его права.

Защита чести и достоинства гражданина.

Духовная сфера (9 часов)

Культура: многозначность понятия. Культурные нормы, формы культуры.

Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек.

Человеческое достоинство.

Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.

Право на доступ к культурным ценностям.

Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть?

Овладение умением совершенствовать самого себя.

Религия. Искусство. Образование. Наука.

Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, обучающихся по данной программе


В результате изучения обществознания в 9 классе ученик должен:

Знать термины:

политическая власть, разделение властей, суверенитет, демократия, референдум, нормы права, закон.

Называть: основные отрасли права, органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, систему органов местного самоуправления, роль органов местного самоуправления в общественной жизни, основные виды юридической ответственности, виды уголовной ответственности, особенности наказания несовершеннолетних. Права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, права ребенка.

Сравнивать: преступление, административный проступок.

Характеризовать: государство, человека как гражданина, право. Конституцию как Основной Закон государства, нормы конституционного строя РФ, основные полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти, гражданское общество, правовое государство, предмет трудового права, особенности трудовых отношений, человека как гражданина, права человека, международное гуманитарное право. Брак, семью и мораль. Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье. Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль.

Приводить примеры: участия граждан в политической жизни, уголовной ответственности несовершеннолетних.

Выделять в тексте оценочные суждения о способах защиты прав человека. Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек - творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Приобретенные знания и умения использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации.











Формы и типы контроля. График контрольных мероприятий

9 класс

п/п

Название

темы

Количество контрольно - обобщающих работ (тест)

1

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Политическая сфера общества».

1

2

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Человек и его права».

1

3

Контрольно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества».

1

4

Итоговое занятие по курсу обществознания 9 класс

1

Календарно - тематическое планирование по обществознанию 9 класс


№ п/п

Класс/Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

Оборудование, УМК

Примечание

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт








Глава 1. Политическая сфера (13 часов)


1



Власть

1

Понятия политическая сфера, сила, власть, авторитет, иерархия власти. Формы проявления влияния власти. Разделение властей. Борьба за власть. Дополнительно: властные отношения и социальная иерархия. Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе;

Пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Пояснять, что представляет собой власть, ее виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания.

Вид контроля:

Вводное тестирование

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов.

Учебник, проектор, схема «ветви власти »

2



Государство

1

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Политическая сфера. Причины появления государства. Система управления. Система разделения властей. Активное меньшинство и пассивное большинство. Прочность власти. Конституция. Устав. Закон. Традиции.

Знать, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней. Давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства. Знать основные функции государства уметь их анализировать. Знать, какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь анализировать виды монополии государства.

Письменный опрос

Учебник, тетрадь, проектор.

3



Национально- государственное устройство

1

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

Знать конкретные факты, подтверждающее процесс объединения наций и их отделения. Объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь пояснить причины Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания и особенности разлада национальных государств.

Опрос, индивидуальные задания

Учебник, тетрадь, проектор, карточки с заданиями

4-5



Формы правления

2

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют в современном мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов

опрос устный

эссе на тему «Я хочу жить в демократическом государстве,

потому что...»

Учебник, тетрадь, проектор

6-7



Политические режимы

2

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Знать, что такое политический режим и какие существуют их типы. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности.

Тест, опрос устный

придумать символы демократического и недемократического режимов

Учебник, тетрадь, проектор

8



Гражданское общество и правовое государство

1

Понятия гражданское общество, гражданство, правовое государство. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Понятие о правовом государстве, его признаки. Черты тоталитарного государства.

Дополнительно: соотношение правового государства и гражданского общества

Знать: основные понятия по теме уроков; признаки и черты тоталитарного государства.

Уметь: раскрывать два значения понятия гражданское общество; характеризовать гражданское общество; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

социологический опрос на тему «Создано ли в России гражданское общество?»

Учебник, тетрадь, проектор

9-10



Голосование, выборы, референдум

2

Понятия активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Электорат политических партий России. Конкуренция. Роль референдума в политической жизни. Дополнительно: анализ факторов активности электората

Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: объяснять, в чем отличие активного избирательного права от пассивного; высказывать суждения о своих политических предпочтениях; предлагать пути повышения избирательной активности молодежи; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

составить список мероприятий кандидата в ходе выборов

Учебник, тетрадь, проектор, сообщения уч-ся

11-12



Политические партии

2

Понятия политическая партия, многопартийность, политическая программа. Признаки политической партии. Функции политических партий, их функции и роль в обществе. Классификация политических партий. Дополнительно: многопартийность: за и против

Знать: основные понятия по теме урока; функции и классификацию политических партий.

Уметь: объяснять роль политических партий в жизни страны; характеризовать конкретные политические партии; описывать функции политических партий; участвовать в дискуссии; работать со схемой

Письменный опрос

эссе на тему «Молодежь и политика»

Учебник, тетрадь, проектор, сообщения уч-ся

13



Повторительно - обобщающий урок по теме: «Политическая сфера»

1

Подведение итогов изучения темы «Политическая сфера». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Политическая сфера». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Написать эссе, темы в тетради.

Раздаточный материал

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА (12 часов)

14-15



Право

2

Понятия социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права. Социальные нормы, функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Дополнительно: уровень и содержание правосознания

Знать: основные понятия по теме урока; признаки и функции права; нормы права; отрасли права.

Уметь: приводить примеры правовых норм; характеризовать основные отрасли права; объяснять взаимосвязь прав и обязанностей; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами

Опрос, инд. задания

Карточки с заданием, учебник, тетрадь. проектор

16-17



Закон и власть

2

Понятия Федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Роль и функции депутатов. Состав и функции Государственной думы. Институт президентства. Правоохранительные органы. Дополнительно: проблема органов местного управления

Знать: основные понятия по теме уроков; функции правительства; роль правоохранительных органов.

Уметь: описывать устройство власти в современной России; объяснять, как связаны власть и закон; работать с текстом Конституции РФ; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы

Устный опрос

Карточки с заданием, учебник, тетрадь. проектор

18



Конституция

1

Понятия конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности. Конституция как основной закон государства. Структура Конституции РФ. Классификация конституционных прав. Дополнительно: права человека и их защита

Знать: основные понятия по теме урока; функции конституции; структуру Конституции РФ.

Уметь: приводить примеры конституционных прав и обязанностей человека; высказывать суждения о возможностях подростка реализовать свои гражданские права; работать с текстом Конституции РФ; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы

Тест

Конституция, тетрадь, проектор

19



Право и имущественные отношения

1

Понятия имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск. Право собственности на имущество. Субъекты гражданского права. Договор и его виды. Дополнительно: принцип равенства участников гражданских правоотношений

Знать: основные понятия по теме урока; виды договоров; основные правила заключения сделки.

Уметь: приводить примеры ситуаций, которые регулируются нормами гражданского права; решать познавательные и практические задачи; работать со схемой; работать в группах

Устный опрос

Учебник, тетрадь, проектор

20



Потребитель и его права

1

Понятия потребитель, исполнитель, изготовитель. Законы, регулирующие права потребителя. Дополнительно: исковое заявление; процедура защиты прав потребителя

Знать: основные понятия по теме уроков; основные права потребителя. Уметь: объяснять, как потребитель может защитить свои права; использовать полученные знания при решении практических задач; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами

Устный опрос

Учебник, тетрадь, проектор

21



Труд и право

1

Понятия трудовое право, детский труд. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде. Трудоустройство и его регулирование. Заключение договора между работником и администрацией. Расторжение договора. Дополнительно: защита детского труда

Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: характеризовать нормы трудового права; рассказывать о своей будущей профессии; работать с документами; работать в группах

Тест

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

22



Право, семья, ребенок

1

Понятия брачный контракт, правоспособность, дееспособность. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Условия заключения и порядок расторжения брака. Права и обязанности супругов. Права ребенка. Дополнительно: фиктивный брак; патронажная семья

Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: характеризовать нормы семейного права; на конкретных примерах разъяснять права ребенка; высказывать суждения о том, как ребенок может защитить свои права; работать с документами, таблицей; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы

Устный опрос

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

23-24



Преступление

2

Понятия преступление, проступок, наказание несовершеннолетних. Формы совершения преступления. Умысел и неосторожность. Соучастники преступления и преступная организация. Ответствен ность.

Дополнительно: причины совершения преступления; проблема наказания

Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: приводить примеры правонарушений; анализировать возможные причины совершения преступления; оценивать свои поступки с точки зрения правовых норм; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

25



Повторение и обобщение изученного по теме «Человек и его права»

1

Подведение итогов изучения темы «Человек и его права». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Человек и его права».

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Раздаточный материал

ГЛАВА 3. ДУХОВНАЯ СФЕРА (9 часов)

26



Что такое культура?

1

Понятия культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии. Основные формы культуры. Доминирующая культура. Субкультура. Контркультура. Дополнительно: неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: называть элементы культуры; объяснять разницу между материальной и нематериальной культурой, приводить примеры каждого вида; рассказывать о сохранении культурного наследия, о его роли в жизни общества; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами

Текущий контроль

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

27



Культурные нормы

1

Понятия культурные нормы, этикет, манеры, обычаи, традиции, мораль, санкция, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право. Культурные нормы и причины их возникновения. Типы культурных норм. Дополнительно: современные трактовки культурных норм

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: приводить примеры культурных норм; описывать свои привычки; анализировать, обобщать и делать выводы; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей

Устный опрос

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

28



Формы культуры

1

Понятия элитарная культура, массовая культура, народная культура, субкультура, контркультура. Достоинства и недостатки разных типов культуры. Истоки контркультуры в СССР.

Дополнительно: современные субкультуры

Знать: основные понятия по теме урока; формы культуры.

Уметь: характеризовать разные формы культуры, их достоинства и недостатки; рассказывать о том, как создается массовая культура, о ее влиянии на общество; высказывать суждения о современной молодежной культуре; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать над презентацией

Тест

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

29



Религия

1

Понятия религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ. Различные определения религии, ее значение в обществе. Мировые религии. Миф и мифология. Культ предков и традиция уважения родителей. Дополнительно: соотношение веры

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: характеризовать религии; приводить примеры церковных обрядов; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой; работать в группах

Устный опрос

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

30



Искусство

1

Понятия искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство». Различные трактовки искусства. Функции искусства и художественной культуры. Структура и состав изобразительного искусства. Изящные искусства, их история и развитие. Дополнительно: анализ критериев произведений искусства

Знать: основные понятия по теме урока; функции искусства и художественной культуры.

Уметь: объяснять, что такое искусство в широком и узком смысле; называть ценности, которым подчиняется произведение искусства; описывать субъекты художественной культуры; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии

Тест

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

31



Образование

1

Понятия система образования, гимназия, школа, ученик. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Школа как особый тип учебно-воспи- тательного учреждения. Дополнительно: учебный проект «Школа будущего»

Знать: основные понятия по теме урока; основную задачу образования. Уметь: характеризовать исторические этапы развития школы; называть права и обязанности ученика; высказывать суждения о том, какой должна быть школа будущего; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей

Устный опрос

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

32



Наука

1

Понятия наука, университет, академия. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Структура, функции и формы высшего образования.

Дополнительно: школа как способ приобщения к основам науки

Знать: основные понятия по теме урока; функции науки; классификацию наук. Уметь: характеризовать науку как социальный институт; описывать структуру высшего образования; приводить примеры общественных, гуманитарных, естественных и технических наук; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

Учебник, тетрадь, проектор, раздаточный материал

33



Контрольно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества»

1

Подведение итогов

Подведение итогов

Знать основные понятия по главе

тест

Раздаточный материал

34



Контрольно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества».

1

Подведение итогов изучения курса обществознания за 9 класс. Повторение основных понятий курса. Решение проблемных вопросов

Знать: основные понятия курса общество- знания за 9 класс; теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Раздаточный материал

Итого 34 учебных часа














Перечень учебно-методического обеспечения

Программа реализуется с помощью УМК:

Программа

Название учебника, автор

Издательство учебника

Методическая

литература

Дидактический материал

Программа по обществознанию 5-9 классы.

Автор: А.И.Кравченко.

М.: «Русское слово»,

2010 г.;

Обществознание. Авторы:

А.И.Кравченко,

Е.А.Певцова.

М: «Русское слово», 2010г.

Поурочные планы. А.Кравченко

Волгоград, «Учитель»,

2010 г.

-Рабочая тетрадь к учебнику, автор И. Хромова.

-Контрольно - измерительные материалы.

Обществозна-ние.

Автор: А.В.Поздеев.

М.: «ВАКО»,2015г.

Дополнительная литература

1. Дубровина И.В. «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2009 г.

2. Махоткин А. В., Махоткина Н. В..Обществознание в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2010г.

3. Машина М.В. Экономическая азбука М., 2011 г

4. Мушинский. В.О. «Азбука гражданина» М., 2010 г

5. . Нормативные документы:

а) Декларация прав ребенка; б) Конвенция о правах ребенка; в) Конституция РФ.

6.Для информационно- компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использовать Интернет-ресурсы, видеофильмы.

Приложения к программе

Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

«Единица» - ученик не приступил к выполнению задания.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Литература для учителя:

  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 160с.

  2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина - М,:Просвещение, 1998. - 188с.

  3. Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. Общеобразовательных учреждений/Л.Н.Боголюбов. - М,:Просвещение, 2005. - 400сс.

  4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. - М,: Просвещение, 2002 - 173с.

  5. Конституция Российской Федерации. - М.: «Мартин», 2005. - 48с.

  6. Липсиц И.В. Экономика: В 2х книгах. Учебник для 9 кл. Общеобразовательных учрежединй. - М,:Вита-Пресс, 2002. - 352с.

  7. Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. Исторические очерки. - М.: Школьная пресса,2003. - 96с.

  8. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. - 304с.

  9. Михайлов Г.Н. Шпаргалки по обществознанию. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. - 80с.

  10. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. - 80с.

  11. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред.Л.Н.Боголюбова/ Авт-сост С.Н.Степанько. - Влгоград: Учитель, 2005. - 410с.

  12. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64с.

  13. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. - М,: Дрофа, 1997. - 272с.

  14. Рычков А.К., Яшин Б.Л., Философия: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для студентов ВУЗов - М,:Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2002 - 128с.

  15. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Герб, гимн, флаг. - М.: ВАКО, 2004. - 192с.

  16. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. - 144с.

Литература для учащихся:

  1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

  2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 96с.

  3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 96с.

  4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

  5. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

  6. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 128с.

  7. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

  8. Глобализация и россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД «Русское слово», 2005

  9. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004

  10. Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. - М,: АРКТИ, 2008. - 120с.

  11. Готовимся к олимпиаде по экономике: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. - М,: АРКТИ, 2008. - 120с.

  12. Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М,: Русское слово, 2006

  13. Загладин Н.В. США: Общество, власть, политика. М.: «Русское слово», 2005

  14. Семейный кодекс РФ. - М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 64с.

  15. Трудовой кодекс РФ. - М,: «Мартин», 2005. - 192с.

  16. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 192с.

  17. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл/Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов - М,:Просвещение, 2003.- 93с.

  18. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.

  19. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.

Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с

© 2010-2022