Урок обществознания по теме Конституция РФ

Урок по обществознанию Тема: Конституция РФ Цели:  совершенствование правовой грамотности учащихся, как гарантии социальной активности на всех уровнях самоуправления;  осознание учащимися гражданской ответственности за формирование демократического государства;  воспитание гражданственности через обращение к духовно – культурному наследию России;  воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в поликультурной и многонациональной стране. Оборудование: плакаты с государс...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию

Тема: Конституция РФ

Цели:

  • совершенствование правовой грамотности учащихся, как гарантии социальной активности на всех уровнях самоуправления;

  • осознание учащимися гражданской ответственности за формирование демократического государства;

  • воспитание гражданственности через обращение к духовно - культурному наследию России;

  • воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в поликультурной и многонациональной стране.

Оборудование: плакаты с государственной символикой РФ, конституции РФ.

Литература: История современной России. Под ред. Журавлёва В. В., Москва «Терра», 1995 г. Россия XX век. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Москва «Просвещение», 2003 г. Государственные символы России. Рожков М. Б., Семшова Г. В. , Хлыстова Н. Л. /Преподавание истории и обществоведения в школе.2003г.№1/

План урока:

  1. Орг. Момент.

  2. Понятие Конституция; история Конституции.

  3. История принятия Конституции 12 декабря 1993г. (в связи с событиями октября 1993 г.)

  4. Гражданские права и обязанности по конституции РФ.

  5. Структура государственной власти по конституции РФ.

  • Законодательная власть.

  • Исполнительная власть.

  • Президент.

  • Судебная власть.

  • Избирательная система РФ.

  1. История происхождения государственных символов РФ.

  • Герб.

  • Флаг.

  • Гимн.

  1. Поставить цели перед уч-ся, объяснить, чем важен сегодняшний урок.

  2. Конституция (Как, по-вашему, что это?) - вот как определяет энциклопедия - (от латинского constitutio - устройство) основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция - основа всего текущего законодательства. Первой советской конституцией была к. РСФСР 1918г., после образования СССР была принята к. 1924г., затем в 1936г. и в 1977г. После перестройки конституция получила новую редакцию 1 декабря 1988г. Конституция же 1993г. это конституция абсолютно нового независимого государства - России или РФ.

Прочитать в конституции титульный лист.

  1. Как же принималась наша конституция?

Рассказать о событиях осени 1993г. (Борьба Ельцина и Верховного совета).

12 декабря 1993г. на избирательные участки пришло 55% граждан имеющих право голоса и большинством голосов одобрило новую конституцию, а так же выбрало 1- вый парламент РФ - Федеральное собрание. (7 декабря прошли выборы в 4 - ый).

  1. Права и обязанности граждан можно предложить учащимся поискать самим. (это можно организовать как групповую или индивидуальную работу)

Примерные ответы:

Гл. 2. ст. 17 - 64. или зачитываем вслух по очереди ст. 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28,29,31,32,35,38,43 - это права, а есть и обязанности: ст.57,58,59, 60.

  1. Работа в группах: для каждой вопросы по отдельной главе

Структура государственной власти в РФ.

Законодательная власть: Федеральное собрание. (первая группа)

  1. Из кого состоит и как выбирается Совет федераций и Гос. Дума?

  2. Их функции?

  3. Как их уволить?

Примерные ответы:

Гл. 5. ст. 94 - 109. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета федераций и Думы. Дума - 450 человек; депутатом может быть избран гражданин России достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты работают на профессиональной основе, они не имеют права находится на государственной службе или заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавания, научной или творческой деятельностью. Функции думы ст. 103 можно зачитать. Совет федераций состоит из 179 чел. по 2 от каждого субъекта федерации (по одному от исполнительной и законодательной власти). Функции совета федерации ст. 102 и 106.

Исполнительная власть - Правительство РФ. (Вторая группа)

  1. Кто и как назначает правительство? Его состав.

  2. Функции правительства РФ?

  3. Как его уволить?

Примерные ответы:

Гл. 6. ст. 110 - 117. Состоит из: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров. Функции: 1) Разработка и выполнение бюджета страны. 2) Управление государственной собственностью. 3) Проведение единой налоговой и финансовой политики. 4) Проведение единой политики в области образования, медицины и культуры. 5) Отвечает за общественную безопасность.

Президент РФ. (третья группа)

  1. Кто может быть президентом РФ? Как его выбирают?

  2. Главные функции президента?

  3. Как уволить президента РФ?

Примерные ответы:

Гл. 4, ст. 80 - 93. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, проживающий в России не менее 10 лет (ПМЖ). Одно и тоже лицо не может занимать должность более двух сроков подряд. Полномочия: 1) Высшая кадровая политика. 2) Изменение структуры органов власти. 3) Внешняя политика. 4)Предоставление гражданства.5) Помилование. 6) Гарант конституции России. 7) Главнокомандующий. 8) Непосредственно руководит силовыми министрами.

Судебная власть. (четвертая группа)

  1. Как осуществляется судебная власть?

  2. Кто может быть судьёй, их привилегии?

  3. Главные суды и их основные функции?

Примерные ответы:

Гл. 7, ст. 118 - 129. Суды: Конституционный ст. 125 ( 19судей с 40 лет, 25 лет юридического стажа, назначаются Советом Федерации по представлению президента); Верховный суд - ст. 126; Высший арбитражный суд - ст. 127; Прокуратура РФ - ст. 129. Все судьи независимы, неприкосновенны и не сменяемы. Судьёй может быть гражданин РФ с 25 лет, высшим юридическим образованием и стажем не менее 5 лет.

6. Историю государственных символов России рассматриваем в виде беседы ( можно по докладам заранее подготовленных обучающихся) с использованием таблиц и планшетов оформления кабинета.

Герб - двуглавый орёл с 1497г. по 1917г., потом с 1991г., но официально с 25 декабря 2000г.

Государственный флаг - триколор с 1668г. при отце Петра I - Алексее I Михайловиче. При Петре это флаг торговый, а боевой - белый с синим андреевским крестом. В XIX веке АлександрII вводит Чёрно-жёлто-белый, но его сын Александр III возвращает старый - бело-сине-красный. При советской власти флаг - красный с серпом и молотом в углу. Теперь красный флаг - флаг Победы. Триколор вернулся указом президента Ельцина - 22 августа - теперь это день государственного флага.

Государственный гимн России утверждён последним, т.к. по его поводу было много споров-30 декабря 2000г. А первый не церковный гимн - Марш Преображенского полка Петра Великого, затем «Гром победы раздавайся» на слова Державина, а с 1833г. Музыка Львова на слова Жуковского «Боже, царя храни». Современный гимн на музыку А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова .

7. Дома: приобрести Конституцию; приготовить рассказ об одной из ветвей власти; рассказать о символах РФ.

© 2010-2022