Открытый урок по Обществознанию по теме: «Права несовершеннолетних»

Урок по теме «Права несовершеннолетних» знакомит учеников с текстом Конвенции по правам ребенка, показывает способы реализации прав, о которых говорится в Конвенции, развивает способности анализировать источники, делать выводы, вести дискуссию, воспитывает чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: текст Конвенции прав ребёнка, карточки с вопросами, плакаты.Предварительная подготовка: сообщения учащихся: «Введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по прав...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Права несовершеннолетних» знакомит учеников с текстом Конвенции по правам ребенка, показывает способы реализации прав, о которых говорится в Конвенции, развивает способности анализировать источники, делать выводы, вести дискуссию, воспитывает чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: текст Конвенции прав ребёнка, карточки с вопросами, плакаты.

Предварительная подготовка: сообщения учащихся: «Введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», «Дети России в беде», «Деятельность Уполномоченного по правам человека в Приморском крае».







Открытый урок по обществознанию

в 9А классе





тема урока:




Права несовершеннолетних








Учитель:

Полозова Нелли Ивановна







Тема: «Права несовершеннолетних»

Цели: познакомить учеников с текстом Конвенции о правах ребёнка развивать способность анализировать источники, делать обоснованные выводы вести дискуссию, показать способы реализации прав, о которых говорится в Конвекции, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: текст Конвенции прав ребёнка, карточки с вопросами, плакаты.

Предварительная ученики готовят небольшие сообщения по теме урока, повторяют материал подготовка о правах детей.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

II. Мотивационно-целевой этап (слово учителя)

Решим простую логическую задачку. У человека есть права, ребёнок - человек: значит у ребёнка... Правильно, тоже есть права. Такие же, как у взрослого? Не совсем.

Вот скажем, в Декларации прав ребёнка, которую ООП приняла в 1959 .году, утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям. Какие это права? Несомненно, на жизнь, на защиту со стороны закона, на то, чтобы не быть рабом и не подвергаться пыткам и иному жестокому обращению, на социальное обеспечение и т.д. На уроке мы с вами познакомимся с текстом Конвенции прав ребёнка, ответим на вопросы какие основные права закреплены в международных документах - Декларация прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка.

III. Изучение нового материала

План

  1. Основные положения. Конвенция о правах ребенка

  2. Права ребенка, закрепленные в Семейном кодексе Российской Федерации

  3. Введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации

  4. Дети России в беде

  5. Региональные Уполномоченные по правам человека в регионах

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают -

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Трава останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки т, и у кошек тоже,

Без права на свете жить не сможем,

Всегда нам право и везде поможет.

К.Шамбур


  1. Основные положении Конвенции о нравах ребенка

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей с тем, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств, которые подпишут этот документ - Конвенцию о правах ребенка.

В процессе подготовки Конвенции о правах ребенка её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

  • покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы;

  • ежегодно около 3,5 миллионов детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

  • в развивающихся странах приблизительно 155 миллионов детей возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Россия одной из первых подписала этот правовой акт.

В Конвенции провозглашается право ребенка на жизнь, на имя и па приобретение гражданства.

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без каких-либо различий.

Государства уважают права ребенка на свободу мысли, совести, религии.

Государства обеспечивают уход за детьми, которые лишились родительской опеки.

Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения детей и торговли ими.


  1. Права ребенка, закрепленные в Семейном кодексе Российской Федерации

Положения международных актов - Декларации и Конвенции, только в том случае получают реальное исполнение, если найдут свое развитие в законодательных актах государств мира.

Российская Федерация активно поддерживает меры, принимаемые мировым сообществом в интересах защиты детей. Прежде всего, особая защита предусмотрена Семейным кодексом, глава 11 которого называется: «Права несовершеннолетних детей». Семейным кодексом предусмотрены основные права ребенка как личности, а также защита этих или иных прав.

Главные защитники прав ребенка - его родители, их к этому обязывает и семейное право. Следующий защитник прав детей - государство. Оно обязано выделять на нужды образования, здравоохранения, создания бытовых удобств, питание, культуру детей необходимые средства.


  1. Введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации

30 декабря 2009 года Павел Астахов назначен на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Указом Президента РФ № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Задачи:

  • обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

  • правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

  • привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно- аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.


  1. Дети России в беде.

Как следует из статистики в нашей стране достаточно много маленьких детей, оставшихся без родителей по тем или иным причинам, которые нуждаются в опеке и заботе.

Усыновление или удочерение - один из лучших методов предоставить ребенку атмосферу домашнего тепла, развить в нем' нормальное человеческое чувство заботы о родных и близких - базу для его собственной будущей семьи, которая является основой и первичной ячейкой любого общества современной цивилизации.

К сожалению, Россия превратилась едва ли не в мирового лидера по экспорту детей. В то же время, самим россиянам усыновить сирот крайне трудно - мешают многочисленные бюрократические препоны.


  1. Региональные Уполномоченные по правам человека в регионах

В настоящее время региональные Уполномоченные по правам человека действуют более чем в 50 субъектах Российской Федерации.

В Приморском крае на должность Уполномоченного по правам человека в 2009 году назначен Владимир Георгиевич Ушаков.

В 2010 году Уполномоченному по правам человека в Приморье поступило 6510 обращений. При этом жалобы составили 55,6 процента от общего числа обращений. В 2011 году - более 7000 обращений.

Приказом Губернатора Приморского края Сергея Михайловича Дарькииа на должность Уполномоченного при Губернаторе Приморского края по правам ребенка назначена Наталья Федоровна Хворостяная.

IV. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала

Карточка № l. «Конвенция - это величайший гуманистический акт и наша задача в том, чтобы освоить эту высоту. Это высокая планка нашему обществу крайне необходима. Мы должны обеспечить детям их права, детям в первую очередь.» (А.Лиханов, писатель)

Как выдумаете, почему писатель образно назвал Конвенцию о правах ребенка «высокой планкой»?

Карточка № 2. Представьте себе, что в нашей школе решили подготовить Декларацию прав учеников.

Какие положения вы предложили бы в неё? На что учащиеся имеют право и что учащиеся обязаны?

Карточка № 3. Как вы понимаете, в чем заключается значение права ребенка на имя?

Карточка № 4. Из выступления писателя А.Лиханова: «Мы должны обеспечить детям их права, детям в первую очередь. Если они будут счастливы, то будем счастливы и мы, это бесспорно. А относительно трудностей, связанных с этим ...».

О каких трудностях, по вашему мнению, идет речь?

Карточка № 5. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

Карточка № 6. Какие права Золушки нарушала её мачеха?

V. Подведение итогов урока.

1. Работа в парах

- В каких документах, принятых ООН, отражаются права человека?

- Каким кодексом Российской Федерации предусмотрены основные права ребенка как личности?

- Кто является главным защитником прав ребенка?

2. Игровой момент: синквейн со словами «закон» и «право».

VI. Домашнее задание

Подготовить сообщение о правах несовершеннолетних в других странах мира.


© 2010-2022