- Преподавателю
- Обществознание
- Открытый урок по Обществознанию по теме: «Права несовершеннолетних»
Открытый урок по Обществознанию по теме: «Права несовершеннолетних»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полозова Н.И. |
Дата | 06.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по теме «Права несовершеннолетних» знакомит учеников с текстом Конвенции по правам ребенка, показывает способы реализации прав, о которых говорится в Конвенции, развивает способности анализировать источники, делать выводы, вести дискуссию, воспитывает чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: текст Конвенции прав ребёнка, карточки с вопросами, плакаты.
Предварительная подготовка: сообщения учащихся: «Введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», «Дети России в беде», «Деятельность Уполномоченного по правам человека в Приморском крае».
Открытый урок по обществознанию
в 9А классе
тема урока:
Права несовершеннолетних
Учитель:
Полозова Нелли Ивановна
Тема: «Права несовершеннолетних»
Цели: познакомить учеников с текстом Конвенции о правах ребёнка развивать способность анализировать источники, делать обоснованные выводы вести дискуссию, показать способы реализации прав, о которых говорится в Конвекции, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: текст Конвенции прав ребёнка, карточки с вопросами, плакаты.
Предварительная ученики готовят небольшие сообщения по теме урока, повторяют материал подготовка о правах детей.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
II. Мотивационно-целевой этап (слово учителя)
Решим простую логическую задачку. У человека есть права, ребёнок - человек: значит у ребёнка... Правильно, тоже есть права. Такие же, как у взрослого? Не совсем.
Вот скажем, в Декларации прав ребёнка, которую ООП приняла в 1959 .году, утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям. Какие это права? Несомненно, на жизнь, на защиту со стороны закона, на то, чтобы не быть рабом и не подвергаться пыткам и иному жестокому обращению, на социальное обеспечение и т.д. На уроке мы с вами познакомимся с текстом Конвенции прав ребёнка, ответим на вопросы какие основные права закреплены в международных документах - Декларация прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка.
III. Изучение нового материала
План
-
Основные положения. Конвенция о правах ребенка
-
Права ребенка, закрепленные в Семейном кодексе Российской Федерации
-
Введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
-
Дети России в беде
-
Региональные Уполномоченные по правам человека в регионах
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают -
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
Как хорошо, что есть права!
Трава останутся навеки.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
И у младенца есть права,
И у собаки т, и у кошек тоже,
Без права на свете жить не сможем,
Всегда нам право и везде поможет.
К.Шамбур
-
Основные положении Конвенции о нравах ребенка
Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей с тем, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств, которые подпишут этот документ - Конвенцию о правах ребенка.
В процессе подготовки Конвенции о правах ребенка её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:
-
покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы;
-
ежегодно около 3,5 миллионов детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;
-
в развивающихся странах приблизительно 155 миллионов детей возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Россия одной из первых подписала этот правовой акт.
В Конвенции провозглашается право ребенка на жизнь, на имя и па приобретение гражданства.
Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без каких-либо различий.
Государства уважают права ребенка на свободу мысли, совести, религии.
Государства обеспечивают уход за детьми, которые лишились родительской опеки.
Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения детей и торговли ими.
-
Права ребенка, закрепленные в Семейном кодексе Российской Федерации
Положения международных актов - Декларации и Конвенции, только в том случае получают реальное исполнение, если найдут свое развитие в законодательных актах государств мира.
Российская Федерация активно поддерживает меры, принимаемые мировым сообществом в интересах защиты детей. Прежде всего, особая защита предусмотрена Семейным кодексом, глава 11 которого называется: «Права несовершеннолетних детей». Семейным кодексом предусмотрены основные права ребенка как личности, а также защита этих или иных прав.
Главные защитники прав ребенка - его родители, их к этому обязывает и семейное право. Следующий защитник прав детей - государство. Оно обязано выделять на нужды образования, здравоохранения, создания бытовых удобств, питание, культуру детей необходимые средства.
-
Введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
30 декабря 2009 года Павел Астахов назначен на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Указом Президента РФ № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
Задачи:
-
обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
-
правовое просвещение в области защиты прав ребенка;
-
привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно- аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
-
Дети России в беде.
Как следует из статистики в нашей стране достаточно много маленьких детей, оставшихся без родителей по тем или иным причинам, которые нуждаются в опеке и заботе.
Усыновление или удочерение - один из лучших методов предоставить ребенку атмосферу домашнего тепла, развить в нем' нормальное человеческое чувство заботы о родных и близких - базу для его собственной будущей семьи, которая является основой и первичной ячейкой любого общества современной цивилизации.
К сожалению, Россия превратилась едва ли не в мирового лидера по экспорту детей. В то же время, самим россиянам усыновить сирот крайне трудно - мешают многочисленные бюрократические препоны.
-
Региональные Уполномоченные по правам человека в регионах
В настоящее время региональные Уполномоченные по правам человека действуют более чем в 50 субъектах Российской Федерации.
В Приморском крае на должность Уполномоченного по правам человека в 2009 году назначен Владимир Георгиевич Ушаков.
В 2010 году Уполномоченному по правам человека в Приморье поступило 6510 обращений. При этом жалобы составили 55,6 процента от общего числа обращений. В 2011 году - более 7000 обращений.
Приказом Губернатора Приморского края Сергея Михайловича Дарькииа на должность Уполномоченного при Губернаторе Приморского края по правам ребенка назначена Наталья Федоровна Хворостяная.
IV. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала
Карточка № l. «Конвенция - это величайший гуманистический акт и наша задача в том, чтобы освоить эту высоту. Это высокая планка нашему обществу крайне необходима. Мы должны обеспечить детям их права, детям в первую очередь.» (А.Лиханов, писатель)
Как выдумаете, почему писатель образно назвал Конвенцию о правах ребенка «высокой планкой»?
Карточка № 2. Представьте себе, что в нашей школе решили подготовить Декларацию прав учеников.
Какие положения вы предложили бы в неё? На что учащиеся имеют право и что учащиеся обязаны?
Карточка № 3. Как вы понимаете, в чем заключается значение права ребенка на имя?
Карточка № 4. Из выступления писателя А.Лиханова: «Мы должны обеспечить детям их права, детям в первую очередь. Если они будут счастливы, то будем счастливы и мы, это бесспорно. А относительно трудностей, связанных с этим ...».
О каких трудностях, по вашему мнению, идет речь?
Карточка № 5. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?
Карточка № 6. Какие права Золушки нарушала её мачеха?
V. Подведение итогов урока.
1. Работа в парах
- В каких документах, принятых ООН, отражаются права человека?
- Каким кодексом Российской Федерации предусмотрены основные права ребенка как личности?
- Кто является главным защитником прав ребенка?
2. Игровой момент: синквейн со словами «закон» и «право».
VI. Домашнее задание
Подготовить сообщение о правах несовершеннолетних в других странах мира.