• Преподавателю
  • Обществознание
  • Главная цель создания дидактического материал – формирование у школьников ус¬тойчивого правосознания, привитие им правовой культуры и высоких нрав¬ственных качеств личности

Главная цель создания дидактического материал – формирование у школьников ус¬тойчивого правосознания, привитие им правовой культуры и высоких нрав¬ственных качеств личности

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан















Дидактический материал по спецкурсу


«Гражданское образование»






















Составитель:

Молдахашева Г.А - учитель СШ №5









г.Экибастуз

Введение


Социально-экономические преобразования в РК сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей, требует переосмысле­ния и значительного приращения фундаментальных и универсальных значений, их реализацию через систему образования.

Сегодня в обществе идет пересмотр традиционных представлений о подлинной роли образования.

Способом реализации социокультурной сути человека выступает гражданское образование, способствующее преодолению односторонно­сти и фрагментарности развития личности, расширяющее возможности каждого индивида в раскрытии своего внутреннего потенциала, ведущее к обретению гражданской позиции.

Ставя целью формирование политической и правовой культуры общества, гражданское образование непосредственно влияет на социо­экономические поведение людей, состояние межэтнических, социально-групповых, межгосударственных отношений, формирует систему ценно­стных предпочтений и жизненных ориентиров граждан.

Становление демократического государства, преодоление кризис­ных процессов в стране, ее развитие на основе традиции отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщение к содруже­ству цивилизованных государств, невозможно без правильного организо­ванного гражданского правового образования и воспитания населения, и, прежде всего детей и подростков.

Вот почему гражданское образование становится одним из основ­ных направлений развития гуманитарного образования в школе.

Главная цель создания дидактического материал - формирование у школьников ус­тойчивого правосознания, привитие им правовой культуры и высоких нрав­ственных качеств личности.

Основные задачи:

  • формировать у учащихся научные представления о таких важнейших явлениях общественной жизни, как власть, политика, политическая система, государство, политические партии, политическая культура;

  • раскрыть и осмыслить наряду с названными понятия политических отношений, институтов и норм, форм правления и территориального устройства, политического режима, демократии, авторитаризма и тоталитаризма, политического статуса личности и других;

  • показать важнейшие тенденции и направления развития политических отношений в современном мире, в том числе в Казахстане;

  • помочь учащимся осмыслить свой собственный политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации.




Тема: В чём состоит цель гражданского образования?

1.Объясните значение следующих слов:

гражданское образование, демократические ценности, гражданская инициатива, политическая культура, демократия, самоуправление

2.Каждый активный гражданин должен: (прописать)

знать ______________________________________________________________________

уметь ______________________________________________________________________

понимать, что ____________________________________________________________________

3.Какие моменты, на ваш взгляд, в гражданском образовании наиболее важны?

4.Как гражданское образование может помочь людям стать более сознательными гражданами?

Тема: Семья

1.Дайте определения следующим терминам:

нуклеарная семья, расширенная семья, полигамия, социализация, наследство

2.Какие недостатки и преимущества существуют в различных формах семейного

наследования собственности?

3.Незарегистрированный брак: преимущества и недостатки

преимущества

недостатки


4.Какова роль семьи в благополучии общества?


Тема: Собственность и экономический рост

Найти определения, соответствующие терминам:

Термины

Определение

1.Деньги

а) прямой обмен (без денег) одного товара на другой

2.Бартер

б) денежное выражение стоимости

3.Свободный рынок

в) рынок, действие которого определяется только спросом и предложением в условиях свободной конкуренции

4.Цена

г) право владеть, использовать и распоряжаться имуществом, деньгами и ценными бумагами

5.Конкуренция

д) всеобщий эквивалент стоимости

6.Стоимость

е) общее название разных видов борьбы между производителями товаров и услуг за покупателя

7.Прибыль

ж) продукция или услуга, произведённая для продажи на рынке

8.Собственность

з) основная цель и результат работы любого предпринимателя или фирмы

9.Товар

и) количество труда, вложенного в производство товара или услуги.

10.Услуги

к) некие действия, предлагаемые потребителю за определённую сумму денег

Тема: Соотношение между экономической и политической свободой.


1.Объясните значение следующих слов:

экономическая свобода, политическая свобода, процветание, гарантии, приватизация

2.Определите какие права являются экономическими, а какие - политическими. Некоторые права и свободы могут быть соотнесены и к политическим, и к экономическим одновременно.

Права и свободы

Политические или экономические?

Право на владение домом

Право голоса на выборах

Право на продажу своей земли

Свобода и право говорить на любом языке

Право высказывать свое мнение на радио

Право на рекламу изготовленной вами продук.

Право начать бизнес

Право нарушать любой закон

Право иметь и хранить валюту

Право водить машину

Право не соглашаться с вашим лидером

Право на любую религию

Право на личную жизнь

Право вступать в брак по своему выбору

Тема: Что такое демократия?

Ключевые понятия:

Демократия, власть, свобода, тоталитаризм, равенство, гражданское общество, правовое государство, прямая демократия, представительная демократия, конституция.

Вопросы для повторения:

1.Какие определения демократии Вы знаете?

2.Приведите аргументы:

За демократию: Против демократии:

_______________________ ________________________

_______________________ ________________________

_______________________ ________________________

3.Какие классические примеры аристократии и олигархии Вам известны?

4.Каковы основные отличия демократии от авторитаризма, тоталитаризма?

Вопросы для обсуждения:

1.Почему имеют место полярные взгляды на демократию.

2.По данным специальной исследовательской организации США «Feedom House» более 39%

населения земного шара в начале 90-х годов XX века имели политические свободы и гражданс-

кие права - т. е. были свободными. Однако, по их мнению, движение к демократии не гарантиру-

ет её окончательного успеха: «Идея демократии прочна, но практику демократии поджидают

опасности». Чем на Ваш взгляд вызвана такая позиция?

3.Почему срок жизни многих демократий оказалась недолговечным?

4.«Свобода» и «Равенство». Как Вы понимаете значение этих слов? Являются ли эти понятия

совместными или они противоречат друг другу? Могут ли идеалы, которые они провозглашают,

быть претворены в жизнь?

Тема: Общество и демократические ценности.

Ключевые понятия:

Экономическое равенство, экономическая свобода, демократический социализм, либерализм, гражданское общество, плюрализм, авторитарное общество, демократическое общество, нравственные ценности демократии.

Вопросы для повторения и обсуждения:

1.Способствовала ли политика правителей предреволюционной России мирному разрешению

конфликтов? Если да, то почему не удалось предотвратить революцию? Если нет, то какие

действия Николай II и его министров сыграли роковую роль в развитии страны по

«революционному» в 1905 и 1917 гг.?

2.Проанализируйте причины мирного разделения Норвегии и Швеции в 1905 году и Чехо - Слова-

кии в 1992 - 1993 гг.

3.Каковы, на Ваш взгляд, причины возникновения конфликтов в обществе? Вспомните из истории

России, когда были имитированы конфликты для идеологического, политического или мораль-

ного давления? В современной социологии и конфликтологии конфликты иногда рассматрива-

ются как созидательный, стабилизирующий фактор, посредством которого происходит обновле-

ние жизни в обществе. Используя ваши знания всемирной и русской истории, приведите приме-

ры, когда конфликт выполняет стабилизирующую функцию.

Тема: Права человека в демократическом обществе.

Ключевые понятия: Права человека, индивидуальные права, групповые права, закон, политичес- кие права, экономические права, социальные права, культурные права, судопроизводство, истина,

беспристрастность суда, милосердие, свобода личности, свобода слова, свобода вероисповедания,

права национальных меньшинств, дискриминация.

Вопросы для повторения:

1.Используя термины «требование», «право», «привилегия», «ограничение», «ответственность»,

«нарушение», заполните пробелы в предложениях:

_____________________________________________ означает защиту людей, кроме случаев, когда

по той или иной причине вводятся _______________. Есть много желаемых преимуществ или ____

______________________, которые могут быть обеспечены при соответствующих обстоятельств.

Воспитываясь в семье, дети получают сведения о _________________ и ___________________ в

обществе.

Вопросы для обсуждения:

1.Подумайте, почему в ходе Нюрнбергского процесса (после II Мировой войны) были осуждены

только самые активные нацисты?

2.Каковы, по - Вашему, аргументы за личные свободы? Почему это личные, а не групповые свободы? Должны ли существовать разумные ограничения личных прав и свобод?

3.Подумайте, должны ли все страны следовать рекомендациям ООН?

4.Каким образом мировая общественность может влиять на страны, где не соблюдаются права че-

ловека?

Тема: Государство и политическая власть.

Ключевые понятия: Политика, политическая система, государство, анархизм, государственная

власть, монархия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, судебная власть, тоталитаризм,

авторитарный режим, разделение властей, импичмент, плебисцит, законодательная власть, исполнительная власть.

Вопросы для повторения:

1.Каковы основные функции законодательной власти _________________________,

исполнительной власти _________________________, судебной власти ____________________.

2.Кому в нашей стране принадлежит законодательная власть _____________________________,

исполнительная власть _____________________________, судебная власть _________________.

3.Под республикой обычно понимают такую форму государственного управления, при которой

осуществляется разделение властей, все высшие органы государственной власти избираются

прямым голосованием народа или формируются парламентом. Какие типы республиканского

правления Вам известны?

4.Каковы взаимоотношения власти и масс при различных формах конституционного правления?

В условия тоталитаризма?

5.Какими примерами из мировой практики вы можете проиллюстрировать различные формы

тоталитаризма:

этократию __________________________,

плутократию ________________________,

партократию ________________________.

6.Каковы отличительные черты тоталитарного и авторитарного режимов?

7.Каковы слабые и сильные стороны демократического правления (различных его форм)?

Тема: Государство и политическая власть.

Вопросы для повторения:

1.Прочитайте разделы 3-5 Конституции Республики Казахстан и ответьте на следующие воп-

росы:

Каким образом формируется правительство?

Каковы его функции?

Как происходит замена премьер - министра ?

Кто выше по своему статусу: Президент или премьер - министр? Почему?

2.Приведите примеры деятельности судов и прокуратуры из прочитанных Вами книг и

кинофильмов.

3.Какие органы в Казахстане имеют право судить и выносить приговор?

4.Как назначаются члены Конституционного Совета?

5.Приведите примеры дел, которые могут быть рассмотрены Конституционным Советом.

6.Что такое «суд присяжных»?

7.Сформулруйте основные черты:

монархии ограниченной _________________________________,

монархии неограниченной _______________________________,

парламентской республики _______________________________,

президентской республики _______________________________.

8.Какая форма государственного правления кажется вам наиболее демократичной? Почему?

9.В чем принципиальное отличие Советской власти от президентской или парламентской респуб-

лики?

Тема: Государство и политическая власть.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы понимаете под Республикой Советов?

2.Подумайте, какой смысл вкладывал В. И. Ленин в следующий тезис: «Не парламентская респуб-

лика, возвращение к ней было бы шагом назад, а республика Советов, снизу доверху»?

3.Есть ли, по вашему мнению, необходимость в разделении властей?

4.В какой реформе существовал тоталитаризм в СССР в 30 - 40-е годы, 50 - 60-е годы, 70 - 80-е

годы? Попытайтесь выделить общее и особенное между этими периодами.

5.Можно ли считать авторитарную власть сильной властью, основанной на авторитете лидера, как

переходную форму от тоталитаризма к демократии?

6.Существует точка зрения, что правовое демократическое общество функционирует как

общество

  • Законодательной;

  • Исполнительной;

  • Судебной;

  • Информационной;

  • Интеллектуальной властей.

Проанализируйте данное соотношение, взаимодействие и взаимовлияние этих сил в США, Вели-

кобритании, Франции, Канаде, Казахстане. Что общего Вы можете выделить? Каковы основные отличия? Имеет ли место отпечаток переходного периода на функционирование взаимозависимость властей в казахстанской демократии?

Тема: Выборы - важный механизм осуществления демократии.

Ключевые понятия: Выбор, избирательное право, легитимация, избирательный порог,

предвыборная кампания.

Вопросы для повторения:

1.Почему выборы являются обязанностью человека в демократическом обществе?

2.Какие варианты избирательной практики используются в различных странах?

3.Можно ли объединить достоинства различных избирательных систем и исключить недостатки?

Какой компромиссный вариант избирательной системы мог бы наилучшим образом отвечать

традициям, истории, культурным особенностям Казахстана?

4.Является ли предвыборная программа кандидата единственным критерием оценки политическо-

го деятеля?

5.Почему практически во всех странах для кандидатов в высшие законодательные структуры су-

ществует, так называемый интеллектуальный ценз?

6.Может ли иностранец стать Президентом Казахстана?

Тема: Выборы - важный механизм осуществления демократии.

Вопросы для обсуждения:

1.Во многих странах, например, в Кении, Танзании, Нигерии существует только одна партия.

Можно ли провести в этих странах демократические выборы?

2.Правомерные ли ограничения в избирательных системах? Если «да», то какие ограничения на

ваш взгляд разумны

3.Какие противоречия выявились в результате последней выборной компании в вашем городе,

районе?

4.Попытайтесь на современных примерах проанализировать известный афоризм: «Самое серьез-

ное испытание - испытание властью».

5.В соответствии с официальными данными советской статистики, как правило, 99,9% всех,

имеющих право голоса принимали участие в голосовании в СССР до 1985 года, практически все

из них голосовали за «кандидатов блока коммунистов и беспартийных». Эти статистические

триумфы широко рекламировались в печати. С официальной советской точки зрения в этом не

было ничего удивительного, так как советские люди были глубоко убеждены, что предлагаемые

кандидаты будут выполнять и отражать их интересы.

Поэтому избиратели голосовали за них с постоянством, которое легко можно было предсказать.

Какая же в этом случае необходимость проводить выборы, если Коммунистическая партия и её

кандидаты могли рассчитывать на голоса практически всех избирателей?

Каковы функции выборов в условиях явного единодушия и социально - политической

гармонии?

6.Какими качествами, по Вашему мнению, должны обладать депутаты и Президент страны?

Тема: Федерализм и другие формы государственного устройства.

Ключевые понятия: Федерализм, этнос, нация, народ, национализм, национальный

вопрос, межнациональные отношения, унитарное государство,

федеративное государство, разграничение власти, геноцид

Вопросы для обсуждения:

1.Что может быть эффективнее: создание регионов внутри государства для проживания

меньшинств и предоставление им права участия в государственном управлении и / или принятие

антидискриминационных законов?

2.Проанализируйте национальные отношения в Казахстана и СССР. Каковы на ваш взгляд перспективы межнациональных отношении в современной Казахстане? Каковы перспективы взаимоотношений суверенных государств раннее входивших в СССР? Какие действия предпринимаются, если возникает необходимость изменения конституции?

3.Что означает понятие «интеграция»?

4.Как вы понимаете положение о признании права народа на самоопределение и приоритета прав

человека ?

5.Каковы пути изживания имперского прошлого имеются у государств бывшего СССР?

6.Сравните два содружества: Британское и СНГ. В чем их сходство и в чем различие?

7.Проанализируйте, какие национальные меньшинства живут в Казахстане. Каковы их права?

Есть ли межнациональные проблемы? Почему необходимо отстаивать приоритет прав личности

над правами нации?

Тема: Политические партии и общественные организации.

Ключевые понятия:

Политическая партия, общественная организация, коалиция, лоббизм, элита, политическая элита, политическая клика, бюрократия

Вопросы для повторения:

1.Подумайте, какие партии в современном казахстанском, российском и других обществах могут

быть названы оппозиционными?

2.Какие социальные, профессиональные группы в современном Казахстане вам известны?

Оказывают ли и если да, то каким образом подобные группы какое-либо влияние на

политический курс в стране? На ход экономических реформ? Какие цели и задачи ставят перед

собой профессиональные группы творческой интеллигенции и каким образом они их

осуществляют?

3.Приведите какие-либо примеры деятельности таких новых для Казахстана объединении, как

Союз потребителей, Союз предпринимателей, каких - либо элитарных клубов и т. д. Могут ли

такого рода объединения оказать существенное воздействие на ход реформ в стране?

4.Являетесь ли вы членом какой - либо формальной или неформальной группы? Почему из

множества различных объединении вы выбрали (отдали предпочтение) именно этой группе?

Тема: Политические партии и общественные организации.

Вопросы для обсуждения:

1.Сравните два взгляда на роль политической партии в обществе: Л. Д. Троцкий: «Что такое пар-

тия? Это группа людей, которая добивается власти, чтобы иметь возможность выполнить свою

программу. Партия, которая не хочет власти, недостойна называться партией». Ю. О. Мартов:

«Политическая партия - это союз людей едино мыслящих, ставящих себе одни и те же цели и

сговорившихся соединить свои силы для согласной деятельности в государственной жизни».

2.Как вы думаете, почему коалиция большевиков с представителями других партий при формиро-

вании советских государственных органов управления оказалось недолговечной? Плеханов,

один из основателей РСДРП, подчеркивал: «Свобода мнении партии может и должна быть огра-

ничена потому, что партия есть союз, свободно составляющийся из единомышленников». Воз-

можно ли единомыслие при свободе мнении? Относится ли данное высказывание Плеханова ко

всем партиям?

3.Как правило, большинство неформальных объединении в нашей стране имеет весьма строгую и

жестокую иерархию. Как вы объясните, почему это происходит?

4.Каковы составляющие политической стабильности в обществе? Существует два типа политичес-

кой стабильности:

- статичная (неизменная) политическая стабильность;

- динамичная политическая стабильность.

Какой тип политической стабильности предпочтителен?


Тема: Политические партии и общественные организации.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему большинство политиков предпочитают вечным политическим ценностям случайные

политические цели? Проанализируйте следующие позиции:

Главный принцип политики - цель оправдывать средства.

Следовательно, в политике все средства хороши, если благодаря им достигается цель.

Неморальные средства достижения цели могут быть политически оправданы.

Нет никакого оправдания использованию в политике неморальных средств.

2.Что такое «радикальная оппозиция»? Проанализируйте причины существования в мировой

практике «радикальная оппозиция».

3.Какие радикальные партии в мировой практике вам известны?

4.Существует ли опасность в «радикальной оппозиции»?

5.Общеизвестно, что, например, в США существует особый институт специально подготовленных

уполномоченных, профессиональных агентов - политиков, отстаивающих интересы

соответствующих интересы соответствующих групп в Конгрессе и других институтах власти.

Существует ли институт лоббизма в Казахстане?

Тема: Культура и демократия.

Ключевые понятия: Политическая культура, менталитет, популизм, образование,

средства массовой информации, политическая пропаганда,

политический лидер.

Вопросы для повторения:

1.Используя знания новейшей истории, приведите примеры популистской политики. Кого из

известных вам исторических и современных политических деятелей России с полным правом

можно назвать популистом?

2.Какие примеры изменения системы образования вы могли бы привести? Какие новые курсы

введены в вашей школе? Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в системе общего образования у нас в стране?

Тема: Культура и демократия.

Вопросы для обсуждения:

1.Каким образом современная модернизация казахстанского общества должна использовать опыт

других стран? Позволительны ли такие эксперименты, как, например, создание рынка по

польскому или китайскому образцам?

2.Что вы понимаете под способностью политика нести полную ответственность за решение и

действия власти?

3.Приведите примеры из истории Казахстана, когда верховная власть стремилась провести

коренные преобразования без учета особенностей исторического развития страны. Почему для

Казахстана характерна определённая цикличность реформ и контрреформ?

4.Какие формы и методы используются средствами массовой информации для контроля над

властными структурами в демократическом обществе?

5.Можно ли при помощи интервью выявить истинные взгляды человека?

7.Какое периодическое издание вы просматриваете ежедневно? Почему вы отдали предпочтение

именно этому изданию?

8.Какие телевизионные политические программы наиболее объективно, на ваш взгляд, освещают

происходящие события?

9.Чем отличаются программы новостей у нас в стране и за рубежом?

Тема: Культура и демократия.

Вопросы для обсуждения:

1.Как вы понимаете демократизм в общественном поведении?

  • общительность (коммуникабельная);

  • доступность;

  • самодисциплина;

  • правовая культура;

  • умение слушать собеседника;

  • ответственность.

Какие из вышеперечисленных черт обязательны для демократического поведения?

2.Что такое политический имидж?

Что является составляющими имиджа политического лидера?

Какие национальные черты вы можете выделить, говоря о политическом имидже казахстанских

лидеров?

3.Что, значит продемонстрировать демократическую культуру?

Почему демонстрация демократической культуры является важнейшей составляющей

предвыборной кампании?

Тема: Культура и демократия.

Вопросы для обсуждения:

1.Приведите примеры из мировой и отечественной практики толерантности в: политической

жизни; деятельности средств массовой информации; бытовой сфере.

2.В чем проявляется этатизация (засилье государства) в политической, правовой, экономической,

социальной, культурной сферах тоталитарного государства?

3.Что значит «разумное вмешательство» государственных структур в экономику, социальную и

культурную жизнь страны? Приведите примеры, как это осуществляется в странах в Западной

Европы?

4.Вспомните определение политического клана. Подумайте: Какие факторы современной жизни

способствуют формированию новых политических кланов?

5.Каким образом, и на каком уровне ребенок 5-6 лет, 10-15 лет, 15-16 лет овладевает политичес-

кой информацией? В каком возрасте, на ваш взгляд, происходит формирование отношения к

политике?

6.Каким образом передаются политические ценности? Какое влияние в передаче политических

идей и ценностей оказывают: семья; школа; церковь; средства массовой информации; молодеж-

ные субкультуры?

7.Высокая информированность населения; доступность информации; наличие средств,

делающих информацию доступной; лидерство в развитии информационных систем и

технологии: всё это является показателями, так называемого, информационного общества. Как

по-вашему, является ли современное казахстанкое общество информационным?

Тема: Культура и демократия.

Вопросы для обсуждения:

1.Некоторые политологи считают, как это ни парадоксально, что личности играют более важную

роль в американской политической жизни, чем Казахстане, по крайней мере так было до 1985

года. Важное значение личности американского политика учёные отождествляют с низким

уровнем политизации общества в целом. Широкие слои американских избирателей в меньшей

степени итересуются принципами и программами, которые поддерживает данный политический

деятель, чем его личными качествами неполитическими чертами и взглядами. В качестве дока-

зательства приводятся, например, такие аргументы: Невозможно представить, чтобы в СССР

деятель типа Джорджа Мэрфи или Рональдо Рейгана добился высокого политического поста:

Согласны ли вы с подобной концепцией? Аргументируйте ответ?

2.Какова роль личности в советской и современной казахстанской политике? Что такое культ

личности? Является ли культ личности чисто советским или казахстанским явлением?

3.Как стать профессиональным политиком?

4.Что общего между политической пропагандой, имевшей место в СССР до 1985 года и современной американской рекламой?

5.Психологи считают, что дети в нашей стране не столь своевольны и более послушны, чем их,

например, американские или канадские сверстники. В чем, на ваш взгляд, причины этого?

Каковы особенности систем воспитания у нас в стране и за рубежом?










Литература


  1. Конвенция «О правах ребенка»

  2. Введение в экономику. Начальные классы.

  3. Познание мира. Начальные классы.

  4. Средство массовой информации

  5. Введение в гражданское образование (учебное пособие для учащихся)

  6. Методическое пособие для учителей старших классов средних общеоб­разовательных школ.

  7. Основы государства и права

  8. Хрестоматия Основы государства и права.

  9. Человек П.С. Гуревич (учебное пособие для общеобразовательных учреждений)

  10. История права А.В. Ильин, С.А. Морозова.



© 2010-2022