Рабочая программа по обществознанию для СПО

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

ГБОУ СПО «Трубчевский политехнический техникум»




















Рабочая программа учебной дисциплины


обществознание

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по обществознанию для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Трубчевский политехнический техникум

Разработчик: Зятьков.В.И.- преподаватель ГБОУ СПО Трубчевский политехнический технику.


Рекомендована Цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин,

протокол № _ от «__» ______ 2015 г.

Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного

учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №_________ от «___»_________20__г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по обществознанию для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 176 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 117 часов;
самостоятельной работы 59 часов.










2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:


Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

34

Выполнение реферата

25

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета .



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

2

1

РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

28


Тема 1.1

Природа человека, врожденные и приобретенные качества



Содержание учебного материала:

10


Лекции

1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

2. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.

3. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

4. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

5. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.


2


2



2




2




2









2








Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Роль личности в истории

  • Сферы общественной жизни.

  • Формы человеческой деятельности.

2. Выполнение рефератов

  • «Межличностные конфликты.»

6

4





2








Тема 1.2.

Общество как сложная система


Содержание учебного материала:

8


Лекции

  1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

  2. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

  3. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

  4. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.


2



2



2



2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Чем познание общества отличается от познания природы?

  • Чем объясняются трудности социального познания?

  • Какие возможности в социальном познании открывает конкретно-исторический подход?

  • Что такое социальный факт?

  • Как происходит интерпретация социального факта?

  • Как осуществляется оценка социального факта?

  • Чем социальное и гуманитарное знание отличается от естественно-научного?

2. Выполнение рефератов

  • «Общество и его регуляторы.»

  • «Мыслители прошлого об обществе»

  • «Договорные отношения в современном обществе»

4

2











2

















РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

15


Тема 2.1

Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала:

4


Лекции

1. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

2. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.


2





2


2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Как связаны между собой общечеловеческая, национальная культуры и духовное богатство личности?

  • Охарактеризуйте влияние духовности и интеллигентности на деятельность человека.

  • Есть ли общие черты в таких формах культуры, как образование, наука, искусство? Если есть, то в чем они заключаются?

2

2



Тема 2.2

Наука и образование в современном мире


Содержание учебного материала:

4


Лекции

1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.

2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.


2


2

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Какова роль образования в жизни современного общества?

  • «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и польза», - утверждал Д.И.Менделеев. Как вы понимаете смысл этих слов?

  • Что следует понимать под гуманизацией, гуманитаризацией и интернационализацией образования?

2

2



Тема 2.3

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры


Содержание учебного материала:

2


Лекции

1. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.


2


2

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Что такое моральный выбор и моральная оценка? Приведите примеры.

  • Охарактеризуйте общечеловеческие моральные ценности. В чем их особое значение для граждан нашей страны в переломный момент исторического развития?

1

1



РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА

42


Тема 3.1

Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи


Содержание учебного материала:

6


Лекции

1. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

2. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

3. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.


2


2


2



2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выполнение рефератов

  • «Права потребителей»

  • «Экономика и уровень жизни населения»

3

3



Тема 3.2

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала:

10


Лекции

  1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.

  2. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.

  3. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.

  4. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

  5. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.


2


2



2

2


2


2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем

  • «Почему большая часть человечества отдает предпочтение рыночному способу хозяйствования?»

  • «Предпринимательство - профессия, род занятий, стиль жизни или…?»

2. Выполнение рефератов

  • «Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.»

  • «Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.»

  • «Социально-регулируемое рыночное хозяйство.»

  • «Рынок: функции, структура, модели»

  • «Рыночная цена и ее значение.»

5

2






3



Тема 3.3

ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Содержание учебного материала:

8


Лекции

1. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

2. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

3. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.

4. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства


2


2



2


2


2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Какие основные экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?

  • Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?

  • Как можно измерить и определить валовой национальный продукт?

  • Какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

  • Можно ли защитить свои доходы от инфляции?

4

4



Тема 3.4

Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала:

4


Лекции

  1. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

  2. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.


2




2





2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Охарактеризуйте правовые нормы, регулирующие экономическую жизнь современной России. Объясните необходимость их введения.

  • Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.

  • Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?

2. Выполнение рефератов

  • «Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.»

2

1









1



РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

27


Тема 4.1

Социальная роль и стратификация.

Содержание учебного материала:

6


Лекции

  1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

  2. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

  3. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.


2


2


2




2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Что такое социальный статус личности и чем он определяется?

  • Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый статус?

  • Что такое социальная роль?

  • Как связаны роль и статус?

  • Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?

  • Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?

  • В чем сущность процесса социализации?

  • Какова роль семьи в социализации личности?

  • Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

  • Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.

3

3



Тема 4.2

Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала:

4


Лекции

1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Опасность наркомании, алкоголизма.

2. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.


2


2



2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выполнение рефератов

  • «Социализация индивида»

  • «Социальный контроль и самоконтроль»

2

2



Тема 4.3

Важнейшие социальные общности и группы


Содержание учебного материала:

8


Лекции

  1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

  2. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

  3. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.


2




2



2


2






2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Что характерно для нации как наиболее развитой формы общности людей?

  • Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении нации.

  • Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

  • Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем опасность национализма?

  • Что такое геноцид? Приведите известные вам примеры геноцида.

  • В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам в современном мире?

  • Сравните цели и сущность антигуманной и демократической национальной политики.

2. Выполнение рефератов

«Молодежь и ее роль в современной политике.»

4

3














1

















РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

24


Тема 5.1

Политика и власть. Государство в политической системе




Содержание учебного материала:

6


Лекции

1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

2. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.

3. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.


2



2




2




2





2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Какие демократические принципы вам известны? Как они взаимосвязаны?

  • Раскройте сущность политического плюрализма. Объясните, что такое многопартийность. Какие партийные системы вам известны?

  • Каковы принципы парламентаризма? Как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства? Согласны ли вы с тем, что парламентарии - «слуги народа»? Свой ответ поясните.

  • В чем состоит содержание демократических преобразований в Российской Федерации?

  • Каковы особенности современной политической жизни России?

  • Каково ваше отношение к демократии? На чем основана ваша точка зрения?

2. Выполнение рефератов

  • «Политика - наука, искусство и профессия.»

  • «Демократия - за и против.»

3

2














1

















Тема 5.2

Участники политического процесса


Содержание учебного материала:

10


Лекции

1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

3. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

4. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

5. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.


2




2


2


2



2




2







2



Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • В чем, по-вашему, сходство и различие между политико-правовыми и социальным статусом личности?

  • В чем трудность выбора, который должен сделать избиратель?

  • Что может служить ориентирами сознательного выбора?

  • Что вы знаете о деятельности Президента РФ, губернатора в своем регионе?

  • Чем должен руководствоваться избиратель, чтобы сделать максимально правильный выбор?

  • Как вы полагаете, максимально правильный выбор определяется личным желанием гражданина или потребностями его страны?

  • «Политическая элита, политика и человек» (Анализ периодической печати)

2. Выполнение рефератов

  • «Политические партии и лидеры современной России.»

  • «Лидер - кто он?»

  • «Свободные выборы - утопия или реальность.»

  • «Четвертая власть и ее роль в политической жизни.»

5

3














2

















РАЗДЕЛ 6. ПРАВО

38


Тема 6.1

Правовое регулирование общественных отношений


Содержание учебного материала:

6


Лекции

  1. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.

  2. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

  3. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.


2



2



2



2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Каковы общие черты и в чем специфика отраслей российского права?

  • Чем отличается трудовой договор от гражданско-правовых договоров? Поясните свой ответ конкретными примерами.

  • В чем сходство и основное отличие административного проступка от преступления?

  • В каких законодательных актах закрепляется правовое положение несовершеннолетних? Как вы оцениваете эти документы и почему именно так?

  • Как вы понимаете положение о том, что российское право призвано стать мерой свободы и справедливости?

  • Подберите из периодической печати примеры - ситуации, иллюстрирующие правонарушения в России. Определите виды этих правонарушений.

3

3



Тема 6.2

Основы конституционного права Российской Федерации



Содержание учебного материала:

8


Лекции

1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

3. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

4. Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

Права и обязанности налогоплательщика.


2




2


2




2


2








2



Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выполнение рефератов

  • «Конституционализм и конституционные идеи в России и мире»

  • «Конституция РФ - основной закон жизни государства»

  • «Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы»

4

4



Тема 6.3

Отрасли российского права



Содержание учебного материала:

8


Лекции

  1. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

  2. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.

  3. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

  4. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.


2



2





2











2








2













2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание сочинений-рассуждений, составление схем.

  • Право и его роль в жизни общества

2. Выполнение рефератов

  • «Право - воплощение справедливости и добра»

  • «Права человека - эволюция развития»

  • «Правовое регулирование хозяйственной деятельности»

4

1




3



Тема 6.4

Международное право



Содержание учебного материала:

3


Лекции

1. Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.


3


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; чтение закона

  • «Конвенция о защите прав человека и основных свобод»

2. Выполнение рефератов

  • «Международные документы о правах человека»

2

1




1








Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации рабочей программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;

  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии);

  • наглядные пособия (Схемы по обществоведению (отражающие причинно- следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов), диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов, комплект «Государственные символы Российской Федерации»);

  • авторский комплект компьютерных презентаций.

Технические средства обучения: ПЭВМ, проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2010.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2011.

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2009.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2009.

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2011

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М., 2010

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2010

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2010

Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2009.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2010.

Мушинский В.О. Обществознание. 10-11 кл. - М., 2011.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2009.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2011.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. - М., 2009.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2011.

Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.

history, standart. edu. ru/

Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. openclass. ru/ communities/

Дополнительные источники:

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. М, 2008.

Кравченко А.И. Обществознание. М, 2008.

Комаров С.А. Обществознание. М, 2007

Попов М.Ю., Штурба В.А. философия. Краснодар, 2009.

Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 2010.

Радугин А.А. Культурология М, 2007

Введение в политологию М, 2009.

Кравченко А.И. Социология и политология. М, 2008.

Человек и общество. Под ред. Крупцова В.И. М, 2006.

Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.

Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2002.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. - М., 2005.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. - М., 2005.

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2003.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. - М., 2006.

Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). - Ростов н/Д, 2006.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2003.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2007.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч. - М., 2007.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2007.

Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 2003.

Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2006.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2007.



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися различных видов самостоятельной работы.

Формой итогового контроля является экзамен. На экзамен допускаются студенты, имеющим положительные оценки и выполнившие рефераты, схемы, сочинения..

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

  • Экспертная оценка работы студента с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

  • Анализ сочинений-рассуждений, схем;

  • Контроль знаний на семинарских занятиях (индивидуальный и групповой);

  • Тестирование;

  • Экзамен

Знать:


  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;


  • Экспертная оценка работы студента с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

  • Анализ сочинений-рассуждений, схем;

  • Контроль знаний на семинарских занятиях (индивидуальный и групповой);

  • Тестирование;

  • зачет




© 2010-2022