• Преподавателю
  • Обществознание
  • Формирование индивидуальных особенностей познавательной деятельности млад-ших школьников с помощью интеллектуального марафона

Формирование индивидуальных особенностей познавательной деятельности млад-ших школьников с помощью интеллектуального марафона

Систематическое проведение интеллектуального марафона помогает развивать познавательную сферу учащихся и позволяет решить следующие задачи: 1) влиять на расширение познавательных интересов младших школьников и развитие воли; 2) формировать положительное отношение младших школьников к познавательной деятельности; 3) создать условия для развития интеллектуальных особенностей, раскрытия индивидуальных возможностей младших школьников, накопления положительного опыта познания; 4) обеспечить применение учащимися накопленного субъективного ментального опыта, проверки своих сил в выполнении нестандартных  межпредметных заданий.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №8 VIII вида г. Лабинска Краснодарского края




ДОКЛАД


на кустовое МО учителей начальных классов ГБС (К) ОУ

школы №8 г. Лабинска


Тема:

«Формирование

индивидуальных особенностей познавательной деятельности младших школьников с помощью интеллектуального марафона»



Подготовила: Столбова Л.Н. - учитель начальных классов


2014 г.

Систематическое проведение интеллектуального марафона помогает развивать познавательную сферу учащихся и позволяет решить следующие задачи:

1) влиять на расширение познавательных интересов младших школьников и развитие воли;

2) формировать положительное отношение младших школьников к познавательной деятельности;

3) создать условия для развития интеллектуальных особенностей, раскрытия индивидуальных возможностей младших школьников, накопления положительного опыта познания;

4) обеспечить применение учащимися накопленного субъективного ментального опыта, проверки своих сил в выполнении нестандартных межпредметных заданий.

1. I класс (письмо и развитие речи, геометрия).

Из 12 спичек сложено имя девочки. (Юля.)

Переложи одну спичку так, чтобы получилось имя партнёра Юли по фигурному катанию. Покажи, как это сделать, и запиши имя.

Имя партнёра: Толя.

Ответ: Юля, Толя.

2. I класс (математика, логика).

Я назову ряд чисел. Два числа переставлены местами. Какие это числа?

а) «два, три, четыре, шесть, пять, семь»;

б) «десять, девять, семь, восемь, шесть, пять»;

в) «четыре, семь, шесть, пять, восемь»;

г) «шесть три, четыре, пять, два».

3. I класс (математика, логика).

Отец проходит до колодца 7 шагов, а сын - 9. У кого шире шаг?

Ответ: У отца.

4. I класс (развитие устной речи, логика).

1) Назовите холодное время года. (Зима).

2) Про какое время года мы говорим «природа просыпается»? (Весна).

3) В какое время года дети одеты в кофты, курточки, листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает»? (Осень).

4) Когда дети легко одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зелёные? (Лето).

5. II класс (чтение, логика).

Вам известна сказка А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Из какой сказки итальянского писателя Карло Коллоди взял своего героя Алексей Толстой? Выбери фрагмент из группы «Б», который нужно вставить в группу « А», чтобы получилось название этой сказки.

Группа «А».

П

Н

К

И

Фрагмент № ____

Напиши название сказки __________________________________________________

Группа «Б».

Фрагмент №1.

Н

И

К

И

Фрагмент №2.

И

О

К

О

Фрагмент №3.

К

О

И

О

Ответ: фрагмент №2; сказка Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски «буратино»).

6. II класс (развитие устной речи, чтение).

Впиши пропущенное название цветка. Соедини стихотворный отрывок с соответствующей картинкой.

1) Проснулся лес, весной разбуженный, Картинка одуванчика.

Деревья по ветру парят.

Весёлых ______________ жемчужины

Под каждым кустиком стоят.

2) Разливает белый сад Картинка тюльпана.

Знойный, душный запах.

________________ стоят

В облачных папахах.

3) Не радужное марево туманов, Картинка ландышей.

Не золотые выплески зари.

Колышется мелодия __________

Возвышенной симфонией земли.

Ответ: ландышей (нижний рисунок), одуванчики (верхний рисунок), тюльпанов (средний рисунок).

7. II класс (математика, логика).

Коля сказал: «У меня два брата и сестра». Сколько в семье Коли мальчиков и девочек? Сколько всего детей?

8. II класс (логика).

Кате 4 года, Валя - на 2 года младше, а Петя уже ходит в школу. Кто из детей самый старший? Самый младший?

9. III класс (развитие устной речи, чтение).

Запиши, какие части комнатного растения ты знаешь:_________________________

Добавь в текст слово, обозначающее часть растения.

При пересадке комнатного растения нужно аккуратно расправить __________ растения и засыпать их землёй.

Ответ: Части комнатного растения: корень, стебель, листья, цветы. Корни.

10. III класс (письмо и развитие речи).

Знаешь ли ты, что омонимы - это слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разные значения? Прочитай значения и запиши посередине слово-омоним.

Например:

огородное

растение

лук

оружие

корнеплод

семейства

зонтичных,

приправа

главный герой

народного

русского

кукольного

представления

машина

для подъёма

груза

запорное

устройство в виде

трубки

длинная узкая

часть струнных

музыкальных

инструментов

крупная хищная

птица

согласие,

покой

часть Вселенной,

Земля

Ответ: Петрушка, кран, гриф, мир.

11. III класс (математика, логика).

Сколько математических знаков понадобится, чтобы записать подряд числа от 0 до 10?

Ответ: Чтобы записать числа от 0 до 9, понадобится 10 цифр, в числе 10 ещё 2 цифры, всего 12 цифр).

12. IV класс (чтение и развитие речи, логика).

Соедини русскую народную пословицу с подходящей по смыслу немецкой.

1. За двумя зайцами 1. Кто много начинает,

погонишься - ни од- очень мало

ного не поймаешь. осуществляет.

2. Язык до Киева 2. Тухлое яйцо портит

доведёт. Всё тесто.

3. Молчание - знак 3. Дожди образуют реки.

согласия.

4. Ложка дёгтя портит 4. Отсутствие ответа

бочку мёда. тоже ответ.

5. Дело мастера 5. С красноречивым языком

боится. не пропадёшь.

6. С миру по нитке - 6. Любовь к делу делает

голому рубашка. труд лёгким.

Ответ: За двумя зайцами погонишься… - Кто много начинает, очень мало осуществляет. Язык до Киева … - С красноречивым языком не пропадёшь. Молчание - знак … - Отсутствие ответа -тоже ответ. Ложка дёгтя …- Тухлое яйцо портит всё тесто. Дело мастера … - Любовь к делу делает труд лёгким. С миру по нитке … - Дожди образуют реки.

13. IV класс (математика, логика).

Известно, что число делится на 3. Значит ли это, что число не делится на 2?

Ответ: Нет, например, 6 делится и на 3 и на 2).

14. IV класс (логика).

1) Когда мальчика называют женским именем?

Ответ: Когда он долго спит - соня.

2) Из какой посуды нельзя ничего поесть?

Ответ: Из пустой.

3) Чем кончаются день и ночь?

Ответ: Мягким знаком.

4) Кто на все руки мастер?

Ответ: Перчаточник.

5) Сколько яиц можно съесть натощак?

Ответ: Одно, остальные не натощак.

Интеллектуальный марафон не проверяет предметные знания, умения и навыки, а даёт возможность школьнику рассуждать нестандартно, углублять полученные знания, открывать нетрадиционные методы решения, выходить за рамки учебной программы. Здесь нельзя довольствоваться поверхностными объяснениями, нужно проявлять эрудицию, творчество, развивать в себе целеустремлённость, нешаблонное мышление, эвристические умения, накапливать опыт интеллектуальной деятельности. Во время поиска решения идеи возникают сами собой и, возникнув порождают новые. Именно в поиске, в усилии выйти за границы наличного опыта и знания ученик становится «талантливее самого себя», дотягивается до собственных личных достижений, начинает использовать свои потенциальные возможности.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интеллектуальный марафон младших школьников: Сборник заданий/ Под ред. В. А. Русановой, О. В. Прокошевой. Киров, 2005.

Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М., 1976.

Интеллектуальный марафон младших школьников города Кирова: Сб. заданий / Под ред. О. В. Прокошевой. Киров, 2008.

Ливер Б. Л. Обучение всего класса. М., 1995.

Рожина В. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников: Дис. …канд. Пед. Наук. Киров, 2006.

Цукерман Г. А. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? Психологическая наука и образование. 2000. №1.


© 2010-2022