«Азбука макраме. Знакомство с квадратным узлом. »

(История узелкового плетения насчитывает тысячи лет. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити, и он завязал первый узел. Позже, первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.) - В разные времена человечество относилось к узлам по-разному. Расскажите как. (Было время, когда узлы просто запрещали. В Риме, например, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел.) - Как на Руси относились к узлам? (На Руси вязать узлы – означало «колдова...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Азбука макраме. Знакомство с квадратным узлом.»

Николаева Т.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11

г. Саров Нижегородская область

Цель: создание условий для трудового и эстетического воспитания.

Задачи: 1. Повторить историю макраме и названия изделий, выполненных в этой технике.

2. Повторить азбуку плетения макраме.

3. Научить завязывать квадратный узел.

4. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, мышление.

5. Обогащать словарный запас, расширять кругозор.

6. Воспитание способности восприятия и правильного понимания

прекрасного в искусстве.

7. Воспитание волевых качеств: усидчивости, терпения, старания

аккуратности.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Встаньте правильно. Давайте улыбнёмся друг другу. Настройтесь на работу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом.

- Успехов вам и удач! Тихонько садитесь.

2. Вводная беседа.

- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите?

- Как вы думаете, почему приготовлены эти изделия?

- Действительно, мы работаем по теме «Макраме». (К доске прикрепляется плакат с названием темы.)

- С чем вы познакомились на прошлых занятиях по этой теме? Что нового вы узнали? (Учащиеся перечисляют, что нового знали, чему научились.)

- Ребята, сегодня мы продолжаем работать по этой теме, вспомним историю макраме, крепление нитей на основу, покажете, что научились плести, научимся завязывать новый узел - квадратный.

- На одном из будущих занятий вы будете плести закладку, но для этого можно многому научиться.

- Желаю вам терпения и старания.

3. Повторение изученного материала.

А) Повторение истории макраме.

- Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте словосочетания. (На доске: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома.

- Как бы вы назвали это одним словом? (Макраме)

- Что означает это слово?

(В переводе с турецкого «макрама» - это шарф или салфетка с бахромой.)

- Когда же появилось узелковое плетение?

(История узелкового плетения насчитывает тысячи лет. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити, и он завязал первый узел. Позже, первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.)

- В разные времена человечество относилось к узлам по-разному. Расскажите как.

(Было время, когда узлы просто запрещали. В Риме, например, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел.)

- Как на Руси относились к узлам?

(На Руси вязать узлы - означало «колдовать, знахарить, ворожить». Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.)

- Каждую важную роль в истории человечества сыграли узлы?

(На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.)

- Кого считают родоначальником макраме?

(Расцвет макраме относится к 9 веку до нашей эры. Основателями макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям.)

- Как макраме распространилось в других странах?

(В 14 веке моряки познакомили с искусством плетения жителей Италии, Испании, Китая, Индии. Плетёным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.

В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. В те времена многие модницы Европы украшали свою одежду узелковым кружевом.)

- Потом люди забыли о макраме, но через какое-то время вспомнили об искусстве плетения. Оно возродилось с новой силой. В начале 20 века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетёными изделиями - коврами, салфетками абажурами, ширмами, шторами и кашпо - стали украшать комнаты.

- Спасибо, ребята, за рассказ, как вы много знаете об истории макраме.

Б) Повторение азбуки плетения.

- Чему вы научились на прошлых занятиях?

(Крепить нити на основу, завязывать репсовый узел, плести наклонную параллельную бриду.)

- Кто покажет, как нужно крепить нити на основу? (Вызвать 3 учеников. Один учащийся закрепляет нить на основу.)

- Правильно ли закреплена нить?

- Молодец!

- Из каких узлов плетётся наклонная параллельная брида? Кто покажет как нужно её плести? (Вызвать 3 учеников. Каждый ученик плетёт одну бриду.)

- Правильно сплели первую бриду? Кто исправит? Кто поможет?

- Спасибо, молодец!

- Правильно сплели узор?

- Спасибо, ребята! Молодцы!

4. Физкультминутка.

- Давайте отдохнём! Встаньте. Закройте глаза, представьте, что мы оказались на древнем корабле. Мы моряки. Вы занимались плетением, устали, решили отдохнуть. (Учащиеся выполняют танцевальные движения под музыку.)

- Отдохнули?

- Закройте глаза. Теперь вы оказались в классе. Откройте глаза. Садитесь. Продолжаем работать.

5. Знакомство с новым узлом.

А) Теоретическая часть.

- Сегодня вы научитесь завязывать квадратный узел. Как вы думаете, почему он так называется? (Показать рисунок.)

- Правы ли вы оказались? Молодцы!

- Квадратный узел завяжем на четырёх нитях. Он состоит из двух плоских узлов. Посмотрите, как нужно завязывать этот узел.

- Сначала завяжем первый плоский узел. Правой рукой возьмём четвёртую нить и уложим её на вторую и третью нити и под первую. Левой рукой возьмём первую нить и заведём её под вторую и третью и снизу в петлю, образовавшуюся между третьей и четвёртой нитями. Мы завязали первый плоский узел. Завяжем второй плоский узел. Теперь левой рукой возьмём первую нить, уложим её на вторую и третью нити и заведём под четвёртую. Правой рукой возьмём четвёртую нить и заведём её под третью и вторую нити и снизу в петлю, образованную первой и второй нитями. Мы завязали второй плоский узел. Получился квадратный узел.

Б) Практическая часть.

- Проверьте, всё ли готово к работе. У вас приготовлены 4 нити на основе. Завяжем узел на первых 4 нитях вместе, под мою диктовку. Вы работаете за партами, а я у доски.

- У кого получилось? Поднимите руки. Кому помочь?

- Молодцы!

- Завяжите ещё 1квадратный узел самостоятельно на нитях рядом.

- У кого получилось? Поднимите руки . Кому помочь?

- Молодцы!

- Теперь посмотрите на доску. Назовите и покажите узлы, которые вы умеете завязывать.

- А какие узлы вам ещё знакомы? Назовите и покажите их.

- Найдите в изделиях квадратный узел, наклонную параллельную бриду, узоры, сплетённые репсовым узлом.

- Молодцы!

5. Вывод.

- Что нового вы узнали? Чему научились? Что вспомнили?

- Понравилось ли вам занятие? Что особенного было?

- А теперь оцените свою работу. На каждой парте лежит карточка.

- С одной стороны приклеена красная звездочка, а с другой - желтая.

- Если вы отвечали на вопросы и правильно выполняли задания, то покажите красную звездочку. Если вы старались правильно отвечать на вопросы и выполнять задания, но у вас не всегда получалось, то покажите желтую звездочку.

- Спасибо, ребята! На память о занятии мне хочется вам подарить узелки и подарки.

Самоанализ клубного часа по теме «Азбука макраме. Знакомство с квадратным узлом».

Тема об искусстве макраме выбрана для мероприятия, потому что это одно из направлений пяти программ воспитательного плана, относится к «Культуре жизнедеятельности».

Тема эстетического воспитания очень актуальна в наше время, так как учащиеся почти не посещают культурные заведения, мало знают об искусстве, не замечают красоту, которая нас окружает.

Этот клубный час является одним из цикла бесед и занятий: 1. об истории макраме; 2. креплении нитей; 3. завязывании узлов; 4. плетении узлов; 5. плетении закладки.

Открытое занятие связано с предыдущими и последующими.

На предыдущих занятиях учащиеся познакомились с историей макраме, учились крепить нити на основу, завязывать узлы, плести узор. На последующих занятиях ученики будут плести закладку.

Считаю, что задачи клубного часа выполнены, так как учащиеся запомнили новые исторические сведения, знают ранее изученный материал.

Учащиеся правильно и уверенно отвечали на поставленные вопросы, рассказывали, рассказывали, обдуманно выполняли задания, работали активно, с желанием.

Материал клубного часа подобран так, чтобы у детей сформировался интерес к искусству макраме, эстетическое восприятие окружающего мира, уважительное отношение к труду. Также данный материал воспитывает терпение, старание, усидчивость, аккуратность.

Форма - клубный час. В клубном часе были использованы методы: беседа, поощрение, объяснение, самостоятельная работа. Занятие состоит из шести этапов. Первый этап - организационный момент. На этом этапе я настроила детей на продуктивную работу.

Второй этап - вводная беседа. Объявила тему, задачи занятия. Вспомнили, что нового узнали, чему научились на предыдущих занятиях.

Третий этап - повторение изученного материала. На этапе используется воспроизводящая беседа, в ходе которой учащиеся, направляемые вопросами воспитателя, восстанавливают полученные ранее знания.

Четвёртый этап - физкультминутка. На этом этапе учащиеся отдыхают.

Пятый этап - знакомство с новым материалом. Воспитатель объясняет и показывает технику плетения нового узла. Далее учащиеся самостоятельно завязывают новый узел. Ребята учатся находить изученные узлы на рисунках и плетёных изделиях.

Шестой этап - вывод. На этом этапе учащиеся вместе с воспитателем обобщают, подводят итоги занятия, оценивают работу учеников, поощряют ребят за работу.

На клубном часе были использованы наглядные пособия: плетёные изделия, выполненные в технике макраме, рисунки узлов.

Оборудование: основа для плетения, нить.

Наглядные пособия и оборудование соответствуют содержанию занятия.

На протяжении всего занятия осуществлялся постоянный контроль со стороны воспитателя и учащихся за усвоенным материалом и усвоением нового. На каждом этапе занятия звучало словесное поощрение. В конце занятия воспитатель поощряет ребят за работу.

Положительная психологическая атмосфера способствовала успешному проведению занятия. Старалась построить общение в стиле взаимопонимания и сотрудничества, учитывая личностные особенности учащихся.

В ходе занятий использовала дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Дифференциация была проведена по степени сложности и по объёму задания: на этапах - объяснения нового материала и повторения изученного.

Для реализации коррекционно-развивающих задач использовала следующие виды работ: а) развитие памяти шло через повторение истории макраме, закрепление нитей на основу, завязывание изученного узора; б) развитию внимания способствовали задания на нахождение изученных узлов, узора на рисунках и изделиях макраме; в) развитие мышления осуществлялось с помощью следующих видов работ: использование проблемных вопросов, формулировка выводов; г) расширение словарного запаса шло через ознакомление с терминами, встречающимися в искусстве плетения макраме; д) развитие эмоционально-волевой сферы: это привитие навыков контроля и самоконтроля, умение планировать и организовывать свою работу, умение доводить начатое дело до конца; е) развитие пространственного мышление и мелкой моторики рук осуществлялось через практическую работу.


© 2010-2022