ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС


(материалы выступлений в рабочей группе при Думе Астраханской области

по деятельности малокомплектных школ)

Существует два закона и целый ряд федеральных, областных и муниципальных нормативно-правовых актов, регулирующих финансовое и нормативное обеспечение малокомплектных школ. Несмотря на вступление в силу областного закона «Об образовании» в 2013 году, ранее принятые НПА не были отменены и не потеряли свою силу и влияние на правовое регулирование статусных школ. Так, из Постановления № 610 от 15.10.2008 г. «О малокомплектных общеобразовательных учреждениях Наримановского района» следует, что предусматривается «сметное финансирование малокомплектных общеобразовательных учреждений за счет общего объема субвенций, предусмотренных местным бюджетам из бюджета Астраханской области на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, утверждаемых законом Астраханской области на очередной финансовый год, исходя из норматива расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта, не зависящего от количества обучающихся». Само же Постановление было принято «в целях обеспечения нормативной правовой базы для учета дифференциации финансирования отдельных общеобразовательных учреждений, признаваемых на территории Астраханской области как малокомплектные, и в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», действующего в предыдущей редакции. Требование к финансированию малокомплектных сельских образовательных учреждений предусмотрено Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.78), утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.01 г. № 196, которым также предусмотрено, что количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения (п.27).

Депутатами Думы Астраханской области при принятии отраслевого Закона в 2013 году уже были заложены критерии малокомплектных школ. Законодатель фактически обосновал требования отнесения школ к таковым в упомянутой мною десятой статье Закона. Если бы эти положения были ущербны или неконкретны, разве они послужили бы руководством для Министерства образования в расчете субвенции для муниципальных районов? Разве был бы заложен в этот расчет т.н. повышающий коэффициент на малокомплектные школы? Фактически большая часть работы законодателем уже сделана. Им проявлена действительная забота о малокомплектных школах, как с опорой на федеральный Закон, так и с учетом местной специфики. Если нам сейчас предстоит вносить существенные уменьшающие или уничтожающие коррективы в действующий Закон об образовании в части специфики финансирования малокомплектных школ, то приходится признать недостатки ранее применявшихся расчетов субвенции муниципальным районам, а также нецелевое использование средств бюджета. В то же время нельзя не обратить внимание на имеющиеся нарушения статуса малокомплектных школ, как в недавнем прошлом (год-два), так и продолжающиеся во времени. Если мы согласимся с существующим положением вещей, мы продолжим молчаливо способствовать нарушению действующего законодательства.

На мой взгляд, проблема не столько в том, что законодатель не предусмотрел какие-то дополнительные подзаконные акты, тем более, что ныне действующий Закон был принят депутатами этого же созыва, сколько в попытках муниципалитетов уйти от прямого исполнения возложенных на них полномочий. На заседании рабочей группы 8 сентября эта проблема выявилась абсолютно. На примере неадекватного отношения учредителя к подведомственным образовательным организациям Наримановского района можно увидеть аналогичные действия в других муниципальных районах области, хотя и не в таком выраженном виде. Что имеется ввиду:

1. Школы недополучают финансирование в тех объемах, которые предусматривает Министерство образования при составлении расчета целевого субсидирования. Так из объяснения начальника экономического отдела министерства образования Астраханской области Исаевой Г.Р., полученного в ходе заседания рабочей группы Думы Астраханской области по решению проблем малокомплектных школ, состоявшегося 8 сентября 2015 года, ясно, что министерство рассчитывает общий объем субвенций Наримановскому району в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 31 января 2014 года № 8-П «О Порядке расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» в размере около 10 500 000 рублей в год на две малокомплектные школы Наримановского района (Петропавловка и Нижнелебяжье), т.е. около 5 250 000 рублей на каждую школу. Однако фактически полученные школами суммы составили около 4 млн. рублей. Недофинансирование, на мой взгляд, составило более миллиона рублей.

2. Остаток приходящейся на расчетный счет Петропавловской школы суммы бюджета на период сентября-декабря 2015 года составляет:

ФОТ педагогов

ФОТ обслуживающего персонала

Итого

Муниципальное задание

991 200

134 400

1 125 600

250 000

Этот остаток был рассчитан школой при составлении бюджета на весь 2015 год и закреплен решением Управляющего Совета школы специально для полноценного обеспечения жизнедеятельности учреждения до конца финансового года. Однако в начале сентября текущего года учредитель школы в лице директора МКУ «Социально-культурного развития Наримановского района» М.В. Барминой предупредил директора школы Кошкарову Л.Р., что собирается отобрать часть остатка, таким образом умышленно создавая финансовую недостаточность учреждения.

3. На основании предыдущего пункта становится понятно, почему учредитель школы - Глава района Н.М. Кандыков отказывает директору школы Кошкаровой Л.Р. в предоставлении отпуска и выплаты отпускного пособия или компенсации за неиспользованный отпуск. Причина - нехватка средств, в то время как школа имеет на руках т.н. «дорожную карту», где предусмотренных сумм вполне хватает до конца года. Однако нарушение трудовых прав директора, которая, похоже, единственная из всех директоров школ Наримановского района не находилась в отпуске уже более года, налицо.

4. Учредитель до сих пор не вводит в действие штатное расписание школы на новый 2016 год, вмешиваясь в ст. 28 Федерального Закона «Об образовании», где к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в т.ч.: «установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации», вынуждая сократить более половины работников школы: учителя начальных классов, завуча, библиотекаря, завхоза, ответственного за воспитательную работу, уборщика, повара, всех операторов отопительной системы - газовой котельной и т.д. Непонятно, кто будет следить за котельной - взрывоопасным объектом. Все требования учредителя выдвигаются в устной форме, не подкрепленные ни правовыми актами, ни письмами. Таким образом учредитель явно нарушает положения п.4 ст. 99 Закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года и ст.10 Закона АО «Об образовании» № 51/2013-ОЗ от 14.10.2013 г.

5. Умышленное недофинансирование школы привело также к тому, что школа не получила обещанный теплый туалет для учащихся.

6. В 2010 году учредитель забрал из школы школьный автобус, обещая предоставить аналогичный транспорт, однако по сей день это не выполнено. Школа вынуждена ограничить выезд детей для участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и иных мероприятиях, предусмотренных планом работы. В тех же случаях, когда выезд детей все-таки совершается, школа вынуждена нарушать закон, т.к. приходится ехать с частниками - шоферами, не имеющими никаких разрешительных документов.

Перечень неадекватных действий учредителя достаточно велик, но его краткое изложение позволяет наблюдать системность в действиях муниципалитета. Эта системность сформировалась, т.к. не имеет достаточного отпора из-за того, что на проблемы малокомплектных школ долгое время не обращали внимания. Тем более неприятно было видеть, как в попытке запутать решение проблемы на заседании рабочей группы от двоих присутствовавших прозвучала критика в адрес малокомплектных школ в плане качества образования. Умолчав о факте безупречного прохождения школой с. Петропавловка в 2013 году процедуры аккредитации и продления лицензии на осуществление образовательной деятельности, не упомянув об иных достижениях школы, таких, например, как ежегодная победа в Губернаторском конкурсе по спасению рыбной молоди, победа в Чехии на международном конкурсе по истории и ряде других, ими было заострено внимание на текущих оценках в конкретной школе. Эти субъекты даже не стеснялись делать откровенно лживые заявления, будто в малокомплектных школах, а именно такие школы были предметом обсуждения, у директоров зарплаты достигают 40 тысяч, раздуты штаты на 7-8 заместителей, учителя получают зарплату по 30 тысяч! В действительности зарплата директора и учителей в малокомплектной школе в среднем в 2 раза меньше: не более 15-20 тысяч рублей, заместителей - 1-2 человека по 0,5 ставки. Если эти субъекты не знают реальной ситуации, то на рабочей группе им делать нечего, а если знают, то, значит, лгут умышленно. К чести рабочей группы на эти замечания реакции в основном не последовало. Прокуратура Наримановского района жестко осаживает подобных бесстыжих чиновников. Например, 11 сентября текущего года на встрече прокурора М.М. Михайлова с общественностью им резко была осажена М.В. Бармина (директор МКУ «Социально-культурного развития Наримановского района») выступавшая от имени учредителя, которая пыталась увести в сторону представителей правоохранительных органов, приводя доводы о якобы недостаточном образовании в школах. Вопрос, конечно же, должен ставиться по существу.

Также и ссылки учредителя на то, что из-за отсутствия буквальных указаний в методике отнесения школ к малокомплектным (сама статья Закона уже не указ!), можно недофинансировать этот тип школы, допускать дискриминацию к учащимся по месту их обучения и проживания, сокращать штатное расписание, произвольно отбирать имущество и т.д., выглядят не только неубедительными, а откровенно циничными. Если уж руководствоваться буквальным подходом, то, может быть, надо начать с элементарно основного - массово поменять уставы, печати, документы, вывески и прочие «атрибуты» всех школ, колледжей, университетов в указании типа образовательной организации: именно «организации», как того требует Федеральный Закон, а не «учреждения», как именуют сейчас (МБОУ, ГКОУ и т.д. и т.п.), и признать выданные с 2014 года аттестаты и дипломы недействительными на тех же основаниях?

Считаю, что никто не снимал с муниципальных органов, уполномоченных к реализации государственных полномочий по образованию, обязанностей по созданию условий к использованию учащимися конституционного права на полноценное образование. К сожалению, им застит глаза сиюминутный финансовый выигрыш, и в погоне за ним игнорируются другие важные факторы. Российская Федерация - социально ориентированное государство. Принимая особую законодательную норму для малокомплектных школ, законодатель четко ориентировал исполнительный аппарат и судебные органы на отнесение таких школ к социально незащищенным категориям образовательных организаций, нуждающимся в льготной поддержке, проводя аналогию с гражданами, например, с инвалидами, пенсионерами, сиротами, многодетными семьями и т.д. Как бы презрительно ни относились чиновники или обыватели к такого рода категориям, в т.ч. к малокомплектным школам, считая их нахлебниками, «паразитами на теле государства», призывая к их уничтожению, - Закон выше их мнения. Хотя такого рода власть предержащие все еще опасны, т.к. имеют возможность влиять на принятие законодательных инициатив к реализации или толковать правовые акты с субъективных позиций, либо в корыстных интересах.

Некоторые регионы государства уже столкнулись с проблемой финансирования малокомплектных школ и переживаемый нами этап для них уже пройден. Нелишним было бы воспользоваться чьим-то опытом, как предложила рабочей группе заместитель Председателя Думы Астраханской области И.В. Родненко. Если говорить об осторожном и объективном подходе муниципалитетов к исполнению полномочий в сфере образования, то вызывает уважение, например, Постановление администрации МР «Корочанский район» Белгородской области от 13 мая 2015г. № 303 «Об утверждении Положения об организации проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район», касающихся вопросов обучения и в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися».

Под негативным воздействием на качество обучения понимается:

- введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;

- установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности».

Из требований пункта 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует: «для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся». Анализ практики реализации субъектами Российской Федерации данного положения показал следующие характерные позиции:

На уровне субъекта РФ закрепляются критерии отнесения школ к малокомплектным, и ежегодно определяется перечень малокомплектных школ на очередной финансовый год.

В Тульской области перечень малокомплектных сельских школ для расчета субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ является приложением к Закону о бюджете Тульской области на соответствующий год.

В Липецкой области перечень малокомплектных сельских и приравненных к ним общеобразовательных учреждений для расчета субвенций определяется органами местного самоуправления на очередной финансовый год по результатам комплектования на 1 сентября текущего года.

В Хабаровском крае перечень малокомплектных школ ежегодно утверждается Министерством образования края на очередной учебный год по результатам комплектования общеобразовательных учреждений. Расходы по финансированию таких школ определяются по средним фактически сложившимся расходам в данных учреждениях с учетом оптимального формирования штатной численности.

Из ст. 9 Закона Белгородской области от 31 октября 2014 года № 314 «Об образовании в Белгородской области»: «Для малокомплектных общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций, а также общеобразовательных организаций с вечерней формой обучения, сумма расходов рассчитывается по нормативу расходов на одного обучающегося для реализации государственного стандарта общего образования и дошкольного образования с учетом поправочных коэффициентов, утвержденных Правительством Белгородской области».

Приведу выдержки из Закона Ростовской области от 14 ноября 2013 года № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. Областного закона Ростовской области от 24.04.2015 № 362-ЗС), который содержит целую главу, посвященную малокомплектным школам: Глава 4. Особенности финансового обеспечения образовательной деятельности малокомплектных общеобразовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы. Статья 14. Особенности финансового обеспечения образовательной деятельности малокомплектных общеобразовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы.

1. Для малокомплектных общеобразовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования предусматривают в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

Указанные затраты рассчитываются из количества классов (классов-комплектов).

2. К малокомплектным образовательным организациям относятся, исходя из удаленности образовательных организаций от иных образовательных организаций, их пешеходной и транспортной доступности для обучающихся и (или) из численности обучающихся, следующие общеобразовательные организации:

1) общеобразовательные организации, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, имеющие численность 42 и менее обучающихся;

2) общеобразовательные организации, реализующие общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, имеющие численность 100 и менее обучающихся;

3) общеобразовательные организации, реализующие общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеющие численность 120 и менее обучающихся.

3. К общеобразовательным организациям, расположенным в сельских населенных пунктах, нормативные затраты на осуществление образовательной деятельности которых не зависят от количества обучающихся, относятся те из указанных организаций, которые не отвечают установленным пунктами 1-3 части 2 настоящей статьи критериям отнесения их к малокомплектным образовательным организациям, но в которых не менее 50 процентов классов имеют наполняемость 12 и менее обучающихся.

4. Перечень малокомплектных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, нормативные затраты на осуществление образовательной деятельности которых не зависят от количества обучающихся, утверждается органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

Если обратиться к соседям по Волге - Правительству Самарской области, то Постановлением Правительства Самарской области от 29.09.2006 года №126 «О сельских малокомплектных учреждениях, расположенных на территории Самарской области, и приравненным к таковым», утверждена «Методика расчета средств областного бюджета на дополнительное финансирование оплаты труда работников сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Самарской области, и приравненным к таковым». Данным Постановлением утвержден перечень сельских малокомплектных организаций, в который включены 268 сельских школ, из них - 106 филиалов. На дополнительное финансирование малокомплектных сельских школ из бюджета ежегодно выделяется более 700 млн. рублей, что позволило стабилизировать ситуацию по сохранению в сельских населенных пунктах начальных, основных и средних общеобразовательных школ.

При расчете величины норматива не используется наполняемость классов (количество учащихся), но сохраняется единый подход к определению финансового норматива:

  • Определение бюджетных расходов на реализацию государственного стандарта общего образования, исходя из минимальных (конституционно-гарантированных) норм в соответствии с требованиями СанПиН, типового штатного расписания.

  • Определение норматива расходов на реализацию государственного стандарта по видам общеобразовательных программ.

  • Расчет стоимости бюджетной услуги на учащегося по ступеням обучения.

  • Учет специфики образовательных организаций через систему поправочных коэффициентов.

При таком подходе также проводится апробация, характерная для введения НПФ в обычных общеобразовательных школах:

  • Выравнивание финансирования: определение границ коридора - минимально и максимально допустимые величины нормативов затрат на период адаптации.

  • Учет особенностей сети муниципальных образований через коэффициенты.

  • Разработка плана мероприятий администрации для реализации выбранной цели, включая план обучения.

Возможны и другие подходы, к примеру, во Владимирской области в сельских муниципалитетах норматив повышается коэффициентом малокомплектности, который рассчитывается путем деления нормативной наполняемости (25 человек в классе) на фактическую наполняемость в каждом муниципальном образовании. Т.е. количество коэффициентов равно количеству муниципальных образований, что значительно усложняет процедуру расчета бюджетов образовательных учреждений в отдельных субъектах РФ.

Выделение малокомплектных школ в отдельную группу позволяет более точно определить размер субвенции в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, необходимый для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержании зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) для i-муниципального района (городского округа) определяется по следующей формуле):

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

где Si - объём субвенции для i-муниципального района на реализацию основных общеобразовательных программ;

N - объём средств, идущий на финансирование обычных школ, рассчитанный с использованием нормативов подушевого финансирования;

В - расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов);

М - объем средств, идущих на финансирование малокомплектных школ, т.н. повышающий коэффициент, на который часто ссылается астраханское Минобразования.

Таким образом, решается сразу 2 проблемы:

  • бюджетного дефицита в тех районах, где много малокомплектных, а, следовательно, высоко затратных школ;

  • прозрачности формирования бюджетов и независимости финансирования малокомплектных школ от количества учащихся.

Регионы самостоятельно закрепляют на уровне субъекта критерии, согласно которым часть школ получает статус малокомплектных (Приложение 1), руководствуясь, прежде всего, количеством учащихся в учреждении образования и требованиями закона.

И первым шагом на этом пути должно стать понимания важности отдельного подхода к финансированию сельских школ с малым числом учащихся, следовательно, формирование критериев отнесения школ к малокомплектным и закрепление их на уровне субъекта РФ.

В Астраханской области самый маленький по стране норматив наполняемости классов в малокомплектной школе - 3-4 ученика, в то время как в других субъектах - до 14 человек в классе. Данный критерий и несовершенство правоприменительной практики муниципалитетами привел к тому, что малокомплектных школ в области осталось всего семь. Как видно, законодателю субъекта необходимо предусмотреть понятие «с общим числом», которое сейчас никак не учитывается чиновниками, кроме случаев отказать школе в получении статуса малокомплектной на основе формальной привязки к цифрам без учета иных требования Закона. Отсюда и особое отношение к штатному расписанию школы, которое должно соответствовать статусу малокомплектной школы и гарантировать безопасное и полноценное обучение ребенка.

На основе вышеизложенного и помимо предложенного ранее, прошу принять к реализации следующие мероприятия:

  1. В ближайшее время принять законодательные и иные нормативно-правовые акты, например, «Порядок отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций Астраханской области, реализующих основные общеобразовательные программы» (Приложение 2), регулирующих механизм финансирования малокомплектных школ области, по аналогии с опытом других субъектов Федерации. Причина - пробел в исполнении требования законодательства, следствие - уменьшение нагрузки на бюджет муниципалитета, нормализация деятельности малокомплектных школ.

В рамках инициативы предусмотреть следующие пункты:

  • Малокомплектные школы, как того требуют Законы об образовании, выводятся за рамки нормативного финансирования. Их расходы фиксируются, а в дальнейшем ежегодно индексируются, т.е., по сути, сохраняется фактическое финансирование. Фиксация расходов по каждой школе должна состояться на момент признания ее малокомплектной, так, например, по ООШ с. Петропавловка и ООШ с. Нижнелебяжье фиксация должна учитывать состояние на 2008 год, когда школы получили свой статус малокомплектной, с признанием всех последующих сокращений в штатном расписании незаконными, и повлекшими тяжелые последствия в части нарушений предоставления госгарантий на образование.

  • На уровне субъекта РФ закрепляются критерии отнесения школ к малокомплектным, и ежегодно определяется перечень малокомплектных школ на очередной финансовый год по результатам комплектования на 1 сентября текущего года с учетом ныне действующих контрольной численности учащихся и требований по инфраструктуре или с учетом увеличения вышеуказанных цифр.

  • Перечень малокомплектных сельских школ для расчета субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ является приложением к Закону о бюджете на соответствующий год.

  • Учитывая какой ущерб нанесен руководством района школе (произвольное выведение средств из направляемых на школу и перенаправление их на другие школы, в итоге недополучение школой средств на такие программные мероприятия, как «Теплый туалет», «Школьный автобус» и т.д.), и во избежание повторения произошедшего в будущем, придать целевой характер выделяемым средствам или вывести малокомплектные школы из-под регулирования районом и передать их напрямую под ведение министерства.

  • Подход к оптимизации сети малокомплектных школ должен быть гибким. Муниципалитеты, занимаясь реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений, должны ориентироваться на конкретную ситуацию на той или иной территории, единого стандарта быть не может. При этом механизм реорганизации должен быть индивидуальным не только для района, но и где-то для конкретного образовательного учреждения.

  1. В ближайшее время потребовать от МКУ «Центр социально-культурного развития Наримановского района» согласовать новые штатные расписания со школами в с. Нижнелебяжье и Петропавловка с учетом их состояния в 2008 году, с целью не допустить ухудшения ситуации в новом учебном году, дальнейшего нарушения закона.

  2. Учитывая тяжелое положение в социальной составляющей бюджет, рекомендовать администрации Наримановского района предусмотреть возможность слияния сельских домов культуры и библиотек в с. Нижнелебяжье и Петропавловка с соответствующими малокомплектными школами в рамках штатного расписания, измененного в соответствии с вышеуказанным пунктом. Это позволит оптимизировать расходы как области, так и района по ФОТ работников культуры и библиотек через целевое финансирование малокомплектных школ. При этом в селах сохранятся рабочие места и здания, активизируется работа сельских творческих коллективов, увеличится полезная площадь школ, обозначится единое социокультурное пространство.

В целом, реализация предложений не повлечет увеличения нагрузки на бюджет, напротив, поможет сэкономить расходы, сделав их напрямую адресными.

Особый порядок финансирования по состоянию на 2008 год позволит малокомплектным школам выжить, не разрушать сложившуюся уникальную образовательную инфраструктуру в сельской местности, ослабит социальную напряженность, обеспечит грамотный и полноценный подход при формировании как областного, так и районного бюджетов. Это и будет та самая оптимизация, о которой все так охотно говорят, но каждый понимает по-своему.









Приложение 1

Таблица

критериев отнесения образовательного учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования к малокомплектным

Регион

Критерии отнесения

Свердловская область, Сахалинская область, Московская область

- без параллельных классов,

- с общим числом учащихся до 100 человек.

Ивановская область, Липецкая область, Тульская область

- без параллельных классов,

- с общим числом учащихся:

до 25 человек в начальных школах,

до 60 человек в основных школах,

до 75 человек в средних школах.

Омская область

с количеством обучающихся до 100 человек

Томская область

с количеством обучающихся до 200 человек

Красноярский край

с количеством обучающихся до 275 человек

Кемеровская область

- без параллельных классов,

- до 80 и менее человек

Астраханская область

на начальной ступени - до 16 человек,

на основной ступени - до 20 человек,

на средней ступени - до 8 человек.

с количеством обучающихся до 41 человека

Саратовская область

- без параллельных классов,

- с общим числом учащихся:

до 50 человек в начальных школах,

до 98 человек в основных школах,

до 120 человек в средних школах.

Смоленская область, Хабаровский край

- с общим числом учащихся до 100 человек.

Белгородская область

- с общим числом учащихся:

до 10 человек в начальных школах,

до 40 человек в основных школах,

до 100 человек в средних школах.

Орловская область

- без параллельных классов,

- с общим числом учащихся:

до 15 человек в начальных школах,

до 30 человек в основных школах,

до 45 человек в средних школах.

Республика Башкортостан

- без параллельных классов,

- с общим числом учащихся:

до 10 человек в начальных школах,

до 40 человек в основных школах,

до 75 человек в средних школах.






Приложение 2

Проект

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Астраханской области

от «____» _____________ № ____


Порядок

отнесения к малокомплектным образовательным организациям

образовательных организаций Астраханской области, реализующих

основные общеобразовательные программы


1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Законом Астраханской области «Об образовании» № 51/2013-ОЗ от 14.10.2013 г. в целях определения условий, при наличии которых образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, могут быть отнесены к малокомплектным образовательным организациям, по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. В целях определения условий отнесения образовательных организаций к малокомплектным вводится понятие «малокомплектная образовательная организация».

3. К малокомплектным образовательным организациям муниципальных районов и городских округов Астраханской области относятся дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации и их структурные подразделения, соответствующие следующим условиям:

1) дошкольные образовательные организации:

- малочисленность воспитанников (в группах до 3-х лет - менее 10 детей; старше 3-х лет - менее 15 детей);

- удаленность от иных образовательных организаций более чем на 6 км либо изолированное положение образовательных организаций по причине наличия водных преград и отсутствия круглогодично действующей переправы через них, отсутствия дорог с твердым покрытием, невозможности узаконения маршрута;

2) общеобразовательные организации:

- малочисленность обучающихся (при средней наполняемости классов менее 10 человек) и (или);

- удаленность от иных образовательных организаций более чем на 6 км либо изолированное положение образовательных организаций по причине наличия водных преград и отсутствия круглогодично действующей переправы через них, отсутствия дорог с твердым покрытием, невозможности узаконения маршрута школьного автобуса;

4. Перечень образовательных организаций Астраханской области, отнесенных к малокомплектным образовательным организациям муниципальных районов и городских округов, финансирование которых производится по отдельному нормативу, не зависящему от числа обучающихся, ежегодно формируется Министерством образования Астраханской области из списков, предложенных главами муниципальных районов и городских округов Астраханской области с учетом пункта 3 настоящего Порядка, и в срок до 1 сентября текущего финансового года утверждается постановлением Правительства Астраханской области.

19


© 2010-2022