• Преподавателю
  • Обществознание
  • Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»

Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»

Реализация прав ребенка в России. Аннотация. При написании работы были использованы сравнительные и статистические методы исследования, позволяющие отследить положительные тенденции развития российского законодательства, а также отрицательные моменты, имеющие место до сих пор. Целью данной работы является выявление теоретических и практических проблем, связанных с реализацией прав и свобод ребенка. состояние реализации прав ребёнка в России в настоящее время, исходя из данных по Черемховскому ра...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

29

Введение

В конце двадцатого века человечество признало необходимость изменения отношения к детству как к чрезвычайно значимому этапу в жизни человека, и сегодня вопрос о правах детей становится все более актуальным. Хотя ребенок обладает теми же правами, что и взрослые, вследствие своего неполного физического и умственного развития и соответственно особых потребностей он должен быть обеспечен особыми правами и особой защитой со стороны государства и общества.

Необходимость особой защиты прав и интересов детей предусматривается в различных международно-правовых источниках, таких как: Женевская декларация прав ребенка 1924 года; Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года; Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах (статьях 23 и 24); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статье 10); Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и некоторых других. Эти акты были приняты на международном уровне. Однако их принятие создало лишь общие предпосылки для обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов детей.

Впоследствии государства, являющиеся участниками различных международных соглашений в области защиты прав детей, совершенствовали свое национальное законодательство, внося в него изменения в соответствии с главным международно-правовым договором в этой сфере - Конвенцией о правах ребенка 1989 года. В рамках реализации данной Конвенции был учрежден специализированный контрольный механизм, в который входят: Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ); Комитет ООН по правам ребенка; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная организация здравоохранения, различные неправительственные организации и специализированные учреждения.

Наряду со структурами, созданными ООН, все большее значение для защиты прав и свобод ребенка на международном уровне приобретает функционирование конвенционных органов, учрежденных на основании целого ряда международных соглашений.

Но, несмотря на то, что принято множество законодательных актов на международном, региональном и местном уровнях, существует система контрольных органов за их реализацией, проблемы в области защиты прав и интересов детей не исчерпали себя, а наоборот, приобрели большую актуальность.

Мировое сообщество признало, что права ребенка - ключевая категория, определяющая качественные показатели положения детей во всем мире. Поэтому охрана и защита прав и интересов детей, являются одной из наиболее важных и достаточно сложных задач современности.

Одной из главных проблем, существующих на сегодняшний день в области защиты прав и интересов детей, является неэффективная работа внутригосударственных и международных органов, осуществляющих контроль над реализацией и защитой прав детей. Данная проблема является достаточно серьезной, так как порождает множество других проблем, постепенно развивающихся в рамках одного государства, а затем приобретающих характер международных. К числу таких проблем относятся:

1. Рост детской безнадзорности и беспризорности.

2. Насилие над детьми в семье и обществе.

3. Экономическая эксплуатация детей в различных сферах, а также множество других проблем.

При написании данной работы нами были использованы сравнительные и статистические методы исследования, позволяющие отследить положительные тенденции развития российского законодательства, а также отрицательные моменты, имеющие место до сих пор.

  1. Целью данной работы является выявление теоретических и практических проблем, связанных с реализацией прав и свобод ребенка. состояние реализации прав ребёнка в России в настоящее время, исходя из данных по Черемховскому району и данных МКОУ СОШ села Рысево

Исходя из указанной цели, необходимо, выделить следующие задачи, которые предстоит разрешить в рамках настоящей работы:

  1. Исследование международного и национального законодательства отдельных стран в области защиты прав и интересов детей (Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» и т. д.).

  2. Изучение учебной и научной литературы, посвященной проблемам реализации прав ребенка.

  3. рассмотрение деятельности организаций, защищающих права ребёнка;


  4. исследование, как учащиеся 6-11 классов ориентируются в своих правах, насколько, на взгляд детей, реализовываются их права.

При написании работы использовались нормативные акты: Конвенция о правах ребенка 1989 года, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ.

1. Права ребенка в современном мире

1 Понятие прав ребенка. Основные концепции защиты прав детей

Права человека являются естественной принадлежностью, неотъемлемым свойством каждого члена общества с момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека, что решающим образом сказывается на развитии общества.

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок полноценный член общества. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX веке, создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. 24 сентября 1924 года Генеральной Ассамблеей Лиги Наций была принята Хартия прав ребенка, впоследствии стала известна как Женевская декларация прав ребенка. Она стала первым международно-правовым актом по охране прав и интересов детей. Хартия подчеркивала, что забота о детях и их защита более не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 году, после распада Лиги Наций. Но уже в 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.

Генеральная Ассамблея ООН, , 20 ноября 1989 года приняла и открыла для подписания, ратификации и присоединения Конвенцию о правах ребенка. В отличие от Декларации Конвенция имеет обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.

Кроме того, основными международными документами в сфере защиты прав детей наряду с Конвенцией является, к которой присоединилась и Российская Федерация, также и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция N A/RES/52/2).

Одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», но и признание детей самостоятельными субъектами прав.

Конвенция стала первым наиболее полным международным документом, в котором закрепление прав и интересов ребенка приобрело силу норм договорного права, ребенок рассматривается как самостоятельный субъект правоотношений и наделяется теми же правами, что и взрослый человек. В ней говорится об «основных человеческих правах, которые дети должны иметь повсеместно. Это: право на жизнь, право на развитие, на защиту от вредных влияний, эксплуатации и злоупотребления, право на участие в семейной, культурной и социальной жизни. Конвенция защищает права детей, устанавливая стандарты в детском здравоохранении, образовании, юридических, гражданских и общественных услугах». Став участниками Конвенции, государства, заявили о своем обязательстве привести национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции, обеспечив тем самым правовую базу для создания достойных условий жизни и реального осуществления каждым ребенком как полноправным субъектом всего комплекса конституционных прав человека без какой бы то ни было дискриминации.

Целью заключения международных договоров по правам ребенка является создание универсальных стандартов жизнедеятельности индивидов и единого гуманитарно-правового пространства.

2 Актуальные проблемы реализации прав детей

В современном международном праве и в науке международного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности.

В таком же аспекте международным правом рассматриваются права и свободы детей. Но, несмотря на многочисленные усилия и попытки мирового сообщества улучшить положение детей в отдельных государствах и мире в целом, разрешить многие проблемы в этой области пока так и не удалось.

К числу наиболее серьезных проблем, существующих в сфере реализации и защиты прав и свобод ребенка в отдельных государствах, в том числе и в России, относятся: рост детской безнадзорности и беспризорности, насилие над детьми в семье и за ее пределами, рост детской преступности, экономическая эксплуатация детей в различных сферах, включая вовлечение в занятие проституцией и т. д.

Также одной из главных проблем, является то, что многие государства не соблюдают международные стандарты, установленные Конвенцией о правах ребенка 1989 года и за это не предусматривается реальной ответственности. Еще одна проблема связана с отсутствием специального судебного механизма, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях, занимающегося непосредственно рассмотрением и разрешением дел, связанных с нарушением прав и интересов детей. Конечно, такие специальные судебные механизмы существуют, но не конкретно по правам ребенка, а по правам человека. По-видимому, ввиду того, что мировое сообщество наделило ребенка всем спектром прав человека, то и защита этих прав может осуществляться через механизмы защиты прав человека.

Государства, ставшие участниками Конвенции о правах ребенка и многих других международных договоров, касающихся защиты прав и интересов детей, должны не только гарантировать возможность для каждого ребенка реально пользоваться своими правами, но и обеспечивать надлежащую правовую защиту в случае нарушения прав, то есть создать систему, учитывающую интересы ребенка как субъекта основных прав и свобод и признающую необходимость во всех действиях в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка.

2. Российская Федерация в системе международной защиты прав и интересов детей

1. Законодательство Российской Федерации о правах ребенка

В сегодняшней России дети, семья и семейные отношения подвергаются особой опасности. Проблемы основной массы современных российский семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, - до тех пор семья не станет действительно ответственной перед своими членами и обществом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство осознает себя в отношениях с семьей равноправным субъектом.

Конечно, это не означает, что Россия не предпринимает меры по охране семьи, семейных отношений и прав детей в частности. С начала 90-х годов был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов детей. Также разрабатываются различные программы, направленные на поддержание многодетных и малоимущих семей, программы помощи детям-инвалидам и детям-сиротам, принимаются другие меры по защите прав детей и детства.Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, укрепление здоровья детей и подростков, развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений являются одними из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

Известно, что основным международным документом в области защиты прав и интересов детей является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, а с 1990 года Россия является ее участницей. Конвенция является частью российского законодательства: ее нормы, которые не были инкорпорированы во внутреннее законодательство, подлежат непосредственному применению. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законодательством РФ, судам в соответствии с требованием ч.3 ст.1 УПК РФ надлежит применять правила международного договора. При регулировании отношений в сфере защиты прав детей Российская Федерация опирается не только на нормативные акты, принятые на международном уровне, но и на свое обширное национальное законодательство. Общие положения о защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Семейном кодексе РФ. Правовая основа деятельности по защите в отношении несовершеннолетних закреплена также рядом иных законодательных актов РФ, а именно Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". и др. Однако, несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов, определенные усилия государства по улучшению положения детей, нарушения прав ребенка по-прежнему носят массовый характер - дети подвергаются насилию в семье и на улице, растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей, детей-инвалидов. В трудной жизненной ситуации находятся дети, проживающие в малоимущих семьях, несовершеннолетние правонарушители, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, а также находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Закрепление особой защиты прав несовершеннолетних в Конституции Российской Федерации придает его статусу гарантированность. В частности в пункте 1 статьи 17 сказано: в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Часть 2 этой же статьи содержит положения о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса от 12 декабря 1995года. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. Дети при этом часто в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Такой же подход к проблеме прав ребенка был использован при разработке Семейного кодекса. Конвенция запрещает дискриминацию ребенка по каким-либо основаниям: в зависимости от расы, пола, языка, религии, национального, этнического, социального происхождения, политических взглядов. Обеспечение этих прав - задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано, не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Одним из важнейших прав ребенка, содержащихся в семейном законодательстве Российской Федерации, является его право на семейное воспитание, предусмотренное пунктом 2 статьи 54 Семейного кодекса. Это право, прежде всего, заключается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание - наилучшая форма воспитания ребенка, которую знает человечество. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей, а неоднократные попытки заменить семейное воспитание общественным служат тому подтверждением. Поэтому задачей семейного законодательства является защита права ребенка на воспитание в семье. Обычно речь идет о проживании ребенка в семье своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

В современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Согласно статистическим данным в последние годы продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на январь 2002 г. в России состояли на учете 776,4 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а по состоянию на январь 2003 г. - уже 867,8 тысячи. По слова заместителя прокурора Иркутской области И.Р. Бурановского в 2008 году 1226 лиц были лишены родительских прав.

В ст. 20 Конвенции о правах ребенка записано, что государства, подписавшие ее, в том числе и Россия, берут на себя обязательство, согласно которому "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".

Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах остаются главной формой воздействия на неблагополучные семьи. Это является одной из причин постоянного роста количества детей, лишенных семьи. Значительное место в профилактике семейного неблагополучия и оказания помощи семьям, находящимся в кризисной жизненной ситуации, отводится относительно новому для России институту социальной защиты, становление которого началось 1993 году, - системе социального обслуживания семьи и детей. На начало 2006 года насчитывалось 2133 учреждения системы социальной защиты населения, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, в том числе 655 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 370 реабилитационных центров и реабилитационных отделений для детей и подростков с ограниченными возможностями.Но, несмотря на эти данные, катастрофический рост детской безнадзорности свидетельствует об отсутствии должной профилактической работы с проблемными семьями; необходимая для создания соответствующего реабилитационного пространства координация усилий специалистов различного профиля, работающих в разных ведомствах, совершенно невозможна в условиях традиционного ведомственного разделения ответственности за ребенка.

Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность. По официальным данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сегодня в России - свыше 700 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, причем только пять процентов из них - настоящие сироты, остальные - это так называемые «социальные сироты», то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Каждый год из дома убегают пятьдесят тысяч детей, около 10 % из них погибают

Как сказано в статье 56 Семейного кодекса «ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов», а статья 64 возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах без специальных полномочий.Так как же родители могут защищать права своих детей, если они даже не имеют представления, какими правами обладает их ребенок и в какие органы необходимо обратиться для защиты его прав.

По этому поводу Комитетом ООН по правам ребенка были сделаны замечания, так как Россия по-прежнему не прилагает достаточных усилий в связи с призывом Комитета в 1993 году продолжать распространять информацию о принципах и положениях Конвенции о правах ребенка.

Конвенция провозглашает, что ребенок имеет право знать свои права. С этой целью «государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей».

Во многих странах средства массовой информации содействовали ознакомлению людей с содержанием Конвенции и фактами ее нарушения. В России серьезные проблемы с информированием населения с текстом Конвенции о правах ребенка. Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году, в нашей стране была издана через 20 лет. Имеются десятки рекомендаций, программ ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций об изучении Конвенции о правах ребенка, но у нас о них почти никто не знает. Наша страна в значительной степени отстает в решении не только этой проблемы, но и в решении многих других важных задач.

2. Механизм защиты прав и интересов детей в Российской Федерации

Защита прав и законных интересов детей, осуществляется посредством разнообразных механизмов. Независимо от того, о каком именно механизме идет в том или ином случае речь, под ним понимается система правовых институтов, средств и способов, обеспечивающих эффективную защиту, то есть либо предупреждение различного рода нарушений прав и законных интересов ребенка, либо их восстановление.

В самом общем плане, возможно, говорить о двух типах правовых механизмов: нормативных и правоприменительных.

Нормативные механизмы уже были нами рассмотрены, поэтому нас интересует правоприменительный механизм защиты прав и свобод ребенка.

К правоприменительным механизмам защиты прав ребенка относится, деятельность различных уполномоченных органов, организаций и лиц, направленная на обеспечение эффективной защиты прав детей в различных сферах. Эту деятельность осуществляют:

1. Государственные органы (судебные органы, органы прокуратуры, органы исполнительной власти, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних).

2. Негосударственные органы (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, правозащитные организации).

3. Общественно-государственные органы (прежде всего, институты уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам детей).

Можно привести множество положительных и отрицательных примеров деятельности судебных органов в области защиты прав и интересов детей (например, дело о нарушении конституционного права на жилище детей и их родителей) но, несмотря на свои недостатки, судебная система и ее органы, играют важную роль в защите прав и свобод детей.

Помимо судебной защиты прав и интересов детей, российским законодательством предусмотрена система органов и учреждений, которые обязаны заниматься профилактической работой с семьями и детьми, защищать и охранять права несовершеннолетних, контролировать деятельность детских учреждений.

Деятельность по реализации прав ребенка осуществляют: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

24 июня 1999 года был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В этом законе была предпринята робкая попытка законодателем реформировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Необходимо выделить в связи с этим два важных момента, направленных на повышение роли комиссий. Во-первых, в соответствии с законом от 24 июня 1999 года комиссии по делам несовершеннолетних переименованы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Во-вторых, указанные комиссии возглавляют систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

После Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» логичным шагом законодателя явилось бы принятие специального федерального закона, определяющего статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, но такого закона нет до сих пор.

К органам, осуществляющим защиту прав и интересов детей, также относятся органы опеки и попечительства. С 1 января 2008 года произошло реформирование системы органов опеки и попечительства. Если ранее функции указанных органов были возложены на органы местного самоуправления, то в настоящее время эти функции государственного значения возложены на органы субъектов Российской Федерации, что должно привести к повышению роли и значения органов опеки и попечительства в деле охраны и защиты прав подопечных.

Большое значение в области защиты прав детей, имеет институт Уполномоченного по правам человека и совершенно новый институт Уполномоченного по правам ребенка, учрежденный в 2009 г., планомерно появляющийся и в других субъектах Российской Федерации.

Павел Астахов, ныне Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, отмечает, что "существующая в России система защиты прав детей неэффективна... необходимо срочно вносить изменения в федеральное законодательство в сфере защиты прав детей". Также он считает неэффективной систему, по которой расходуются средства, выделяемые государством в рамках различных программ, направленных на поддержку детей. "У нас детей-то всего, извините, 27 миллионов, даже меньше уже. Поэтому, если все деньги разделить, которые на детей выделяются по различным программам, ведомствам и министерствам, окажется, что у нас каждый ребенок может быть миллионером и жить до старости просто припеваючи. Вопрос эффективности расходования денег".

Важное место в системе защиты прав детей занимают неправительственные правозащитные организации. Но, действующие нормативные акты по вопросам статуса деятельности общественных объединений, прежде всего, Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», не выделяют неправительственные правозащитные организации из ряда других общественных объединений. Между тем, 28 июня 1995 года принят Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», где речь идет об информационном обеспечении и подготовке кадров для этих объединений, о предоставлении им налоговых льгот и т. д.

Следует отметить, что в настоящее время неправительственные правозащитные организации, по сути, не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочного законодательного статуса, ни экономической базы.

Эффективная политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время, очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей.

Задача состоит в том, чтобы создать такой орган, который мог бы выступать в защиту интересов детей, проводя при этом критический анализ государственной политики и являясь своего рода рупором детей. Кроме того, такой орган должен быть источником достоверной информации о положении детей.

Губернатор - Председатель Правительства Иркутской области Дмитрий Мезенцев подписал Закон «Об уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области», который вступил в силу 1 января 2011 года. Документ определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, его полномочия, порядок деятельности.

Задачами уполномоченного стали восстановление нарушенных прав ребенка, выявление причин и условий, способствующих нарушению прав ребенка, внесение предложений о совершенствовании законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав ребенка, содействие развитию межрегионального сотрудничества по вопросам защиты прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка - фундаментальный международный документ. Ее нормы охватывают весь комплекс прав ребенка. Каждая из статей Конвенции, касающихся конкретных прав ребенка, заслуживает особого доклада. Но в рамках данной работы невозможно рассмотреть каждую статью в отдельности и проблемы, возникающие в связи с реализацией права, закрепленного в конкретной статье. Поэтому мы остановились только на некоторых, наиболее важных и сложных проблемах детей России в контексте положений Конвенции.

3.Защита прав ребенка в Иркутской области.

1. Работа организаций по реализации защиты прав ребенка.

Представители Уполномоченного в муниципальных образованиях Иркутской области (далее - представители Уполномоченного в МО) на период 2013 года осуществли свою деятельность лишь в г. Черемхово и Черемховском районе. Однако готовность к введению указанной должности на своих территориях выразили и другие муниципальные образования.

Основной проблемой на пути введения в муниципальных образованиях Иркутской области должности представителя Уполномоченного в МО по-прежнему остается быть вопрос оплаты их деятельности и отсутствие финансирования.

На практике функционирование данного института подтвердило свою эффективность и востребованность. В тех муниципальных образованиях, где должность представителя Уполномоченного в МО была введена, достигнуты положительные результаты в решении вопросов защиты прав детей.

Представителями Уполномоченного в городе Черемхово и Черемховском районе в 2013 году рассмотрено обращений - 111, из них:

- на нарушения прав несовершеннолетних в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания, учреждениях здравоохранения - 19;

- на нарушения жилищных прав несовершеннолетних - 36;

- на нарушения прав несовершеннолетних на общение с родителями, отдельно проживающим родителем, другими родственниками; споры об определении места жительства ребенка; о лишении, ограничении, восстановлении в родительских правах - 10;

- на нарушения имущественных прав несовершеннолетних (в том числе алиментные обязательства) - 4;

- на нарушения прав несовершеннолетних на социальное обеспечение, в т.ч. на выплату различных пособий - 2;

- на нарушения прав несовершеннолетних на получение дошкольного образования - 2;

- на нарушения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - 2;

- на нарушения прав несовершеннолетних в сфере опеки и попечительства - 2;

- на нарушения прав несовершеннолетних в связи с социальным неблагополучием в семье, жестоким обращением - 26;

- на действия (бездействие) должностных лиц органов власти, учреждений, организаций - 8;

Представителями Уполномоченного проведено 68 проверок организаций различной ведомственной подчиненности (образовательные организации, учреждения здравоохранения и социального обслуживания несовершеннолетних, организации отдыха и оздоровления детей, детские площадки на придомовых территориях).

Тематика обращений граждан к представителям Уполномоченного достаточно разнообразна, но следует отметить, что первое место из их общего числа занимают жалобы на нарушение жилищных прав несовершеннолетних, а также жалобы на нарушения прав несовершеннолетних в связи с социальным неблагополучием в семье, жестоким обращением, на что обращается внимание глав муниципальных образований "город Черемхово" и Черемховского района.

По результатам рассмотрения обращений граждан представителями Уполномоченного оперативно принимались действенные меры, направленные на восстановление нарушенных прав детей.

Согласно представленным отчетам представителей Уполномоченного в городе Черемхово и Черемховском районе в 2013 году, кроме работы по рассмотрению обращений граждан на нарушение прав детей и проведению проверок, ими также осуществлялась работа по ведению приема несовершеннолетних и их законных представителей, кураторству школьных Уполномоченных, правовому просвещению населения муниципального образования, взаимодействию с органами власти на местах.

Со своей стороны Уполномоченный в течение года оказывал представителям Уполномоченного требующуюся консультативную и методическую помощь. С целью повышения профессионального уровня весной 2013 года Уполномоченный направил представителя Уполномоченного в город Черемхово на семинар, посвященный профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми, проходившего в рамках ярмарки социальных услуг "Тезарис" в г. Улан-Удэ.

Анализируя результат работы представителей Уполномоченного в МО в 2013 году можно сделать вывод, что их деятельность действительно является важным дополнительным механизмом обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.

В настоящий момент из-за недостаточного финансирования Представителя Уполномоченного по правам ребенка в Черемховском районе нет.

На территории Иркутской области, Черемховском районе, в нашем селе существует целый ряд организаций и органов, в которые ребенок может обратиться в случае нарушения его прав. Комитет по правам человека в Иркутске, Миграционная служба, Департамент социальной защиты населения, суды, прокуратура, органы МВД, местные администрации и так далее.

В Рысево есть организация «Дневной дозор», которая следит за тем, чтобы дети посещали школу в дневное время, наблюдает за трудными семьями, трудными подростками. Женсовет, которому до всего есть дело. Активистки этой организации приходят в школу, посещают дом культуры, обходят все поселения. Женсовет активно помогает администрации поселения, работает в взаимодействии с комитетом школы.

Учащиеся Рысевской школы знают, что в любой момент они могут обратиться за помощью к социальному педагогу, к классному руководителю, в администрацию поселения в Женсовет и так далее. Так же у нас имеется местный участковый, призванный по закону охранять права взрослых и детей.

2. Исследование знаний, учащихся по правам, и реализации прав ребёнка в Рысево, (Муратово, Белобородова, Кирзавод)

Нельзя обойти стороной проблемы, существующие в сфере образования. Право на образование, по Конституции Российской Федерации, относится к числу важнейших прав и свобод человека и гражданина нашей страны. Однако обладание правами, как показывает практика, еще не делает личность независимой, способной достойно существовать в обществе. Провозглашенные права, но не обеспеченные реальными условиями для их выполнения, не могут реализовываться.

Школа как один из основных социальных институтов образования призвана повышать уровень правосознания всех участников образовательного процесса. Чем раньше начнется процесс формирования правосознания, тем больше шансов создать общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основой поведения.

Но дело не только в знании прав. Необходимы общественные условия для того, чтобы они действовали в полном объеме. Реалии же в современном российском обществе таковы, что все чаще приходится сталкиваться с ущемлениями прав ребенка. Недостаточное развитие материальной базы школ сдерживает возможность удовлетворения потребностей школьников и их родителей в дополнительных образовательных услугах. Из такой ситуации можно выделить следующие основные причины: Во-первых, недостаточное финансирование учреждений образования; отсюда - устаревшая учебно-материальная база, недостаточность библиотечных фондов, социальная дифференциация детей в зависимости от их возможности оплатить дополнительные образовательные услуги и т. д. Во-вторых, невысокий уровень правовой культуры участников образовательного процесса, их представлений о правах человека. Очевидно, что гражданское воспитание школьников не может быть сведено только к изучению соответствующих учебных дисциплин. Решающее значение должен иметь их собственный опыт: опыт реализации своих прав и уважение прав других людей. Именно на это следует обратить внимание в работе по воспитанию правовой культуры учащихся.

В 2014 году у нас в школе проводилось анкетирование на выявление случаев жестокого обращения с детьми со стороны взрослых. В результате анкетирования стало понятно, что в селе имели место случаи жестокого обращения с несовершеннолетними со стороны взрослых.

Факты сексуального насилия в отношении несовершеннолетних установлены не были, но случаи физического давления со стороны взрослых случались.

Так Аня П. (Ф.И. в интересах ребёнка изменены) в анкете указала, что испытывала физическое насилие со стороны отчима.

В 2015г. решено продолжить исследование в 6 - 11 классах и сравнить с результатами 2014г. Для этого была составлена анкета (см. приложение).

Анкетирование показало, что лучше права знают учащиеся 9-11 классов, а 6-8 классов хуже Ребята ознакомлены со своими правами, но не умеют ими пользоваться. Так дети из деревни Белобородова, Муратова, Кирзавод написали, что не могут посещать кружки, потому что они там отсутствуют, в то время как в школе они имеются, но эти дети туда не ходят.

Большинство учащихся, отвечающие на вопрос о выявлении жестокого обращения, отвечали в основном «нет», но среди ответов «нет» встречались и ответы «да». Эти случаи жестокого обращения были в основном со стороны родителей, соседей (9 кл.), но также и со стороны их сверстников (6 кл.).

Сравнение показывает, что количество случаев жестокого обращения с детьми не уменьшается.

В анкете было несколько вопросов о наличии документов у детей (права на имя, фамилию, гражданство) и анкетирование показало, что в этом отношении не наблюдается никаких нарушений.

Следующая группа вопросов была о нарушении прав детей и их защищённости. По анкете видно, как меняется ощущения детей в зависимости от возраста. Менее защищёнными себя чувствуют в основном старшеклассники и давление со стороны взрослых больше ощущают они. По моему мнению, старшеклассники становятся взрослее и пытаются решать свои проблемы самостоятельно, поэтому они попадают в различные ситуации, где нарушаются их права.

Ещё одна группа вопросов (7, 8, 9) о реализации прав детей. На графиках видно, что не все дети ощущают любовь и заботу, не уверены, в том, что им будет устроен специальный режим и забота, что они смогут продолжать образование.

Все учащиеся показали осведомлённость в вопросе о правах ребёнка, но не все дети могут в полной мере ими пользоваться.

Хотя даже на селе имеются возможности для реализации прав ребёнка. На фотографиях в приложении видно, где и как дети могут реализовать свои права.



Заключение

В результате проделанной работы, необходимо, сделать следующие выводы.

В настоящее время проблемам защиты прав и законных интересов детей, действительно уделяется огромное значение, как на международном, так и на региональном и внутригосударственном уровнях.

В целях эффективной защиты прав и свобод детей, универсальными и региональными организациями (Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Организацией по безопасности и сотрудничеству, Содружеством Независимых Государств), принято множество документов (конвенций, деклараций, пактов и т. д.), посвященных защите прав и интересов детей в различных сферах жизни.

Конвенцией о правах ребенка 1989 года учрежден специальный контрольный механизм за реализацией и защитой прав детей - Комитет по правам ребенка.

Также, защиту прав и законных интересов детей на международном уровне осуществляют различные специализированные организации ООН: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная организация здравоохранения; Международная организация труда и другие.

Но, несмотря на усилия мирового сообщества в целом, и отдельных государств, по устранению проблем, существующих в области защиты прав и свобод детей, разрешить многие из них пока так и не удалось.

Необходимо также, совершенствование законодательства и контрольного механизма по защите прав детей на внутригосударственном уровне. В частности, в России в целях осуществления наиболее эффективной политики по защите прав и законных интересов детей. На наш взгляд для более эффективного способа защиты прав ребёнка нужно создавать специальные организации, поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для детей в правовых отношениях. Желательно увеличить количество часов в школьной программе для изучения прав ребёнка, чаще проводить внеклассные мероприятия на эту тему

Количество мер, необходимых для решения проблем, существующих в области защиты прав и интересов детей очень велико.

Но, изучение российского и международного опыта в области защиты прав детства свидетельствует о том, что благополучие детей их нормальное развитие, возможно, прежде всего, при наличии родителей. Соответственно государственная политика, законодательство и работа соответствующих служб должны быть направлены на укрепление семьи, создание у родителей стимулов для поддержания на должном уровне расходов на воспитание и поддержание детей. В заключение хотелось бы привести слова Президента Российской Федерации В.В.Путина: "У нас в стране исторически сформировалось отношение к жизни таким образом, что мы живем для будущего, для детей. Это, конечно, очень важная и благородная задача и цель. Но выглядит так, что собственная, сегодняшняя благополучная жизнь все время откладывается, откладывается и откладывается на потом. И так у нас было практически всегда, из поколения в поколение... Пришло время кардинально изменить ситуацию к лучшему уже сейчас. Мы делаем это, и мы можем это делать. Если продолжим последовательный курс национального развития, будем впрягаться в общую созидательную работу, если мы будем работать достойно, с отдачей, с полной отдачей сил, то мы обязательно добьемся поставленных целей и выполним все стоящие перед нами задачи". Действительно, пришло время кардинально изменить ситуацию к лучшему уже сейчас, поэтому всем - и органам государственной власти, и органам местного самоуправления, и всем общественным организациям - необходимо активно включаться в общую созидательную работу, в том числе в работу с семьями и детьми, которые также должны жить лучше уже сейчас, а не в далеком будущем!

Данная работа может быть использована на уроках обществознания, истории, на классных часах и в дополнительном профильном образовании.


Список использованной литературы.

Нормативные материалы

  1. Анализ положения детей в Российской Федерации. Доклад ЮНИСЕФ.-М.,2007.- С. 88. // СПС «КонсультантПлюс» ВерсияПроф.

  2. Европейская конвенция об осуществлении прав детей от 25 января 1996 года // СПС «КонсультантПлюс» ВерсияПроф.

  3. Конвенция о правах ребенка принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1. // Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М., 2000.-С. 312.

  4. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г. // СЗ РФ.-2009.- N 4.- С.44.

  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г. // Международное гуманитарное право в документах / Сост. Ю.М. Колосов, И.И. Котляров. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - С.29-35.

  6. Об Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области: закон Иркутской обл. от 12 июля 2010 г. № 71-ОЗ// СПС «КонсультантПлюс» ВерсияПроф.

  7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ//СПС«КонсультантПлюс» ВерсияПроф.

  8. О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ//СПС «КонсультантПлюс» ВерсияПроф.

  9. Приложение к постановлению Законодательного Собрания Иркутской области от 16 апреля 2014 года N 9/33-ЗС. Доклад уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области С.Н.Семеновой по вопросам соблюдения прав ребенка в Иркутской области в 2013 году.

  10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Основные кодексы и законы Российской Федерации. - СПб. : Весь, 2009.- 992с.

  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Основные кодексы и законы Российской Федерации. - СПб. : Весь, 2009.- 992с.

Литература

  1. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних/С.К. Жиляева // Российский следователь. 2010. № 1.С.21

  2. Колосов Ю.М. Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база / Ю.М. Колосов. - М.: Норма, 2009. - 137 с.

  3. Матвеева Т.Д. Защита прав человека в России: взаимосвязь международного и внутригосударственного права / Т.Д. Матвеева, В.В. Шуткина. - М.: Каталог, 2010. - 156 с.

  4. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка / З. К. Шнекендорф. - М.: Норма, 1997. - 123 с.









Приложение.

Фотографии реализации прав детей в МКОУ СОШ с. Рысево

право пользоваться достижениями культуры

Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»

право на культурное и музыкальное развитие

Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»

право на образование

Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»

право пользования информацией

Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»

право на развитие и игры

Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»Работа представленная на XXI Региональную научно-практическую конференцию для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»

право на Физическое развитие

Анкета

1. Как ты считаешь, все ли взрослые уважают твои права; кто их по-твоему не уважает?

  1. Чувствуешь ли ты себя защищённым?

  2. Ходишь ли ты в секции, в кружки, в клуб? да. почему? нет, почему?

  3. Есть ли у тебя паспорт?

  4. Есть ли у тебя гражданство?

  5. Есть ли у тебя свидетельство о рождении?

7. Уверен ли ты, что если ты заболеешь, то тебе будут устроены:
специальный режим, заботы?

  1. Ощущаешь ли ты любовь и заботу, если да, то от кого?

  2. Имеешь ли - ты право на образование, как ты думаешь, сможет ли оно
    реализоваться?

10. Были с тобой случаи жестокого обращения? Со стороны кого?

И. Настраивает ли кто-- либо или что- либо тебя против людей другой национальности, другой веры?

Графики.



























© 2010-2022