Технология проектной деятельности на уроках обществознания

Современное общество нуждается в человеке, который владеет знаниями и умеет применять их для решения встающих перед ним проблем. Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения, отвечающие вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод  проектов, применяемый мной на уроках общес...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проектной деятельности на уроках обществознания

Современное общество нуждается в человеке, который владеет знаниями и умеет применять их для решения встающих перед ним проблем. Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения, отвечающие вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод проектов, применяемый мной на уроках обществознания.

Целью моей педагогической деятельности является формирование правового сознания учащихся в процессе обучения.

Задачи:

  • воспитать уважение к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, чувства гордости за свое Отечество;

  • помочь овладеть обучающимся элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации;

  • научить применять знания об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностях жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

  • формировать толерантное отношение к представителям других народов и стран.

На мой взгляд, при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения увлекательным, интересным и поэтому более эффективным.

Сегодня много пишут и говорят о методе проектов. «Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта»1.

С начала XX века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Американцы назвали его - "наш метод школьной работы".

В 1910-е годы профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1) "проекты игр";

2) "экскурсионные проекты";

3) "повествовательные проекты";

4) "конструктивные проекты"

В Россию идея проектного обучения пришла под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году. Но в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден. Тем не менее, на сегодняшний день метод проектов является самым популярным и распространенным в педагогике.

Метод проектов развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания; умения ориентироваться в информационном пространстве; развивает критическое мышление.

По количеству участников проекты бывают:

  • Индивидуальные;

  • Парные (между парами участников);

  • Групповые (между группами участников).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Проект может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, либо с учётом интересов и способностей учащихся. А также тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Например, при изучении темы «Экономика» в 8 или 10 классах (приложение №1), учащиеся готовят проекты на тему «Молодой предприниматель» исходя из учебной ситуации и из своих интересов, учитывают спрос и предложение поселка. Работа проходит на закрепляющем и обобщающем этапе изучения материала и позволяет формировать и развивать у школьников умения и навыки исследовательского поиска и творческого проектирования. При создании бизнес - проекта учащимся дается задание организовать своё предприятие на территории Белого Яра, учитывая многие факторы: географическое положение, спрос жителей, конкуренцию. На создание выделяются виртуальные деньги, 500 тысяч рублей. Чтобы определиться с выбором предприятия, учащимся предлагается предварительная работа: провести анкетирование или опрос среди 10-11 классов, для выявления востребованного бизнеса. Во время работы учащимся предстоит рассчитать средства, необходимые при создании предприятия, а также распланировать основные ежемесячные расходы - это заработная плата работникам, коммунальные услуги и налоги. В процессе работы дети знакомятся с маркетингом, пытаются разрекламировать свой товар или услугу, готовят визитки, вывески. Завершающим этапом является создание мультимедийных презентаций и их защита. Метод проектов в данном случае помогает формировать у учащихся навыки системного подхода к решению задач. В моей практике защита проектов в 10-х классах выступает в качестве зачетной работы по базовой части в I полугодии. Этот вид работы очень понравился десятиклассникам, все учащиеся приняли в нем участие.

Технология проектной деятельности на уроках обществознания

Технология проектной деятельности на уроках обществознания

Во время прохождения темы «Политика» в 9-х классах интересно проходят уроки, где учащимся дается задание написать политическую программу партиям, исходя из названия данной партии, например, партия «Чистый город», «Школа без табака». Чтобы выполнить задание учащимся надо проанализировать социальную обстановку в школе, в поселке или во всей стране. Для успешной работы на уроке учащимся дается предварительная работа: узнать, какие основные проблемы существуют в России, в Томской области, в Верхнекетском районе, в школе, для этого необходимо изучить газеты, информацию интернета, телевидение, опрос школьников, а также мнение родителей. После создания своей политической программы выступают лидеры каждой партии, а также проходят выборы (тайное голосование с бюллетенями и урной). Главным в этой работе является работа с информацией - самостоятельный поиск, обработка, анализ и презентация.

Метод проектов позволяет формировать и личностные качества. В первую очередь это относится к групповым проектам. К таким качествам можно отнести: умение работать в коллективе; умение брать ответственность.
Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее"2. Такая работа может проходить не только на уроке, но и внеурочное время. Примером такой проектной работы может стать классный час по социальному проектированию (6-7 классы), где обучающиеся знакомятся с основами составления мини-проектов (Приложение№2). Работа проходит в группах, после просмотра фрагмента мультфильма «Ну, погоди!», учащимся нужно выявить проблему, которую они увидели при просмотре. А также попытаться определить цель и задачи, которые необходимо поставить и решить для устранения проблемы.

Основные требования к использованию метода проектов:

1) наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;

2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4) структурирование содержательной части проекта;

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В моей практике представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков обществознания. Данная форма представления результатов имеет целый ряд преимуществ. Самое главное из которых - сделать сухую информацию интересной, доступной и приятной для восприятия, выделить важные моменты. Вид презентации проекта зависит от творческого выбора ребенка. Наиболее часто используются: научный доклад, мультимедийная презентация, информационный плакат, памятка и другие. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. В своей практике метод проектов я применяю не только на уроках обществознания, но и в реализации нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». После окончания изучения курса предусмотрены защита творческих работ, среди которых обязательно представлены и проекты («Влияние каблуков на здоровье»; «Праздник Пасха в нашей жизни»).

В 2009-2010 учебном году в рамках подготовки перехода начальной школы на новые федеральные стандарты (ФГОС) в школе начался эксперимент по организации внеурочной деятельности в 1-х классах. Мной была разработана программа «Юный гражданин России», для обучающихся 1-4 классов. В течение двух лет эта программа реализовывалась в младших классах. Во внеурочной деятельности также активно использовался метод проектов («Русская изба», «Моя родословная», «Если бы я был директором школы и др.).

В школе уже много лет работает школьное научное общество «Эврика». Мои обучающиеся являются его активными членами, успешно участвуют в школьной научно-практической конференции «Наука - молодым. ХХI век.», в районной научно-исследовательской конференции «Будущая элита Верхнекетья». Пехова Анна в 2010, 2011 гг. заняла призовые места с проектами «Дети войны» и «История денег». Кроме этого работа «Дети войны» была представлена на областном конкурсе историко - поисковых исследовательских литературных работ «Россия - Родина моя» и удостоилась 2 места.

Кроме организации проектной деятельности обучающихся, я сама принимаю активное участие в проектной деятельности школы. В настоящее время большое внимание уделяется социальным проектам. В рамках школы реализованы социальные проекты: «Книга воспоминаний», «Мы - наследники Победы», «Диалог поколений», «Веселая полянка», «Школьный колокольчик» и «День начинается с радости». В реализации каждого из них я приняла личное участие.

В декабре 2011 года мной и учителем иностранного языка Монголиной Викторией Анатольевной был составлен молодежный социальный проект «Школьное радио», который выиграл в областном конкурсе 25 тысяч рублей.

Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий проектной деятельности позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, развивает их умение и способность к продуктивной деятельности. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету.







Приложение №1. Разработка урока

Тема урока №38-39 (8-9): Производитель на рынке.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Цель: обобщение, систематизация и закрепление полученного материала.

Класс: 10

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Средства обучения (оборудование урока): ватман, маркеры, проектор, компьютер.

Предварительная работа: провести анкетирование или опрос учащихся 10-11 классов, для выявления востребованного бизнеса.

Ход урока

  1. Вводная беседа.

Учитель: Сегодня мы заканчиваем тему «Экономика», поэтому мы повторим изученный материал и закрепим его. Но сделаем это мы не как обычно, а в форме проекта. Предлагаю вам полученные знания применить на практике.

  1. Основная часть. Создание и защита проектов.

Учитель озвучивает задание на весь класс.

  1. Задание: Представьте себе, что я даю вам 500 тысяч рублей (приложение№1) на создание вашего предприятия. Это предприятие должно находится на территории нашего поселка, поэтому вам необходимо учесть географическое положение посёлка, особенности экономики и спрос жителей Белого Яра. А также вы должны учитывать результаты вашей предварительной работы - опроса или анкетирования.

2. Организационный момент: деление на группы, пары. Деление на группы проходит по желанию учащихся.

Создание проекта будет проходить в три этапа:

1этап. Необходимо ответить на главные вопросы экономики: Что? Как? И для кого производить? Нужно решить, чем вы хотите заниматься, как будет организована работа на вашем предприятии, и для каких слоев общества будет доступен ваш товар, продукт или услуга. Необходимо рассчитать расходы на создание предприятия, а также ежемесячные расходы: заработная плата работникам, коммунальные услуги, налоги. В итоге вы должны доказать, что ваше предприятие будет рентабельное, приносить выгоду.

2 этап. Организация рекламы. (Дизайн листовок, интерьера, вывески)

3 этап. Создание презентации. Форма защиты - мультимедийная презентация. Подготовка к выступлению, к защите работы.

(Преподавателю отводится роль разработчика координатора, консультанта).

  1. этап. Защита проекта.

3. Выступление учащихся. Регламент - 5-7 минут. Ответы на вопросы.

  1. Подведение итогов урока. Голосование за лучший проект.

Заключительное слово учителя. На практике мы попробовали применить полученные знания по «Экономике». Я надеюсь, что представленные сегодня проекты в будущем будут реализованы, и все ваши идеи получат поддержку.



Приложение к уроку №1. Виртуальные деньги.

Технология проектной деятельности на уроках обществознания




Приложение к уроку №2. Работа ученицы 10 класса.

Технология проектной деятельности на уроках обществознания

Технология проектной деятельности на уроках обществознанияТехнология проектной деятельности на уроках обществознания

Технология проектной деятельности на уроках обществознанияТехнология проектной деятельности на уроках обществознания

Технология проектной деятельности на уроках обществознанияТехнология проектной деятельности на уроках обществознания

Технология проектной деятельности на уроках обществознанияТехнология проектной деятельности на уроках обществознания

Технология проектной деятельности на уроках обществознания











Приложение№2. Разработка классного часа

Классный час по теме «Социальное проектирование»

Цель: знакомство с созданием мини-проектов.

Класс: 6-7 классы.

Средства обучения (оборудование ): ватман, маркеры, проектор, компьютер.

Ход занятия

  1. Вводная беседа.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с понятием «мини-проект». Поговорим о социальном проектировании и попробуем создать социальный проект.

Социальное проектирование - это разработка и осуществление проектов, совместная инициативная деятельность группы единомышленников, направленные на реальную помощь людям.

Учитель: Я предлагаю просмотреть фрагмент известного мультфильма «Ну, погоди!». Ваша задача - выявить проблему в этом эпизоде, проблема может быть экономическая, экологическая, досуговая или другая. Вашу работу можно организовать по памятке, которая находится у вас на столах. ( Приложение №1)

2. Основная часть. Работа проходит в группах.

2.1 Учащиеся просматривают фрагмент мультфильма. 24video.net/video/view/811714 ( 3 минуты)

2.2 Обсуждение в группах проблемы. Определение целей и задач проекта. Цель - это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку. (П. Рутт, психолог). Задачи - шаги по достижению данной цели.

2.3 Определение мероприятий и ожидаемых результатов.

2.4 Оформление своей работы. Подготовка к презентации.

2.5 Выступление группы. Обсуждение.

3. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Я надеюсь, что созданные сегодня только на бумаге социальные проекты, легко смогут реализоваться. И у ваших проектов есть будущее.

Использованная литература:

  1. Рабочая тетрадь-1 участника проекта Школа «РОСТа», методическое пособие, КРМОО Центр «Сотрудничество», Красноярск, 2008.

  2. Рабочая тетрадь-2 участника проекта Школа «РОСТа», методическое пособие, КРМОО Центр «Сотрудничество», Красноярск, 2008.

  3. 24video.net/video/view/811714


Приложение к классному часу№1. Памятка.

Памятка.

  1. Формулировка проблемы.

  2. Определение целей и задач проекта. Цель - это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку. (П. Рутт, психолог). Задачи - шаги по достижению данной цели.

  3. Определение мероприятий и ожидаемых результатов.

1 ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2

2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М.,2000, С.23.


© 2010-2022