- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по элективному курсу А, В, С. Азбука ЕГЭ
Рабочая программа по элективному курсу А, В, С. Азбука ЕГЭ
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинина О.Г. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана на основе элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (68 часов) «ABC, азбука ЕГЭ.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 -11 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 1 года обучения 1 час в неделю.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*
При разработке программы решена проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.
Целевые установки курса:
-
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
-
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
-
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.
Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно- справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией Л.Боголюбова, дидактическими материаламидля подготовки в ЕГЭ, ресурсами сети Интернев в режиме On-line.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
-
биосоциальную сущность человека
-
основные этапы и факторы социализации личности
-
место и роль человека в системе общественных отношений
-
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
-
основные социальные институты и процессы
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
-
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
-
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
-
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
-
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
-
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
-
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
-
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
-
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
-
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Содержание программы
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (32 ч.).
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.
Реализация данной программы может осуществляться с опорой на учебно- справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией П.А. Баранова (см. список литературы). При организации и проведении занятий учитель может воспользоваться дидактическими материалами, предлагаемыми в приложениях, а также методическими материалами, разработанными кафедрой гуманитарно-художественного образования и представленными в электронном виде.
Ожидаемые результаты:
-
Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
-
Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе; -
Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Учебно-тематический план 10 класс
-
№
пп
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе
Теор. Практ.
дата
1.
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: спецификация и кодификатор экзаменационной работы
2
1
1
2.
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
32
24
8
2.1
Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
8
6
2
Ключевые понятия «Человек и общество»
4
Тренинг по линии «Человек и общество»
1
Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа.
2
Практикум
1
2.2
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»
8
6
2
Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание»
2
Задания на сравнение близких понятий «Познание»
2
1
Задания на завершение схем «Познание»
2
1
2.3
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
8
6
2
«Социальные отношения»: обзор основных позиций
1
Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.
3
1
Особенности заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения»
2
1
2.4
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»
7
5
2
Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика»
2
1
Специфика заданий на классификацию «Экономика»
1
Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика»
2
1
3
Повторение .
2
2
Итого в 10 классе
34
24
10
Учебно-тематический план 11 класс
№
пп
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе
Теор. Практ.
дата
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
34
10
24
корректировка
Теория: основные элементы проверки С1- С4. Составное задание на анализ и интерпретацию источника. Базовый и высокий уровни сложности
3
2
1
07.09.
14.09. 21.09.
Примеры заданий Алгоритм выполнения заданий
1
1
28.09.
Тренировочные задания на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания (С1- С4)
1
1
5.10
С5 Задание на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания. Высокий уровень
2
2
12.10
19.10
Примеры заданий Алгоритм выполнения заданий
2
2
26.10
16.11.
Тренировочные задания
2
2
23.11. 30.11
С6 Задание предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах Высокий уровень
1
1
7.12
Примеры заданий Алгоритм выполнения заданий
2
2
14.12
21.12
Тренировочные задания, проверяющие логическое умение конкретизировать теоретические положения с помощью примеров из социальной реальности или личного социального опыта. (С6)
2
2
28.12
18.01
С7. Задание на умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Высокий уровень
1
1
25.01
Примеры заданий Алгоритм выполнения заданий
2
1
1
1.02. 08.02.
Тренировочные задания, проверяющие умение решать познавательные и практические задачи, относящиеся к проблематике базовых общественных наук (С7)
Основные содержательные элементы курса обществознания.
2
2
15.02
22.02
С8. Задания на составление сложного плана развернутого ответа.
1
1
1
1.03
Алгоритм выполнения задания - задач с выбором ответов
2
2
15.03
05.04
Тренировочные задания
2
2
12.04
19.04
С.9. Задания, предполагающие наличие Эссе. Высокий уровень
1
1
26.04
Алгоритм выполнения задания - задач с выбором ответов
3
1
2
3.05
10.05
17.05
Тренировочные задания
2
2
24.05
Повторение .
2
2
Итого в 11 классе
34
10
24
Литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. - М.: Просвещение, 2006.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.
4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2007.
7. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2008.
8. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2009.
9. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2008.
9. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. - М.: Эксмо, 2008.
10. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2010: Обществознание: Репетитор. - М.: Просвещение, Эксмо, 20010.
11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011
12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. - 2008.- № 6.
14. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
15. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
120. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
21. fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
-
еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
-
mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
-
fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений
-
school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
-
som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
-
it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
-
standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
-
levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения
-
elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека