Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации

(Выступление на школьной научно-практической конференции молодых учителей, 2012 год)

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751.

Как отметил Президент нашего государства Дмитрий Медведев, «слабость образовательной системы - это угроза конкурентоспособности страны в целом» (Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию о национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» от 5 ноября 2008г.) [1]. Так, Российская Федерация в Законе «Об образовании» провозглашает политику в области образования приоритетной.

В процессе функционирования и развития общества важную роль играет социальный институт образования. Поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которой как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Образовательный процесс - это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно - правовых убеждений и действий. Функционирование системы образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими.

Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с поставленной задачей передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Содержание образования: содержание процесса прогрессивных изменений, свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность. А также содержание целостного процесса характеризующегося, во - первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во - вторых, воспитанием типологических качеств личности, в - третьих, умственным и физическим развитием человека. С точки зрения общественных функций образование - средство социальной наслед­ственности, передачи социального опыта последующим поколениям. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование - это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает психология. Педагогические же науки рассматривают целостную учебно- воспитательную, т.е. образовательную деятельность. Само же обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Методы обучения носят факторный характер - обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. При этом следует учитывать, что система образования каждой страны имеет свои отличительные особенности, черты, достоинства и недостатки.

Особенно актуальной становится тема образования в современной России, когда общество предъявляет новые требования к построению процесса и получению результатов образования. Но само по себе образование не дает возможность быть гармоничной личностью. Развитие воспитания и обеспечение позитивной социализацией подростков должно быть приоритетом социально-экономической политики России. Поскольку воспитание - это обеспечение государственной безопасности и эффективной реализации

национальной стратегии социально-экономического развития. Каждая школа должна самостоятельно для себя не только решить, но и проводить политику воспитания подрастающего поколения, но вместе с тем эта политика не должна идти в разрез с общими государственными программами, моралями и устоями общества.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства

Цель дипломной работы - разработка программы развития муниципальной системы образования (на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 65 г.Кемерово (сокращенное наименование МБОУ «СОШ № 65»)). Цель данной работы характеризует её новизну - разработку программы развития на 2012 - 2017 годы, с целью внедрения качественно новых мероприятий с учетом региональных особенностей школы.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы системы образования Российской Федерации;

2. Ознакомиться с понятием, сущностью и задачами системы образования Кемеровской области и города Кемерово;

3. Изучить государственную и муниципальную политику в сфере образования;

  1. Провести анализ состояния системы образования города Кемерово;

  2. Дать характеристику организационно-экономической и учебно - воспитательной деятельности МБОУ «СОШ № 65» г.Кемерово;

  3. Выявить проблемы в воспитательно - образовательном процессе МБОУ «СОШ № 65» г.Кемерово;

  4. Разработать программу развития воспитательно - образовательной

деятельности МБОУ «СОШ № 65» г.Кемерово;

8. Оценить социально-экономическую эффективность мероприятий.

Предмет исследования - деятельность муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65» г.Кемерово (МБОУ «СОШ № 65»).

Объект исследования - МБОУ «СОШ № 65» г.Кемерово.

Субъект исследования - участники образовательного процесса МБОУ «СОШ № 65» г.Кемерово.

Методы исследования:

- теоретические: изучение законодательной и нормативной базы системы образования в Российской Федерации, научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме, изучение школьной документации;

- математические и статистические;

- педагогические исследования;

- индуктивные;

- дедуктивные;

- беседы с администрацией школы.

При написании проекта мной были использованы следующие источники: Конституция РФ, ФЗ РФ №3266-1 «Об образовании», Закон «Об образовании Кемеровской области», иные нормативно-правовые акты РФ и Кемеровской области, регулирующие сферу образования, учебно-методическая литература, официальные источники информации в виде интернет-ресурсов и публикаций, статистические данные системы образования Кемеровской области и г. Кемерово, документация МБОУ «СОШ № 65» г. Кемерово: локальные акты, смета доходов и расходов, финансирование школы, мониторинги качества образования обучающихся, результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, учебные планы, планы работы МБОУ «СОШ № 65» г.Кемерово.

.


© 2010-2022