Урок обществознания на тему: Нации и межнациональные отношения (8 класс)

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нации и межнациональные отношения

Цели урока:

Образовательная - учащиеся узнают о таких понятиях как этническая группа, национальность. На исторических примерах рассмотрят причины и суть этнических конфликтов и пути их разрешения.

Развивающая - развивать умение анализировать ситуации и факты, выражать собственную позицию по проблеме, а так же умение формулировать правила поведения при общении между представителями различных этнических групп.

Воспитательная - воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, в тоже время патриотических чувств к своей стране.

Тип урока - комбинированный урок

Средства обучения: Учебник, параграф 24. Рабочая тетрадь. Презентация «Социальные статусы и роли»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап(1минута)

Проверка знаний и умений (до 15 минут)

  1. Что такое социальный статус? Что определяет социальный статус личности?

  2. Какие виды социальных статусов существуют?

  3. Что такое социальная роль? Дайте объяснение и классификацию санкций.

  4. Что такое поколение? В чем вы видите причины конфликтов между поколениями?

Ответы

  • Социальный статус - это социальна позиция человека в обществе с характерными для нее правами и обязанностями. Национальность, возраст, пол, образование, место работы, доход и т.д.

  • Приписываемые и приобретенные. Первые даны от рождения (пол), вторые приобретаются в результате действий человека

  • Социальная роль - это ожидаемая модель поведения человека, зависящая от статуса. Санкции - меры поощрения или наказания поддерживающее поведение предписываемое социальной ролью. Формальные - любые правовые нормы позитивного и негативного характера. Неформальные (неофициальные) - родительская похвала, наказание.

Поколение - группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода. Влияние технического прогресса, возросла социальная мобильность, более сложная общественная жизнь. Человек не может понять социальную роль до тех пор, пока сам в ней не окажется.

Изучение нового материала (до 30 минут)

В Конституции РФ сказано что мы «многонациональный народ». Что по Вашему мнению это означает?

Сейчас на планете около 200 государств. Национальностей намного больше. Народы делят на малочисленные и многочисленные. Первые называют этническими меньшинствами.

Далее один из учеников вслух читает часть параграфа на стр. 199 под значком «Факты».

Введем понятие национальность - это осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической группе.

Этническая группа - общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других.

Запишем основные типы этнических общностей:

  1. Племя

  2. Народность

  3. Нация

История отношений между народностями и нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали кровавые распри. Какие национальные конфликты вам известны?

Говоря об отношении к истории и традициям других народов, следует привести исторический пример - фашистская Германия. Немецкие нацисты задумали истребить целые народы или значительную их часть (русские, украинцы, евреи, поляки). Преступные действия нацистов поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей.

Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному.

  1. Уважение своей культуры и культуры других народов.

  2. Уважение своей культуры и пренебрежение чужой («Все свое хорошо - все чужое плохо»)

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. Сложились общепринятые традиции - помощь другим народам в экстремальных ситуациях (гуманитарные и иные экспедиции).

Какие национальные традиции вы знаете? Можно привести пример любой страны.

Бывают и иные традиции. К примеру, кровная месть.

Сотрудничество между нациями и народами, это ценность, которую нужно беречь и укреплять.

Говоря о современных национальных конфликтах следует объяснить - в чем причины этих конфликтов.

  • Территориальные споры

  • Неравенство социально-экономических условий

  • Языковые противоречия

  • Национальные стереотипы

От решения национальных проблем зависит стабильность в стране. Нужно руководствоваться принципом - каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен пользоваться всеми правами позволенными ему законом, основанном на принципе равенства.

Далее ученики самостоятельно читают материал на странице 204, посвященный законодательству РФ и отвечают после этого на вопрос - какие права предоставляются гражданам РФ независимо от их национально принадлежности, какие принципы лежат в основе законодательства РФ.

Ожидаемый ответ

Российский народ не является национально единым. В его состав входят различные национальности - русские, башкиры, чуваши, эвенки и др.

Один из учеников вслух читает материал параграфа.

Записывают в тетрадях определения и классификацию.


Ожидаемый ответ:

Конфликт между чернокожим и белым населением в США, конфликт и коренным населением США (индейцы). Арабо-израильский конфликт.





Приводят собственные примеры.

Ученики записываю в тетрадях причины национальных конфликтов.




Принцип гуманизма, равенства народностей и национальностей между собой и перед законом.

Закрепление нового материала

На основе изученного материала попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей.

Ответ

  • Равноправие сторон

  • Толерантное отношение к оппоненту

  • Уважение к традициям и обычаям нации, к которой принадлежи оппонент.

Организация домашнего задания (1-2 минуты)

Пересказ параграфа 24, письменно ответить на вопрос №5 после параграфа.

Один из учеников составляет кроссворд по пройденной на уроке теме, который будет использован для повторения изученного материала на следующем уроке



© 2010-2022