Урок обществознания в 11 классе Бюрократия. Бюрократизм. Коррупция

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюрократия. Бюрократизм. Коррупция


Тип урока - изучение нового материала

Цель урока - комплексное изучение бюрократии как общественного явления

Задачи:

- Обеспечить освоение учащимися понятий, сущности таких явлений как бюрократия, бюрократизм, коррупция.

- продолжить формирование умений работать с документами, делать самостоятельно выводы, навыков групповой работы.

- продолжить формирование правового сознания обучающихся, сформировать представление о недопустимости коррупции в обществе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Государство в политической системе». А в качестве подтемы у нас «Бюрократия. Бюрократизм. Коррупция». (1 и 2 слайд)

Опрос Дз - Что такое государство; Признаки, отличительные черты государства; Основные классификации функций государства

Направления политики - по охвату (внутренние и внешние), по направленности (гос. - правовая, экон., социальная, культурная)

  1. Изучение новой темы.

Как мы уже выяснили, политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по решению общественных проблем, постановке и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.

Государственное управление, как мы выяснили, осуще­ствляется политическими руководителями и чиновниками. С деятельностью чиновничества связано понятие «бюрокра­тия» (от франц. bureau - бюро и греч. kratos - власть). (3 слайд)

Пожалуйста, спишите со слайда определение термина бюрократия. (4 слайд)

Отношение к бюрократии у населения двойственное. У большинства - негативное, а вот немецкий социолог Макс Вебер считал, что бюрократия - это явление естественное и положительное. По его мнению, бороться с бюрократией, а тем более стремиться к побе­де над ней - задача не только бессмысленная, но и вредная. Бюрократия - закономерное явление, возникающее в любом обществе, ибо любое общество нуждается в более или менее специализированном управлении. (5 слайд)

Он разработал классическую теорию (модель) бюрократии. На слайде можно увидеть основные принципы построения бюрократии, по его мнению. Вопросы к этим принципам у Вас есть.

Каково ваше отношение к бюрократии и чиновничеству?

В обыденном сознании многих россиян бюрократия обыч­но ассоциируется с такими негативными явлениями, как коррупция, взяточничество, формализм, бездушное отноше­ние к людям и пр. И это не случайно. В многовековой истории России бюрократия часто выступала замкнутой, оторванной от народа кастой людей, той крайне консер­вативной силой, которая препятствовала назревшим общественным преобразованиям.

Деятельность бюрократов не раз ярко и образно критико­вали в своих художественных произведениях великие русские писатели, в частности Н. В. Гоголь. (6 слайд)

По мнению видных политиков и политологов, и сегодня многие чиновники не умеют, да и не хотят строить свою ра­боту так, чтобы через много лет, покинув свой пост, они ос­тавили бы после себя завершенные реформы и добрую па­мять. В среде бюрократии, как и прежде, процветает коррупция. Спишите определение термина коррупция. (7 слайд)

А сейчас у нас будет работа в группах. Разделитесь на 3 группы. (8 слайд)

Работа с текстом научной статьи заместителя председателя Комитета ГД РФ по образованию и науки в 2007 г. Чернышова А.Г. «Коррупция во власти и обществе как системное явление». На работу 15-20 минут.

Правила:

1 группа отвечает на вопрос: В чем причины высокой коррупционности в России?

2 группа - Как проявляется системный характер коррупции?

3 группа - Какие меры борьбы с ней предлагает автор?

Ответы учащихся. Подведение итогов.

Д/з или по ходу урока. Работа с текстом учебника. С. 185 - 186. Отвечаем на вопрос - Что такое бюрократизм и в чем его причины.


© 2010-2022