- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания в 11 классе Бюрократия. Бюрократизм. Коррупция
Урок обществознания в 11 классе Бюрократия. Бюрократизм. Коррупция
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Назаров А.М. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бюрократия. Бюрократизм. Коррупция
Тип урока - изучение нового материала
Цель урока - комплексное изучение бюрократии как общественного явления
Задачи:
- Обеспечить освоение учащимися понятий, сущности таких явлений как бюрократия, бюрократизм, коррупция.
- продолжить формирование умений работать с документами, делать самостоятельно выводы, навыков групповой работы.
- продолжить формирование правового сознания обучающихся, сформировать представление о недопустимости коррупции в обществе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
-
Организационный момент.
Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Государство в политической системе». А в качестве подтемы у нас «Бюрократия. Бюрократизм. Коррупция». (1 и 2 слайд)
Опрос Дз - Что такое государство; Признаки, отличительные черты государства; Основные классификации функций государства
Направления политики - по охвату (внутренние и внешние), по направленности (гос. - правовая, экон., социальная, культурная)
-
Изучение новой темы.
Как мы уже выяснили, политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по решению общественных проблем, постановке и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.
Государственное управление, как мы выяснили, осуществляется политическими руководителями и чиновниками. С деятельностью чиновничества связано понятие «бюрократия» (от франц. bureau - бюро и греч. kratos - власть). (3 слайд)
Пожалуйста, спишите со слайда определение термина бюрократия. (4 слайд)
Отношение к бюрократии у населения двойственное. У большинства - негативное, а вот немецкий социолог Макс Вебер считал, что бюрократия - это явление естественное и положительное. По его мнению, бороться с бюрократией, а тем более стремиться к победе над ней - задача не только бессмысленная, но и вредная. Бюрократия - закономерное явление, возникающее в любом обществе, ибо любое общество нуждается в более или менее специализированном управлении. (5 слайд)
Он разработал классическую теорию (модель) бюрократии. На слайде можно увидеть основные принципы построения бюрократии, по его мнению. Вопросы к этим принципам у Вас есть.
Каково ваше отношение к бюрократии и чиновничеству?
В обыденном сознании многих россиян бюрократия обычно ассоциируется с такими негативными явлениями, как коррупция, взяточничество, формализм, бездушное отношение к людям и пр. И это не случайно. В многовековой истории России бюрократия часто выступала замкнутой, оторванной от народа кастой людей, той крайне консервативной силой, которая препятствовала назревшим общественным преобразованиям.
Деятельность бюрократов не раз ярко и образно критиковали в своих художественных произведениях великие русские писатели, в частности Н. В. Гоголь. (6 слайд)
По мнению видных политиков и политологов, и сегодня многие чиновники не умеют, да и не хотят строить свою работу так, чтобы через много лет, покинув свой пост, они оставили бы после себя завершенные реформы и добрую память. В среде бюрократии, как и прежде, процветает коррупция. Спишите определение термина коррупция. (7 слайд)
А сейчас у нас будет работа в группах. Разделитесь на 3 группы. (8 слайд)
Работа с текстом научной статьи заместителя председателя Комитета ГД РФ по образованию и науки в 2007 г. Чернышова А.Г. «Коррупция во власти и обществе как системное явление». На работу 15-20 минут.
Правила:
1 группа отвечает на вопрос: В чем причины высокой коррупционности в России?
2 группа - Как проявляется системный характер коррупции?
3 группа - Какие меры борьбы с ней предлагает автор?
Ответы учащихся. Подведение итогов.
Д/з или по ходу урока. Работа с текстом учебника. С. 185 - 186. Отвечаем на вопрос - Что такое бюрократизм и в чем его причины.