Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме Человек и общество

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме Человек и обществоТренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме Человек и обществоТренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме Человек и обществоТренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме Человек и обществоТренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме Человек и обществоЧеловек и общество.

Задание 1. Вставьте пропущенное слово.

1.

ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Объект

тот, кто осуществляет деятельность

Цель

то, на что деятельность направлена

?

идеальный образ желаемого результата


2.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

?

Приобретение знаний

Труд

Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления


3

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

?

Создание необходимых людям благ

Игра

Имитация реальных действий воображаемыми средствами

4

5

6


7


8



Задание 2.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1

1) демографические проблемы; 2) глобальные проблемы; 3) экологические проблемы; 4) экономические проблемы; 5) продовольственные проблемы.

2

1) социальная революция; 2) экономическая реформа; 3) общественный прогресс; 4) социальная динамика; 5) коренные преобразования.

3

1) сословное деление; 2) воспроизводство социального идеала; 3) коллективистские ценности; 4) традиционное общество; 5) сельская община; 6) сращивание власти и собственности; 7) низкая социальная мобильность.

4

1) природа; 2) общество; 3) экономика; 4) политика; 5) система.

5

1) экологический кризис; 2) угроза новой мировой войны; 3) рост наркомании; 4) распространение СПИДа; 5) угроза XXI века.

6

1) наука; 2) искусство; 3) духовная сфера; 4) религия; 5) мораль.

7

1) Технический прогресс; 2) социальный прогресс; 3) социальная реформа; 4) неолитическая революция; 5) модернизация

8

1)знания; 2) мировоззрение; 3) ценности; 4) установки; 5) убеждения.

9

1) биологическая природа человека; 2) инстинктивное поведение; 3) физиологические потребности; 4) физическое развитие; 5) возрастные особенности развития психики.

10

1) потребность; 2) установка; 3) убеждение; 4) мотив; 5) интерес; 6) эмоция; 7) идеал.

11

1) мотив; 2) компонент деятельности; 3) цель; 4) процесс; 5) результат; 6) метод.

12

1) транснациональные корпорации; 2) глобализация; 3) интернационализация; 4) Интернет; 5) компьютеризация; 6) глобальные проблемы.


Задание 3.


1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «формы научного познания».

1) биологические; 2) физиологические; 3) социальные; 4) органические; 5) естественные; 6) эстетические.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

1) субъект; 2) цель; 3) средства; 4) индивид; 5) институт; 6) результат.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.

1) добро; 2) смысл жизни; 3) деньги; 4) свобода; 5) собственность; 6) счастье.

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

1) воспроизводство рода; 2) самореализация; 3) питание; 4) дыхание; 5) движение; 6) общение; 7) отдых.

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элементам структуры деятельности.

1) цель деятельности; 2) мотив деятельности; 3) средства деятельности; 4) характер деятельности; 5) виды деятельности.

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу.

1) массовая культура; 2) технология; 3) община; 4) частная собственность; 5) промышленное предприятие; 6) классы; 7) экологический кризис; 8) глобализация.

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к экономической сфере общества.

1) собственность; 2) производство; 3) этнос; 4) распределение; 5) социализация; 6) обмен; 7) инфляция.

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к практической деятельности.

1) земледелие; 2) реформа государственного аппарата; 3) производство; 4) идеология; 5) строительство; 6) проповедничество.

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс; 2) структура; 3) эволюция; 4) реформа; 5) спад; 6) стратификация.

Задание 19.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

  3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г





1. (А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Человек - существо биосоциальное, обладающее абстрактным мышлением, способностью осознавать цели своей деятельности и предвидеть её результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

2. (А) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений, занимающихся изучением человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (В) Но знание о человеке всё ещё имеет фрагментарный характер, не позволяет уяснить многие важные аспекты. (Г) Сущность человека проявляется на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном. (Д) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.

3. (А) Интернет позволяет общаться людям, находящимся в разных уголках планеты (Б) Интернет-пользователи могут высказывать свою точку зрения по различным проблемам, выражать свои интересы. (В) Владельцы социальных сетей установили, что интересы людей эволюционируют вместе с развитием тех возможностей, которые предоставляет Сеть. (Г) Это вызывает тревогу, так как создаются новые возможности для манипулирования сознанием больших масс людей. (Д) Сознание является совокупностью психических процессов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире.

4. (А) Современные школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет. (Б) Сегодня Интернет - незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученических научных работ. (В) Тенденция развития информатизации образования предполагает формирование системы непрерывного образования на базе информационных технологий. (Г) Сегодня трудно недооценить значение Интернета как источника получения информации для всех школьников. (Д) Каждую секунду восемь человек на планете становятся участниками какой-либо из существующих социальных сетей.

5. (А) По данным социологических опросов современные школьники стали меньше читать книг. (Б) Это отрицательно сказывается на развитии учащихся. (В) Уровень знаний абитуриентов по русскому языку и литературе удручающе низкий. (Г) Контрольные работы показывают, что не все студенты-первокурсники обладают умениями, необходимыми для учёбы в вузе. (Д) Одна из целей изучения филологии - овладение навыками анализа литературных произведений.

6. (А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

7. (А) Общество - часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая с ней тесную взаимосвязь. (Б) Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды. (В) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Г) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катаклизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров. (Д) Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания.

8. (А) Постижение прошлого человечества - довольно сложный процесс. (Б) В нём объективные факты переплетаются с субъективными мнениями и оценками. (В) История общества методологически изучается с точки зрения двух подходов: линейного (формацион- ного и стадиально-цивилизационного) и нелинейного (локально- цивилизационного).(Г) На наш взгляд, широко используемое понятие «цивилизация» является слишком неоднозначным.

9. (А) На наш взгляд, сегодня многие значительно преуменьшают опасность новой мировой войны, что абсолютно неоправданно. (Б) В странах мира насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен уничтожить жизнь на планете. (Г) Глобальные проблемы - это вызовы современности, представляющие угрозу для существования всего человечества и требующие объединения усилий всех стран для их совместного решения.

10. (А) Философ Д. Анин выдвинул тезис о противоречивости прогресса. (Б) С ним трудно не согласиться. (В) Человечество должно осуществлять контроль не только за производством, но и за потреблением. (Г) На наш взгляд, сегодня во многих уголках планеты уровень культуры производства и потребления остаётся крайне низким. (Д) Под противоречивостью прогресса понимается сложность и непредсказуемость результатов преобразовательной человеческой деятельности.

11. (А) Развитие техногенной цивилизации, основанной на росте производительности труда за счёт машинных технологий, породило ряд противоречий между обществом и природой, проявлением которых стала глобальная экологическая проблема. (Б) Ни капиталистическая, ни социалистическая системы не смогли в полном объёме реализовать принцип гуманизма во всех аспектах социальных отношений. (В) Это выразилось в угнетении человека человеком, противостоянии социальных систем. (Г) Отношение к природе можно назвать хищническим. (Д) Последствия этого проявились в глобальных кризисах, потрясавших обе системы.

12. (А) Проблема «Восток - Запад» непременно всплывала в России в переломные эпохи, когда в очередной раз решались судьбы страны. (Б) Сегодня она опять чрезвычайно популярна. (В) Западничество - это направление в общественно-философской мысли, возникшее в XIX веке, сторонники которого пропагандировали западные ценности, образ жизни, культуру, западную модель развития общества. (Г) Одновременно с этим, в противоположность идеям «западников», развивалась идея славянофильства. (Д) На наш взгляд, эта проблема ещё долго будет открытой.

Задание 20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1. «Человек живет в (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ___________(Б) с окружающими.

В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ____________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными

(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает_____________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль__________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Список терминов:

1) знание

2) общество

3) группа

4) позиция

5) отношение

6) норма

7) закономерность

8) поведение

9) экономика

2. «В труде, учении, (А) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встаёт вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________(Б) - её способности и характерологические черты -

формируются в ходе жизни. Врождённые (В) организма являются лишь __________ (Г)'- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - __________(Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и __________(Е). В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Список терминов:

1. особенность

2. способности

3. личность

4. игра

5. общество

6. задатки

7. общение

8. деятельность

9. группа

3. «Наличие существенных психологических (А) между мужчинами и женщинами ни у кого не вызывает сомнений. Но эмпирические данные по данному вопросу, несмотря на огромное число ________(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространённые ___________В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин - пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлении большой части населения, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им ________________(Г) "домашней хозяйки", "хранительницы домашнего очага" и т.п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный ___________(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение потеряло былую жёсткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Список терминов:

1. исследование

2. различие

3. труд

4. общение

5. учение

6. стереотип

7. роль

8. статус

9. группа

4. «Мотивом (А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная ___________(Б) человека. Это определённая форма связи

с внешним миром (В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются _______________(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____________(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к ______________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Список терминов:

1. потребность

2. деятельность

3. причина

4. социальный

5. естественный

6. подлинный

7. социализация

8. личность

9. идеальный (духовный)

5. «В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребёнком для развития его ___________(А).

Теперь уже стало бесспорной истиной, что (Б) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных ____________(В) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение "отравляет" ____________(Г) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. ___________(Д) в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка - его нужд и ___________(Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности».

Список терминов:

1. потребности

2. психика

3. личность

4. культура

5. общение

6. семья

7. контакт

8. группа

9. гуманизм

6. «Социальное познание, то есть познание ____________(А), осуществляется рядом наук, которые получили название ______________(Б) наук. (В) изучает общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты, процессы и их связи. Предметом изучения_______ (Г) являются политические процессы,

отношения, ценности, культура. (Д) возникла из потребности в изучении общих принципов развития бытия и сознания. Совокупность моральных правил, норм совместной жизни людей

в обществе, их поведения и отношения друг к другу изучает (Е)».

Список терминов:

1. естественные

2. политология

3. объект

4. общество

5. история

6. философия

7. гуманитарные

8. социология

9. этика

7. «Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с ____________(А). Основное её содержание - изменение и ______________(Б) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на (В) продукта материальной или духовной культуры. Деятельность всегда связана с определённой _____________(Г), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ____________(Д), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _________________(Е), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий и поступков».

Список терминов:

  1. 1. окружающий мир

    1. 2. преобразование

                    1. 3. приспособление

                    1. 4. результат

                    1. 5. сознательность

                    1. 6. производство

                    1. 7. потребность

                    1. 8. потребление

                    1. 9. мотив

8. ______________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы___________(Б), внедряются единые

представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется _________(В). Глобализация - (Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________(Д) общества, с другой - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами третьего мира, обостряется проблема (Е)».

Список терминов:

1. диалог культур

2. разделение труда

3. общество

4. глобализация

5. противоречивый

6. массовая культура

7. сельское хозяйство

8. информационный

9. компьютер

9. «Понятия "индустриальное общество" и "индустриальная _____________(А)" можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного "традиционного" общества, в котором господствуют натуральное _________(Б) и сословная _____________(В), к передовому, промышленно развитому

"индустриальному обществу". С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной ____________(Г) и обусловливают __________(Д) во всех иных (Е) общественной жизни».

Список терминов:

1. сфера

2. государство

3. хозяйство

4. сознание

5. процесс

6. революция

7. промышленность

8. цивилизация

9. иерархия

10. «Первый тип цивилизаций - (А) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ___________(Б)

к природе, а не её целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на ______________(В). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ________(Г),

а также обычаи и традиции. Большую роль в жизни людей играла _____________(Д), в собственности которой находились земля, ирригационные сооружения. Развитие экономики таких обществ носит (Е) характер».

Список терминов:

1. постиндустриальные

2. община

3. традиционные

4. религия

5. приспособление

6. индустриальные

7. интенсивный

8. самосозерцание

9. экстенсивный

11. «По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ________(А). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло ___________(Б). Человечество по-новому начинает воспринимать __________(В) - как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человека появляется _________(Г), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является ___________(Д) - рост городов, связи личного типа преобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о _______(Е). В экономической сфере господствует _________(Ж)».

Список терминов:

1. индустриальный

2. богатство

3. промышленная революция

4. частная собственность

5. урбанизация

6. время

7. право выбора

8. индустриализация

9. права человека



© 2010-2022