- Преподавателю
- Обществознание
- Реферат на тему Суеверия в прошлом и в современности
Реферат на тему Суеверия в прошлом и в современности
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михневич И.А. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Суеверия в прошлом и в современности»
В настоящее время важное место в сознании значительной части населения нашей страны занимают суеверия.
Их можно встретить по всей планете. Кто-то сохраняет их как часть культурного наследия. Для других - это любопытные, придающие разнообразие жизни эпизоды. На Западе к ним относятся с некоторым скептицизмом, в странах Африки, суеверия наоборот очень сильно влияют на жизнь людей.
Некоторые суеверия стали настолько привычными, что даже считаются знаками внимания или вежливости. Например, кто-то чихнул, окружающие мгновенно реагируют: «Будь здоров»! В США исследователи фольклора, выяснили, что во многих странах существует поверье о том, что в момент чихания «душа покидает тело человека», для этого и используется «защитная фраза».
Суеверие есть вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть).
Происхождение суеверий
Почти невозможно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина - в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых они хотели бы предотвратить. Суеверие - это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.
Научные и магические суеверия основаны на стремлении человека познать окружающий мир. Для этого эволюция наградила наш разум возможностью находить паттерны, связанные с едой и выживанием: места, где каждый год росли вкусные и питательные корни, время цветения и созревания плодов, следы хищников. Многое в окружающем мире устроено неслучайно, поэтому нам, как и животным вообще, важно замечать природные закономерности. [9]
Мы - прирожденные искатели связей. Поэтому современный мозг чересчур усердно ищет связи между причиной и следствием: он с готовностью находит совпадения в событиях, которые никак не связаны. В этом кроется источник многих научных и магических суеверий.
Суеверия и их обоснования, которые дошли до наших дней:
-
если дорогу вам перебегает черная кошка - ждите неприятностей. Разъяснение: наши древнерусские предки считали, что кошки имеют связь с миром духов. А во времена инквизиции черных котов считали верными спутниками ведьм и колдунов.
-
в пятницу 13-го нельзя ничего делать. Разъяснение: согласно Ветхому Завету именно в пятницу 13-го Каин убил Авеля. В пятницу 13 октября 1307 года одновременно были арестованы рыцари ордена Тамплиеров по приказу Филиппа IV Красивого и с разрешения Папы Римского. После семилетнего судебного процесса многие рыцари были казнены. Многие историки считают, что Христа распяли в пятницу 13 числа, поэтому король и выбрал эту дату для ареста тамплиеров. Кроме того, число 13 нелюбимо народом и без пятницы: в древнееврейской Каббале 13 Духов Зла; чертова дюжина равняется 13; о казни Христа впервые упоминается в 13-ой главе Евангелие; в Тайной Вечере 13 участников; во многих домах нет 13-го этажа а в семье где 13 детей обязательно вырастит преступник.
-
очень плохая примета, если вы передаете кому-то или сами берете что-то через порог. Разъяснение: дело в том, что в давние времена под порогом принято было хоронить усопших, поэтому порог издавна считался границей между мирами. Передать что-то через порог означало потревожить мертвых и вызвать их гнев.
-
если вы, выйдя из дома по какой-то причине вернулись - ждите неприятностей. Разъяснение: как уже было сказано, порог - граница между миром мертвых и миром живых. Возвращаясь с полдороги, вы ослаблены неудавшимся походом и вполне уязвимы для потревоженных духов. Смотреться в зеркало нужно для того, чтобы удвоить силы.
-
если вы собираетесь в дальнюю дорогу, нельзя сразу выскакивать из дома. Разъяснения: раньше верили, что когда кто-то собирается в дорогу, домашние духи стараются помешать, уцепившись за уходящего. Если уйти сразу - духи тоже последуют за вами и будут пакостить в пути. А если сесть и посидеть, то они решат, что никто никуда не едет и оставят вас в покое. И, к тому же, это хороший повод обдумать будущее путешествие.
-
ешь с ножа - будешь злым. Разъяснения: в древние времена нож служил как для добычи пищи, так и для священных ритуалов. Есть с ножа - значит использовать его не по назначению. Так можно прогневать духов, которые нашлют напасти в виде злости и агрессии. Да и порезаться можно. Кроме того, ножи нельзя дарить. Нельзя подавать нож лезвием вперед - к ссоре. Невеста не должна преподносить жениху подарок в виде ножа - свадьба расстроится. Но уж если дарит - отказываться нельзя. А если вдруг нож упал на пол - ждите гостя.
-
рассыпали соль - к ссоре. Разъяснения: в старые времена соль была очень ценным продуктом. Рассыпать ее - добро разбазарить. Что тут хорошего? Увидит матушка - заругает. Вот вам и ссора. К тому же соль очень не любит всякая нечисть. Плюете через левое плечо, а там черт. Этим вы покажете, что он вам совсем не страшен. А смехом даете понять, что для вас рассыпанная соль - сущий пустяк.
-
свист в доме к потере денег. Разъяснения: свист напоминает порывы ветра, которым свойственно выдувать имущество и всячески вредить сельскому хозяйству .Так, насвистывая любимую мелодию, пускаем мы на ветер свое благосостояние.
-
нельзя хвататься за ведро и тряпку сразу после того, как закроется дверь за вашим гостем или родственником. Разъяснения: посещая ваш дом, каждый человек оставляет свой уникальный след, убрав который вы можете серьезно навредить человеку. Помыв за гостем пол, вы выгоняете на улицу частичку его духа.
-
В давние времена люди искренне верили в то, что если в доме стоит хорошая дверь, то помещение будет защищено и от воров, и от всякой нечистой силы. Именно потому многие ритуалы связанны с дверями, косяками и порогами. К примеру, от сглаза было принято воткнуть иголку в дверной косяк, а если перенести невесту через порог дома, то за ним останутся все плохое. Через дверь в дом не могла проникнуть потусторонние силы. Вполне естественно, что дверям тогда уделялось особое внимание.
-
Рождение близнецов всегда и везде было выдающимся событием. В некоторых древних культурах такой случай рассматривался как рождение божеств, поэтому близнецам поклонялись. В других местах рождение близнецов рассматривалось как несчастье. Часто, одного из новорождённых убивали.
Эти примеры показывают, что некоторые суеверия могут выглядеть странными и безобидными. Другие, без преувеличения, могут представлять смертоносную опасность. По сути, суеверия - своего рода замаскированная религия, основанием для которой является слепая вера в необъяснимое, сверхъестественное. Какими бы нелепыми ни казались эти традиционные поверья, их знают многие.
С предрассудками боролись запретами и различными образовательными методами, но искоренить их не удалось до сих пор. Даже в наше время большинство людей нехотя признаются, что в глубине души все-таки верят в пару примет, противоречащих всякой логике. Становится очевидным, что для многих людей существуют двойные нормы: на людях они говорят одно, тайком делают другое. Причина проста - страх показаться глупыми и невежественными. Поэтому люди предпочитают называть суеверия обычаями и традициями. Спортсмены, например, утверждают, что перед игрой у них есть свои особые «традиционные» ритуалы.
Один журналист с иронией высказался об электронных письмах, рассылаемых людям с просьбой переслать такие же письма другим. Обычно тому, кто передает такое письмо дальше, обещается счастье, а прервавшему эту цепочку, якобы, грозит беда. Став очередным звеном в такой цепочке, этот журналист сказал: «Я делаю это не потому, что суеверен. Просто не хочу неприятностей».
Почему такое происходит даже в наше время, заполненное информацией? Одни утверждают, что суеверия свойственны человеку. Другие заявляют, что склонность к суеверию заложена в генах.
Но разве люди рождаются с привычкой стучать по дереву, или переступать порог, когда что-то берут или наоборот дают? Очевидно, что они этому учатся!
Откуда же появились многочисленные суеверия? Из расшифрованных надписей древности стало известно, что люди стремясь узнать будущее, применяли различные предметы, которые получали у «магов, предсказателей, гадателей…». Естественно не бесплатно. В наши дни, обещания, с предсказаниями будущего, несложно найти в сети Интернет.
Известно, что любители азартных игр суеверны. Один такой любитель заметил: «Уверен, что церковь прекрасно знает, насколько суеверны игроки, поэтому на скачках всегда можно увидеть монашек с ящиками для пожертвований. Как может верующий надеяться выиграть на скачках, если он откажет в пожертвовании "сестре"? Приходится жертвовать. И если в этот день повезет, обычно проявляешь особенную щедрость, надеясь на дальнейший успех».
В энциклопедии «Уорлд бук» отмечается: «Суеверия не исчезнут до тех пор, пока люди… не будут уверены в будущем». Суеверия процветают потому, что они коренятся в присущем всем людям страхе перед будущим и поддерживаются различными религиозными верованиями. Стоит сделать вывод, что приносят суеверия - пользу или вред?
Суеверие - предрассудок, состоящий в том, что человек принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать будущие события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: ношении талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.
Понятие «суеверие», также как понятия Истина, Ложь, Заблуждение, Предрассудок, чётко в принципе не определимо, и отнесение того или иного представления к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).
Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Суеверия имеют глубокие исторические корни и носят несистематизированный характер; древние религиозные верования, часть коих они составляли, давно ушли в прошлое. Первичные интенции - желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций и прочее, - сохранились в психике и могут способствовать распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Отношение церкви к суевериям.
Церковь всегда осуждала веру людей во всевозможные приметы и суеверия. Это считалось и продолжает считаться мракобесием и слабостью невежественных людей. [5]
Религиозные суеверия - вера или суеверие?
По своему содержанию, некоторые суеверия имеют религиозную окраску, и то, что это именно суеверия и не всегда очевидно, особенно для верующих людей. Они часто не замечают просачивания грубого суеверного отношения к церковности в свою религиозную жизнь и практику. [6]
Одна крайность - это когда у людей развито чрезмерное увлечение чудесами и знаменьями, чтобы доказать свою собственную святость или правильность веры. Они забывают, что чудеса, истинные или ложные, сами по себе ничего не доказывают. Истинное чудо - это просто знак милости Божией, а, как мы знаем, Бог милостив не только к верным, но к кому Он пожелает.
Другая крайность возникает, когда люди преувеличивают значение церковных обычаев и правил до такой степени, что они затмевают собой заповеди Божии. Например, считают, что если крестное знамение и сопровождающий его поклон не сделаны с предельной точностью, то и сама молитва не имеет силы. В своем неуместном религиозном рвении, такие люди могут настолько зафиксироваться на «букве закона», что для «духа закона» в их душе остается мало или вообще никакого места. Такой подход к церковной жизни является современным фарисейством. Такое поведение может стать настоящей одержимостью, мучительной и для самого ревнителя, и окружающих его людей.
Приведу несколько примеров того, когда проявление религиозности сформировано скорее суеверием, чем верой:
-
Когда освященную икону или крестик держат в автомобиле или даже в бумажнике, но относятся к ним также, как к заячий лапке или талисману.
-
Точно также, когда молитву носят на себе или просто, имеют в распечатанном виде, но не молятся. Это низводит молитву до какой-то магии, превращая в талисман или амулет. Было бы неизмеримо лучше просто запомнить слова молитвы и часто повторять их.
-
Временами родители приходят к священнику и просят крестить детей, чтобы улучшить их здоровье, поскольку ребенок «болезненный» или «много кашляет». Здоровье ребенка может действительно улучшится после крещения, но Церковь и ее священники совершенно не поэтому поощряют крещение детей без ненужных задержек.
-
Отношение к таинству Евхаристии (Св. Причастия) иногда точно такое же. Потом такие люди огорчаются, поняв, что все их приготовления к Причастию были «пустой тратой времени», поскольку оно не помогло с проблемами на работе или не прервало череду неудач, испытываемых человеком.
Опасность суеверного отношения к, по своей сути, правильной религиозной практике состоит в том, что святыни и даже святые таинства Церкви начинают рассматриваться как способы достижения чисто внешних целей.
Часто очень трудно отличить духовный опыт от эмоциональных переживаний, и настоящий паломник не может ожидать чудесной перемены в себе или своих обстоятельствах от таких переживаний. Поездки на святые места действительно воодушевляют паломников изменить свою жизнь и следовать Господу, но настоящая духовная перемена возможна только тогда, когда человек решится последовать словам Господа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Maт. 16:24).[2] Паломник, который не готов к тому, чтобы работать над собой (отречься от себя) и начать духовную борьбу (взять крест свой), а ожидает перемены в себе просто от самого факта паломничества, опять же, смотрит на святыню в ложном свете, обращаясь к ней только в силу того, что надеется получить какой-то внешний результат. Даже если нам и хочется войти в Царство Небесное, без борьбы это вряд ли возможно, поскольку и Христос четко сказал: «… кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Maт. 10:38). [2]
Суеверия с религиозной окраской особенно вредны нам как Христианам, поскольку, требуя от нас определенной духовной лояльности и поклонения, они предлагают нам фальшивую истину. Суеверия не просто отвлекают нас от Истины Слова Божия, но еще и крайне ограничивают, данный нам Богом, дар свободы воли, поскольку отношения с Богом, а они основаны на свободе воли, мы заменяем чем-то, зависящим от возможности и случая. Подспудно мы начинаем верить не в благой Промысел Божий, а в приметы, знамения и предсказания. Но Христос предупредил нас: «не можете Богу служить и мамоне!» (Лука 16:13). [2] В конечном счете из всего этого может родиться неверие и человек отпадет от Бога.
Почему суеверия так популярны?
Если человек лишен истинной веры в истинного Бога, то, независимо от того, во что он верит, он становится склонным к языческим верованиям. Язычество проникнет в разные стороны его жизни, мировоззрение, и особенно в повседневные дела. Господь вдохновил пророка Иеремию написать следующие слова: «не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иерем. 10:2). [3] В Священном Писании Бог определяет язычниками всех, кто поклоняется природе (солнцу, луне, звездам, т.д.), рукотворным идолам и чему, и кому угодно, кроме единого истинного Бога. Их и их обряды Он называет погаными.
Язычество - это психологическое состояние, когда настоящая духовность заменяется эмоциями (душевностью). С Христианской точки зрения - это состояние души без Бога. Настоящие Христиане обязаны понимать, что все обычаи, обряды и традиции, имеющие языческие корни суть мерзость перед Богом. Он заповедал: «И потому выйдите из среды их и отделитесь» (2 Кор. 6:17). [4] И, несмотря на все это, как указано выше, даже верующие люди уступают перед искушением «дополнить» свою веру бессмысленными суеверными поверьями.
Возможно, мы найдем объяснение этому явлению в древней мудрости. Существует старая русская пословица, что «всякая душа по природе Христианка». Нет сомнений, что истина этой пословицы основана на наблюдении, что все люди по-своему испытывают желание соприкоснуться с духовным миром, с их Богом. Это происходит даже когда сами люди не осознают происходящего, что говорит о том, что стремление к познанию Бога присутствует даже на подсознательном уровне. Другое религиозное выражение, отражающее данное явление, утверждает, что «в каждой душе присутствует образованный Богом вакуум».
Эти два высказывания передают очень глубокий образ. С одной стороны, люди всегда, даже на подсознательном уровне, ищут общения с Богом, а с другой, природа души, как и природа в целом, не терпит пустоты. Эта древняя мудрость предупреждает нас, что если вакуум (души) не наполнен Богом, то он будет наполнен чем-то другим и это что-то будет заведомо ложным!
- Наверно, надо начертить на земле круг и написать в нем всякие таинственные слова непонятными буквами, и встать в него, и произносить разные заклинания?
- Нет, - сказал Юстас, поразмыслив. - Я тоже примерно так думал, только эти круги и заклинания все-таки чушь собачья. По-моему, они Ему не понравятся. Как будто мы Его хотим заставить что-то сделать.
А мы Его можем только просить.
Клайв Льюис. Серебряное кресло[1]
Тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии. Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.
Л. Леви-Брюль рассматривает суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.
По словам В. Мезенцева, суеверия основываются на вере в чудесное, сверхъестественное, возникающей от недостатка знаний. Как сверхъестественное воспринимается все, что выходит за пределы повседневного опыта и не укладывается в привычные представления.
Г.Г. Почепцов определяет суеверия как предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события, и считает возможным влиять на них. Суеверие включает в себя допущение, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Устойчивость суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты ошибочности вытесняются. Сохранению и распространению суеверий способствует желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций. Суеверия более широко распространяются в экстремальных обстоятельствах. [10]
Лично я считаю, что любые суеверия, воплощаются в жизнь, только благодаря самому человеку, который в них верит, срабатывает самовнушение.
Литература:
-
Православный журнал Фома (Декабрь, 21 2013 06:15)
-
Евангелие от Луки
-
Книга пророка Иеремии
-
Библия
-
sueveriya.ru
-
Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии: Монография. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М - 313 с. - (Научная мысль), 2012 § 2. ВЕРА И СУЕВЕРИЯ
-
Флоренский П. А. «О суеверии»
-
Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа
-
krotofilin.ru/proza/potter/potter-0053.shtml
-
sueverie.net/psixologiya-sueverij.html