Социальные права человека

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Урок обществознания   Класс:  9 Цель Дать учащимся четкое представление о социальных правах человека и реализации их в Российской Федерации. Задачи Образовательные: знакомить учащихся с основными положениями «Всеобщей Декларации прав человека» по социальным правам человека; рассмотреть  основные социальные права человека в Российской Федерации и роль государства в их обеспечении. Коррекционно-развивающие: продолжить развивать навыки работы с документами,  умение анализировать, обобщать, связно и развернуто излагать ответы на вопросы. Воспитательные: воспитывать учащихся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах. Основные знания Социальная политика государства, социальные права человека (право на жилище,  право на медицинское обслуживание, право на социальное обеспечение). Основные термины и понятия Социальное право, социальное обеспечение, государственные пенсии, социальные пособия, минимальный прожиточный минимум, служба занятости,  страховая медицина. Оборудование и материалы Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, линейка, карандаш, ручка и тетрадь (у каждого ученика). Тип урока Сообщение новых знаний
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Урок обществознания

Дата проведения урока:

Класс: 9 класс «СКОШИ VIII вида п. Эгвекинота»

Цель

Дать учащимся четкое представление о социальных правах человека и реализации их в Российской Федерации.

Задачи

Образовательные: знакомить учащихся с основными положениями «Всеобщей Декларации прав человека» по социальным правам человека; рассмотреть основные социальные права человека в Российской Федерации и роль государства в их обеспечении.

Коррекционно-развивающие: продолжить развивать навыки работы с документами, умение анализировать, обобщать, связно и развернуто излагать ответы на вопросы.

Воспитательные: воспитывать учащихся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах.

Основные знания

Социальная политика государства, социальные права человека (право на жилище, право на медицинское обслуживание, право на социальное обеспечение).

Основные термины и понятия

Социальное право, социальное обеспечение, государственные пенсии, социальные пособия, минимальный прожиточный минимум, служба занятости, страховая медицина.

Оборудование и материалы

Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, линейка, карандаш, ручка и тетрадь (у каждого ученика).

Тип урока:

Сообщение новых знаний







Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие, отметки в журнале отсутствующих, проверка готовности к уроку (наличие книг, тетрадей, ручек), целеустановка на урок.

Приветствие, слушают учителя

Актуализация знаний,

объявление новой темы

Вводное слово учителя. В декабре 1945 г. в США была создана Организация Объединенных Наций. На общие собрания ООН в г. Вашингтон ежегодно собираются представители около 200 стран мира (в том числе и России). Главная цель этой организации - поддерживать мир во всем мире, защищать права всех людей.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН (так называются общие собрания ООН) приняла международный документ Всеобщую Декларацию прав человека. В ней были написаны важные права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку. ООН призвала государства признать и обеспечить права своим гражданам.

В 1959 г., ООН приняла Декларацию прав ребенка, в 1989 г. Конвенцию о правах ребенка.

В 1991 г. Россия на основе Всеобщей Декларации прав человека приняла Декларацию прав человека и гражданина Российской Федерации.

В 1993 г. в России был принят основной закон - Конституция Российской Федерации.

Во всех этих документах закреплен широкий круг личных, политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод человека.

Объявление новой темы «Социальные права человека»

Слушают учителя
























Записывают название темы в тетради

Изучение

нового

материала
















Изучение

нового

материала
















Изучение

нового

материала































Изучение

нового

материала





















































Рассказ учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с основными положениями документов по социальным правам человека, рассмотрим основные социальные права человека в Российской Федерации, поговорим о роли государства в обеспечении этих прав.

Изучение материала проводится по плану, написанному на доске.

План (на доске)

1. Социальные права (понятие)

2. Виды социальных прав:

а) право на жилище;

б) право на медицинское обслуживание;

в) право на социальное обеспечение.

3. Роль государства в обеспечении социальных прав

1. Социальные права (понятие)

Что же такое социальные права, которые прописаны во всех международных документах?

Права -это система общеобязательных норм, которые устанавливаются и охраняются государством.

Социальные права -это притязания человека достойный уровень жизни. Иными словами человек хочет иметь хорошее жилье, хотел бы получить в нужное время медицинскую помощь, надеется на безбедную старость - и во всем этом ему должно помогать государство.

Работа со словарем: социальные права.

Социальное положение человека в первую очередь зависит от него самого: стремится ли получить образование, специальность, готов ли овладеть новой профессией, от человеческих качеств личности.

2. Виды социальных прав

К социальным правам в первую очередь относятся:

  • право на жилище;

  • право на медицинское обслуживание;

  • право на социальное обеспечение.

Вопрос учителя: Какие права относятся к социальным?

Задание. Начертите в тетради таблицу (показывает таблицу на доске) Запишите в нее виды социальных прав (в ходе работы учитель вызывает по одному к доске, ученики пишут в таблицу виды соц. прав)

Таблица. Виды социальных прав человека.

Виды

социальных прав

человека



право на жилище



право на охрану здоровья и мед. помощь



право на социальное обеспечение



Задание. Положите перед собой материалы Всеобщей Декларации прав человека (1948 г).

Найдите статьи № 22, 25. Прочитайте их.

Обсуждение статей.

Задание. Заполните в таблице во 2 колонке статьи Всеобщей Декларации прав человека по социальным правам. Также заполняют таблицу на доске.

Виды

социальных прав

человека

Всеобщая

Декларация

прав человека (1948г)


право на жилище

Ст.22, Ст. 25


право на охрану здоровья и мед. помощь

Ст. 25


право на социальное обеспечение

Ст. 22

Ст. 25


Учитель проверяет правильность выполнения задания, опрашивая учеников.

Рассказ учителя. Теперь рассмотрим, как представлены социальные права в Конституции СССР и Конституции Р.Ф.

1 группа прав.

Право на жилище.

Впервые право на жилище было зафиксировано в Конституции СССР в 1977 году.

Учитель раздает учащимся листки с извлечениями из Конституции СССР 1977 г.

Задание. Прочитайте статью Конституции СССР 1977 г. о праве на жилище (метод жужжащего чтения).

Обсуждение. Что гарантировало государство своим гражданам? Какие обязательства оно на себя брало?

Рассказ учителя. В связи с экономическим кризисом в стране государство не могло гарантировать право на жилище. Нужны были новые пути решения проблемы. С распадом СССР в 1993 г. была принята новая Конституция Р.Ф.

Задание. Положите перед собой Конституцию Р.Ф. Откройте стр. 14. Найдите статью, в которой записано право на жилище граждан России. Прочитайте эту статью и запишите № статьи в таблице в графу «Право на жилище» по Конституции России 1993 г.

Виды

социальных прав

человека

Всеобщая

Декларация

прав человека (1948г)

Конституция

Российской

Федерации

(1993 г.)

право на жилище

Ст.22, Ст. 25

Ст.40

право на охрану здоровья и мед. помощь


Ст. 25


право на социальное обеспечение

Ст. 22

Ст. 25


Задание. Сравните статьи о праве на жилище Конституции СССР и Конституции Р.Ф. Есть ли различие? Объясните, чем отличается право на жилище в Конституции СССР от права на жилище в Конституции Р.Ф.?.

Вывод (делают ученики или учитель). В Конституции Р.Ф. 1993 г. в 40 статье появилось новое положение, которого не было в Конституции 1977г: «Никто не может быть произвольно лишен жилья». Это означает, что никакие органы или высокие чины не могут лишить человека жилья. А раньше такая практика была. Сегодня государство гарантирует помощь тем из нас, кто решил сам строить свое жилье. Для этого выдают кредиты на 10 и более лет.

Сегодня разрешается приватизировать жилье, полученное многие годы назад бесплатно. Для этого нужно лишь заплатить налог. Тогда человек становится собственником жилья, может поменять его, продать, подарить, завещать.

Сегодня малоимущим семьям государство дает жилье бесплатно или за счет средств общественных фондов.

Вопрос: Обеспечивает ли правительство ЧАО право на жилище жителям Чукотки? Приведите примеры (квартира есть у каждой семьи, строительство в селах, жилищный сертификат, скидки на оплату жилья, за сет, газ, отопление)

Переходим ко 2 группе прав.

Право на медицинское обслуживание

Здоровье людей - одна из высших ценностей общества, поэтому в Конституции Р.Ф. предусмотрено право на охрану здоровья.

Задание. Откройте стр. 14 Конституции Р.Ф. и найдите статью, в которой записано право гражданин России на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Запишите № статьи в таб..

Виды

социальных прав

человека

Всеобщая

Декларация

прав человека (1948г)

Конституция

Российской

Федерации

(1993 г.)

право на жилище

Ст.22

Ст. 25

Ст.40

право на охрану здоровья и мед. помощь

Ст. 25

Ст. 41

право на социальное обеспечение

Ст. 22

Ст. 25


Рассказ учителя. Здравоохранение в СССР было бесплатным. Но бесплатным было лечение только для граждан, а не для общества. На закупку, содержание медиц. оборудования, на оплату труда медработников государство тратило огромные деньги. Эти средства брались в других отраслях. В 1991 г. был принят закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Согласно этому закону каждый получает медиц. полис и в случае болезни с ним идет в больницу. В полисе указано откуда на лечение человека будут перечислены деньги: из бюджета или с предприятия. Учитель показывает учащимся медицинский страховой полис.

Но в поликлиниках и больницах оказываются и платные медицинские услуги. За них человек платит или сам, или благотворительный фонд. Например, Чулпан Хаматова организовала Фонд помощи детям, больных раком.

Вопрос: Назовите какие платные медиц. услуги вы знаете?

Но не каждый может оплатить за лечение, поэтому бесплатную медицинскую помощь государство отменить не может. Например, бесплатная прививка от гриппа, профилактическое обследование детей, допризывников, наблюдение за будущими матерями. Материнство и младенчество в нашей стране под особой защитой.

Сокрытие должностными лицами фактов, которые создают угрозу жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность.

Вопрос: соблюдается ли право на медицинское обслуживание в нашем учебном заведении? Приведите примеры.

Разберем 3 группу прав.

Право на социальное обеспечение.

Рассказ учителя. Большинство людей сами могут решать свои проблемы. Но есть категории людей, которые нуждаются в общественной поддержке и защите. К ним относятся: пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, малообеспеченные, семьи, потерявшие кормильца. Пожилыми людьми считаются те, кому за 70 лет. Многодетной семьей признана семья, в которой 3 и более детей. Малообеспеченной семьей называют любую семью, у которой доход ниже прожиточного минимума (о нем мы поговорим в ходе урока).

Задание. Найдите в Конституции Р.Ф. на стр. 14 статью о праве на социальное обеспечение. Прочтите ее. Запишите № статьи в таблицу.

Виды

социальных прав

человека

Всеобщая

Декларация

прав человека (1948г)

Конституция

Российской

Федерации

(1993 г.)

право на жилище

Ст.22

Ст. 25

Ст.40

право на охрану здоровья и мед. помощь

Ст. 25

Ст. 41

право на социальное обеспечение

Ст. 22

Ст. 25

Ст. 39

(учитель спрашивает у учеников № статьи, записывает на доску: ст. № 39.)

Вопросы по статье № 39:

  • Как вы понимаете выражение «Каждому гарантируется социальное обеспечение…»?

  • Кому закон гарантирует соц. поддержку?

Госу­дарство должно обеспечить уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

Чукотское правительство рассчитывает прожиточный минимум 2 раза в год. На сегодняшний день он составляет около … тысяч рублей на 1 человека.

Задание (написано на доске). Решите задачу.

В с. Конергино живет семья Науль, состоящая из 4 человек.. Отец работает в оленеводческой бригаде и получает 13 тыс. руб. в месяц. Мать работает кладовщиком, ее зарплата 7 тыс. руб. в месяц. Сколько рублей приходится на 1 члена семьи?

Ответ: на 1 человека в семье приходится 5 тыс. руб.

3. Роль государства в обеспечении социальных прав

Семья, общий доход которой ниже прожиточного уровня, называется малоимущей или малообеспеченной. Таким семьям государство и Отдел соц. поддержки населения п. Эгвекинот оказывают помощь:

  • На 1 ребенка до 16 лет - … руб.в месяц

  • К 1.09. -по … тыс. на ребенка (в районе … ученика из малоимущих семей)

  • На содержание ребенка от рождения до 1,5 лет платят … тыс. руб. в месяц неработающим мамам

  • Социальный пакет из продуктов на сумму … руб. 1 раз в 3 месяца

  • 1 раз в год семья получает по … тыс. руб. на 1 ребенка

  • 1 раз в год семье платят … тыс. руб. на покупку одежды, обуви (ЧАО).

  • Субсидия на оплату квартиры и коммун. услуг.

  • Соц.стипендия для студента на 50 % больше обычной

Многодетным семьям, в которых 3 и более детей тоже оказывает им помощь:

  • 30 % скидка за оплату коммун. услуг

Инвалидам (В нашем районе … инвалидов) оказывается следующая помощь:

  • 50 % скидка на оплату квартиры и коммун. Услуг

  • Соц. пакет 4 раза в год

  • Бесплатные лекарства

  • 1 раз в год бесплатное курортное лечение и проезд

Ветераны труда получают:

  • Ежемесячное пособие … руб.

  • Льготы на коммун. услуги.

Ветераны боевых действий получают:

  • 50 % скидка за коммун. услуги

  • Соц. пакет 4 раза в год

  • ежемесячные выплаты … руб.

Неработающие пенсионеры (их в Иультинском районе … чел.):

  • Получают государственную пенсию мужчины с 60 лет (25 лет стажа работы), женщины с 55 лет (стаж 20 лет). Жителям Севера снижен возраст на 5 лет.

  • С 1.01. 2008 г. получают прибавку к пенсии 1500 руб.

  • 1 раз в 2 года проезд на лечение на материк.

Пожилые люди - это те, кому больше 70 лет

(в Эгвекиноте - … чел). Их обслуживают социальный работник на дому. Он ухаживает за теми, кто одинок, покупают им лекарства, продукты.

  • В п. Озерном в интернате проживает … детей временно лишенных попечения родителей. Детям Отдел соц. поддержки покупает одежду, обувь, игрушки.

  • В пос. Эгвекинот создана Служба занятости для тех, кто не имеет постоянной работы, с выплатой пособия по безработице.

Немалую помощь больным, старикам, инвалидам могут оказать различные общественные организации.

Кратко обобщив изученный материал (с опорой на план урока, написанный на доске), учитель задает ученикам вопрос:

Как вы думаете, какие из изученных сегодня социальных прав государство реализовало уже сейчас, а на выполнение каких еще нужно время?

Вывод урока: Согласно Конституции (ст. № 7) Российская Федерация - социальное государство, социальная политика которого направлена на создание таких условий, при которых всем гражданам страны будет обеспечена достойная жизнь. Но пока это желаемое будущее. Государство старается выполнить обязательства перед гражданами по обеспечению основных социальных прав.

Слушают учителя, знакомятся с планом урока
















Записывают в тетради:

Социальные права -это притязания человека на достойный уровень жизни.


Ответы учащихся

Чертят таблицу в тетради, записывают:

Виды социальных прав:

  1. право на жилище,

  2. право на охрану здоровья и мед. помощь,

  3. право на социальное обеспечение.


Учащиеся находят статьи № 22, 25. Один читает, другие следят.

Высказывают свое мнение


Делают записи в таблице во 2 столбике.


Слушают учителя.


Зачитывают статью методом жужжащего чтения.

Высказывают свое мнение на основе статей


Находят ст. 40, зачитывают ее.


Заполняют таблицу.


Сравнивают две статьи, находят различия, обсуждают с учителем.

Делают вывод или слушают вывод учителя.


Слушают учителя



Приводят примеры


Читают ст. № 41 «Конституции Р.Ф.»,


затем заполняют таблицу


Слушают учителя.



Ученики рассматривают страховой полис.


Рассказывают о том, какие платные услуги им знакомы.

Слушают учителя


Учащиеся аргументируют ответы.










Находят статью № 39, читают ее, записывают № в таблицу.

Отвечают на вопросы


Высказывают свое мнение

Слушают учителя

Один ученик решает у доски, другие - в тетради.


Слушают учителя

















Высказывают свое мнение

Слушают вывод

Первич

ное

закрепление

нового

материала

Закрепление полученных знаний в виде теста.

  1. Какие права человека можно отнести к социальным (Нужные права подчеркнуть):

    • Право на труд

    • Право на жилище

    • Право на отдых

    • Право на медицинскую помощь

    • Право на социальное обеспечение

  1. Можно ли лишить человека жилья по приказу Главы администрации поселка?

  • можно

  • нельзя

  1. Какой минимальный прожиточный уровень на 1 человека в Чукотском национальном округе?

  • … тыс руб.

  • … тыс. руб.

  • … тыс. рублей

  1. Какая семья считается многодетной?

  • в семье 3 и более детей

  • в семье 1 ребенок

  • в семье 5 детей

5.Какая семья считается малоимущей?

  • у семьи нет своего дома

  • в семье доход ниже прожиточного уровня

  • в семье 5 и более детей


Выполняют тест

индивидуально

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу

Слушают учителя

Домаш

нее

задание

Учитель задает домашнее задание для всех учащихся, для слабоуспевающих- индивидуальное задание.

Записывают домашнее задание


© 2010-2022