ВУЗ как институт воспитания толерантности и патриотизма у студентов

Данный материал предназначен педагогам вузов и педагогам старших классов. Наша страна многонациональная, поэтому уважение наций имеет большое значение. И этому мы должны учить детей и подростков на каждом занятии, на каждом уроке. В любом детском коллективе много ребят разных национальностей. И мы можем научить их работать и учиться мирно друг с другом, уважая традиции и обычаи каждого народа.  Толерантность, под собой подразумевает, принятие человека другой нации сердцем и душой, гордость за ег...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нуриева Р.Ф., г. Нижнекамск

ВУЗ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ


В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, в школу, в вуз. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности, патриотизма. Поговорим сначала о толерантности.

В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости».

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, принятие себя и других.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;

- признание равенства партнёров;

- отказ от доминирования и насилия;

- готовность принять другого таким, какой он есть;

- доверие, умение слушать и выслушивать другого;

- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Высшее образование представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:

1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.

2. Уважай другие народы, другую культуру.

3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью.

Система образования в России не должна быть основана на оче­редных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы обра­зования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос­сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением студентов к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышле­ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры­тости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж­дает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

Совместная деятельность студентов создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых в раскрепощенных, инициативных. Ежегодно в вузах проводятся календарные праздники: проводы масленицы, святки, Навруз, Сабантуй и др., где молодежь приобщается к народному фольклору, учится понимать и любить народное искусство.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования.

Среди всех компетенций были выделены следующие пять ключевых компетенций современных выпускников вузов:

1. Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем).

2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий).

3. Компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением, более чем на одном языке.

4. Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения, критическое отношение к информации в СМИ и рекламе).

5. Способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте профессиональной подготовки.

Для возрождения идеи патриотизма в условиях вуза имеются все возможности: содержание учебных курсов, формы внеучебной деятельности по различным дисциплинам (научные общества, научные студенческие кружки, конференции, олимпиады и др.), специально организованная внеучебная деятельность в обозначенном направлении. Этому будут содействовать и объективно существующие условия интернационального общения, поскольку в вузах обучаются не только граждане России, но и граждане ближнего и дальнего зарубежья. Необходимость патриотического воспитания в этих условиях определяется и тем, что будущим специалистам предстоит жить и работать в первую очередь в Российской Федерации на благо ее народа, каждого гражданина. Решая задачи воспитания в процессе выполнения различных социальных ролей (учителя, родителя, специалиста и др.), выпускник вуза должен проводить и идеи патриотизма, формировать чувство долга и ответственности перед Отечеством и российским народом, пропагандировать опыт построения интернациональных отношений, уважения к другим странам и народам. Именно в идее патриотизма в единстве выступают национальные интересы. Эта идея не разобщает, а объединяет различные нации и народности, сплачивает их в единое братство. Большое значение идея патриотизма имеет и в развитии самой личности: формирует ее сознание, определяет повседневную деятельность, отражается на характере творческих отношений, способствует развитию сущностных сил.

Сущность понятия «патриотизм» к настоящему времени достаточно четко определена. Так, в словаре иностранных слов «патриотизм» в переводе с греческого (patris) означает родину, отечество; предполагает любовь к родине, преданность своему Отечеству и народу. Анализ различных научных позиций в рассмотрении категории патриотизма позволил установить, что его сущность определяют следующие, общие для всех точек зрения, признаки:

  • глубокое чувство любви и верности своей Родине, народу;

  • созидательный характер деятельности каждого человека на благо своей страны, народа, всей планеты и всего человечества;

  • принцип жизни и деятельности каждого гражданина своего государства, планеты в целом;

  • готовность защищать Родину и Отечество, служить им, подчинять свои и групповые интересы интересам страны и народа;

  • готовность к самопожертвованию во имя Отечества и народа;

  • привязанность к месту жительства.

Реализация принципа патриотизма осуществляется конкретными людьми, отдельным человеком, т.е., патриотом. Исходя из изложенного, отметим, что патриот - это «…любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». В переводе с греческого патриот - это земляк, соотечественник, человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиг во имя интересов своей Родины, Отечества и народа. Современная Россия, ее будущее нуждаются в гражданах-патриотах. Это вызывает, в свою очередь, необходимость в специально организованной деятельности, специально подготовленных людях-профессионалах, целенаправленно осуществляющих формирование патриотических качеств личности. Такая деятельность должна охватывать все слои населения, все возрастные группы, независимо от профессиональной занятости, принадлежности к определенной нации или этнической группе.

В связи с этим патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа; планеты Земля, Космоса; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, защите их от различных посягательств.

Список литературы

1. Джуринский А. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. - М.: Сфера, 2007. - 224с. - (Учебное пособие).
2. Безюлева, Г.В.Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.. - М.: Вербум-М, 2003. - 164 [2] с.: ил. - (Психология для педагога).
3.Толерантность в России: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 ноября 2007 г. / [редкол.: А. Н. Долгенко, А. А. Огарков, О. В. Чистякова]. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. - 227 с.: ил., табл.

4. Антуфьева, О. А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. 5-11 классы: Метод. пособие / О. А. Антуфьева, Т. А. Фалькович, Л. А. Обухова. - М.: 5 за знания, 2006. - 166 с. - (К вершинам педагогического мастерства).
5. Лутовинов Владимир Ильич / Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы / В.И. Лутовинов; М-во образования Рос. Федерации. Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования. - М.: Academia АПК и ПРО, 2001. - 271 с.
6. Рябов Виктор Васильевич / Студенчество на рубеже веков: историческое сознание и гражданское становление / В. В. Рябов, Е. И. Хаванов ; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т. - М.: Жизнь и мысль: Моск. учеб. 2005. - 175 с.

5

© 2010-2022