Рабочая программа учебного курса Основы предпринимательства (10 класс)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Учебная программа по экономике для учащихся 10 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы для 10 классов Симоненко В.Д. «Основы предпринимательства» (Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 240 с.).

Главная цель курса «Основы предпринимательства» - сформировать у старшеклассников положительное отношение к предприниматель­ству, заложить первоначальные знания и умения по предпринима­тельству как одной из важных сфер человеческой деятельности; раз­вивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.

Цели изучения курса:

1) формировать научное мировоззрение, способствующее осозна­нию возможностей человека и его места в новых социально-экономи­ческих условиях;

2) формировать у старшеклассников знания о предприниматель­стве как важнейшей сфере человеческой деятельности;

3) развивать экономическую, технологическую и правовую культуру;

4) воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, об­ладающую такими качествами, как самостоятельность, предприим­чивость, деловитость, ответственность, расчет риска при принятии решений, эффективные действия в условиях конкуренции;

5) развивать предпринимательскую инициативу старшеклассни­ков, их потенциальные возможности и способности в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;

6) решать задачи профессиональной ориентации школьников и са­моопределения личности с учетом профессиональных предпочтений.

Задачи изучения курса:

1) усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в сфере предпри­нимательской деятельности, для интерпретации экономических дан­ных и информации;

2) формирование функциональной экономической грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

3) развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

4) освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предприниматель­ской деятельности и составления бизнес-плана;

5) выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающее­ся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

6) формирование информационной культуры школьников, уме­ние отбирать с информацию и работать с ней на различных носите­лях, понимание роли информации в деятельности предпринимателя.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных занятий - 1 час в неделю. Методика обучения старшеклассников предпринимательской дея­тельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и др. Учебный процесс, базируясь на единых для всех школьных дисциплин педагогических принципах, осуществляется с учетом особенностей предпринимательской деятельности, которые влияют на его организацию.

Учебно - методический комплекс:

Программа элективного курса «Основы предпринимательства». Вита-пресс 2011 г.

Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства» Вита Пресс 2009г.

Учебник «Человек и его дело. Основы рыночной экономики» под ред. Овчинникова В.В., Корнева В.Н. Белгород 1997г.

Учебник Экономика в 2-х частях Липсиц. Русское слово. 2005г.

В процессе обучения старшеклассников основам предприниматель­ства создаются благоприятные условия для формирования у них мо­рально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности в творческой пред­принимательской деятельности.

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собствен­ности вызвали к жизни и возродили в России активную предприни­мательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участни­ков освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное - новых знаний.

В этих условиях особенно важно соответствие содержания образо­вания потребности общества в формировании нового типа работни­ков - предприимчивых, экономически грамотных, профессиональ­но образованных, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях.

В связи с этим одним из приоритетных направлений современно­го образования является обучение учащихся основам предпринима­тельства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, форми­рование экономического мышления, развитие экономической куль­туры населения.

Курс «Основы предпринимательства» направлен на решение образовательных задач расширения кругозора учащихся о современ­ном мире и роли предпринимательства в нем. Изучение курса спо­собствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и про­гнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом, предприимчивого и ответственного хозяина своего бизнеса.

Изучение данной дисциплины планируется в 10 классе, так как экономическая и правовая подготовка необходима каждому гражданину России для успешной деятельности в условиях рыночной экономики.

В процессе преподавания этой дисциплины используются различ­ные формы и методы обучения:

деловые игры,

тесты,

викторины,

практикумы,

закрепляющие полученные теоретические знания по­средством решения экономических задач,

анализа ситуаций и мате­матических расчетов,

разнообразные кроссворды по экономическим терминам.

Календарно - тематическое планирование

курса «Основы предпринимательства»

№ урока

Тема занятия

Количество часов по разделу

Количество часов по теме

Дата проведения

Раздел 1. «Становление предпринимательской деятельности»

7


Что такое предпринимательство?


1


История развития предпринимательства в России


1


Выбор вида деятельности


1


Организационно-правовые формы предпринимательства


1


Индивидуальный предприниматель


1


Малое предпринимательство


1


  1. Обобщающее занятие по теме «Становление предпринимательской деятельности»

1

Раздел 2. «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства»

6


Предпринимательская идея

1


Что производить? Для кого производить? Как производить?

1


Проект создания собственного дела

1


Я первооткрыватель! (инновационное предпринимательство)

1


Информационные технологии в предпринимательстве

1


  1. Обобщающее занятие по теме «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства»

1

Раздел 3. «Барьеры в предпринимательской деятельности»

7


Риски в работе предпринимателя

1


Государственное регулирование предпринимательства: препятствие или помощь?

1


Конкуренты - враги или друзья?

1


Затраты предпринимателя

1


Цена товара. Подешевле или подороже?

1


Бремя налогов, или с государством надо делиться

1


  1. Обобщающее занятие по теме «Барьеры в предпринимательской деятельности»

1

Раздел 4. Прибыль как цель предпринимательства

6


Образование прибыли предприятия

1


Источники финансирования предприятия

1


Основные показатели деятельности предприятия

1


Рост и развитие, или отчет и отчетность

1


Основы бухгалтерского учета

1


  1. Обобщающее занятие по теме «Прибыль как цель предпринимательства»

1

Раздел 5. Составляющие успешности

предпринимательской деятельности

4


Менеджмент, или управляй эффективно

1


Маркетинг, или советуйся с покупателями

1


Личность предпринимателя

1


Реклама

1

Раздел 6. Мотивация предпринимательской деятельности

5


Правовая грамотность предпринимателя

1


Обучение предпринимательству в зарубежных странах

1


Самоменеджмент в деятельности предпринимателя

1


Мотивация в деятельности предпринимателя

1


  1. Итоговый урок по курсу «Основы предпринимательства»

1

Всего 35 час.

Изучение нового материала: 30 часов

Повторение и контроль изученного: 5 часов

Содержание курса


1. Становление предпринимательства. ( 6 + 1 повторение)

Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Го­сударственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий.

2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства. (5 + 1 повторение)

Понятие о предпринимательской идее. Банк предприниматель­ских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об иннова­циях и инновационной деятельности. Внутренние и внешние причи­ны нововведений. Технология выбора прибыльной идеи. Понятие об информационных технологиях е предпринимательстве, основные функции информационных технологий в предпринимательской дея­тельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.

3. Барьеры в предпринимательской деятельности. (6 + 1 повторение)

Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятель­ности. Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности. Формы государственного регулирования экономики. Позитив­ные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борь­бы с конкуренцией и обеспечения конкурентоспособности продук­ции. Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости- Кальку­ляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии цено­образования. Методика образования цены. Налоги: понятие, цели и прин­ципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.

4. Прибыль как цель предпринимательства. (5 + 1 повторение)

Прибыль как один из основных показателей успешности пред­приятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на пред­приятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом ме­неджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначе­ния и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использова­ние финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности ис­пользования трудовых ресурсов: производительность труда, норма вре­мени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэф­фициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платежеспособ­ность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управлен­ческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчет­ности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на пред­приятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операций.

5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности. (4 часа)

Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объек­ты и субъекты управления, структура управления персоналом. Функ­ции и методы управления персоналом. Понятие о маркетинге. Ос­новные функции и направления маркетинговых исследований. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Характеристика дело­вых качеств предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и со­ставляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.

6. Мотивация предпринимательской деятельности. (4 + 1 повторение)

Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность пред­принимателей: уголовная, административная, налоговая, граждан­ско-правовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предприни­мательству в зарубежных странах. Бизнес-школы в США, Англии, Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели само­менеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотива­ция в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние моти­вы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.

1итоговый повторительно-обобщающий урок.

Примерная тематика рефератов


1. Выдающиеся российские предприниматели.

2. Конкуренция и ее влияние на развитие предпринимательства.

3. Реклама как средство продвижения товара на рынок.

4. Технологии эффективного управления предпринимательской деятельностью.

5 Технология и основные этапы составления бизнес-плана.

6. История бухгалтерского учета. Применение бухгалтерского учета в предпринимательстве.

7. Обучение предпринимательству в зарубежных странах.

8. Виды мотивации в деятельности предпринимателя.

9. Имидж делового человека. Создание имиджа фирмы.

10. Предпринимательство в сети Интернета: виды деятельности, их преимущества и недостатки.

11. Роль малого предпринимательства в экономике государства.

12. Этика предпринимательства. Деловой кодекс предпринимателя.


Примерный перечень вопросов для повторения

1. Понятие о предпринимательской деятельности, ее цели и функ­ции, основные условия предпринимательской деятельности.

2. История развития предпринимательства в России. Выдающие­ся российские предприниматели.

3. Виды предпринимательской деятельности.

4. Основные организац и он но-правовые формы предприниматель­ской деятельности в России, их преимущества и недостатки.

5. Малое предпринимательство в России. Налогообложение мало­го предпринимательства.

6. Государственная поддержка малого и среднего предпринима­тельства в России.

7. Бизнес-план: функции, структура, технология создания биз­нес-плана.

8. Информационные технологии в предпринимательской деятель­ности.

9. Риски в предпринимательской деятельности, классификация рисков, методы управления и способы снижения рисков.

10. Формы рыночной конкуренции и типы конкурентного поведе­ния на рынке- Антимонопольное регулирование предприниматель­ской деятельности.

11. Издержки производства и реализации продукции. Себестои­мость продукции, виды и структура себестоимости.

12. Система ценообразования. Стратегии цен, виды.

13. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения в Рос­сии. Основные налоги, уплачиваемые предпринимателем.

14. Источники финансирования предпринимательской деятель­ности. Внутренние источники финансирования: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования.

15. Внешние источники финансирования: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг.

16. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.

17. Показатели эффективности использования материальных ре­сурсов.

18. Показатели финансового состояния предприятия.

19 Формы и виды отчетности предприятия.

20 Бухгалтерский отчет на предприятии. Структура бухгалтер­ского баланса, активы и пассивы предприятия, отражение бухгал­терских операций на счетах.

21. Менеджмент. Основные составляющие менеджмента. Методы

управления персоналом.

22 Маркетинг: сущность, функции, основные концепции. » правления маркетинговых исследований и маркетинговое планирование.

23. Личность предпринимателя. Характеристика деловых качеств предпринимателей.

24. Реклама: функции и основные составляющие. Общие требова­ния к рекламе.

25. Предпринимательское право: сущность понятия, нормы и источники права. Виды ответственности предпринимателей.

26. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Биз­нес-школы-

27. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя. Основные принципы и правила самоменеджмента.

28. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внешние и внутренние мотивы деятельности.


© 2010-2022