- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа учебного курса Основы предпринимательства (10 класс)
Рабочая программа учебного курса Основы предпринимательства (10 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова С.В. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Учебная программа по экономике для учащихся 10 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы для 10 классов Симоненко В.Д. «Основы предпринимательства» (Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н.Поташева. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 240 с.).
Главная цель курса «Основы предпринимательства» - сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности; развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.
Цели изучения курса:
1) формировать научное мировоззрение, способствующее осознанию возможностей человека и его места в новых социально-экономических условиях;
2) формировать у старшеклассников знания о предпринимательстве как важнейшей сфере человеческой деятельности;
3) развивать экономическую, технологическую и правовую культуру;
4) воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, деловитость, ответственность, расчет риска при принятии решений, эффективные действия в условиях конкуренции;
5) развивать предпринимательскую инициативу старшеклассников, их потенциальные возможности и способности в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;
6) решать задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности с учетом профессиональных предпочтений.
Задачи изучения курса:
1) усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в сфере предпринимательской деятельности, для интерпретации экономических данных и информации;
2) формирование функциональной экономической грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
3) развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
4) освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;
5) выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
6) формирование информационной культуры школьников, умение отбирать с информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности предпринимателя.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных занятий - 1 час в неделю. Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и др. Учебный процесс, базируясь на единых для всех школьных дисциплин педагогических принципах, осуществляется с учетом особенностей предпринимательской деятельности, которые влияют на его организацию.
Учебно - методический комплекс:
Программа элективного курса «Основы предпринимательства». Вита-пресс 2011 г.
Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства» Вита Пресс 2009г.
Учебник «Человек и его дело. Основы рыночной экономики» под ред. Овчинникова В.В., Корнева В.Н. Белгород 1997г.
Учебник Экономика в 2-х частях Липсиц. Русское слово. 2005г.
В процессе обучения старшеклассников основам предпринимательства создаются благоприятные условия для формирования у них морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности в творческой предпринимательской деятельности.
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное - новых знаний.
В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа работников - предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях.
В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования является обучение учащихся основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развитие экономической культуры населения.
Курс «Основы предпринимательства» направлен на решение образовательных задач расширения кругозора учащихся о современном мире и роли предпринимательства в нем. Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом, предприимчивого и ответственного хозяина своего бизнеса.
Изучение данной дисциплины планируется в 10 классе, так как экономическая и правовая подготовка необходима каждому гражданину России для успешной деятельности в условиях рыночной экономики.
В процессе преподавания этой дисциплины используются различные формы и методы обучения:
деловые игры,
тесты,
викторины,
практикумы,
закрепляющие полученные теоретические знания посредством решения экономических задач,
анализа ситуаций и математических расчетов,
разнообразные кроссворды по экономическим терминам.
Календарно - тематическое планирование
курса «Основы предпринимательства»
№ урока
Тема занятия
Количество часов по разделу
Количество часов по теме
Дата проведения
Раздел 1. «Становление предпринимательской деятельности»
7
Что такое предпринимательство?
1
История развития предпринимательства в России
1
Выбор вида деятельности
1
Организационно-правовые формы предпринимательства
1
Индивидуальный предприниматель
1
Малое предпринимательство
1
-
Обобщающее занятие по теме «Становление предпринимательской деятельности»
1
Раздел 2. «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства»
6
Предпринимательская идея
1
Что производить? Для кого производить? Как производить?
1
Проект создания собственного дела
1
Я первооткрыватель! (инновационное предпринимательство)
1
Информационные технологии в предпринимательстве
1
-
Обобщающее занятие по теме «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства»
1
Раздел 3. «Барьеры в предпринимательской деятельности»
7
Риски в работе предпринимателя
1
Государственное регулирование предпринимательства: препятствие или помощь?
1
Конкуренты - враги или друзья?
1
Затраты предпринимателя
1
Цена товара. Подешевле или подороже?
1
Бремя налогов, или с государством надо делиться
1
-
Обобщающее занятие по теме «Барьеры в предпринимательской деятельности»
1
Раздел 4. Прибыль как цель предпринимательства
6
Образование прибыли предприятия
1
Источники финансирования предприятия
1
Основные показатели деятельности предприятия
1
Рост и развитие, или отчет и отчетность
1
Основы бухгалтерского учета
1
-
Обобщающее занятие по теме «Прибыль как цель предпринимательства»
1
Раздел 5. Составляющие успешности
предпринимательской деятельности
4
Менеджмент, или управляй эффективно
1
Маркетинг, или советуйся с покупателями
1
Личность предпринимателя
1
Реклама
1
Раздел 6. Мотивация предпринимательской деятельности
5
Правовая грамотность предпринимателя
1
Обучение предпринимательству в зарубежных странах
1
Самоменеджмент в деятельности предпринимателя
1
Мотивация в деятельности предпринимателя
1
-
Итоговый урок по курсу «Основы предпринимательства»
1
Всего 35 час.
Изучение нового материала: 30 часов
Повторение и контроль изученного: 5 часов
Содержание курса
1. Становление предпринимательства. ( 6 + 1 повторение)
Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий.
2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства. (5 + 1 повторение)
Понятие о предпринимательской идее. Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновациях и инновационной деятельности. Внутренние и внешние причины нововведений. Технология выбора прибыльной идеи. Понятие об информационных технологиях е предпринимательстве, основные функции информационных технологий в предпринимательской деятельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.
3. Барьеры в предпринимательской деятельности. (6 + 1 повторение)
Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Формы государственного регулирования экономики. Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренцией и обеспечения конкурентоспособности продукции. Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости- Калькуляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методика образования цены. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.
4. Прибыль как цель предпринимательства. (5 + 1 повторение)
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операций.
5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности. (4 часа)
Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Функции и методы управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследований. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Характеристика деловых качеств предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.
6. Мотивация предпринимательской деятельности. (4 + 1 повторение)
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнес-школы в США, Англии, Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.
1итоговый повторительно-обобщающий урок.
Примерная тематика рефератов
1. Выдающиеся российские предприниматели.
2. Конкуренция и ее влияние на развитие предпринимательства.
3. Реклама как средство продвижения товара на рынок.
4. Технологии эффективного управления предпринимательской деятельностью.
5 Технология и основные этапы составления бизнес-плана.
6. История бухгалтерского учета. Применение бухгалтерского учета в предпринимательстве.
7. Обучение предпринимательству в зарубежных странах.
8. Виды мотивации в деятельности предпринимателя.
9. Имидж делового человека. Создание имиджа фирмы.
10. Предпринимательство в сети Интернета: виды деятельности, их преимущества и недостатки.
11. Роль малого предпринимательства в экономике государства.
12. Этика предпринимательства. Деловой кодекс предпринимателя.
Примерный перечень вопросов для повторения
1. Понятие о предпринимательской деятельности, ее цели и функции, основные условия предпринимательской деятельности.
2. История развития предпринимательства в России. Выдающиеся российские предприниматели.
3. Виды предпринимательской деятельности.
4. Основные организац и он но-правовые формы предпринимательской деятельности в России, их преимущества и недостатки.
5. Малое предпринимательство в России. Налогообложение малого предпринимательства.
6. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России.
7. Бизнес-план: функции, структура, технология создания бизнес-плана.
8. Информационные технологии в предпринимательской деятельности.
9. Риски в предпринимательской деятельности, классификация рисков, методы управления и способы снижения рисков.
10. Формы рыночной конкуренции и типы конкурентного поведения на рынке- Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности.
11. Издержки производства и реализации продукции. Себестоимость продукции, виды и структура себестоимости.
12. Система ценообразования. Стратегии цен, виды.
13. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения в России. Основные налоги, уплачиваемые предпринимателем.
14. Источники финансирования предпринимательской деятельности. Внутренние источники финансирования: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования.
15. Внешние источники финансирования: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг.
16. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
17. Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
18. Показатели финансового состояния предприятия.
19 Формы и виды отчетности предприятия.
20 Бухгалтерский отчет на предприятии. Структура бухгалтерского баланса, активы и пассивы предприятия, отражение бухгалтерских операций на счетах.
21. Менеджмент. Основные составляющие менеджмента. Методы
управления персоналом.
22 Маркетинг: сущность, функции, основные концепции. » правления маркетинговых исследований и маркетинговое планирование.
23. Личность предпринимателя. Характеристика деловых качеств предпринимателей.
24. Реклама: функции и основные составляющие. Общие требования к рекламе.
25. Предпринимательское право: сущность понятия, нормы и источники права. Виды ответственности предпринимателей.
26. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнес-школы-
27. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя. Основные принципы и правила самоменеджмента.
28. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внешние и внутренние мотивы деятельности.