Урок экономики в 10 классе на тему: Экономические системы

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»





































Тема: Экономические системы

Цель: расширить представление обучающихся об экономических системах

Задачи:

Обучающие:

изучить типы экономических систем; познакомить обучающихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности ; систематизировать знания по данной теме с опорой на межпредметные связи (география и право);

Развивающие:

навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы с различными источниками; умения планировать свою деятельность и работать в группах ;

Воспитывающие:

способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

  • об основных экономических понятиях по данной теме;

  • об основных типах экономических систем;

  • об основных характеристиках этих систем;

  • о достоинствах и недостатках различных типов экономических систем

Дальнейшее развитие:

  • навыков исследовательской деятельности;

  • умения планировать свою деятельность;

  • работа в группах;

  • навыков самостоятельной работы с различным источниками;

  • умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;

  • навыков сравнительного анализа;

  • самостоятельности в формулировки, делать выводы.

Технология: технология развития критического мышления (ТРКМ)

Приемы обучения: «бортовой журнал»; «инсерт»; «сенквейн», «6 шляпок критического мышления».

Оборудование:

1.Мультимедийная презентация «Экономические системы»

2.Раздаточный материал.

3.Выставка-стенд «Командная экономика СССР».

Проблемная ситуация: Лучшая модель экономической системы в мире?

План урока

1.Характеристика трех типов экономических систем.

2.Достоинства и недостатки традиционной, командной рыночной

экономических систем.

3.Смешанная и переходная экономика.

Модель обучения урока в режиме технологии развития критического мышления


Фаза

Деятельность учителя, задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

1.Вызов

Вызов уже известных фактов по данному вопросу и мотивация учащихся

Учащиеся констатируют известные факты, задает вопросы, на которые бы хотел бы получить ответ.

Выполняют задание «бортовой журнал» (1часть)

На основе опроса известной информации составляют ее список.

(приложение1)

Метод«Бортовой журнал» (1 часть).

(Демонстрация слайдов)

Время_______

2.Осмысление

Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное движение от знания «старого» к новому материалу.

Объединение в групповую работу.

1.Знакомятся с информацион

ным

текстами: «Традиционная, командная, рыночная экономические системы», используя автивные методы работы с информацией,

делают пометки.

2.Заполняют таблицу «Преимущества и недостатки 3 -типов эк.систем»

3.Представители от каждой группы зачитывают результаты своей работы


3.Выполняют

индивидуаль

ное задание - тест

4.Информ.-познават.блок

от гостей урока.

.

Групповая работа:

1. Маркирование и использование пометок в тексте

(Метод «инсерт»)

(Приложение 2-4)




2.Заполнение таблицы: «Преимущества и недостатки 3-х типов

экономических систем»

(Приложение 5)

Время:_______

Учитель

делает выводы по результатам

работы групп.

Дается понятие «смешанная» и переходная» экономика

(Приложение 1)

(Демонстрация слайдов)

Проведение

тестирования

(Приложение 6)

Время:________

Представление и выступление гостей:

1.Представитель Снежнянского музея боевой славы

(информация о командной экономике СССР)

Время:_______

2.Представитель ЦБС - эк.клуб «Белый слон»

(проведение викторины «Угадай тип экономической системы)

(Приложение 7)

Время:________

3.Рефлексия

Подвести учащихся к первоначальны знаниям, внести изменения, дать творческие. исследователь

ски и практические задания на базе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Выполняют задание «Составить сенквейн»

Заполняют

«бортовой журнал» -2часть)




Знакомятся с результатами оценивания работы на уроке.



Отвечают на вопросы «6 шляпок критического мышления»

Получают домашнее задание.

Возвращение к ключевым словам.



Напоминание

правил составления сенквейнов

(метод«сенквейн»); Время_______

Заслушивает ответы на

а) вопросы

(Метод «бортовой журнал» (2 часть));

б)

на проблемную ситуацию урока

(Демонстрация слайдов)

Время ______

Информация учителя о результатах комплексного

оценивания

(индивидуальная, групповая работа, тестирование)

Время_______


(Метод «6 шляпок критического мышления)

Время_______

Выдача домашнего задания.

Время_______





Приложение 1


Основные экономические определения и понятия к уроку:

« Экономические системы»

Экономические системы- формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;2) типу собственности на экономические ресурсы.

Традиционная экономическая система- способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм)- способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Частная собственность - признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

Конкуренция- экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Командная экономическая система( социализм)- способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Смешанная экономическая система- способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Переходная экономическая система - особое состояние экономики от одного исторического этапа к другому.




Приложение 2

Метод ИНСЕРТ («знаю» +; «не знаю» - ; интересное - V)

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная (или патриархальная) экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В обществе наблюдается социально-экономический застой, отсутствие какого-либо прогресса.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс, низкий уровень жизни населения.

Данная экономика изолирована от внешних воздействий.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Наблюдается относительная стабильность, так как жизнь предсказуема и каждый знает свою экономическую роль.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;

  • преобладание ручного труда;

  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.



Приложение 3

Метод ИНСЕРТ: «знаю» +; не знаю -; интересное - V

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В СССР и ряде стран восточной Европы ранее господствовала командная (плановая или административно-командная) экономическая система - это тип экономической системы, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.

Характерными чертами плановой системы является государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм этой системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Командная система способна концентрировать ресурсы для достижения глобальных целей (полеты в космос, стройки всесоюзного значения)

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Предложение диктует спрос.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

Наблюдается низкая эффективность производства, невосприимчивость к научно-техническому прогрессу.

Централизованное распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентируется центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. В результате - практически отсутствует безработица, инфляция, в обществе нет заметного социального неравенства - деления на богатых и бедных.

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;

  • централизованное, директивное экономическое планирование, тотальный государственный контроль как основа хозяйственного механизма.




Приложение 4

Метод ИНСЕРТ: «знаю» +; не знаю -; интересное - V

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Самой распространенной в мире является рыночная экономика - такой тип экономики, при котором, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений, экономическая система опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Данный тип экономики обусловлен несколькими принципами, основанными на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Для рыночной экономики характерны свобода индивида и честное соревнование. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей.

Данный тип системы восприимчив к инновациям, эффективно распределяются ресурсы.

Свободная конкуренция ведет к возникновению монополий.

При рыночной экономике права на собственность являются нерушимыми, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство.

Роль государства заключается в эффективном регулировании хозяйства, его роль ограничена. Именно спрос (интересы потребителя) определяют (предложение)интересы производителя, а не государство. Отдельные сферы хозяйственной жизни регулирует только государство.

Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер: от налоговой политики до ликвидации монополий через суд, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Основные черты:

  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;

  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

  • рост уровня образования;

  • новое отношение к труду (творческое);

  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

  • глобализация хозяйственной деятельности.


Приложение 5а

ТАБЛИЦА «ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Экономическая система

Достоинства

Недостатки

Традиционная














Приложение 5б

ТАБЛИЦА «ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Экономическая система

Достоинства

Недостатки

Рыночная









Приложение 5в

ТАБЛИЦА «ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Экономическая система

Достоинства

Недостатки

Командная




















Приложение 6

1. Государство с рыночной экономической системой:

а) облагает налогом производство; б) предоставляет бесплатное школьное образование;

в) верно (а) и (б); г) нет правильного ответа.

2. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:

а) командной и традиционной экономики; б) командной и рыночной экономики;

в) традиционной и рыночной экономики;

г) командной, рыночной и традиционной экономики.

3. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:

а) рынка товаров; б) рынка факторов производства;

в) плана; г) традиций.

4. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма происходит:

а) перераспределение доходов;

б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;

в) создание общественных благ; г) распределение ресурсов и товаров.

5. Командная система возможна:

а) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства производства);

б) только при общественной собственности на средства производства;

в) если в обществе существует свобода предпринимательства;

г) нет правильного ответа.

6. Экономика России в большей степени относится: в) к традиционному типу;

а) к рыночному типу; б) к командному типу; г) к смешанному типу.

7. В традиционной экономике преобладает:

а) промышленное производство;

б) сельское хозяйство;

в) торговля;

г) банковская деятельность.

8. Основу традиционной экономики составляет

а) торговля; б) специализация производства;

в) натуральное хозяйство; г) государственное управление.

9.Рыночная система базируется:

а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;

б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;

в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;

г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.

10. Экономику Китая в наибольшей степени можно отнести:

а) к традиционному типу; б) к рыночному типу; в) к командному типу;

г) к командному типу с элементами традиционной системы.

11. Планирование в экономике:

а) необходимо осуществлять в полном объеме;

б) необходимо осуществлять в разумных пределах;

в) никогда проводить не следует

12.Экономическая система ДНР: а)переходная; б)рыночная; в)многоукладная;

г) все ответы верные



Приложение 7

Задание -викторина «Угадай тип экономической системы»

Тип экономической системы

Страны

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и Океании.
Америка: Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.Азия: Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др.
Почти все страны т. н. Тропической Африки (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Эфиопия и др.).Почти все страны Океании: Вануату, Папуа - Новая Гвинея, Кирибати, Тонга, Тувалу и мн. др.

Командно-административная

Россия с кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. до 1992 г.Германия во времена Третьего рейха при А.Гитлере (1934 - 1945)Индия до экономических реформ 1991 г.В Ираке при Саддаме Хусейне с 1979 по 2000 гг.

Рыночная

Все современные международные организации к странам с развитой рыночной экономикой относят:

США, Канаду, 27 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва и Эстония); Швейцарию, Норвегию, Исландию, Японию, Австралию, Новую Зеландию.ООН включает в этот список Израиль и ЮАР.МВФ включает в список Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Тайвань.

Смешанная

В настоящее время характерна для России, Китая.

Приложение 8

Ф.И.------------------------------------------------------------------

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

2

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

Допустил ошибки-7-8 баллов

Не справился 4-5 баллов

3

Участие в презентациях

Учавствовал-9-10 баллов

Не учавствовал-4-5 баллов

4

Как работала подгруппа?

Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

5

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.




Список использованных источников:

1. Видяпин В.И., Журавлёва Г.П., Петраков Н.Я. и др. Экономические системы. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

3. Хаустов Ю.И. Современные типы социально-экономических систем: Учебно-методическое пособие, Воронеж 2008

4. Материалы сайта ru.wikipedia.org























© 2010-2022