- Преподавателю
- Обществознание
- Статья «Диалоговое общение как способ развития логического мышления и творческой активности студентов»
Статья «Диалоговое общение как способ развития логического мышления и творческой активности студентов»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Болотина С.Н. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Болотина С.Н.
Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистарвег.
В современных условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование жизнеспособной личности, способной успешно адаптироваться в непрерывно меняющемся мире.
Применение диалогового общения дает возможность понять взаимосвязь между явлениями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении материала дают приемы, связанные с побуждением делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено.
Диалогическое общение является необходимым условием для развития логического мышления и творческой активности студентов, так, как по способу своего возникновения мышление диалогично. Для включения участников диалога в диалогическое общение необходимы следующие условия:
-
преподаватель входит в контакт со студентами как собеседник, пришедший на лекцию, чтобы «поделиться» с ними своими знаниями;
-
преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;
-
новое знание является истинным в силу доказательства его истинности системой рассуждений;
-
общение выстраивается таким образом, чтобы студенты в процессе познания пришли к самостоятельным выводам, стали активными участниками процесса поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;
-
преподаватель ставит перед студентами проблемные вопросы, тем самым стимулирует самостоятельный поиск ответов, добиваясь того, что студенты думают и размышляют совместно с ним.
Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя и студентов по ходу лекции, либо как внутренний диалог -самостоятельное мышление, что характерно для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге студенты вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них ходе выполнения самостоятельных заданий.
Для управления мышлением студентов в процессе диалогического общения на лекции используются следующие вопросы:
-
Проблемные вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в предъявляемой информации. Они вызывают интеллектуальные затруднения, так как содержат в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходим определенный целенаправленный мыслительный процесс.
-
Информационные вопросы ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся знания, необходимые для понимания проблемы и начала умственной работы по ее разрешению, т.е. они направлены к знаниям, которые уже имеют студенты.
При этом учитываются все три уровня активизации познавательной деятельности:
-
активность воспроизведения -стремление обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;
-
активность интерпретации - стремление обучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
-
творческая активность - устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Диалоговое общение является эффективным способом активизация логического мышления и творческой активности через непосредственное участие студентов в процессе познания и самостоятельного принятия решений поставленных задач и проблем.
СПО, специальность 100701Коммерция (по отраслям).
Правовое обеспечение профессиональной деятельности, 2 курс.
Тема урока: Субъекты предпринимательской деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: учебная лекция.
.Цели:
-
Создать условия для формирования представления у студентов о субъектах предпринимательской деятельности, их правовом положении в сфере экономических отношений.
-
Способствовать воспитанию правовой культуры в сфере предпринимательской деятельности.
-
Содействовать формированию и развитию экономического мышления, коммуникативных компетенций, аналитических навыков и способов действий.
Индексы осваиваемых компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оснащение урока:
-
Технические средства: мультимедийная установка, Презентация «Правовые основы субъектов предпринимательской деятельности».
-
Нормативно- правовые документы: Конституция РФ, ГКРФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности».
-
Дидактический материал: карточки задания.
-
Ход урока
I.Организационный момент.
-
Студенты, входя в учебный кабинет определяют свое настроение, прикрепляя смайлики, соответствующего настроения на доску «Барометр настроения».
-приветствие
-проверка отсутствующих и готовности студентов к учебному занятию
-
II.Этап повторения изученного материала.
Повторение организовано по изученной теме :Правовое регулирование хозяйственных отношений.
-
«Мозговой штурм» - Предприниматель- это…..
Преподаватель предлагает задания:
- «Предприниматель - согласно словарю С.И. Ожегова - это предприимчивый и практичный человек». Кто же такой предприниматель?
- Почему наличие частной собственности и экономической свободы являются главными условиями для предпринимательской деятельности?
-
Презентация мини-сочинений - эссе: на тему:
Предпринимательская деятельность - только средство обогащения предпринимателей или необходимое условие непрерывного экономического развития общества»? (проверка домашнего задания) Преподаватель комментирует и оценивает работу студентов.
III.Этап изучения нового материала:
-
Актуализация субъектного опыта.
Вспомните вывески торговых предприятий, где вы проходите производственную практику. Назовите информацию, которая на них отражена.
Преподаватель: предпринимательская деятельность в РФ может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица - индивидуальное предпринимательство и с образованием юридического лица. Поэтому, субъектами предпринимательской деятельности являются: граждане (индивидуальные предприниматели) и юридические лица.
Как вы думаете, почему среди субъектов предпринимательской деятельности нет государственных и муниципальных образований?
(студенты вспоминают определение предпринимательской деятельности признаки предпринимательской деятельности- останавливаются на признаке- рисковый характер и отвечают на поставленный вопрос).
Сегодня на уроке мы рассмотрим правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в сфере хозяйственной деятельности.
-
Формы предпринимательской деятельности:
-
Предпринимательство без образования юридического лица.
-Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности: ( Слайды презентации №3-4):
-
предпринимательская правоспособность (студенты анализируют содержание статью 34 Конституции и отвечают на вопрос)
Каждый ли гражданин РФ способен быть носителем прав и обязанностей , связанных с осуществлением предпринимательской деятельности?
-
правовой статус индивидуального предпринимателя.
Студентам предлагается проанализировать статьи 23, 24 Гражданского кодекса РФ и статью 22 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ответить на вопросы:
-
Что значит приобрести статус индивидуального предпринимателя?
-
Что такое государственная регистрация?
-
Что дает статус предпринимателя физическому лицу?
Преподаватель: Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя включает в себя предпринимательскую правоспособность.
Возникновение этого статуса закон связывает с особым актом уполномоченного государственного органа - государственной регистрацией.
-
-условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя (Слайд №5):
- достижение 14- летнего возраста; отсутствие ограничений в своей правоспособности в части возможности заниматься;
-предпринимательской деятельностью ( законодательный или судебный запрет);
- не был признан судом недееспособным и не был ограничен в дееспособности.
-
государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Для государственной регистрации необходимо предъявить в регистрирующий орган следующие документы, т.е., необходимо подать в налоговый орган для регистрации ИП: (Слайд №6):
1. Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме P21001;
2. Квитанция на оплату госпошлины за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя;
3. Копия паспорта с пропиской (регистрация ИП осуществляется только по месту прописки, деятельность же может осуществляться по всей территории РФ);
4. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме 26.2-1 (не обязательно).
- Оригинал или копия ИНН при подаче документов на регистрацию ИП не требуется. Однако, при наличии ИНН указание его в заявлении обязательно, не корректное указание или его отсутствие может повлечь за собой отказ в регистрации.
Через неделю (5 рабочих дней) на основании расписки в налоговой получаем пакет из следующих документов:
-
свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
-
лист записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
-
уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
Свидетельство действует бессрочно
-
утрата статуса индивидуального предпринимателя. ( Слайд №7)
- заявление гражданина об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- признание индивидуального предпринимателя банкротом;
-ограничение предпринимательской правоспособности гражданина;
- признание гражданина недееспособным;
-ограничение гражданина в дееспособности;
-
последствия незаконного предпринимательства.
2. Предпринимательство с образованием юридического лица.
Преподаватель предлагает студентам подумать над вопросом:
Какие причины обусловили появление юридического лица?
Преподаватель: появление юридических лиц обусловлено рядом важнейших потребностей, возникших у людей при осуществлении хозяйственной деятельности: потребность в объединении усилий и имущества; потребность в объединении капиталов; потребность в юридическом обособлении имущества; потребность в ограничении предпринимательского риска.
В чем же преимущества предпринимательства с образованием юридического лица?
-
Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности (Слайд №8).
-
понятие и признаки юридического лица.
-
Студентам предлагается проанализировать содержание статей 48, 49 Гражданского кодекса РФ и ответить на вопросы:
-
Что такое юридическое лицо?
-
Назовите признаки любой организации.
-
правоспособность юридического лица.
-
-
Что такое правоспособность - и - дееспособность юридического лица?
-
Какие закон определяет виды правоспособности юридического лица? От чего это зависит?
-
Когда возникает правоспособность юридического лица?
-
государственная регистрация юридических лиц. ( Слайд №9)
-
Студентам предлагается проанализировать содержание статей 8-11 Закона РФ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ответить на вопросы:
-
В чем сущность процесса регистрации юридического лица
-
Что такое Государственный реестр юридических лиц?
-
В чем сущность нормативно - явочного порядка создания юридического лица.
-
Что относится к учредительным документам юридического лица?
-
Задание: Составить схему «Порядок регистрации юридического лица»
-
функции юридического лица.
-
IV. Этап закрепления.
-
Преподаватель применяет прием «Калейдоскоп мнений».
Задания студентам:
-
Аргументируй свое согласие или несогласие с утверждением: Предпринимательская деятельность индивидуального предпринимателя имеет больше преимуществ перед предпринимательством с образованием юридического лица………………..
-
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации считается незаконной……………
V.Этап подведения итогов:
-
Оценивание работы студентов на уроке.
-
Информация о домашнем задании: Составить тест «Субъекты предпринимательской деятельности»
VI. Рефлексия . Техника «Незаконченное предложение»:
-
самым полезным для меня на уроке было……
-
самым интересным для меня было ……..
-
мне было скучно на уроке, потому что…
Студенты, выходя из учебного кабинета, определяют свое настроение, прикрепляя смайлики, соответствующего настроения на доску «Барометр настроения».
Список литературы:
-
-
Белов С.В. Диалог - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие.- Рига, 1989г.
-
Бадалев А.А. Психология общения. Воронеж. 2007г.
-
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.., 2004г.
-
Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. -2002.-№3
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М. народное образование, 2007.
-