- Преподавателю
- Обществознание
- Статья Параллели христианства и коммунистической идеологии
Статья Параллели христианства и коммунистической идеологии
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Березина Т.В. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Параллели христианства и марксизма
Березина Т.В., преподаватель
ЦК социально-экономических
дисциплин
Политическая идеология является важным элементом общественного сознания, это одностороннее, социально-заинтересованное отражение действительности. Идеология предполагает борьбу за единство мировоззрения и ценностных установок и экспансию, силовое навязывание этого мировоззрения и установок с помощью социальных институтов. Реальная роль политической идеологии зависит от характера овладения ею общественным сознанием. Любая идеология, предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру.
Идеологическим оружием в борьбе за массы в России явились христианство и марксизм. Христианство предлагало свою утопию - счастливый конец человеческой жизни. Социализм изначально является утопией. Карл Маркс и Фридрих Энгельс попытались превратить социализм из утопии в науку.
Ликвидация монархических социальных институтов привела в России в 1917 году к культурной аномии. Потребовалось создание новой культурной модели. Она опиралась на советскую версию марксизма, ставшую универсальной нормативной схемой, с помощью которой объясняли и природу общества и тенденции мирового развития и внеполитическое повседневное поведение индивида.
Итогом крушения монархической культуры явилась утрата российским обществом христианских идеалов, чувства целостности, утрата идентичности.
Разрушение прежней системы ценностей (культурная аномия) ведет к разрушению социального контроля за поведением людей и социальных связей между индивидами. В эпоху перемен, социокультурных кризисов человек переживает своего рода культурный шок, потому что на его глазах происходит столкновение разных ценностных систем и даже утрата некоторых из них
Культурный кризис разрушил христианские культовые, религиозные (ритуальные) формы культуры, но потребовал создать новые социалистические ритуалы. В обществе начали распространяться ритуальные способы регламентации поведения, соответствующие марксистской идеологии. Это был своего рода механизм адаптации к новым условиям, опрокинувшим прежние устои сознания.
Ритуализация связана с различного рода культами, строго фиксирующими форму поведения, действий, лишенных непосредственной целесообразности. Появляются новые стереотипы, закрепленные последовательностью действий и имеющие символический характер.
У христианства за две тысячи лет эти ритуалы уже сложились и были зафиксированы. Их уничтожение привело к образованию пустот в духовной культуре общества. В переходный период обществу потребовалось создание новых ритуалов, которые позволили бы в определенной степени сохранить его устойчивость. Советская система уничтожила обрядность и ритуалы христианства. В СССР появился атеизм, ставший составной частью коммунистического воспитания трудящихся.
В первые годы Советской власти начала складываться новая обрядность, символизировавшая идеалы нового общества. Причем особенно в этом направлении наиболее видны параллели христианства и марксизма:
-
общественно-гражданские обряды: крестный ход, воскресная служба, празднование христианских праздников -демонстрации, смотры, присяга, пионерские костры;
-
лично-гражданские и семейные обряды: крещение, отпевание, венчание -
вступление в комсомол, получение паспорта, уход на пенсию, вступление в брак;
-
атрибутика и символы: христианский крест - советская звезда и серп и молот, Святая Троица - К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин;
колокольный звон - фанфары, горн;
хоругвии, иконы - знамена, портреты руководителей, «вождей», статуи;
нательный крест - партбилет, пионерский галстук, октябрьская звездочка, комсомольский значок, комсомольский билет, партийный билет и т.п.
Несмотря на приложенные усилия большевиков (репрессии по отношению к священникам, разрушение храмов, уничтожение святынь) элементы христианского мировоззрения и культуры оставались: празднование Пасхи, обращение в трудные моменты жизни к Богу.
Важнейший компонент культуры- ценности. Они лежат в основе нравственных доктрин, дают критерии оценки событий и поступков людей. Ценностные представления обосновывают правомочность власти в глазах населения, оправдывают ее необходимость.
Социалистический режим стремился соответствовать культурным нормам, чтобы удержаться у власти. Отсутствие поддержки со стороны общества вынудило идти не только на большие, но просто на непосильные расходы на содержание аппарата для подавления сопротивления.
В Советском Союзе политики уделяли большое внимание роли революционного мышления, культивировали пролетарские убеждения, поскольку коммунистическая идеология занимала ведущее положение. Она обеспечивала легитимность советского общества и строя.
Потребовалось изменение важнейших компонентов культуры ценностей. Ценности легли в основу нравственных доктрин марксизма - ленинизма. Они были зафиксированы в обычаях, правах, манерах, этикете, кодексе и других представлениях людей.
Здесь примером могут служить Десять заповедей христианской религии и Моральный Кодекс строителя коммунизма.
Но как отмечал Энгельс, нравственное выражение классового интереса всегда содержит определенные общечеловеческие элементы, обещающие ему долговечное существование.1 В ценностные ориентиры, создание новой морали автоматически перекочевали общечеловеческие ценности, содержащиеся в христианстве. Пути утверждения социалистической морали были непрямолинейны: отступления, выдача желаемого за действительное и терпимость к неблаговидным поступкам на фоне высокопарных разговоров о принципах идейности, об общественном долге.
Подобные явления наблюдались в христианстве в среде церковной организации.
Христианство как идеология выступает в виде совокупности нескольких элементов:
-
религиозного сознания;
-
религиозных обрядов (культа);
-
религиозных учреждений.
Советская марксистско-ленинская идеология почти без изменений переняла их и воплотила в жизнь.
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т 20. С.95