Конспект урока по обществознанию Экономика и ее роль в жизни общества

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище №36

Курского района Курской области









Методическая разработка

урока обществознания по теме

"Экономика и ее роль в жизни общества"

















Работа преподавателя обществознания

ОБОУ НПО ПУ №36

Шишлянниковой Татьяны Васильевны


Ушаково.2014.

Пояснительная записка

Этот урок открывает раздел курса «Обществознание» - «Экономика».

Данная тема опирается на полученные из курса основной школы знания обучающихся об основных участниках экономики и о производстве, экономические знания из курса истории, географии и технологии.

Изучение темы предполагает обращение к опыту участия обучающихся в экономических отношениях, трудовой деятельности. Ее усвоение имеет ключевое значение для изучения темы о главных вопросах экономики, предпринимательской деятельности и производстве.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с таблицей, тестовые задания.
Обучающиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
При выполнении домашнего задания даётся направление для проведения самостоятельного мини-исследования.









Тема: Экономика и ее роль в жизни общества.

Цели:

  1. Расширить представление обучающихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.

  2. Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.

  3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

Тип урока: комбинированный урок с различными формами работы:

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и приемы активизации обучения: работа в группах на рабочих листах, индивидуальная работа, работа в парах,

Междисциплинарные связи: литература, география.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы

Методическое обеспечение:

  1. Обществознание. Человек, право, экономика. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. - М.: Просвещение, 2011г.

  2. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 11 класс. - М.: ВАКО, 2013г.

  3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 11 класс. - М.: Просвещение, 2013.





















Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы урока. (Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: связать новый материал с уже знакомым.

Проводится вводная беседа по вопросам:

  1. В чем состоят потребности человека?

  2. Каковы основные участники экономики?

  3. Из чего складываются ресурсы семьи?

  4. Что такое семейный бюджет?

Задание для обучающихся. Кому из вас постоянно не хватает времени, чтобы сделать все дела?

- Теперь представьте, что по каким-либо причинам сегодня вечером у вас неожиданно появилось несколько часов свободного времени.

- Что бы вы предпочли сделать?

- Почему вы не сможете сделать все дела, записанные на доске? (Ограниченность времени, ограниченность денежных средств.)

Формулирование целей урока. (Слайд 2)

III. Целеполагание.

Цель: выяснить, каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека и общества в целом.

1. Приступая к изучению первого пункта плана, преподаватель во вводном слове кратко характеризует понятие «потребности» и предлагает обучающимся вместе вспомнить разнообразные потребности человека. (Слайды 3-4)

Индивидуальная работа. Выполнение задания 1 в рабочих листах. Распределите по соответствующим графам таблицы названия того, что необходимо человеку для его жизнедеятельности. (Слайд 5)

Далее в целях повышения познавательной активности обучающихся ставится проблемный вопрос:

- Каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека, общества в целом?

Работа в группах. Для поиска ответа на этот вопрос обучающиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела «Потребности и ресурсы». Результативность усвоения учебного материала преподаватель выявляет в процессе организации беседы по следующим вопросам:

1 группа. От чего зависит набор и характер потребностей людей?
2 группа. Как изменяются потребности?
3 группа. Что необходимо для удовлетворения разнообразных потребностей?

Все ли потребности и всегда ли можно удовлетворить?

4 группа. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов? (Слайд 4)

В завершение беседы обучающимся предлагается проанализировать кажущийся простым вопрос: Кто обеспеченнее современные люди или пещерный человек? (С точки зрения количества удовлетворенных потребностей - современник, ибо он имеет и еду, и жилье, и тепло, и развлечения, и духовную пищу. Но с точки зрения соотношения потребностей и возможностей обеспеченнее первобытный человек, ведь ему не хватает только еды, тепла, одежды (других потребностей он и не знает), а современному человеку не хватает десятков и сотен благ, т. к. система его потребностей куда шире!)

2. В результате изучения второго пункта плана обучающиеся должны усвоить значения понятий «свободные блага» и «экономические блага», их различия и возможности использования для удовлетворения потребностей людей. (Слайд 5)

Организуя самостоятельное изучение обучающимися текста раздела, преподаватель предлагает выделить существенные признаки вышеназванных понятий.

Работа в парах. Обучающиеся самостоятельно заполняют схему «Блага». Задание 4 в рабочих листах. (Слайд 6)

Преподаватель обращает внимание на существующее противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ. Это позволит подвести обучающихся к важному выводу о необходимости обществу искать пути и способы рационального использования и распределения ограниченных ресурсов.

В целях усвоения этой ключевой проблемы экономики обучающимся предлагается рассмотреть и обсудить следующую актуальную для всего человечества, и в частности для нашей страны, проблему:

Добыча полезных ископаемых, как правило, влечет за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду. Как общество решает эту проблему?

При рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами.

Россия - страна, наиболее щедро наделенная природными ресурсами. Какими ресурсами? (Вспоминаем уроки географии.)

Но можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 процентов, или добывать много нефти и экспортировать ее в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов не способствует экономическому росту страны, а превращает ее в сырьевой придаток мировой экономики.

Перед обучающимися ставится следующий вопрос: Какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

Возможные ответы:

  1. Усиление государственного контроля над использованием природных ресурсов.

  2. Внедрение достижений науки и техники в процесс добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов и др.

Видеосюжет «Использование солнечной энергии в Китае».

Вопрос после просмотра.

- Какие меры принимает китайское правительство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

- Какие меры принимает Россия для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

IV. Закрепление изученного на уроке.

Тест «Экономика и ее роль в жизни общества». (Приложение 2)

Индивидуальная работа. Самопроверка, выставление оценок. Критерии. (Слайд 7)

V. Рефлексия.

  1. Что является основной проблемой экономики?

  2. Как человек пытается решить проблему ограниченности?

  3. Какие ресурсы на земле практически безграничны?

  4. Какие трудности возникли при изучении нового материала? Что было самым сложным?

Домашнее задание. (Слайд 8)

  1. §11, выполнить задания после параграфа.

  2. Подобрать материалы о деятельности правительства РФ в сферах, связанных с ограниченными ресурсами.

© 2010-2022