Школьный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч. год

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч.годШкольный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч.годШкольный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч.годШкольный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч.годШкольный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч.годШкольный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч.годШкольный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч.годШкольный этап олимпиады по обществознанию для учащихся 8кл. 2015-2016 уч.годШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДы ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА 2015-16 гг.

============================================================================


Уважаемый участник олимпиады!

Всего на олимпиадную работу по обществознанию дается 45 минут (от времени раздачи материала до его сдачи).

Уважаемый участник олимпиады, будь внимателен при прочтении заданий и аккуратен при выполнении работы (Макс. количество баллов - 68).

Желаем удачи!

Задание 1. Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его порядковый номер.

1.1. Человек, в отличие от животного, способен

1) проявлять эмоции 3) предварительно обдумывать своё поведение

2) заботиться о потомстве 4) совершать привычные действия

1.2. Семью, от других социальных групп отличает:

1) повседневное взаимодействие 3) кровнородственные отношения

2) устойчивые связи 4) общие традиции

1.3. В субъектах Российской Федерации денежной единицей

1) может быть иностранная валюта 3) является рубль

2) может быть региональная валюта 4) является золотой червонец

1.4. Какие нормы предписывают уступать в транспорте место пожилым людям?

1) этические 3) политические

2) правовые 4) эстетические

1.5. В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет

1) Указы Президента РФ 3)Уголовный кодекс РФ

2) Конституция РФ 4) Постановления правительства РФ

1.6. Социальные нормы

1) носят исключительно рекомендательный характер 3) регулируют поведение людей

2) являются неписанными нормами поведения 4) зафиксированы в соответствующих законах

1.7. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности, называется

1)потребностью 3)ценностью

2)способностью 4)деятельностью



1.8. Верны ли следующие суждения о музее?

А. Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Б. Музей - это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны

1.9. Наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений описывает понятие

1) практика 3) искусство

2) наука 4) труд

1.10. Использование третьей стороны в заочном разрешении конфликта называется

1) компромиссом 3) конкуренцией

2) посредничеством 4) консолидацией

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 10 баллов.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10



Задание 2. Замените всего одно слово, чтобы утверждение стало верным. Неверное слово подчеркните, а в таблицу запишите верное в соответствии с порядковым номером предложения.

2.1. Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами - говорят о компромиссе.

2.2. Нормы морали официально зафиксированы в юридических актах.

2.3. Согласно Конституции Российской Федерации гражданство приобретается с момента совершеннолетия.

2.4. Термином «санкция» обозначаются правила, по которым живет социальная группа.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.


За каждый правильный ответ 2 балла, всего 8 баллов.

Задание 3. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.

Сферы общественной жизни

Ситуации

А)экономическая

Б) политическая

В) социальная

Г) духовная

1) За истекший период произошло повышение пенсий на 7%.

2) В Третьяковской галерее открылась выставка работ В.М.Васнецова.

3) Несмотря на засушливое лето, был собран большой урожай пшеницы.

4) Партии начали предвыборную борьбу за голоса избирателей.

5) В Государственной думе продолжается обсуждение нового Закона об образовании.

6) В доме детского творчества состоялся смотр школьных театров.

7) С конвейера нового завода сошел первый автомобиль.

8) Правила поступления в вуз изменились в связи с введением ЕГЭ.

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 8 баллов.

А

Б

В

Г



Задание 4. Определите, к какому типу общества относятся данные рисунки


1 2 3

А) традиционное

Б) индустриальное

В) постиндустриальное

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 3 балла.

1

2

3



Задание 5. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

№ ряда

Термины

Общее понятие

1.

Суждение, понятие, ощущение

2.

Этикет, право, мораль

3.

Банкнота, монета, чек

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 6 баллов.

Задание 6. .Что является в ряду лишним? Лишнее слово ВЫПИШИТЕ и объясните, почему вы так решили.

1. Прокуратура, банк, милиция, нотариат

2. Библиотека, музей, завод, архив.

3 . Право на труд, право избирать, право на образование, право на наследство.

За каждый правильный ответ 3 балла (1 балл за выбор, плюс 2 балла за объяснение), всего 9 баллов

Задание 7. Составьте СХЕМУ, используя все слова и словосочетания..

Традиционная, системы, смешанная, типы, централизованная, экономические, рыночная.

За правильный ответ 2 балла

Задание 8. «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите- «Да», если не согласны -«Нет», Внесите свои ответы в таблицу.

  1. Объектом социальной политики государства является каждый человек, кем бы он ни был.

  2. Как пример «правильного» устройства правления Аристотель выделял демократию.

  3. В возникновении эмоций участвует мозг, а в их выражении - язык и тело.

  4. Социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого.

  5. Учитель физики переквалифицировался в учителя математики. Речь в данном случае идёт о вертикальной социальной мобильности.

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.



По 1 баллу за каждый верный ответ, всего 5 баллов

Задание 9. Определите обществоведческий термин:

  1. Особенно высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющихся в результате его деятельности - __________________

  2. Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утверждённых государством - ____________________________________

За один правильный ответ - 1 балл; максимальный балл - 2.

Задание 10. Соотнесите виды правонарушений и отрасли права, к которым они относятся:

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОТРАСЛИ ПРАВА

А. Невыход на работу без уважительной 1. Административное

Б. Распитие гражданами пива на детской 2. Гражданское

площадке 3. Трудовое

В. Продажа лёгких наркотиков на дискотеке 4. Уголовное

Г. Невыплата кредита банку

Д. Несанкционированный митинг

Е. Захват заложников в здании театра

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е



По 1 баллу за каждое верное соотнесение; максимальный балл - 6.

Задание 11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В труде, учении,______(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________(2) - ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные _______(3) организма являются лишь _________ (4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ___________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и_________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А. особенность

Б. способности

В. личность

Г. игра

Д. общество

Е. задатки

Ж. общение

З. деятельность

И. группа

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл-6.

1

2

3

4

5

6


Задание 12. Решите задачу.

Одна из республик Российской Федерации решила ввести собственную традиционную систему измерения, мотивируя это стремление к сохранению культурного наследия народов, проживающих на территории, Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте.

До 3-х баллов за полный верный ответ.







ОТВЕТЫ: Методические рекомендации к олимпиаде по обществознанию 8 класса,

школьный этап 2015-16 гг.

Максимальное количество баллов - 68.

Правильные ответы и критерии оценки заданий олимпиады


Блок заданий №1: один правильный ответ - 1 балл, максимальный бал - 10.


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7

1.8

1.9

1.10

3

3

3

1

2

2

1

1

2

2

Блок заданий №2: в предложении подчеркнут неверный термин и в таблице указан правильный термин - 2 балла; в таблице указан правильный термин без подчеркивания неправильного в предложении - 1 балл; подчеркнут неправильный термин без указания в таблице правильного - 0,5 балла; максимальный бал - 8.

2.1. Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами - говорят о компромиссе.

2.2. Нормы морали официально зафиксированы в юридических актах.

2.3. Согласно Конституции Российской Федерации гражданство приобретается с момента совершеннолетия.

2.4. Термином «санкция» обозначаются правила, по которым живет социальная группа.


2.1.

Приспособление

2.2.

Нормы права

2.3.

Рождения

2.4.

Нормы

Блок заданий №3: за одно правильное соотношение - 1 балл; максимальный балл - 8.

А

Б

В

Г

3

7

4

5

1

8

2

6

Блок заданий №4: за один правильный ответ - 1 балл; максимальный балл - 3.


1.

2.

3.

В

А

Б

Блок заданий №5: . По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1). Формы познания

2). Виды социальных норм

3) Виды денег

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 6 баллов.

Блок заданий №6: Что является лишним в ряду? Лишнее слово ВЫПИШИТЕ и объясните, почему вы так решили.

1). Банк, остальное - правоохранительные органы.

2). Завод, остальное - учреждения, сохраняющие культурные ценности.

3). Право избирать, остальное - социально-экономические права человека.

За каждый правильный ответ 3 балла (1 балл за выбор, плюс 2 балла за объяснение), всего 9 баллов.

Блок заданий №7:

Типы экономических

систем

Смешанная

Традиционная

Централизованная

РыночнаяБлок заданий №7:

За правильный ответ 5 баллов

Блок заданий №8: . «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны «Нет», Внесите свои ответы в таблицу.

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.

Да

Нет

Да

Да

Нет

По 1 баллу за каждый верный ответ, всего 5 баллов

Блок заданий №9:. Определите обществоведческий термин:

  1. Особенно высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющихся в результате его деятельности - талант (гениальность)

  2. Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утверждённых государством - право (закон)

За один правильный ответ - 1 балл; максимальный балл - 2.

Блок заданий №10. Соотнесите виды правонарушений и отрасли права, к которым они относятся:

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

3

1

4

2

1

4

По 1 баллу за каждое верное соотнесение; максимальный балл - 6.

Блок заданий №11.

Ответ: по 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл-6.

1

2

3

4

5

6

Г

В

А

Е

Б

З

Блок заданий №12. Решите задачу:

До 3-х баллов за полный верный ответ.

Ответ: Решение не правомерно, поскольку согласно Конституции РФ меры измерения находятся в федеральном ведении.


© 2010-2022