Из опыта работы с одаренными детьми

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы


с одаренными детьми

учителя Горловсой гимназии «Ителлект»

Крикун Ларисы Александровны

Из опыта работы с одаренными детьми

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности.

Моя тема по самообразованию: «Проблемно-диалогическое обучение истории как путь формирования творческой личности» заставляет меня обращать внимание на талантливую молодежь, стремящуюся глубже понять исторические процессы, и, к тому же, начать исследование определенных тем, интересных для самих авторов. Возглавляю школьное научное отделение «Клио» и имею собственный опыт организации научно-исследовательской работы в школе.

Цели работы: написание ученических научно-исследовательских работ в школе не только дает возможность учащемуся попробовать свои силы в определенной отрасли, но и позволяет сформировать и углубить умения и навыки, которые впоследствии могут пригодиться во время учебы в ВУЗе, а также способствует развитию коммуникативных навыков, учит толерантности, развивает культуру письменной и устной речи.

Ожидаемые результаты

- развитие способностей к освоению и построению ребенком опыта созидательной жизни, которая выражается в нравственной ценностной творческой деятельности, общении, отношениях;

  • повышение уровня социальной компетенции учащихся;

  • создание условий для самоактуализации и самореализации личности школьника;

  • развитие ключевых компетентностей, способствующих успешной социализации личности.

Написание научной работы

Подготовка учащихся к научно-исследовательской работе - процесс длительный и непрерывный.

Во-первых, следует выяснить, кто именно из гимназистов способен к долговременной и кропотливой работе. Лучше всего, безусловно, это возможно увидеть во время работы на уроках, и, особенно, на факультативах, т.к. именно там ребенок работает не на оценку, а по интересу. Опыт показывает, что стоит также обратить внимание на уровень знаний по русскому или украинскому языку, т. к. отсутствие навыков письменной речи существенно усложняет задачу.

Во-вторых: при выборе направления научно-исследовательской работы нужно учитывать, что поисковая тема должна быть:

  • актуальной, отвечать существующим реалиям;

  • посильной для выполнения за период 1-2- летней работы;

  • перспективной для дальнейшего её развития та углубления;

  • достаточно обеспеченной соответствующим первичным материалом, источниками;

  • безусловно, интересной для исследователя, что стимулирует исследовательскую инициативу.

В организации научно-исследовательской деятельности стоит придерживаться нескольких принципов:

  • исследовательская деятельность учащегося есть максимально при- ближенной к научно-исследовательской;

  • содержание исследования должно быть объдинено с учебными целя

ми, потребностями самого учащегося, вопросами сегодняшнего дня

  • научно-исследовательская деятельность - обязательно управляемый и

направляемый процесс, к тому же непрерывный, такой, который нево-

зможно выполнить за несколько дней

  • при осуществлении продуктивного ученического исследования необ-

ходимо объдинение направляемой учебной деятельности с самостоя-

тельной, самообразовательной деятельностью учащегося, что станет

основой для интеллектуального роста школьника, для формирования

его творческой личности

• процесс исследования всегда индивидуален и может происходить по

такой схеме: выбор темы - составление плана работы - подбор литера-

туры и источников - выбор и оценка фактов - обработка и систематиза-

ция собранного материала - написание работы - её рецензирование и

доработка - окончательное редактирование и оформление

Научно-исследовательская деятельность имеет величайший воспитательный потенциал, ведь в контексте выполнения работы происходит формирование уважения к родному языку, культурному наследию, истории и традициям своего народа.

В работе над темой: «Детская кукла в УССР, в независимой Украине, возрождение украинской куклы-мотанки», автору удалось показать национальные особенности процесса социализации личности в тесном единении с духовностью своего народа, его непрерывность с точки зрения преемственности поколений, спиралеподобный характер, когда проверенный жизненной практикой опыт наших предков, становится базой социально- психологического и духовного развития подрастающих поколений.

Научно-исследовательская работа отдельной ученицы окунула в мир удивительной народной куклы практически всех ее одноклассниц, которые с воодушевлением создавали ляльку-мотанку и дарили ее своим младшим сестренкам вместо массово изуродованной Барби или «плохой девчонки» серии Братц.

Рассмотрение проблематики украинского национального костюма, а именно темы нагрудных и нашейных украшений, позволило автору глубже понять наследие украинской народной бытовой культуры, а также оценить вполне модерновые и в то же время культовые украшения, что заставляет задуматься над величайшей мудростью нашего народа

Тематика научно-исследовательских работ в области обществоведческих дисциплин тесно связаны с днем сегодняшним и позволяют автору осознать взаимосвязь между идеями свободы, правами человека и его гражданской ответственностью. Исследование повседневной жизни среднестатистического гражданина СРСР в послевоенные годы способствует обеспечению духовного единства поколений, воспитывает уважение к людям преклонного возраста, на долю которых выпали столь тяжелые испытания, как Великая Отечественная война и послевоенное восстановление.

Итак, организация и развитие научно-исследовательской деятельности в школе - один из важнейших шагов, которые укрепляют основы инновационной системы, подталкивают педагогов и учащихся к полноценной жизни в постоянно обновляющемся мире. Результатом такой деятельности есть модель выпускника, способного самостоятельно и критически мыслить, коммуникабельного, толерантного, с ярко сформированным умением самому строить свою жизнь и реально ее оценивать.

© 2010-2022