- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока по обществознанию на тему 6 Духовная культура
Конспект урока по обществознанию на тему 6 Духовная культура
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Францкевич М.Ю. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК ПО ТЕМЕ: «Духовная культура»
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомить с сущностью духовной культуры, показать признаки духовной культуры, выявить основные классификации культуры.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов; анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия о социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами, продолжить развитие смыслового чтения;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формировать отношение к материальным и духовных ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.
ОБОРУДОВАНИЕ: мел, доска, учебник, мультимедийное приложение (презентация), раздаточный материал.
ЛИТЕРАТУРА:
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания : Учебно-метод. пособие / А. Г. Важенин. - М. : Академия, 2013. - 128 с.
ТИП УРОКА: урок изучения новой темы с элементами рассуждения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура.
ПЛАН УРОКА:
1. Понятие культура.
2. Классификация культуры..
3. Народная культура.
4. Массовая культура.
5. Элитарная культура.
ХОД УРОКА (урок рассчитан на 90 минут):
-
Организационный момент.
Проверка присутствующих. Организация рабочего места (проверка наличия тетрадей, учебников.)
-
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по изученному материалу.
-
Этап изучения нового материала:
Вступительное слово учителя:
Слово культура происходит от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Позднее появилось и другое значение - совершенствовать, почитать.
Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура».
А как вы понимаете слово «культура»?
Ответы детей…
Слово учителя:
-
В широком (совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания) и
-
совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя.
-
В узком (сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности) значениях.
-
В узком значении понятие культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества.
-
Культура = духовная жизнь общества.
Давайте запишем определения понятию «Культура» - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты (вторая природа).
Культура выполняет свои функции. Давай те подумаем какие это функии?
Ответы детей….
Посмотрите на экран. Здесь представлены основные функции культуры. Давайте их запишем.
-
Приспособления к окружающей среде
-
Накопления, хранения, и передачи культурных ценностей
-
Социализация
Ребята, а что такой социализация? Ответы детей…
-
Коммуникативная
-
Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека
Теперь переходим к следующему пункту нашего плана.
Формы и разновески культуры. Выделяют следующе классификации:
-
по связи с религией: религиозная и светская;
-
по региональному признаку: культура Востока и Запада;
-
по национальному признаку: русская, французская и т.д.
-
по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
-
по связи с территорией: сельская и городская культура;
-
по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
-
по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
-
Рефлексия:
Давайте остановимся на последней классификации, подробнее.
Посмотрите пожалуйста на ваши парты. Я вам в начале урока раздала листочки с текстом и таблицы.
Народная культура
Массовая культура
Элитарная культура
Определение
Признаки
Мы с вами уже выполняли подобное задание. Вам необходимо прочитава тест, заполнить таблицу. Затем каждый прочитает свою колонку, а другие запишут. В конце у вас должна получится полностью заполненная таблица. Я даю вам 10 минут. приступайте.
Давайте проверим. У вас должна была получится такая таблица.
Народная культура
Массовая культура
Элитарная культура
Определение
Народная культура - это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. Бывает: полпулярная и фольклерная.
распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения.
Элитарная культура - формируется в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положение.
Признаки
не имеет автора, основана на традициях и обычаях, не требует специальной подготовки
общедоступность; занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); серийность, тиражируемость; пассивность восприятия; коммерческий характер.
высокий уровень (сложность содержания); получение коммерческой выгоды не является непременной целью; подготовленность аудитории к восприятию; узкий круг создателей и аудитории; определяет развитие всей культуры.
Молодцы! Все справились с заданием.
-
Подведение итогов:
Сегодня на уроке мы с вами закончили изучать тему «Духовная культура».
Мы выяснила, что же такое культура. какие ее виды существуют.
Подробно разобрали разновидности духовной культуры, в частности: народную, массовую и элитарную. Заполнили таблицу.
-
Теперь запишите домашнее задание: учебник параграф 3.1. Ответить на вопросы после параграфа.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК. ДО СВИДАНИЯ!
Приложение 1.
Народная культура - это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. Бываает: популярная и фольклерная.
В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования. Признаки: не имеет автора, основана на традициях и обычаях, не требует специальной подготовкиэ
Элитарная культура - формируется в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положение. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Постепенно, система ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры. Начиная с эпохи Возрождения, элитарная культура начинает приобретать интернациональные черты. Взаимообмен элементами элитарной культуры происходит значительно интенсивнее, чем обмен народными культурами, которая начинает приобретать черты национальной. Признаки: высокий уровень (сложность содержания); получение коммерческой выгоды не является непременной целью; подготовленность аудитории к восприятию; узкий круг создателей и аудитории; определяет развитие всей культуры.
Массовая культура - в конце XIX века, в связи с повышением образовательного и культурного уровня основной массы населения и началом развития массового производства, появилась возможность распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения. Таким образом, возникает феномен массовой культуры. Массовая культура возникает на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде всего, растущими возможностями массового производства в материальной и духовной сферах. Признаки: общедоступность; занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); серийность, тиражируемость; пассивность восприятия; коммерческий характер.
Приложение 2.
Народная культура
Массовая культура
Элитарная культура
Определение
Признаки
Народная культура
Массовая культура
Элитарная культура
Определение
Признаки
Народная культура
Массовая культура
Элитарная культура
Определение
Признаки