Разработка урока Семья. Семейные отношения

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок для 10 класса. Тема: «Семья Семейные отношения.»

Цель урока: Рассмотреть семью как социальный институт общества и правовую основу семейных отношений.

Задачи урока:

  1. Образовательная - расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях, раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции, раскрыть понятие брак, условия его заключения, права и обязанности супругов и их детей.

  2. Развивающая - совершенствовать умения учащихся обобщать материалы источников, обосновывать свою точку зрения на проблему, обеспечить обмен мнениями, развивать умение детей работать в группах с источником, заполнять схемы и таблицы.

  3. Воспитательная - сформировать отношение к семье как к одной из важнейших ценностей бытия человека

Основные понятия: семья, брак, семья как социальный институт, виды семей, функции семьи, брачный договор, личные имущественные и неимущественные отношения.

Оборудование урока:

  • Мультимедийное оборудование

  • Источник: Семейный кодекс РФ

  • Фрагмент из мультфильма «Трое из Простоквашино»

  • Аудиозапись Юрия Антонова «Под крышей дома твоего»

  • Схемы, таблица

План:

  1. Понятие семьи. Семья как социальный институт

  2. Виды семьи

  3. Функции семьи

  4. Правовая основа семейных отношений

Действия учителя

Ход урока

Действия учеников

Организационный момент

Вступительное слово учителя




Объявление темы урока

Разъяснение плана урока

Проблемный вопрос

Беседа

Учитель дает определение понятия


Беседа

Объяснение нового материала. Работа с таблицей

Беседа



Вывод по беседе






Беседа по таблице и ее заполнение



Объяснение с элементами беседы



Закрепление пройденного материала








Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Ребята, доставайте листочки, будем писать тест. Даю вам 10 минут.

(Звучит песня Ю, Антонова «Под крышей дома…»)

все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Истоки человека - его мать и отец, бабушка и дедушка, его предки, его семья, родной дом. Еще А.С. Пушкин отмечал естественную потребность каждого человека в тесных связях с семьей, отчим домом:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Единение человека с родным домом, с семьей придавало ему ощущение прочности бытия в этом мире и обеспечивало эту прочность. Вот почему сегодня, продолжая изучение социальной структуры общества мы остановимся более подробно на изучении такой темы как «Семья. Семейные отношения». Запишем в тетрадь.

План:

  1. Понятие семьи. Семья как социальный институт

  2. Виды семьи

  3. Функции семьи

  4. Правовая основа семейных отношений

А в конце урока вы должны ответить на проблемный вопрос: почему семья является одним из главнейших социальных институтов общества?

А теперь давайте с вами подумаем, что же такое семья?

Итак, давайте запишем: семья - основанная на браке или на кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью

Исходя из понятия выделите признаки семьи

А теперь запишем: Признаки семьи:

Ребята, давайте вспомним, что такое социальный институт?

А семью мы можем отнести к социальному институту? Обоснуйте свой ответ.

И в течение урока мы с вами докажем, что семья как социальный институт является комплексом существующих в обществе социальных норм,образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми и воздействующие со стороны общества на семейные отношения.А основой этого комплекса являются семейные роли.

Запишите эту схему к себе в тетрадь.

А давайте вспомним, что же такое социальная роль?

Какую социальную роль вы выполняете в своей семье, ваши родители?

Исходя из этого, какие виды семей вы можете мне назвать? Чтобы разобраться в этом, давайте сделаем такую таблицу. Виды семей выделим по нескольким линиям сравнения.

Линии сравнения

Виды семей

Число детей

многодетные

малодетные

бездетные

Характер распределения домашних обязанностей

Традиционная - дом. обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью пред обществом несет мужчина, ему же принадлежит основная власть

Партнерская - обязанности выполняются совместно или поочередно

Родственная структура

Нуклеарная -супружеская пара с детьми

Расширенная -супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними

Полигамная- жена с мужьями или муж с женами

Тип воспитания

Авторитарная- основывается на авторитете родителей

Либеральная- строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек

Демократическая- постепенно прививает ребенку такие черты, как например, сопричастность к судьбе др.людей

Итак, мы с вами рассмотрели виды семей, а где и как проявляется семейная деятельность? Т.е. какие функции выполняет семья?

Запишем: Функции семьи:

  • Репродуктивная - воспроизводство новых членов общества

  • Социализационная - формирование индивида как личности

  • Экономическая - общее хозяйство, помощь, поддержка

  • Защитная - физическая экономическая, психологическая защита

  • Статусная - принадлежность к определенному социальному слою, национальность.

  • Эмоциональная - доверительной общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.

(Как вы понимаете каждую из функций)

А теперь давайте проверим как вы это поняли. Давайте просмотрим фрагмент мультфильма и после этого вы должны мне охарактеризовать эту семью по таким линиям сравнения: число детей, родственная структура и тип воспитания.

(Мультфильм «Трое из Простоквашено» - фрагмент.)

А теперь решим несколько вариантов тестовых заданий.

Ребята, обратите внимание на экран. Вы видите пословицу: «не надобен и клад, коли у мужа с женой лад». Как вы понимаете эту пословицу?


То есть в пословице говориться о взаимоотношениях, правах и обязанностях супругов. Итак, с возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали осуществлять государственные органы. Государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Так возник социальный институт брака.

Далее ученики сначала самостоятельно, а затем с учителем разбирают по документам такие вопросы как: Брак,решают задачу

А теперь давайте решим с вами задачу:Друг и любимый человек шестнадцатилетней Татьяны после окончания института призывают в армию и предлагает ей вступить в законный брак. Таня была бы счастлива стать женой Володи, но уверена, что их не распишут, ибо она не достигла еще совершеннолетия.

Права ли Татьяна? Аргументируйте свой ответ.

Верно. Именно достижение совершеннолетия является одним из условий для заключения брака. А какие же еще существуют условия?

Семья рассматривается не только в социальной сфере, но и в политико-правовой, т.к. с заключением брака у супругов возникают правовые отношения, а также правовые связи между родителями и детьми. Рассматривают права супругов, брачный договор, права детей.

Отвечают на проблемный вопрос. Дом.зад. вывод по уроку



Приветствуют


Слушают




Записывают


Социальный институт, ячейка общества, малая группа

-группа лиц

-совместное хозяйство

-отношения между ними(брак, родство, опекунство)

Записывают

Роль - способ поведения человека, соответствующее его статусу

Заполняют таблицу у себя в тетради





Записывают





Малодетная, нуклеарная, авторитарная



















© 2010-2022