Программа элективного курса по обществознанию Мир. Человек. Общество

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64» города Чебоксары Чувашской Республики

Рабочая программа

элективного курса

обществознание

«Мир.Человек.Общество»

Уровень образования основное общее

Срок реализации 2015-2016 учебный год.

Программа составлена на основании программы по обществознанию для основной школы, соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

Учебники, пособия:

Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник. 10 класс. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. -М., Просвещение, 2014.

П.А. Баранов: ГИА-16. Обществознание. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ. - М., АСТ-Астрель, 2015.

Учитель Круглова Наталья Александровна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Мир. Человек. Общество.» составлена на основе

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Минобрнауки РФ, утвержденного приказом МОиНРФ от 17.12.10 (Стандарты второго поколения).

  4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №64» г. Чебоксары.

В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения.
Основная цель курса.
Систематизировать знания учащихся по обществознанию, научить описывать событие, анализировать, работать с источниками, уметь работать с терминами.
При этом необходимо решить следующие задачи:
- показать знание основных фактов, событий, явлений, процессов, терминов, выдающихся памятников культуры.
- владеть элементами философского анализа, и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между явлениями и событиями; сравнение, определение сущности событий).
- давать оценку явлениям и событиям, обосновывать своё отношение к тем или иным фактам, их участникам.
- называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах обществознания.
Данная программа рассчитана на учащихся 11-х классов.
Программа ориентирована на практические занятия. В программу заложено использование следующих видов контроля: тесты, написание эссе, составление схем и таблиц по различным темам обществознания.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми раз- личных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности, а также систематизации знаний для итоговой аттестации в форме ГИА.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст 9 и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

  1. ПРАВО. Блок включает 3 занятий. Первые два занятия - лекции. Задача определить круг тем, поднимающихся в курсе правоведения. Последующие одно занятие - практические работы с контрольно-измерительными материалами ГИА по курсу правоведения.

  2. СОЦИОЛОГИЯ. Блок включает 2 занятий. Первое занятие - лекция. Задача определить круг тем, поднимающихся в курсе социологии. Второе занятие - практические работы с контрольно-измерительными материалами ГИА по курсу социология.

  3. ПОЛИТОЛОГИЯ. Блок включает 3 занятий. Первые два занятия - лекции. Задача определить круг тем, поднимающихся в курсе политологии. Последующее занятие - практические работы с контрольно-измерительными материалами ГИА по курсу политологии.

  4. ФИЛОСОФИЯ. Блок включает 3 занятий. Первые два занятия - лекции. Задача определить круг тем, поднимающихся в курсе философии. Последующее занятие - практические работы с контрольно-измерительными материалами ГИА по курсу философии.

  5. КУЛЬТОРОЛОГИЯ. Блок включает 2 занятия. Первое занятие - лекция. Задача определить круг тем, поднимающихся по предмету изучения человеческой культуры. Последующее занятие - практические работы с контрольно-измерительными материалами ГИА по курсу культорологии.

  6. Промежуточный зачет. Пробное тестирование по заданиям типа «А» и «В». Данное занятие ставит целью определить уровень готовности учащихся по курсу обществознания в рамках теста ГИА в заданиях «А» и «В». На промежуточный тест отводится один час.

  7. Отработка причинно-следственных связей. Данные занятия должны закрепить умения учащихся по работе со схемами, таблицами, текстами. На отработку отводится 1 час. Закрепление умения учащихся по выполнению заданий типа «В» и «С».

  8. Особенности составления плана текста по обществознанию. Отработка основных правил написания эссе. Выбор цитаты. Определение сути проблемы. Отработка умения высказывать аргументированное мнение на практическом и теоретическом уровне. 1 час.

  9. Зачет. Выполнение заданий типа «В» и «С». 1 час.

Список литературы для обучающихся

  1. Введение в экономику. /В.С.Автономов.-Изд. «Вита-Пресс». -2014.- 256 с.

  2. Основы обществознания. 9 класс. /А.Ф.Никитин. - Изд. «Дрофа». - 2012- 205 с.

  3. Обществознание: профильный уровень. /Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М., «Просвещение». - 2012 - 416 с.

  4. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов./ Л.Н.Боголюбов и др.. - М., «Просвещение». -2014.- 414 с.

  5. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 классов в 2 книгах./ С.И.Володина и др. - Российский фонд правовых реформ - Издательский дом «Новый учебник». - 2012. - 642 с.

  6. Практикум по основам экономической теории. 10 класс. /Под ред. С.И.Иванова. Изд. «Вита-Пресс». - 2012. -272 с.

  7. Словарь понятий и терминов по обществознанию. - Изд. «Айрисс-Пресс». - 2007. - 448 с.

  8. Словарь по этике. - Изд. «Политиздат». - 1989. - 447 с.

  9. Электронный учебник по обществознанию

  10. П.А. Баранов: ГИА-16. Обществознание. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ. - М., АСТ-Астрель, 2015.

Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год


Тема урока

Дата

Тип урока

ТСО, ИКТ, ЦОР

Промежуточный и итоговый контроль

Прим.коррек-тивы








1

ПРАВО




Лекция.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


2

ПРАВО




Лекция.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


3

ПРАВО




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


СОЦИОЛОГИЯ.




Лекция.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


СОЦИОЛОГИЯ.




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


ПОЛИТОЛОГИЯ




Лекция.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


ПОЛИТОЛОГИЯ




Лекция.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


ПОЛИТОЛОГИЯ




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


ФИЛОСОФИЯ




Лекция.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


ФИЛОСОФИЯ




Лекция.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


ФИЛОСОФИЯ




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


КУЛЬТОРОЛОГИЯ




Лекция.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


КУЛЬТОРОЛОГИЯ




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


Промежуточный зачет




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


Тесты с причинно-следственными связями.




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


Особенности составления плана текста по обществознанию




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь


Зачет




Практикум.

Учебник, раб.тетр

Рабочая тетрадь



Количество часов по итогам года

17

часов






Приложение

Контрольно-измерительные материалы

по обществознанию

Составлены на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Минобрнауки РФ, утвержденного приказом МОиНРФ от 17.12.10 (Стандарты второго поколения).

  2. Основной образовательной программы МБОУ «СОШ №64» г. Чебоксары.

  3. Примерных программ по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения);

Перечень КИМов:

  1. Иркова Л.Е. ФГОС. Обществознание. Тематический контроль. 9 класс. Рабочая тетрадь. - М, Национальное образование, 2014.

  2. П.А.Баранов. Обществознание. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА в 9 классе. - АСТ - Астрель. Москва. 2016






© 2010-2022