Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ

Рабочая программа элективного по обществознанию для учащихся 10-11 классов составлена на основе: Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы  Боголюбова Л.Н.,           Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева АИ «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень» в сборнике «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И....             Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 1 года обучения 1 час в неделю.             Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*             При разработке программы решена проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовактельное учреждение средняя общеобразовательная школа №3




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ №3

протокол №1 _______Л.Н.Кузьмина ________Е.С. Нурбекьян

«27» августа 2012 г. «30» августа 2012 г. «31» августа 2012 г.










Рабочая программа

элективного курса по обществознанию

Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ



Автор-составитель: Кузнецова Наталья Владимировна,

учитель истории и обществознания,

учитель высшей квалификационной категории





Пояснительная записка

Рабочая программа элективного по обществознанию для учащихся 10-11 классов составлена на основе: Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева АИ «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень» в сборнике «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень».

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 1 года обучения 1 час в неделю.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*

При разработке программы решена проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.


Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;

  • Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.

Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно - справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией Л.Боголюбова, дидактическими материалами для подготовки в ЕГЭ, ресурсами сети Интерне в режиме On-line.

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.



Содержание программы

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).


2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (32 ч.).

2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.).

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.

Учебно-тематическое планирование





пп


Наименование разделов и тем


Всего часов


В том числе

Теор. Практ.


Формы занятий

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1

1

вводная лекция
практикум
(входной контроль)

2.

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

32

24

8

2.1

Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

8

6

2

лекция
семинар
практикум

2.2

роблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

8

6

2

лекция
семинар
практикум

2.3

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

8

6

2

лекция
семинар
практикум

2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

8

6

2

лекция
семинар
практикум


3


Повторение.

2

2

практикум


Итого в 10 классе


35


25


10


Поурочное планирование




пп


Наименование разделов и тем


Всего часов


В том числе

Теор. Практ.


Содержание занятий

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1

1

вводная лекция
практикум
(входной контроль)

2.

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

32

24

8

2.1

Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

8

6

2

Социум как особенная часть мира.

1

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.


1

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты..

Многовариантность общественного развития.

1

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества

Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни


1

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни

Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности).


1

Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира).

Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).

1

Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.


Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий


2


2


Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий

2.2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

8

6

2

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1

1

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.

Цель и смысл жизни человека.

1

1

Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.

Познание мира.

1

1

Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Человек как индивид, индивидуальность, личность.

1

1

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).

Социализация личности

1

1

Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).

Научное познание

1

1

Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.

2

2

Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.

2.3

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

8

6

2

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

1

1

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация.

Социальный статус.

1

1

Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальные нормы.

1

1

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль..

Семья и брак как социальные институты.

1

1

емья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.

Этнические общности.

1

1

Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России

Характеристика понятия «социальный конфликт».

1

1

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2

2

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

8

6

2

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство.

1

1

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса.

Экономическое содержание собственности.

1

1

Экономическое содержание собственности. Экономические системы.

Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена.

Рыночный механизм.

1

1

Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие

Роль государства в экономике.

1

1

Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги.

Банковская система.

1

1

Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

Экономика потребителя. Семейная экономика..

1

1

Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль.

Рынок труда.

1

1

Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.

1

1

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.

3

Повторение.

2

2

практикум

Итого в 10 классе

35

25

10

Литература

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2012.

2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. - М.: Просвещение, 2006.

3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.

4. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2009.

5. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2008.

6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. - М.: Эксмо, 2008.

7. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2010: Обществознание: Репетитор. - М.: Просвещение, Эксмо, 20010.

8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011

9. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.

10. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. - 2008.- № 6.

11. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

12. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

13. fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.

Кузнецова Наталья Владимировна

© 2010-2022