Конспект урока по обществознанию на тему Политические режимы (9 класс)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс Обществознание

Учитель МБОУ «СОШ № 31» г. Симферополя Кулик Евгения Трофимовна

Тема урока: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Тип урока: комбинированный с применением работы в группах.

Цели урока:

  1. Учащиеся должны усвоить понятие «политический режим», уметь отличать политические режимы.

  2. Создать условия для понимания ценности демократии, развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации.

  3. Способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий: умения соотносить события с принятыми этическими принципами, самоконтроля, переработки и структурирования информации, умения работать в группе, представить модель одного из политических режимов.

Оборудование: мультимедийный проектор со схемами «Формы государства», «Факторы, определяющие политические режимы», «Демократия и ее виды», карточки-задания с дополнительной информацией для работы в группах, текст Конституции РФ, листы бумаги.

Основные виды деятельности: беседа, работа в группах.

Ход урока

I.Беседа по теме «Государство. Формы государства», опираясь на схему «формы правления и территориально-государственное устройство».

1)Что такое государство?

2)Каковы признаки государства?

3)Какие формы правления вы знаете? Дайте определение монархии и республики.

4)Какие формы территориально-государственного устройства вы знаете?

II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя:

Эпиграф « Лишь немногие могут творить политику,

но судить о ней могут все»

Перикл

Мотивация. Учитель обращает внимание на основные термины, которые должны быть найдены учащимися заранее(опережающее задание): политический режим, тоталитарный режим, демократия, автократия, диктатура.

Класс делится на 3 группы, равные по количеству (в основе деления личные предпочтения по отношению к политическому режиму, у кого нет определенных предпочтений, учитель определяет ученика в группу).

Формулируется задание. На основе изучения текста параграфа 3 учебника Л.Н.Боголюбова и дополнительного материала для каждой группы учащиеся должны представить проект модели политического режима

  • 1 группа - тоталитарный

  • 2 группа - авторитарный

  • 3 группа - демократический

руководствуясь следующими характеристиками

  1. Возможности власти

  2. Кому принадлежит власть

  3. Существование политической оппозиции

  4. Права и свободы граждан

  5. Методы политического действия со стороны государства

  6. Где существовал (существует)?

После представления проектов целесообразно (при наличии времени) заполнить таблицу по предложенным вопросам.

Характеристика политических режимов (стр.39-40)


тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Возможности власти

Кому принадлежит власть


Существование политической оппозиции


Права и свободы граждан


Методы политического действия со стороны государства


Где существовал (существует)




3 Вопрос рассматривается посредством работы над ст.3 Конституции Российской Федерации.

Предлагаются вопросы:

  1. Кто является носителем и источником власти в России?

  2. Как народ осуществляет свою власть ( прямая демократия - непосредственно - референдум, представительная - через избранных представителей)?

Учитель приводит примеры референдума 1993г. - принятие Конституции РФ, 2014г. - Крымского референдума по вопросу перехода Крыма в состав Российской Федерации.

Чтение текста в рубрике «мнения» - стр. 25.

В заключение учитель приводит слова У.Черчилля «Демократия - ужасная вещь, но лучше человечество ничего не придумало».

III. Подведение итогов урока.

Оценка проектов каждой группы, отдельных наиболее активных учащихся, выставление оценок.

Домашнее задание:

Параграф 3, ответить на вопросы на стр.25 - для всех учащихся, стр. 26 - вопросы 3,4 - для сильных учащихся.



Приложения.

Дополнительный материал для 1-й группы

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле - специфический и экономический строй - феномен именно ХХ века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности. Тоталитарные идеи находили свое частичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока.

Например, в Китае в 711 г. до н.э. -17 в. до н.э. действовала целая школа так называемых легистов - сторонников сильного централизованного государства, неограниченной власти императора.

В Древней Греции - родине демократии- появились первые развернутые обоснования тоталитарного идеала, совершенного государства. Прежде всего, это были работы Платона - одного из крупнейших мыслителей античности и одновременно идейного противника демократии, как «разрушительной», по его мнению, структуры. Отчасти он был прав, так как афинская городская демократия переживала в IVв. до н.э глубокий кризис. В особенности эти взгляды проявились в его последнем диалоге «Законы». Свое «совершенное государство» он наделяет, по сути, «тоталитарными» чертами:

  • Безусловное подчинение индивида государству;

  • Государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жен и детей;

  • Всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма;

  • Жесткая регламентация общественной и частной жизни;

  • Общеобязательная государственная религия;

  • Запрет на свободное общение с иностранцами, а для граждан до сорока лет - запрет вообще выезжать за пределы государства;

  • Очищение государства от неугодных путем смертной казни или изгнания

Сам термин «тоталитарный» происходит от позднелатинских слов и является производным от таких слов, как «totalitas», «totalitat» - полнота, цельность. Эти слова признаны семантически передать всеохватность, полноту, целостность процессов и явлений и в этом смысле ни с философской, ни с логической точки зрения не несут в себе ничего отрицательного. Целое само по себе не является ни плохим, ни хорошим, как не является плохим или хорошим деление целого на сколько угодно частей. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Правильнее рассматривать его как своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако, после того как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Режим тоталитарной власти оказывается внеполитическим образование - в эпоху тоталитаризма политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся - формально-декоративными.

При тоталитарном режиме государственная власть, строго централизованна и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте.

Для «идеального» тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находится в глубоком подполье, применяя нелегальный метод борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются террору: для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства. На государственных же предприятиях широко используется система внеэкономического принуждения к труду.

Итак, можно выделить характерные черты тоталитаризма:

- идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве « единственно верной» идеологии, жестокое подавление всякого инакомыслия;

- господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа, сращивание партии с государством;

- запрет на политическую оппозицию;

- тотальное манипулирование общественным сознанием;

- монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;

- абсолютная концентрация власти в руках вождя.

Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости демократических институтов, дробления общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка.

В каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм(социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержаться гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях ( рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм - это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к ограничению личной свободы и подчинению индивида государственному и иному социальному контролю.

Дополнительное задание для 2-й группы

Авторитарный режим.

Между тоталитаризмом и авторитаризмом много общего. И тот и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограниченны. Представительные органы власти марионеточные, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений снизу доверху. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается либо вообще запрещена.

Вместе с тем авторитаризм имеет и существенное отличие от тоталитарного политического режима.

Авторитарный (от лат. Autoritas- власть) политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию и общества во внеполитических сферах.

Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества довольствуется именно этим типом политического устройства.

Термин «авторитаризм» не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастаться ничем таким, что бы их принципиально объединяло. Единственное, что их объединяет - это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов.

Авторитаризм - политический режим власти, неограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой.

Признаки авторитарного режима:

  • Автократизм или небольшое число носителей власти(монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

  • Неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;

  • Игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

  • Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции;

  • Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

  • В качестве методов государственного управления доминируют командные, администаративные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

  • Отсутствует единая идеология;

  • Права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются(прежде всего, в политической сфере);

  • Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

  • Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

Выделятся следующие разновидности авторитаризма.

Традиционные абсолютистские монархии - режимы, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т.д.

Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой (режим в Гватемале).

Гегемонистический авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, то есть той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президенте Маркосе на Филиппинах, в Тунисе, Камеруне и т.д.

Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются «военные режимы». Они бывают 3-х видов:

  1. Обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти(режим И Амина в Уганде);

  2. Военные хунты, проводящие структурные реформы(режим Пиночета в Чили);

  3. Однопартийные режимы, существующие в Египте при Г.А.Насере, в Перу при Х.Пероне и т.д.

Следует выделить в качестве еще одной разновидности авторитаризма теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц(режим Хомейни в Иране).

Дополнительный материал для 3-й группы

Демократические режимы.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима.

Сам термин «демократия» стал сегодня едва ли не самым употребляемым словом политического лексикона в России, кроме того, он употребляется и в обыденных, повседневных разговорах, приобретая саамы различные значения и оттенки.

«Демократия» (demos- «народ» и kratos - «власть», «властвование») в переводе с греческого означает «власть народа». Этот термин встречается еще в трудах античных мыслителей. Демократический строй зародился в Древней Греции. Его особенности Перикл охарактеризовал так: «Называется этот строй демократическим, потому, что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех». Эволюция значения термина «демократия» обусловлена развитием человеческого общества.

Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась «худшей формой» правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволяет правителям манипулировать «народовластием». Вследствие этого режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией, отрицательно относясь к демократии. Его оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия стала восприниматься негативно и была вытеснена из политического обихода.

Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции. С этого момента демократия в се больше рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, требований автономии и социального равенства индивидов.

Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII веке. Это было связано с тем, что идеальная модель демократии как повседневного непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях подобно национальным государствам (в отличие от маленьких городов-полисов) практически невозможна. В результате первоначальный смысл демократии трансформировался, приспособился к потребностям жизни. Подобная трансформация испытывала влияние культуры конкретного общества, его политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации, что и привносило известную путаницу в понимание данного термина.

В современной научной литературе термин чаще всего употребляется в двух значениях.

В широком смысле под демократией понимается форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решения большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду организации. В данном значении говорится, например, о производственной, профсоюзной, внутрипартийной демократии.

В более узком смысле, характерном для политологии и государственных дисциплин, под этим понятием фиксируется форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки:

  • признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти;

  • установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни;

  • выборность основных органов государства;

  • верховенство закона.

Политическая элита при этом довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Демократические режимы можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. признание народа в качестве источника власти(народовластие);

  2. выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям;

  3. наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством;

  4. подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

  5. правительство основано на согласии управляемых;

  6. провозглашение основных демократических прав и свобод;

  7. легальное существование плюрализма в обществе;

  8. наличие развитой двух- или многопартийности;

  9. построение государственного устройства по принципу разделения властей;

  10. ценности сотрудничества и компромисса;

  11. равенство всех граждан перед законом;

  12. создание необходимых условий для развития « среднего класса», выступающего одной из важных социальных основ демократического режима.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различия между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле над их существованием), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограниченны, например референдумы.

Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей наиболее распространенной в современном обществе, формой политического участия является представительная демократия. Ее суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

Процедуры выборов могут быть разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Современные демократические государства классифицируются по соотношению полномочий президента и парламента; по степени авторитаризма в рамках демократии.

Республики по соответствующим признакам делятся:

  • на президентские;

  • парламентские;

  • полупрезидентские.

К числу президентских относят республики, где президент является главой государства и правительства, назначает и увольняет членов правительства, которое ответственно перед ним, имеет право накладывать вето на принимаемые парламентом законы, по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона, распускать парламент, вводить в стране чрезвычайное положение, определяет внешнеполитический курс правительства.

Для парламентских республик характерно разделение функций главы государства (президент) и исполнительной власти(глава правительства). Президент назначает главу и нескольких членов правительства по согласованию с парламентом, а остальных членов правительства - по рекомендации главы правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Президент не может по своему усмотрению уволить главу правительства, не имеет права накладывать вето на принимаемые парламентом законы, его указы не имеют силы закона. Роспуск парламента президентов возможен в случае выражения последним недоверия правительству. Введение чрезвычайного положения - право исключительно парламента. В сфере внешней политики президент представляет государство и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства.

В случаях, когда по одним признакам страна относится к числу парламентских, по другим - президентским, республику называют полупрезидентской.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве как участники политической жизни равны. Это равенство перед законами и равенство политических прав.





© 2010-2022