Рабочая программа по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Манычская средняя общеобразовательная школа»

Принята

Педагогическим советом

МБОУ «МСОШ»

Протокол от______________ №___


«Утверждаю»

Директор МБОУ «МСОШ»

_______ /./

Приказ от __________________ №___

Согласовано

Руководитель РМО

_________ /Горлеев Э. В. /

«_______» __________ 2015 г.


Согласовано

Заместитель директора МБОУ «МСОШ»

_______ /Казначеева Н. А./

«_______» __________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обществознание

(наименование учебного предмета (курса)


_______8 класс________

(уровень образования)

_______2015-2016 учебный год_____

(срок реализации программы)






Казначеев Сергей Григорьевичвна, учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория




п. Манычский

2015 - 2016 уч.г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы

Рабочая программа по обществознанию в 8 классе на 2015-2016 учебный год.

Разработчик программы

Казначеев Сергей Григорьевич, образование высшее КГУ, 1996 г, ИУБиП, 2005 г., стаж работы 27 лет, высшая квалификационная категория

Нормативно-правовые документы,

базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу Рабочей программы педагога


1. Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.

4. Региональный (примерный) учебный план Министерства образования и науки Республики Калмыкия (приказ № 967 от 17.07.2015 г.).

5.Федеральная примерная программа по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар­та (базовый уровень) (М: Просвещение, 2010 г. под редакцией Л. А. Соколова)

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253 (с изменениями - приказ Минобрнауки РФ о внесении изменений от 8 июля 2015 г. №576);

7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

8.Учебный план МБОУ «МСОШ» на 2015-2016 учебный год.

авторской программы под редакцией : -Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений.. -М.: Русское слово.2011.

технологии: технология развивающего обучения, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества, традиционная технология.

Цель программы

- воспитание у будущих граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам; толерантности и культуры мира, приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям, развитие умения анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор.

Задачи программы (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные)

-создание системы знаний о различных областях общественной жизни (духовной, социальной, экономической, политико-правовой);

-принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

-изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;

-создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе (создание в практике повседневной школьной жизни демократического уклада и формирование правового пространства школы, развитие проектной деятельности учащихся);

- преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

-называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

-сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;

-характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е.указывать свойственные им значимые признаки;

-объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние;

-приводить собственные примеры, т.е. пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

-давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, назначении.

Срок реализации программы

2015-2016 учебный год

Количество часов всего: 34, в неделю 1

Возраст детей, на которых рассчитана рабочая программа

8 класс

Диагностические методы и методики

Устный опрос, письменные работы, терминологические диктанты, практикумы, лабораторные работы с различными источниками информации, в форме защиты презентаций, тестирование. В течение учебного года проводится мониторинг степени обученности учащихся по обществознанию.

Механизм отслеживания результатов работы ребенка по программе всеми участниками образовательного процесса

а/итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором программы

б/оценка результативности программы родителями

в/самооценка результативности программы

самим ребенком-школьником

Условия реализации программы

а/материально - техническое оснащение кабинета

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

-мультимедийный проектор

- экран (1 шт.);

б/методическое оснащение программы (научно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение)

Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Автор: А.И. Кравченко. Москва: Русское слово, 2011 г.

Обществознание. Поурочные планы по учебнику Кравченко А. И., Певцовой Е. А. 8 класс. Автор-составитель Кочетов Н. С. Волгоград.

И.С. Хромова. Тесты по обществознанию. 8 класс.- Москва: Русское слово, 2013 г.

И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. - Москва: Русское слово,

2013 г.

Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы

Интернет - источники:

  1. Министерство образования и науки РФ mon.gov.ru/

  2. Российский образовательный портал edu.ru

  3. ФГОУ Федеральный институт развития образования

firo.ru/

  1. Федеральное агентство по образованию РФ ed.gov.ru

  2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

Презентации с сайта: nsportal.ru

Подпись _________________________

Дата заполнения паспорта программы_____________



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

1. Конституции РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

2.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.

4. Регионального (примерного) учебного плана Министерства образования и науки Республики Калмыкия (приказ № 967 от 17.07.2015 г.).

5.Федеральной примерной программы по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар­та (базовый уровень) (М: Просвещение, 2010 г. под редакцией Л. А. Соколова)

6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253 (с изменениями - приказ Минобрнауки РФ о внесении изменений от 8 июля 2015 г. №576);

7.Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

8.Учебного плана МБОУ «МСОШ» на 2015-2016 учебный год.

9. Авторской программы под редакцией :Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений.. -М.: Русское слово.2011.

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении семиклассников:

- воспитание у будущих граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам; толерантности и культуры мира, приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям, развитие умения анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор. Также представляется необходимым создание необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям

Задачи курса:

-создание системы знаний о различных областях общественной жизни (духовной, социальной, экономической, политико-правовой);

-принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

-изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;

-создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе (создание в практике повседневной школьной жизни демократического уклада и формирование правового пространства школы, развитие проектной деятельности учащихся);

- преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по обществознанию на начало учебного года

Данный курс представляет единство научно-аналитического, дидактического и

методического начал. Он даёт свод базовых знаний по всему курсу «Обществознание»,

утверждённым государственным образовательным стандартом.

В курсе обществознание 8 класс учащиеся познакомятся со следующими разделами:

«Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера». Курс «Обществознание» для 8 класса рассчитан на 1 час в неделю; 34 часа за учебный год.

Обоснование выбора УМК:

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


  1. Учебники: А.И.Кравченко, И.С.Хромова Обществознание 8 класс. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, допущено Министерством Образования РФ, М., «Русское слово», 2011 г.

  2. Методические и дидактические материалы:

-Поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко 8 класс, составитель Н. С. Кочетов

- Рабочая тетрадь по обществознанию для 8 класса к учебнику А.И. Кравченко, авт. И. С. Хромова.

- Тесты по обществознанию для 8 класса к учебнику А.И. Кравченко, авт. И. С. Хромова.

  1. Материалы для контроля: диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы, конференции, тестовые работа по темам и разделам.

Описание места предмета в учебном плане:

Предмет «Обществознание» входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с русским языком, историей, литературой. На предмет «Обществознание» в 8 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Педагогические технологии, используемые на уроках: технология развивающего обучения, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества, традиционная технология

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные письменные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 главы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение

учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.



Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Общество и человек (10)

Тема 1.

Общество, его признаки, строение

и место в мировом сообществе

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Тема 2.

Взаимосвязь природы и общества

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Тема 3.

Типология обществ

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей:

особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни.

Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.

Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция.

Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Тема 4.

Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Тема 5.

Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Тема 6.

Потребности человека

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Тема 7.

Социализация и воспитание

Cодержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие

человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Тема 8.

Социально-психологический процесс общения

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Итоговое повторение раздела «Общество и человек».

РАЗДЕЛ II (11 часов)

Экономическая сфера

В этом разделе рассматривается экономический базис рыночного общества. Его основу составляет

материальное производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Вначале необходимо

раскрыть ресурсы экономики (земля, труд, капитал, управление), после чего можно переходить к структуре экономики, которая подразумевает взаимосвязанную совокупность основных агентов и институтов, действующих в четырех ключевых сферах экономики. Речь идет о рынке, бирже, банках, налоговой службе, а также основе материального производства - промышленности, и составляющих ее компонентах, а именно отраслях, предприятиях, фирмах, цехах. В конце раздела рассматриваются вопросы, касающиеся работы и безработицы, оплаты и организации труда.

Опорные понятия и термины: рыночная экономика, конкуренция, ресурсы, производство, потребление, обмен, распределение, товар, услуги, деньги, цена, рынок, биржа, банк, налоги, налогообложение, промышленность, отрасль, предприятие, фирма, труд, заработная плата, безработица, малый бизнес, предпринимательство, капитал, потребители, спрос и предложение, рабочая сила, доходы и расходы, государственный бюджет, бюджет семьи.

Тема 9.

Сущность и структура экономики

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные

экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Тема 10.

Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Тема 11.

Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине

предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Тема 12.

Рынок, цена и конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая

сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и

предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Тема 13.

Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе.

Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции

предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Тема 14.

Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Тема 15.

Бюджет государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Тема 16.

Труд, занятость, безработица

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей

силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Итоговый урок по разделу «Экономическая сфера».

РАЗДЕЛ III

Социальная сфера (11 часов)

Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике,

экономике или духовной деятельности. Здесь формируется социальная и классовая структура, происходит распределение статусов и ролей, протекает социальная мобильность, увеличиваются или снижаются бедность и богатство, возникает социальное неравенство, образуются и распадаются семьи, нарастает волна общественных движений.

Изучая материал раздела, посвященного одной из самых сложных и противоречивых сфер современного общества, учащиеся получают возможность освоить не только новые категории и научные концепции, но и с их помощью анализировать свою повседневную жизнь, протекающую в социальном пространстве «значимых других».

Опорные понятия и термины: статус, роль, социальная структура, социальная группа, социальные и

межличностные отношения, класс, социальная стратификация, социальное неравенство, доход, власть,

образование, престиж, интеллигенция, бедные, богатые, этнос, народ, нация, брак и семья, конфликты.

Тема 17.

Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре

общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Тема 18.Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее

выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Тема 19-20.

Богатые и бедные

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни.

Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог

бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Тема 21.

Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Тема 22.

Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными

нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами.

Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства.

Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Тема 23.

Конфликты в обществе

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Тема 24.

Семья

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Итоговое повторение раздела «Социальная сфера»

Итоговое занятие (2 часа)





















































Тематическое (поурочное) планирование обществознание 8 класс

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Национально-региональный компонент

Использование ИКТ

Вид контроля на уроке

Основные виды деятельности

Глава 1.


Общество и человек

10





1


Что такое общество

2



Заполнить таблицу по основным сферам жизни общества

Составление тезисного плана; работа со статьёй учебника

2


Человек, природа, общество

1



Самостоятельная работа

Работа с учебником. Выявление основных понятий. Составление цепочки вопросов и их обсуждение.

3


Типология обществ

1


Презентация

Практическая работа

Работа в группах по вопросам. Работа с учебником. Диспут.

4


Социальный прогресс и развитие общества

1



Самостоятельная работа

Работа в группах по вопросам. Работа с учебником. Диспут.

5


Личность и социальная среда

1



Опрос

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.

6


Потребности человека

1


Презентация

Тест

Самостоятельная систематизация материала. Творческая работа. Выявление основных понятий и тезисов.

7


Социализация и воспитание

1



Опрос

Самостоятельная систематизация материала. Творческая работа. Выявление основных понятий и тезисов.

8


Общение

1



Практическая работа

Работа в группах по вопросам. Работа с учебником. Диспут

9


Итоговое повторение раздела «Общество и человек»

1



Контрольная работа (тестирование)

Тест

Глава 2.


Экономическая сфера

11





10


Что такое экономика?

1


Презентация

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.

11


Товар и деньги

1



опрос

Работа в группах по вопросам. Работа с учебником. Диспут.

12


Спрос и предложение

2


Презентация

Опрос

Работа с учебником. Построение экономических графиков.

13


Рынок, цена, конкуренция

1


Презентация

Самостоятельная работа

Составление тезисного плана; работа со статьёй учебника

14


Предпринимательство

1



Практикум

Работа с учебником. Выявление основных понятий. Составление цепочки вопросов и их обсуждение.

15


Роль государства в экономике

1



Самостоятельная работа

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.

16


Бюджет государства и семьи

2

Бюджет РК.

Презентация

Практическая работа

Составление тезисного плана; работа со статьёй учебника

17


Труд

1



Опрос

Работа в группах по вопросам. Работа с учебником. Диспут.

18


Итоговый урок по разделу «Экономическая сфера»

1



Контрольная работа (тестирование)

Тест

Глава 3.


Социальная сфера

11




19


Социальная структура

1


Презентация

Опрос

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.

20


Социальная стратификация

1


Презентация

Самостоятельная работа

Работа в группах по вопросам. Работа с учебником. Диспут.

21


Богатые

1



Опрос

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.

22


Бедные

1



Опрос

Работа с учебником. Выявление основных понятий. Составление цепочки вопросов и их обсуждение.

23


Этнос: «нации и народности»

2

Калмыцкий этнос. Этапы становления и развития



Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом. Составление цепочки вопросов и их обсуждение.

24


Межнациональные отношения

2


Презентация

Дискуссия

Работа в группах по вопросам. Работа с учебником. Диспут.

25


Конфликты в обществе

1


Презентация


Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом

26


Семья

1



Практика

Составление тезисного плана; работа со статьёй учебника

27


Итоговое повторение раздела «Социальная сфера»

1



Контрольная работа (тестирование)

Тест

28


Итоговое повторение за весь курс

2



Контрольная работа (тестирование)

Тест



34

2




Требования к уровню подготовки учащихся:

В процессе обучения учащийся должен:

Знать/понимать

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • принцип постановки и решения познавательных проблем.

  • представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

По завершении курса учащиеся должны уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли.

  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

  • Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, деятельности людей;

  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

  • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей;

  • Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • Общей ориентации в актуальных общественных событиях;

  • Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей:

  • Реализация и зашита прав человека и гражданина:

  • Первичного анализа и использования социальной информации;

  • Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:


При оценивании учитываются: сложность материала, самостоятельность и творческий характер применения знаний, уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения, полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания, аккуратность выполнения письменных работ, наличие и характер ошибок, допущенных учащимися; особенности развития учащегося.

Оценивание устных ответов:

Оценка "5" ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

Оценка "4" ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

Оценка "3" ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

Оценка "2" ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

Оценка "1" ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Оценивание письменных ответов:

Оценка "5" - 100-90 %

Оценка "4" - 89-70 %

Оценка "3" - 69-45 %

Оценка "2" - 44-20 %

Оценка "1" - 19- 0 %

Контроль уровня достижения обучающихся

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)

подготовка сообщения по теме

выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;

участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции.

защита мини - рефератов,

написание сочинений разных вариаций,

написание диктантов.

Итоговой формой контроля является тестовая работа (самостоятельная работа, тест)

Учебно-методическое обеспечение

Учебник (автор, год издания, издательство)

Рабочая тетрадь

Методическое пособие для учителя

Дидактические материалы

Сборники контрольных и тестовых работ

Обществознание. А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, 2013 г. «Русское слово»

И. С. Хромова, 2013 г. «Русское слово»

Поурочные планы автор -составитель Н. С. Кочетов

«Учитель», 2010 г.

Схемы, таблицы, слайды

Ю. А. Кожин. Тесты по обществознанию. 7 класс.- Москва: Русское слово, 2010 г.

Тесты И. С. Хромова, 2011 г. «Русское слово»

Материально- техническое обеспечение

№ п/п

Средства

Перечень средств

1

Технические средства обучения

Компьютер, меди проектор



Литература

Основная литература:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004. № 1089.

2. Кравченко А.И. Обществознание: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО « ТИД « Русское слово - РС», 2011.

3. Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО « ТИД « Русское слово - РС», 2011.


Дополнительная литература:

1. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 8 класс / И.С. Хромова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

  1. Хромова И. С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко Е.А. Певцовой "Обществознание" для 8 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово - РС», 2013.

















Лист коррекции

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Реквизиты протокола заседания РМО

Согласовано с заместителем директора по УР (дата, подпись, расшифровка подписи

Реквизиты протокола педсовета

Реквизиты приказа о внесении изменений, дополнений












































Контрольная работа по обществознанию в 8 классе.

1 вариант

1.Система взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни:

а) миросозерцание

б) мировоззрение

в) индивидуализация

2. Общество имеет свойство:

а) развиваться

б) останавливаться в развитии

в) деградировать

3. Общество, для которого характерно господство натурального хозяйства:

а) традиционное

б) индустриальное

в) постиндустриальное

4. Какой идеи развития общества придерживались многие философы, социологи, историки:

а) революционной

б) эволюционной

в) поступательной

г) последовательной

5. Основная черта общественного развития:

а) интенсивное движение вперед

б) интенсивное движение назад

в) ускорение темпов

6. Глобальные проблемы современности:

а) угроза терроризма

б) экономические кризисы

в) увеличение числа коррупционеров

7. В чем уникальность культуры России:

а) в особенности иконописной школы

б) в присутствии различных моральных норм

в) в многонациональности культурной жизни

8. С какой позиции мораль регулирует поведение людей:

а) с позиции ускоряющейся глобализации

б) с позиции имеющихся законов Конституции той или иной страны

в) с позиции справедливости и несправедливости

9. Основные ценности и нормы морали (выбрать один неправильный ответ):

а) Религиозность и набожность

б) гуманизм

в) гражданственность и патриотизм

10. Что такое совесть?

а) осознание вины

б) сознание долга и ответственности

в) бессознательное стремление к добру

11. Какие ступени образования включает в себя образовательная система России?

а) дошкольное, среднее, полное

б) дошкольное, начальное, общее основное, общее среднее

в) дошкольное, начальное, общее основное

12. Что является составной частью непрерывного образования:

а) занятия у репетитора

б) преподавание в школе или в ВУЗе

в) самообразование

13. Особая сфера деятельности это:

а) производство

б) преподавание

в) наука

14. Что включает в себя обществознание:

а) учение о природе и человеке

б) учение о техническом развитии мира

в) учение об обществе

15. Что является обязательным для религиозной веры:

а) совершение обрядов

б) непрестанная молитва

в) связь с Богом (сверхъестественными силами)

16. Основная роль религии:

а) объединение общества

б) разделение общества на страты

в) приобщение к культурным ценностям

17. Что такое «принцип свободы совести» ?

а) право жить по закону совести

б) право не учиться и не работать

в) право на свободу вероисповедания

18. Принцип свободы совести реализует:

а) избавление от сект

б) господство официальной религии

в) религиозное равноправие

19. Какая проблема стоит перед экономикой:

а) проблема недостатка рабочей силы

б) проблема ограниченности ресурсов

в) проблема отсутствия экономических благ

20. Что из нижеприведенного является экономическим благом:

а) полезные ископаемые

б) лесной воздух

в) услуги репетитора

21. Что относится к свободным благам?

а) полезные ископаемые

б) услуги врача

в) транспорт

22. Черты рыночной экономики:

а) собственность и средства производства принадлежат государству

б) ресурсы в руках у частных лиц

в) государственное регулирование экономики и частная собственность

23. Что такое муниципальная собственность:

а) имущество олигарха

б) имущество города или села

в) имущество всего общества

24. К каким факторам производства относится оборудование на заводе:

а) труд

б) земля

в) капитал

г) информация

25. Какую роль играет предпринимательство в развитии экономики:

а) уменьшается число рабочих мест

б) вызывает массовое уклонение от налогов

в) обеспечивает приток денежных средств в хозяйственные отрасли

26. К какому виду налогов относится налог на транспортное средство:

а) прямой

б) косвенный

в) подоходный

27. Что такое государственный бюджет?

а) внешний долг государства

б) внутренний долг государства

в) план сбора доходов государства и их использования

28. Что относится к доходам граждан? (выбрать все возможные варианты):

а) наследство

б) принятие подарков и подношений на производстве

в) зарплата

г) пожертвование в детский дом

д) пособия, стипендии

е) частный бизнес

29. Как государство решает проблему безработицы (выбрать все возможные варианты):

а) выплачивает пособия по безработице

б) выплачивает дотации на оплату коммунальных услуг

в) организует биржи труда

30. Что такое потребительский кредит?

а) кредит в банке

б) кредит при покупке чего-либо с рассрочкой

в) кредит, взятый у частного лица

31. Протекционизм это:

а) свободный ввоз иностранных товаров в страну

б) свободная торговля

в) ограничение ввоза иностранных товаров

32. Социальная стратификация это:

а) деление общества на группы

б) социальное расслоение

в) социальная политика государства

33. Ректор института стал простым преподавателем. Это пример:

а) повышения социального статуса

б) горизонтальной социальной мобильности

в) вертикальной социальной мобильности

Контрольная работа по обществознанию в 8 классе. 2 вариант

1. Назовите три основные фазы развития личности:

а) рождение, жизнь, смерть

б) социализация, адаптация, зрелая личность

в) адаптация, индивидуализация, интеграция

2. Сферы жизни общества (выбрать неверный ответ):

а) социальная

б) аграрная

в) политическая

г) духовная

3. Общество, для которого характерно преобладание промышленного производства:

а) традиционное

б) индустриальное

в) постиндустриальное

4.Развитие общества революционным путем это:

а) поступательное развитие

б) эволюционное развитие

в) скачкообразное развитие

5. Основная черта общественного развития:

а) переход к новым формам развития

б) глобализация

в) индустриализация

6. Особенность развития современного мира:

а) Совершенствование банковской системы

б) информационная революция

в) разрушение и деградация

7. Глобальные проблемы современности:

а) отсутствие цензуры

б) экономические кризисы

в) экологические проблемы

8. Какой термин не относится к понятию «духовная сфера общества»:

а) нации и межнациональные отношения

б) наука и искусство

в) мораль и право

г) религия и философия

9. Что такое мораль?

а) статьи из Конституции РФ о поведении индивидов

б) правила, регулирующие поведение людей

в) религиозные предписания

10. В чем заключается основное отличие морали и нравственности:

а) мораль в отличие от нравственности необъективна

б) нравственность и мораль - синонимы

в) Нравственность - это практический поступок человека

11. В чем основное отличие морали и общественного долга:

а) Моральный долг носит принудительный характер

б) общественный долг носит добровольный характер

в) общественный долг носит принудительный характер

12. Что значит свобода для человека?

а) большие возможности

б) ответственный выбор

в) выбор между добром и злом

13. Какие ступени включает в себя профессиональное образование:

а) среднее профессиональное, высшее

б) среднее, высшее, послевузовское

в) начальное, среднее, высшее, послевузовское

14. Особая система знаний это:

а) познание

б) умозаключение

в) наука

15. Что включает в себя естествознание?

а) знание о развитии общества

б) учение о человеке

в) технические знания

16.Нравственные принципы ученого можно сформулировать так:

а) «все для науки»

б) «жизнь человечества в руках науки»

в) «жизнь человечества выше науки»

17. Основная роль религии:

а) обретение покоя

б) приобщение к культурным ценностям

в) воспитание человека

18. Основы церковного вероучения:

а) нормы

б) обряды

в) догматы

19. Отрицание существования сверхъестественных сил:

а) анархизм

б) рационализм

в) атеизм

20. Принцип свободы совести реализует:

а) возможность свободно отправлять свой культ

б) невозможность сектанской деятельности

в) приоритет господствующей религии

21. Что такое экономические блага:

а) ограниченные средства для удовлетворения потребностей

б) полезные ископаемые

в) средство для удовлетворения потребностей

22. Что такое экономический выбор?

а) отсутствие экономических благ и потребность в них

б) присутствие различных свободных благ

в) распределение имеющихся средств

23. Совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей это:

а) экономическое благо

б) экономический выбор

в) экономическая система

24. Черты традиционной экономики:

а) ресурсы в руках у частных лиц

б) государственное регулирование всех сфер общественной жизни

в) господство аграрной сферы

25. К каким факторам производства относится вода:

а) труд

б) земля

в) капитал

г) предпринимательские способности

26. Выберите существующие организационно-правовые формы фирм:

а) частное предпринимательство

б) кооператив

в) работорговля

г) товарищество

д) рыбный промысел

е) акционерное общество

27. К какому виду налога относится таможенная пошлина:

а) прямой

б) косвенный

в) такого налога не бывает

28. Что такое дефицит бюджета:

а) превышение внутреннего долга над внешним

б) доход государства меньше, чем расход

в) результат уклонения от налогов

29. Как государство решает проблему бедности?

а) увеличивает налоги

б) перераспределяет доходы

в) понижает зарплату тем, кто имеет доход больше установленной суммы

30. Что такое суверенитет потребителя:

а) право на открытие своего дела

б) право на защиту

в) право на свободу экономического поведения

31. Перечислите международные экономические организации:

а) МВФ

б) Всемирный банк

в) ВТО

г) ООН

д) НАТО

32.Фридрейдерство это:

а) Свободный вывоз товаров из страны

б) ограничение ввоза иностранных товаров

в) свободная торговля

33. Учитель биологии переквалифицировался в учителя географии. Это пример:

а) горизонтальной социальной мобильности

б) снижения социального статуса

в) вертикальной социальной мобильности














































Итоговый тест по курсу "Обществознание".8 класс Вариант 1

1.Верны ли следующие суждения о природе и обществе?

А. Природа в отличие от общества является развиваю­щейся системой.

Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

2. Примером общения не является:

1) зрители аплодируют певцу после выступления; 2) начальник дает указания подчиненному;

3) двое друзей беседуют о личных проблемах; 4)человек ведет мысленный разговор с героем прочитан­ной книги.

3.Нуклеарная семья:

1) наиболее распространена в аграрном обществе; 2)включает не менее трех поколений прямых родствен­ников;

3) является малой социальной группой; 4) не предполагает общность быта.

4. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу.

1)физиологические потребности; 2) престижные потребности;

3) потребности в безопасности; 4) социальные потребности; 5)духовные потребности.

5. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:

1) экономический прогресс; 2) технический прогресс; 3)культурный прогресс; 4)религиозный прогресс.

6. Условием принадлежности к этносу является:

1) общность исторической судьбы; 2) отсутствие кровного родства;

3) отношение к средствам производства; 4)общий уровень доходов.

7.B ходе экономического кризиса 1900-1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих ока­зались безработными. Данный пример относится к:

1)политической и социальной сферам; 2)социальной и экономической сферам;

3) экономической и духовной сферам; 4)духовной и социальной сферам

8.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на про­филактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:

1) престижную потребность; 2)физиологическую потребность;

3)потребность в безопасности; 4)социальную потребность.

9.Верны ли следующие суждения о труде?

А. Непроизводительным считается труд, не давший ника­ких результатов.

Б. Целью трудовой деятельности является создание това­ров и услуг.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

10.Определите социальный статус, существующий в тради­ционном обществе.

1) токарь; 2) демократ; 3) житель мегаполиса; 4) ребенок.

11. Основной функцией семьи является:

1)организация производства с целью получения при­были; 2)проведение совместного досуга;

3)воспитание детей; 4)контроль за порядком в обществе.

12.Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петров­на вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:

1)нуклеарной семьи; 2)патриархальной семьи; 3)неполной семьи; 4)многодетной семьи.

13. Верны ли следующие суждения о роли семьи?

А. В семье происходит формирование индивида как лич­ности.

Б. Семья изначально определяет принадлежность челове­ка к определенному социальному слою общества.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

14.Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Уровень безработицы является одним из важных пока­зателей уровня экономического развития государства. Б. Безработица существует только в условиях командной экономической системы.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

15.В начале XX в. многие индустриальные страны находи­лись в состоянии экономического кризиса. Производство сокращалось, слабые и малоэффективные предприятия массово разорялись. В этих условиях:

1)повышалась сдельная зарплата; 2)повышалась повременная зарплата;

3) росла безработица; 4)верно все вышеперечисленное.

Ответы на итоговый тест по обществознанию. 8 класс Вариант 1

1. 2

2. 4

3. 3

4. 2

5. 4

6. 1

7. 2

8. 3

9. 3

10. 5

11. 3

12. 3

13. 3

14. 1

15. 3







Итоговый тест по курсу «Обществознания».8 класс. Вариант 2.

1..Характерной чертой только доиндустриального общества является:

1)большая роль науки в развитии производства; 2 ) деление общества на социальные группы;

3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономи­ки; 4)высокая социальная мобильность.

2. Характеристикой нации в отличие от племени является:

1) общность традиций 2)устойчивая государственность;

3)собственный язык; 4)общность территорий.

3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?

А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.

Б. В современном обществе деньги перестали быть сред­ством обращения.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперниче­ство» характеризуют:

1) способы протекания конфликтов; 2) способы разрешения конфликтов;

3) процесс социализации личности; 4)причины возникновения конфликтов.

5. К основным экономическим ресурсам относится:

1) рынок; 2)капитал; 3)обмен; 4)налоги.

6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:

1) отсутствием товарно-денежных отношений; 2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей; 3) уравнительным распределением продукции;

4) жестким государственным регулированием производ­ства, обмена и распределения;

7. Верны ли следующие суждения о социальной стратифи­кации?

А. Важным признаком принадлежности к страте являет­ся уровень престижа.

Б. В современном обществе уровень образования не влия­ет на принадлежность к той или иной страте.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных кон­курирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, на­зывается:

1)конкуренция; 2) закон спроса и предложения; 3) олигополия; 4)монополия.

9.Личность в отличие от индивида:

1) является биосоциальным существом; 2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;

3) обладает определенными желаниями и стремлениями; 4)способна оказывать влияние на общество.

10. Положение, при котором доходная часть государственно­го бюджета превышает расходную, называется:

1)профицит бюджета; 2)дефицит бюджета; 3)государственный долг; 4)сбалансированный бюджет.

11. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начина­ется с:

1)момента знакомства юноши и девушки; 2) заключения брака;

3)отдельного от родителей проживания в собственном до­ме (квартире); 4) появления первого ребенка.

12.Верны ли следующие суждения о типах семьи?

А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространенной является нуклеарная семья.

Б. В России и европейских странах на современном этапе все большее развитие получает расширенная семья.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

13. В современных развитых странах большая часть трудо­способного населения занята в сфере:

1)тяжелой промышленности; 2)легкой промышленности;

3) сельского хозяйства; 4)обслуживания.

14. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.

Б. Уровень квалификации работника влияет на размер за­работной платы.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

15. Сдельную форму заработной платы получает:

1)врач; 2)учитель; 3)ювелир; 4)инженер.

Ответы на итоговый тест по обществознанию. 8 класс. Вариант 2.

1. 3

2. 2

3. 4

4. 1

5. 2

6. 4

7. 1

8. 3

9. 4

10. 1

11. 2

12. 1

13. 4

14. 2

15. 3


© 2010-2022